«Обучение финансовой грамотности дошкольников»
статья по основам финансовой грамотности
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.
Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение финансовой грамотности дошкольников»
Цель: Создание необходимой мотивации для повышения детей дошкольного возраста финансовой грамотности.
Задачи :
Образовательные: формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.
Развивающие: развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой.
Мы начали искать литературу, которая бы знакомила детей с трудом, профессиями, и это заставило взглянуть на давно знакомые произведения другими глазами, ведь, как оказалось, практически в каждом художественном произведении персонажи трудятся. Продолжили знакомить детей с профессиями, дети узнали о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. Что в процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда.
В группе дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, обыгрывая разные профессии.
В результате работы у детей формировались представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, они учились уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Знакомство с людьми разных профессий воспитывало уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду. Дали детям представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Перед детьми был поставлен вопрос, как появились деньги. Мы смотрели презентации о том, что служило древним людям деньгами. Также мы организовали выставку поделок копилка, дети с удовольствием складывают в свою копилку монетку, которую зарабатывают за день.
Познакомили детей с деньгами разных стран.
Мы объединили настольно-печатную игру «Покупки» и сюжетно-ролевую игру «Магазин», и учили детей распределять деньги на покупки и покупать точно по списку, провели игру, в которой сначала дети были только покупателями, и уже когда они научились общению с продавцом, поняли, что нужно делать, некоторые дети попробовали себя в роли продавца. В игре также решались и такие вопросы, как рассчитать свой бюджет и выбрать игру по возможностям, понять, что часто бывает так, что некоторые покупки не по карману.
Воспитываем у детей осознанное отношение, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
Начали знакомство детей с понятием «реклама» просмотрев мультфильм по рассказу С. Михалкова «Как старик корову продавал». По данной теме детям были продемонстрированы и другие мультфильмы и прочитаны произведения.
В беседе на тему «Реклама» мы просили детей вспомнить те случаи, когда вам понравилась реклама, вам что-то купили из-за нее, но вам не понравился продукт. Дети рассказали о некоторых игрушках и сладостях, которые не соответствовали их ожиданиям, и пришли к выводу, что не всегда в рекламе говорят правду.
Чтобы дети понимали, что такое семейный бюджет, и на что он тратится, мы организовали игру, «Семейный бюджет». Дети объединялись в одну семью, каждый взрослый член семьи получал доход, общий доход каждого – это семейный бюджет.
Обсуждали расходы, которые предвидятся для семьи в этом месяце, и дети должны выделить из семейного бюджета деньги на обязательные расходы и положить их, на непредвиденные, и в итоге понять, сколько осталось, и принять всей семьей решение потратить эти деньги на досуг и что-то желаемое, или отложить эти деньги на потом.
Мы считаем, что поставленные цели достигнуты, будем продолжать и дальше работать над формированием основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541067-1417280532.jpg)
Карта Учета индивидуальных способностей дошкольников по обучению финансовой грамотности
Карта индивидуальнго развития по дополнительной программе "Финансовая грамотность дошшколят"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/24/picture-1267857-1637782812.jpg)
План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/09/picture-1057983-1644400815.jpg)
Методическая разработка мероприятия по обучению финансовой грамотности старших дошкольников 5-6 лет
Тема: «Умная копилка»Форма проведения: беседа, дидактическая игра, мастер-класс, развивающие игры.Цель: познакомить старших дошкольников с понятием «экономия», воспитать финанс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/18/picture-1193955-1674057187.jpg)
Опыт работы "Обучение финансовой грамотности дошкольников"
Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных ф...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-947888-1505451183.jpg)
Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»
Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/10/picture-1147874-1683744888.jpg)
Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...