«Обучение финансовой грамотности дошкольников»
статья по основам финансовой грамотности

Михайлова Елена Николаевна

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни,  в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_finansam.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение финансовой грамотности дошкольников»

Цель:   Создание необходимой мотивации для повышения детей дошкольного возраста финансовой грамотности.

Задачи :

Образовательные: формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.

Развивающие: развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни,  в том числе и финансовой.

Мы начали искать литературу, которая бы знакомила детей с трудом, профессиями, и это заставило взглянуть на давно знакомые произведения другими глазами, ведь, как оказалось, практически в каждом художественном произведении персонажи трудятся. Продолжили знакомить детей с профессиями, дети узнали о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. Что в процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда.

В группе дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры, обыгрывая разные профессии.

В результате работы у детей формировались представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий,  они учились уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги. Знакомство с людьми разных профессий воспитывало уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду. Дали детям представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.

Перед детьми был поставлен вопрос, как появились деньги. Мы смотрели презентации о том, что служило древним людям деньгами. Также мы организовали выставку поделок копилка, дети с удовольствием складывают в свою копилку монетку, которую зарабатывают за день.  

Познакомили детей с деньгами разных стран.

Мы объединили настольно-печатную игру «Покупки» и сюжетно-ролевую игру «Магазин», и учили детей распределять деньги на покупки и покупать точно по списку, провели игру, в которой сначала дети были только покупателями, и уже когда они научились общению с продавцом, поняли, что нужно делать, некоторые дети попробовали себя в роли продавца. В игре также решались и такие вопросы, как рассчитать свой бюджет и выбрать игру по возможностям, понять, что часто бывает так, что некоторые покупки не по карману.

 Воспитываем у детей осознанное отношение, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

         Начали знакомство детей с понятием «реклама» просмотрев мультфильм по рассказу С. Михалкова «Как старик корову продавал». По данной теме детям были продемонстрированы и другие мультфильмы и прочитаны произведения.

В беседе на тему «Реклама» мы просили детей вспомнить те случаи, когда вам понравилась реклама, вам что-то купили из-за нее, но вам не понравился продукт. Дети рассказали о некоторых игрушках и сладостях, которые не соответствовали их ожиданиям, и пришли к выводу, что не всегда в рекламе говорят правду.

Чтобы дети понимали, что такое семейный бюджет, и на что он тратится, мы организовали игру,  «Семейный бюджет».  Дети объединялись в одну семью, каждый взрослый член семьи получал доход, общий доход каждого – это семейный бюджет.

 Обсуждали расходы, которые предвидятся для семьи в этом месяце, и дети должны выделить из семейного бюджета деньги на обязательные расходы и положить их,  на непредвиденные, и в итоге понять, сколько осталось, и принять всей семьей решение потратить эти деньги на досуг и что-то желаемое, или отложить эти деньги на потом.

Мы считаем, что поставленные цели достигнуты, будем продолжать и дальше работать над формированием основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Опыт работы "Обучение финансовой грамотности дошкольников"

Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных ф...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

РОЛЕВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

. В статье рассматривается использование ролевой игры как метода интерактивного обучения финансовой грамотности дошкольников. Описаны преимущества ролевых игр в формировании у детей начальных представ...

Мастер-класс для педагогов "Обучение финансовой грамотности дошкольников"

Мастер-класс для педагогов "Обучение финансовой грамотности дошкольников"...

Конспект занятия с использованием ИКТ технологий по финансовой грамотности на тему: «Обучение финансовой грамотности»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, нео...

Конспект занятия с использованием ИКТ технологий по финансовой грамотности на тему: «Обучение финансовой грамотности»

Создаем условия для формирования первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления....