Доклад « Использование дидактических игр и упражнений в формировании основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Фрумузаки Валентина Валериевна

Формирования   основ финансовой  грамотности  у дошкольников     через   игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_finansovoy_gramotnosti.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад

г. Покачи

Доклад « Использование дидактических игр и упражнений  в формировании основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

 Подготовила:

   воспитатель

Фрумузаки В. В.

2021

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом —

                                        Приучай его с детства заниматься трудом,

                                           Чем он раньше познает, как хлеб достаётся —

                                      Тем полезней ему будет в жизни потом!..

                                                                               (Народная мудрость)

На современном этапе значительно повышаются требования к   уровню

экономической  грамотности,  как  взрослых,  так  и  детей.

В современном мире дети поневоле очень рано включаются в экономическую жизнь, сталкиваясь с рекламой, покупками в магазине, деньгами. Даже если малыша  не  учат  экономике,  он  часто слышит понятия  «мое»,  «твое»,  «наше»,  «обмен», «деньги»,  «цена», «дорого»,  «дешево»,  «продать»,  «заработать».

Так  или  иначе,  сталкиваясь  с  экономическими терминами в достаточно раннем возрасте, дети зачастую,    овладевают экономической  информацией  на  житейском уровне в  искаженном  виде.

Однако, даже в дошкольном возрасте, экономику можно преподнести в форме элементарных сведений, используя игру, как основной вид детской деятельности.

Игра,  как средство развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

В своей практике для формирования  финансовой  грамотности  у дошкольников мы использовали  дидактические игры, играя в которые, дети

не подозревают, что осваивают экономические навыки, учатся культуре общения и поведения.

Все дидактические игры  наполнены как познавательным, так и воспитательным содержанием, в которых моделируются реальные жизненные ситуации: операции  купли-продажи,  производства и  сбыта  готовой  продукции  и  др. Дошкольники, совершая определённое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами. Это повышает прочность и осознанность усвоения знаний, позволяет интегративно решать задачи по формированию основ экономических знаний у старших дошкольников.

Картотека дидактических игр  с экономическим содержанием.

«ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ?»

ХОД: Воспитательбросает  мяч детям и называет, для чего нам нужны деньги, а они  продолжают. Итак, деньги нам нужны: (Ответы детей) для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д. Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций. - Если мы едим на автобусе, мы платим? - Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? И т.д

«КАКИЕ   БЫВАЮТ    РАСХОДЫ»

ЦЕЛЬ:  Показать    детям, что  расходы        бывают  обязательные(основные) и   необязательные  (не основные).

МАТЕРИАЛ:  Модель  «Расходы»,карточки  с  изображением    предметов,

символизирующих    основные    и  не  основные    расходы(мебель,  одежда,

продукты, питания, свет, газ, игрушки,книги  ,карточки  белого  и красного цвета).

ХОД:Вариант1:ведущий показывает  картинку с изображением какого

-либо предмета, дети поднимают карточку того цвета каким он считает предмет по степени необходимости.

Вариант2:детям      раздаются  предметные      картинки  ,карточки  

раздаются  двум  детям.  По  сигналу    воспитателя  дети  становятся    вокруг ребенка  необходимого по их мнению  цвета.

ИГРА «РАЗМЕН»

Цель: научить считать деньги.

Материалы: монеты и купюры разных номиналов.

Количество участников: 1-5 человек

Ход игры:

Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десятка каждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем суммы выигрышей.

ИГРА «ГРУША-ЯБЛОКО»

Цель: Научить считать деньги и ресурсы.

Материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.

Так и с деньгами:   их нужно планировать заранее.

ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: развивать мышление и внимание дошкольников;
развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку.

Правила игры: рассмотри 4 картинки и назови, какой предмет лишний; объясни свой выбор.

«КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

ЦЕЛЬ:  Расширить  знания  детей  о  профессиях    и  трудовых  действиях;

воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

МАТЕРИАЛ: Карточки  с  изображением  профессии  (продавец,  повар,

кассир,  художник,  банкир)  и    трудового    действия    (взвешивания  товара ,готовит  еду, рисует ).

ХОД

 Ребенок,  взяв  карточку,  называет    профессию.  Находит

соответствующую  карточку  с  изображением  трудовых  действий    и  

рассказывает  о  них.

Вариант: Дети подбирают инструменты  ( картинки ),которые необходимы

для  работы    людей  тех    профессий,  которые  изображены  на  сюжетных  

картинках.

«МАЛЕНЬКИЕ    ПОКУПКИ»

ЦЕЛЬ: Показать, что каждая вещь  стоит денег, сопоставлять цена товара с

имеющимися  наличными деньгами.

МАТЕРИАЛ:   Картинки      с   изображением      различных предметов(товаров),ценники, деньги.

ХОД:  Дети    выбирают  товар, соотносят  цену  с  имеющимися  у  них

деньгами, делают покупки  по заданию   ведущего:

  • Покупка только одного предмета (товара).
  • Покупает сразу несколько товаров.(спрос не превышает предложение).-
  • Покупатель  сравнивает    товары  по  стоимости(дороже,  дешевле,

одинаковые по цене).

«ИНТЕРЕСНЫЕ    ПОКУПКИ»

ЦЕЛЬ: Раскрыть детям покупательную силу  денежных знаков.

МАТЕРИАЛ:  Товары  разной  стоимости,  монеты  (купюры)  разного

достоинства.

ХОД:  Ведущий  дает    задания    «покупателям»  с  постепенным

усложнением:-\купить вещь(предмет),которая стоит....рублей;

-назвать, что можно купить за .....рублей;самостоятельно узнать, а потом назвать одну, две, три вещи, стоящие определенную сумму денег.

«КАКИЕ БЫВАЮТ ДОХОДЫ»

ЦЕЛЬ: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах;

усовершенствовать  навыки  самостоятельного  определения  видов  доходов

(основные и не основные).

МАТЕРИАЛ: Карточки с изображением основных видов деятельности, за

которые  взрослые  получают  основной  доход :заработную  плату,  и  видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

ХОД:  Дети  рассматривают  карточки,  называют  деятельность  взрослых,

полученный результат, выделяют дополнительные и основные

доходы.

КАРТОЧКИ «ДЕНЬГИ».

ЦЕЛЬ: Закрепить знания о деньгах.

Карточки «Деньги» предлагаю сделать двух видов: монеты и банкноты: с лицевой стороны цифрами, с обратной стороны точками, допускается использование счетных палочек Кьюизенера.

Экономические загадки

1.Для всех мы в обилии рождаемся на свет,

У одних нас много, у других нас нет…(деньги)

2.Мальнькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет…(монета)

3.И врачу и акробату,

Выдают за труд…(зарплату)

4. Половинку от зарплаты

Называю как, ребята?     (аванс)

5. Из какого аппарата,

Выдается всем зарплата? (банкомат)

6. Коль трудился круглый год,

Будет кругленький….(доход)

7. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы.

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спите. (копилка)

8. Будут целыми как в танке,

Сбереженья ваши в ….(банке)

9. Люди ходят на базар,

Там дешевле весь ….(товар)

10. На товаре быть должна,

Обязательно….(цена)

11.Как ребенка нет без мамы,

Сбыта нету без ….(рекламы)

12. Мебель, хлеб и огурцы,

Продают нам ….(продавцы)

13. Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно…(весы)

14. За сметану, хлеб и сыр,

В кассе чек пробьет….(кассир)

15. Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ….(налоги)

Раннее разумное воспитание финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Тема «Азбука денег» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», &l...

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные ден...

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....

Семинар для родителей «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...