Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)

Мансурова Асият Магомедалиевна

Тема «Азбука денег»

 

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей   возникновения денег и их ролью в жизни человека;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать у детей интерес к экономике.

Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, часы, зерна

пшеницы, камешки, глиняный кувшин, монеты, купюры, пластиковая карта, кошелек, мяч, бумага, вода.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма, беседа о работе взрослых, о профессиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_konspekt.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности в старшей  группе.

                                 

                                                                                  Составила: Мансурова А. М.

                                   

                                                Тема «Азбука денег» 

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей   возникновения денег и их ролью в жизни человека;

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитывать у детей интерес к экономике.

Материал и оборудование: иллюстрации по тематике, часы, зерна

пшеницы, камешки, глиняный кувшин, монеты, купюры, пластиковая карта, кошелек, мяч, бумага, вода.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма, беседа о работе взрослых, о профессиях.

Вводная часть.

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день!

Если каждый улыбнется,

Утро доброе начнется!

Воспитатель:

Звенит  звонок, курьер доставляет посылку.

Воспитатель: Ребята, что это за необычный предмет? (Посылка)

А давайте посмотрим, что в коробке (Достает из коробки кошелек и показывает детям) А что это такое, кто скажет?

Дети: Кошелек.

Воспитатель: А что в кошельке лежит?

Дети: в кошельке лежат деньги.

Воспитатель: Сейчас проверим, действительно ли лежат деньги. А для этого нам надо отгадать загадку

«Кругло, Мало, Всякому мило» (Монета)  

(Изображение монет на стенде)

Сделана из бумаги, прямоугольной формы, шуршит (Банкнота)

А как мы можем назвать одним словом монеты и банкноты? (Деньги)

Воспитатель:  Ребята, а что тут делают ракушка и камешек рядом с деньгами?

Дети, помните, мы с вами смотрели мультфильм «Уроки тетушки Совуньи?»

Воспитатель: Интересный был мультфильм?  Все вспомнили, как появились деньги. Чтобы проверить, мы с вами отправимся в путешествие во времени в прошлое. Для этого  нам понадобятся часы (показывает детям часы)

Стрелки часов идут всегда вперед. Чтобы попасть в прошлое, мы покрутим стрелки часов назад (Звук тиканья часов)

Динамическая пауза

Налево - раз, направо - раз,
Мы тоже можем так.
(Ноги вместе, руки на поясе)
Тик-так, тик-так

Вот мы и попали в прошлое денег.  (Предметы: шкура животных, мешок зерна, рис, ракушки, глиняная посуда) Давайте подойдем поближе и рассмотрим эти предметы.

Шкура животных - горшок-овощи-зерно-камешки-ракушки-металлические монеты – бумажные деньги. Вот теперь поняли,почему в кошельке оказались камешки и ракушка?

Воспитатель: Ребята, нам пора вернуться в настоящее время. Покрутим стрелки часов вперед и скажем: «Раз, два, три, в детском саду очутись!»

(Дети садятся полукругом)

Дети, бумажные деньги называются банкнотами. Банкноты отличаются между собой специальными знаками.  У каждой страны есть свои деньги и называются они по-разному. (На доске варианты банкнот)

Давайте, рассмотрим деньги и монеты. Можете потрогать их, позвенеть монетами. А сейчас мы с вами немного отдохнем и вернемся к деньгам.

Физминутка:«Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать!  (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими

руками одновременно)

Один, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об

левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то

правую, то левую ножку).

Исследовательская деятельность.

 А как вы думаете, какие деньги удобнее: бумажные или металлические? Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить и как настоящие исследователи будем записывать результаты.

Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага? Правильно, бумага будет символизировать купюру. ( По очереди вызываются дети к столу для экспериментирования)

  1. Возьми лист бумаги, помни его, попробуй разорвать. Получилось? А с монетой можно сделать эти действия: порвать, помять? Какой вывод? На карте, напротив монеты ставим плюс.
  2. Затем, берем бумажный лист и кладем его в воду. Что происходит. Правильно, бумага намокает, а мокрая бумага разваливается, разрывается. А теперь опустим в стакан монету. Что происходит, монета намокла? Какой вывод можно сделать? Напротив чего мы поставим плюс, монеты или банкноты?
  3. Следующий опыт, на одну ладонь положим монету, а на другую бумагу. Что тяжелее, что легче? Подуем на бумагу, что происходит, почему бумага слетает с ладони? Правильно, потому, что бумага легче. Бумага легче и поэтому в этом эксперименте мы ставим плюс ей.

Теперь посмотрите на  записи, сколько плюсов мы поставили купюре и сколько монете? Что удобнее? Хорошо, удобнее оказались монеты.

Воспитатель: Но один существенный недостаток у таких денег. Как вы думаете?  Это то, что они тяжелые и когда этих денег много, то они занимают много места. Чтобы купить много покупок, нужно возить с собой мешок монет. Из-за этого в наше время люди придумали использовать вместо денег банковскую карту (показывает).  Она легкая и не занимает много места.

Послушайте сказку « О банковской карточке»

Однажды рядом с Кошельком появилась красивая  яркая, блестящая банковская карта.

Кошелёк насторожился:

— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета.

— А я — пластиковая карточка. Теперь Я буду хранительницей денежных средств семьи.

— Но где же ты хранишь купюры?

— Они во мне, — гордо ответила Карточка.

— Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются?

— А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно

улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.

«Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:

— А давай,  я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.

Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька.

Кошелёк подумал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке»

Сюжет о пластиковой карте  из банка

Воспитатель: Сейчас сотрудник прямо из банка  расскажет нам  о карте.

Воспитатель

Д/и «Дополни» (с мячом)

Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? (Ответы детей)

А для чего нужны нам деньги? (Дети перечисляют) Давайте  поиграем в игру.  Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Банкнота рвется, а монета – нет.

Воспитатель: А все ли можно купить за деньги? (Нет)

Об этом нам расскажет Вова. (Ребенок читает стихотворение Владимира Орлова «Чего нельзя купить?»)

Ребенок: 

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где – то дома у метро,

Пепси – кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,        

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

В.: Молодцы, дети. Правильно. Мы не можем купить здоровье близких и нас самих, купить счастье, удачу, дружбу. Самые важные и нужные в мире вещи не продаются и не покупаются!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.

Перспективное планирование, конспекты занятий, проект, игры по финансовой грвмотности....

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные ден...

Консультация для педагогов "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно- ролевые игры"

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры.Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Поэтому обучение основам эко...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ"

Статья "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" раскрывает специфику работы педагога по данной теме....

Семинар для родителей «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться....

Удостоверение о повышении квалификации "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста" 30.11.2021г.

Удостоверение  о повышении квалификации "Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста" 30.11.2021г....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...