ЧФУОО "Финансовая грамотность" по программе Кузнецовой Н.А. "Дети и денежные отношения"
учебно-методический материал по основам финансовой грамотности

Жучкова Татьяна Валерьевна

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на формирование навыков финансовой грамотности. Реализация содержания образовательной деятельности осуществляется на основе Парциальной программы финансового воспитания «Дети и денежные отношения». Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и направлена на форми­рование у дошкольника и младших школьников азов экономиче­ского мышления и финансовой грамотности на основе парадок­сальной логики и понимания всеобщих закономерностей роста и развития живых систем, в тесной взаимосвязи с формированием предпосылок духовно-нравственных качеств личности ребенка. Автор: Кузнецова Н.А. Дети и денежные отношения: парциальная программа финансового воспитания дошкольников. Изд. Второе, доп. /Н. А. Кузнецова. – Екатеринбург: [б. и. ], 2019. – 88 с. – Текст: непосредственный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.chfuoo_finansovaya_gramotnost.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (ЧФУОО)

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на формирование навыков финансовой грамотности. Реализация содержания образовательной деятельности осуществляется на основе Парциальной программы финансового воспитания «Дети и денежные отношения». Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование у дошкольника и младших школьников азов экономического мышления и финансовой грамотности на основе парадоксальной логики и понимания всеобщих закономерностей роста и развития живых систем, в тесной взаимосвязи с формированием предпосылок духовно-нравственных качеств личности ребенка. Автор: Кузнецова Н.А. Дети и денежные отношения: парциальная программа финансового воспитания дошкольников. Изд. Второе, доп. /Н. А. Кузнецова. – Екатеринбург: [б. и. ], 2019. – 88 с. – Текст: непосредственный.

Цели и задачи реализации Программы

Цель - формирование у детей основ финансовой культуры, правильного восприятия денег и денежных отношений на парадоксальной логике и универсальной визуальной основе; создание для устойчивого (гармоничного) развития активной, - стеской личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально-экономических перемен.

Основные задачи Программы:

  • Познакомить детей с основными закономерностями роста и развития живых систем, в т.ч. человека и его отношений, включая денежные.
  • Познакомить детей на визуальной основе с моделями нормы и не нормы финансового поведения.
  • Научить правильному отношению к деньгам и финансовым ситуациям.
  • Научить анализировать и оценивать финансовые ситуации по 4 игровым критериям
  • Дать целостный, визуальный образ структуры денежной системы РФ (Древо денежной системы России).
  • Сформировать упорядоченную систему устойчивых позитивных ассоциаций к деньгам, основанную на нравственных принципах.
  • Сформировать патриотическое отношение к национальной валюте РФ, основанное на базовых принципах ипонимании всеобщих закономерностей роста и развития объектов, явлений природы.
  • Формировать необходимые личностные качества ребенка, ответственное отношение к деньгам и финансовым операциям.
  • Развивать навыки позитивного мышления и психоэмоциональной устойчивости в отношении к деньгам и финансовым ситуациям.
  • Воспитать чувство искренней благодарности к родителям и близким за оказываемую материальную (финансовую) и духовную поддержку на этапе детства.
  • Воспитать уважительное отношение к различным видам труда и профессионализму (мастерству) представителей разных профессий.
  • Воспитать чувство собственного достоинства и уважения к участникам денежных отношений и финансовых ситуаций.
  • Воспитать трудолюбивого, добросовестного, честного, любящего свою Родину гражданина.

Принципы Программы:

В качестве методологических подходов к дошкольному образованию в Программе выделены:

  • культурологический подход, который, основываясь на принципе культуросообразности образования, способствует сохранению и развитию общей базовой культуры;
  • личностно-ориентированный подход, который направлен на развитие личностно-значимых качеств ребенка с учетом его возрастных, индивидуальных и личностных особенностей;
  • деятельностный подход, который задает активную позицию педагога, направленную на развитие личности ребенка через присвоение им ценностей культурно-исторического опыта в активной деятельности.

В соответствии с ФГОС ДО Программа предусматривает реализацию принципов формирования образовательного пространства:

  • забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей;
  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка;
  • целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений.

Инновационные методы, приемы и формы работы по данной Программе, обеспечивают реализацию принципа контекстуализации нормы, принципа резонанса, а также ведущего принципа включения финансового воспитания в образовательную деятельность - интеграцию основных видов деятельности дошкольников: коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой, двигательной.

Структура Программы:

Программа состоит из трех образовательных модулей:

Модуль 1. Труд и мастерство;

  • Знакомство с образом «Свет»
  • Чтение литературных произведений «Сказка о Копеечке» и «Сказание о мастерстве»
  • Знакомства со сказочным героем «фея Копеечка»
  • Знакомство с циклом жизни дерева

Модуль 2. Денежная система РФ;

  • Знакомство с высшей нормой человеческих отношений в произведении «Сказание о любви» (образ «Сфера жизнедеятельности»)
  • Знакомство с метафорическим визуальным образом Древо денежной системы РФ»

Модуль 3. Деньги, время и счет.

  • Знакомство с секундой как самой малой единицей времени, с образом-метафорой «Древо времени» и связью «Деньги - время».
  • Знакомство с пословицами: «Кто рано встает, у того копейка растет», «делу время, потехе час», «Деньги любят счет», «Точнее счет, крепче дружба».

     Программа предлагает педагогам использовать в работе с детьми метод проектов

Примерные темы:

«Деньги — инструмент»

«Мой путь мастера»

«Я расту и созреваю»

«Как управлять деньгами»

«Путешествие Копеечки»

«Как подружиться с феей Копеечкой»

«Как вырастить денежное дерево»

«Как моя семья дружит с Копеечкой»

«Как стать мастером своего дел»

«Что сеем, то и пожинаем»

«Что не имеет цены?»

«Я работы не боюсь и всему я научусь!»

«Дружно ходим в магазин»

«Как я дружу с феей Секундочкой»

«Как растет древо моего времени»

«Дом - полная чаша, это Родина наша!»

Отличительные особенности Программы

Программа «Дети и денежные отношения» направлена на решение актуальных задач финансового воспитания детей дошкольного возраста в логике устойчивого развития в условиях непрерывных социально-экономических изменений. Инновационный характер Программы раскрывается ее уникальным содержанием, применением Волновых технологий образования и УМК нового поколения «Норма плюс», позволяющего использовать деньги и интерес к ним детей, как эффективный педагогический инструмент формирования представлений о базовых ценностях и закрепления норм, правил финансового поведения.

Эта программа обеспечивает системный подход в финансовом воспитании, формируя у ребенка систему устойчивых позитивных ассоциаций в сфере денежных отношений. Программа базируется на применении в педагогической практике следующих званий:

  • метод игрового анализа и синтеза (автор - Кузнецова Н. А.).
  • метода визуализации абстрактных понятий (автор Кузнецова Н.А. и соавторы) и системы опорных образов Нормы - гармоничных природных объектов, образов из цикла жизни дерева (семя, дерево, цветок, плод и проч.).
  • опытно-экспериментальной деятельности с использованием природных объектов и явлений - для визуализации типов денежных отношений и моделей финансового поведения.
  • универсальной визуальной основы системы базовых ценностей, актуальной на всех последующих этапах социализации человека.
  • игр нового поколения «Норма плюс».
  • современных интерактивных форм работы (интерактивные программы: книги, игры-пазлы, раскраски, фотостудия и проч.).
  • метода цветовой видеогармонизации.
  • образовательных нейротренажеров - гармоничных цветомузыкальных композиций (видеоролики) различной тематической направленности.

В ходе реализации Программы возникают всевозможные пересечения и связи практически со всеми остальными образовательными областями Программы, обеспечивая таким образом междисциплинарный резонанс высокую эффективность образовательного процесса.

Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к планируемым результатам образовательной деятельности в виде целевых ориентиров с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, проявляющих устойчивые признаки одаренности.

По трем модулям представлены следующие планируемые результаты освоения Программы:

  • Ребенок знаком с гелиоцентрической моделью мироздания (солнце в центре солнечной системы). Поясняет ее принципиальное отличие от геоцентричной модели (земля в центре солнечной системы).
  • Осознает, что всем живым управляет свет (а не деньги).
  • Соотносит гелио и геоцентричную модели с соответствующими моделями поведения человека (эгоцентризм и децентрация). Оперирует понятиями: свет мастерства, знаний, свет отношений, светлые отношения, источник света, источник благ.
  • Воспринимает связь Солнце - Земля как модель красивых, плодотворных отношений.
  • Интерпретирует факт вращения Земли вокруг источника света как необходимость, как трудолюбие, высокое мастерство, точность, заботу о живом, требующую от человека взаимной благодарности и ответственности. Переносит эти представления на модели межличностных отношений.
  • Способен выполнить упражнение на воспроизведение модели движения Земли: вокруг солнца и вокруг себя, одно временно. Переносит ее на модель межличностных отношений: ориентация во взаимодействии на свет (красоту, пользу) отношений, на непрерывные изменения и постоянство.
  • Знает суточный и годовой цикл как результат непрерывного труда планеты Земля, сохранения ее постоянства в условиях непрерывных изменений.
  • Ребенок знаком со сказочным персонажем Фея Копеечка, воспринимает его положительно.
  • Может самостоятельно воспроизвести образ Копеечки на бумаге с помощью карандашей и/или красок.
  • Называет черты характера и предпочтения феи Копеечке.
  • Ассоциирует этот сказочный персонаж с монетой 1 копейка и метафорой «денежное дерево»
  • Переносит положительное отношение к фее Копеечке на деньги и денежные отношения семьи.
  • Имеет первоначальное представление о строении дерева, фазах цикла его жизни, взаимосвязи его структурных элементов.
  • Воспринимает единство частей Дерева: корни, ствол, крона, ветви и листья, как необходимое условие его роста и развития (благополучия).
  • Воспринимает взаимосвязи частей дерева и движение сока в нем как дружественные отношения между корнями, стволом и кроной (взаимопомощь, забота, согласие, понимание единство).
  • Воспринимает деревья, процесс плодоношения и наличие семян в плодах как проявление изобилия и любви окружающего мира, одно из условий благополучия человека.
  • Выражает в словах, действиях и поступках бережное отношение к деревьям.
  • Называет общепринятые способы ухода за живыми деревьями.
  • Переносит основные этапы и закономерности роста дерева на человека, процессы его жизнедеятельности и систему отношений.
  • Переносит свойства дерева на человека (принцип дерева в строении, взаимосвязи частей тела).
  • Переносит свойства дерева, его строение и взаимосвязь элементов на образ «Древо отношений», Древо мастерства, «Древо моего рода».
  • Имеет первоначальное (наиболее общее) представление о понятиях: Денежное дерево, рост денежного дерева.
  • В контексте денежных отношений свободно оперирует такими понятиями системы базовых ценностей как: семья отношения (денежные отношения), уважение, согласие, трудолюбие, мастерство, время, дружба, благодарность, взаимопомощь и проч.
  • Ассоциирует труд и мастерство человека, процесс получения знаний, положительные качества личности и красивые семейные отношения с ростом денежного дерева, благополучия человека и его семьи.
  • Устанавливает причинно-следственную связь: лень, зависть (и прочие негативные качества личности) - замедление роста денежного дерева и веточек на нем.
  • Ассоциирует образ феи Копеечки с профессиональной деятельностью человека и его трудолюбием.
  • На примере профессии «повар» может перечислить ряд профессиональных знаний и умений, положительно влияющих на рост денежного дерева (рост заработной платы). С помощью педагога способен назвать ряд обязанностей представителя какой-либо профессии (врач, портной и проч.), от соблюдения которых зависит рост денежного дерева (рост заработной платы).
  • Соотносит детско-родительские отношения с образом «дерево» и взаимосвязью его структурных элементов.
  • С достаточной степенью осознанности оперирует понятием: благодарность (в т.ч. благодарность родителям в контексте денежных отношений семьи).
  • Подготовлен и мотивирован для дальнейшего познания - знакомства с денежными знаками и денежными отношениями (возраст ребенка 6+).
  • Проводит самооценку своего труда и труда сверстников по шкале «Норма плюс». Может дать развернутый ответ обоснование своего выбора визуального образа для самооценки.
  • Адекватно, положительно воспринимает оценку педагогом своих достижений (по системе «Мастер плюс»).
  • С помощью сеансов цветовой видеогармонизации у ребенка улучшается цветовосприятие и цветоразличение, повышается психоэмоциональная устойчивость, навыки саморегуляции.
  • Помнит и читает наизусть позитивные установки, свободно оперирует названиями нравственных качеств личности, отраженных в нейротренажере «Алфавит: мои качества», с достаточной степенью осознанности использует их в своей речи, демонстрируя навыки бесконфликтного общения. Помнит и читает наизусть позитивные установки и свободно оперирует понятиями, отраженными в нейротренажере: «Алфавит: Деньги и Я». С достаточной степенью осознанности использует их в речи. Может устанавливать между ними логические связи.
  • Помнит и читает наизусть позитивные установки и свободно оперирует понятиями, отраженными в нейротренажере - упражнение-игра «Секунда спокойствия», проявляя навыки саморегуляции и психоэмоциональной устойчивости.
  • Оперирует понятиями: целое и часть. Правильно показывает на основе разрезных картинок из стопкадров нейротренажера связь целого и части, определяет целое по его части.
  • Соотносит видеоизображения нейротренажеров по цветовому признаку с конкретными природными объектами.
  • Свободно оперирует понятиями: начало, источник, центр, середина, в композиции «Благодарность», «Источник».
  • На основе видеоролика в композиции «Благодарность», «Источник» визуализирует понятия: источник благополучия, благодарности, радости, красоты, жизни; центр отношений.
  • Переносит полученные представления на понятие «Родина», на ее центр (столица - Москва), на центр малой Родины, отмечая их ценность и красоту.
  • Ребенок знаком с моделями отношений «Древо отношений» и «Цветок отношений».
  • Самостоятельно воспроизводит на их основе модели нормы и не нормы, в т.ч. в контексте денежных отношений
  • переносит свойства дерева, его строение и взаимосвязь элементов на образ «Древо денежной системы РФ».
  • Самостоятельно воспроизводит образ «Древо денежной системы РФ», показывая строение дерева и соблюдая правильную последовательность монет и купюр.
  • Ребенок интегрирует свои представления о денежной системе в целостный образ «Древо денежной системы РФ».
  • Воспринимает источником питания Древа денежной системы РФ познание человеком нового, освоение более высоких уровней мастерства и построения достойных отношений.
  • Рост Древа денежной системы РФ соотносит с необходимостью самосовершенствования, познания, роста мастерства каждого члена семьи.
  • Соотносит взаимную помощь, уважение, согласие, дружбу, благодарность, любовь, единство в семейных отношениях с соком внутри Дерева рода, дерева мастерства, Дерева денежной системы РФ.
  • Воспринимает гармоничные отношения как необходимое условие роста Дерева отношений, дерева мастерства, дерева денежной системы РФ.
  • Сформированы первичные представления о структуре денежной системы РФ и ее взаимосвязях (названия, количество денежных знаков, их последовательность).
  • Понимает значение монеты «1 копейка», как начало Древа денежной системы РФ. Соотносит ее (по свойствам и малой величине) с семенем, каплей, секундой.
  • Знаком с понятием «достоинство человека, его достойные поступки» и «достоинство денежного знака». Устанавливает между ними прямую.
  • Воспринимает денежную единицу как показатель трудолюбия и мастерства человека, его отношения к личному времени
  • Позитивно воспринимает трудовую деятельность как необходимое условие благополучия человека, семьи, государства.
  • Воспринимает зарплату как плод труда человека. Переносит представления о процессе созревания плода (постепенность, непрерывность, цикличность) на процесс роста (созревания) заработной.
  • Причинно-следственную связь «семя - плод»: что посеешь, то и пожнешь, соотносит со связью «труд - благополучие».
  • Устанавливает прямую связь: уровень мастерства, красота, польза труда и уровень заработной платы человека.
  • Знаком с изображением на монете Георгия Победоносца (на гербе РФ), как символом жизнеутверждения добра (в т.ч. в сфере денежных отношений).
  • Сформированы первичные представления о морально- этических нормах и правилах поведения в сфере денежных отношений.
  • Сформированы представления о деньгах как орудии труда, инструмента преобразования человека и окружающего мира (а не его конечной цели).
  • Приводит примеры из жизни, когда через обращение с деньгами человек совершенствуется, а деньги становятся источником добра, благом (и наоборот).
  • Сформировано понимание взаимозависимости красоты человеческих отношений и денежного достатка человека.
  • Сформированы предпосылки для бережного и уважительного отношения к национальной валюте.
  • Сформировано позитивное отношение к сказочному персонажу «Фея-Секундочка»
  • Переносит свойства дерева на визуальный образ «Древо Времени».
  • Воспринимает время как жизненное благо человека.
  • Воспринимает секунду, как начало Древа Времени.
  • Соотносит секунду (по малости величины и свойствам) с семенем, каплей воды и монетой «1 копейка».
  • Воспринимает рост мастерства человека и его бережное отношение к личному времени как необходимое условие питания, роста Древа времени.
  • Ребенок знаком с понятием «долголетие».
  • Устанавливает связь между понятиями «долголетие» и «Древо Времени»: чем больше Древо Времени, тем дольше человек живет.
  • Положительно воспринимает связь «труд и долголетие человека».
  • Знаком на основе нейротренажена «Пространство и Я» с основными видами движения, существующими в природе. Имеет формированный визуальный образ систем пространственной ориентации «Путеводная звезда». Демонстрирует навыки правильной и быстрой ориентации в пространстве.
  • Знает и читает наизусть позитивные установки и свободно оперирует понятиями, отраженными в нейротренажере - упражнение-игра «Минута спокойствия», проявляя навыки саморегуляции и психоэмоциональной устойчивости.
  • Знает и читает наизусть позитивные установки и свободно оперирует понятиями, отраженными в нейротренажеров: «Алфавит: Родина и Я», «Алфавит: Природа и Я». С достаточной степенью осознанности использует их в речи. Может устанавливать между ними логические связи.
  • Освоил новый способ счета счет до 4-х, 9-ти, 25-ти на основе игры «Спектральная мозаика».
  • Знает четыре шкалы: числовой ряд, цветовой спектр (свет), шкала Бофорда (вода) и цикл жизни дерева. Может назвать, описать их по памяти и объяснить их смысл, показать изменения в них как результат взаимодействия природных сил (стихий). Переносит представления о каждой из четырех шкал на человека, его фазовые состояния, процессы жизнедеятельности и финансовые ситуации.
  • Использует четыре шкалы: числовой ряд, цветовой спектр, шкала Бофорда и цикл жизни дерева для визуальной оценки финансовых ситуаций, определения и коррекции моделей финансового поведения и качества денежных отношений.
  • Может, опираясь на изображение данной шкалы, визуализировать модель своего поведения, соотнести ее с предыдущей и, в случае необходимости, показать и объяснить зримый алгоритм выхода на норму финансового поведения. Способен, используя в качестве примера опытно-экспериментальную деятельность с водой, ее фазовые переходы,
  • рассказать и визуализировать типы денежных отношений, алгоритмы перехода от одного типа отношений к другому, модели финансового поведения.
  • Опираясь на фазовые состояния и переходы воды, осознанно оперирует в речи понятиями: мутные, чистые, прозрачные, теплые, ледяные, застывшие денежные отношения.

Диагностика динамики формирования знаний и  навыков по финансовой грамотности

Для оценки освоения Программы разработан педагогический мониторинг. Педагогическая диагностика введена для определения уровня сформированности визуальных образов нормы финансового поведения, моделей денежных отношений, правил гармоничного финансового взаимодействия. Она включает в себя тестовые задания, игры, беседы по наглядным пособиям Программы и ориентирует воспитателя на анализ уровня овладения финансовой грамотности, как отдельным ребенком, так и группой в целом. Промежуточные и конечные результаты оцениваются два раз в год: на начало года и в конце учебного года. Педагогическую диагностику проводит воспитатель группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Денежные отношения"

Занятие по  познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Денежные отношения»...

Проект " Денежные отношения"

Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением....

НОД по финансовой грамотности в старшей группе/ Тема: "Деньги как знак товарно - денежных отношений".

Цель: Дать детям понятие, что такое деньги. Формировать представление о деньгах. Показать, что каждая вещь стоит денег. Определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях, о процессе...

Презентация по финансовой грамотности "Дети и денежные отношения"

Презентация по финансовой грамотности "Дети и денежные отношения"...

«Лучшее методическое обеспечение реализации программы по финансовой грамотности «Дети и денежные отношения»»

Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотностиНОМИНАЦИЯ КОНКУРСА«Лучшее методическое обеспечение реализации программыпо финансовой грамот...

Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)

Рабочая программа по дополнительному образованию финансового воспитания дошкольников "Дети и денежные отношения" (5-7 лет)...

Консультация "Дети, деньги и денежные отношения"

 Как наши дети должны относиться к деньгам? Как мы хотим, чтобы они относились к деньгам? Вопрос не праздный. К нему можно добавить и ряд более конкретных вопросов, например: когда начинат...