Проект «Копейка рубль бережет» (обучение основам финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста)
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Попова Татьяна Александровна

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. 

На мой взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Цель данного проектасформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kopeyka_rubl_berezhet.docx52.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Копейка рубль бережет»

(обучение основам финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности.

Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Цель данного проекта – сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;

- научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей), видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением;

- научить детей правильному отношению к деньгам,  разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими категориями (труд, товар, деньги, цена, стоимость) и нравственными понятиями (бережливость, честность, экономность, щедрость);

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд  в транспорте и т. д.)

Сроки реализации проекта: сентябрь-май

Этапы проекта

Подготовительный этап

Задачи: 

  1. Подобрать и проанализировать методическую литературу по теме проекта. 
  2. Подобрать комплекс игр и упражнений.
  3. Сформулировать проблему, цель, задачи проекта.
  4. Определить продукт проекта. 
  5. Создать условия для реализации проекта.

Основной этап

Задачи: 

  1. Разработать план мероприятий, способствующих формированию основ финансовой грамотности воспитанников.
  2. Замотивировать дошкольников к усвоению новых форм и способов общения, расширять словарный запас.
  3. Включить в воспитательный процесс родителей дошкольников.
  4. Провести завершающее мероприятие.

Завершающий этап

Задачи:

  1. Выбрать инструментарий диагностики.
  2. Использовать диагностические методики.
  3. Обработать полученные результаты. 
  4. На основе полученных данных составить рекомендации для дальнейшей работы педагогов. 
  5. Составить отчет о проделанной работе.

Тематический план проекта «Копейка рубль бережет»

Месяц

Тема

Задачи

Виды совместной деятельности

Виды самостоятельной деятельности детей

1

сентябрь

Путешествие в прошлое денег

  • Дать представление о денежной единице (копейка, рубль),  деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;
  • познакомить с историей возникновения денег.

НОД «Путешествие в прошлое денег»

Просмотр и обсуждение презентации  «История  рублика»

Оформление тематического стенда «Эволюция денег»

Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».

  • СХД «Рисуем сказочные деньги»
  • Рассматривание коллекции «Деньги СССР»
  • Рассматривание и обсуждение тематических альбомов, энциклопедий,
  • альбома «Деньги разных стран»
  • Театрализованная игра по сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

2

октябрь

«Без труда не вытащишь рыбку из пруда»

  1. Дать представление о труде, его видах.
  2. Учить выделять последовательность трудовых действий.
  3. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества.
  • Беседа «Что такое труд?»
  • Чтение русской народной сказки «Колосок»,  басни И.А. Крылова  «Стрекоза и муравей»
  • Чтение и обсуждение пословиц  и поговорок о труде.
  • Дидактическая игра «Что сделано руками человека?»

3

ноябрь

Все работы хороши, выбирай на вкус

  • Уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
  •  НОД «Путешествие в Страну профессий». 
  • Беседа «Профессии моих родителей» 
  • Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть»
  • Рассуждения детей на тему «Кем я хочу стать и почему?»
  • Дидактическая игра
  •  «Кто что делает?» (назвать профессию человека, который изготовил предмет)
  • Рисование «Моя будущая профессия»
    Дидактическая игра  «Кому что нужно?»

4

декабрь

Потребности и желания

Уточнить  значение  слов «потребности» и «желания», установить различия в значении этих слов. Закрепить  сформированные  представления   о  потребностях. Научить   различать   потребности  и 

 желания; уяснить  в  чём нуждается  

каждая   семья.

  • Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке». 
  • Беседа с детьми «Потребности семьи» (разнообразие потребностей членов семьи)
  • Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»
  • Дидактические игры  «Моя семья»,
    «Что мне нужно?» (личные жизненные потребности и желания ребёнка).
  • Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Рынок»
  • Настольная игра «Монополия»

5

январь

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

(финансовая грамотность

в народной мудрости)

  1. Развивать у детей умение подмечать в сказках  простейшие экономические явления.
  2. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
  • Чтение и обсуждение сказок русских народных сказок «По щучьему велению», «Морозко», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Золушка»
  • НОД с элементами театрализованной деятельности «По страницам сказки «Мужик и медведь»» Дидактическая игра
  •  «Кто как работает?»
  • Театрализация сказки «Мужик и медведь»»

6

февраль

«Не имей сто рублей,

а имей сто друзей»

Формировать опыта социального взаимодействия

Приобщать к общепринятым нормам и правилам через активное взаимодействие со сверстниками

Игровая ситуация

 «Дружба  дороже богатства» 

  • Слушание и разучивание песен о дружбе.

7

март

«Учимся экономить» (экономия тепла, света, воды)

Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике;

Формировать понимание единства человека и природы;

Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

  • НОД «Нужная экономия»
  • Проблемная ситуация «Удачная покупка»
  • СХД «Памятки для бережливых»

8

апрель

Копим и сберегаем

Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета;

Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи.

Беседа «Как можно копить деньги».

Виртуальная экскурсия в банк «Дом, где живут деньги»

  • Конкурс творческих работ «Моя копилка»

9

май

«Копейка рубль бережет»

Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.

КВН «Маленькие путешественники  в стране большой Экономики»

  • Оформление лэпбука «Юный финансист»

Ожидаемые результаты.

В ходе реализации проекта мы планируем сформировать у детей следующие понятия и представления:

1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Список литературы:

1. Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А. А. Бокарев//Финансы. -2010-№9.-С. 3-6.

2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. -2010---С. 42.

3. Зеленцова А. В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.

4. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

      5. Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Сфера, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста

Отчет-презентация о работе по самообразованию на тему "Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста"...

Проект «Копейка рубль бережет. Почему?»

Творческий краткосрочный проект в подготовительной группе № "6"   Тема: «Копейка рубль бережет. Почему?»...

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

«Обучение основам дизайна детей старшего дошкольного возраста.»

Дизайн – это особый вид деятельности. Что же касательно детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Детский ...

Проект Тема: «Коррекция проблем обучения методами кинезиологии в старшем дошкольном возрасте».

Давно не секрет, что в современном обществе  сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии.  Общество стремительно  развива...

«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...