«Обучение основам дизайна детей старшего дошкольного возраста.»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Залыгина Анна Юрьевна

Дизайн – это особый вид деятельности. Что же касательно детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dizayn.doc19 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение основам дизайна детей старшего дошкольного возраста.»

Залыгина А.Ю.

Дизайн – это особый вид деятельности. Что же касательно детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона.

Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без помощи со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Потребность детей в практической деятельности помогает педагогу направить детские усилия на полезные занятия детским дизайном. В данной деятельности дети могут моделировать украшения и сувениры, мастерить одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые уголки в группе детского сада.

Выделяют три типа дизайна:

  • плоскостной- аппликативно-графический,
  • объёмный - предметно-декоративный,
  • пространственный - архитектурно-художественный.

По каждому типу осуществляется три направления детского дизайна.
К первому направлению мы отнесем – «аранжировки» - они предполагают развитие традиций детского рукоделия с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаика из цветного пластилина, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.
Второе направление  –  «дизайн одежды»  -  предполагает ознакомление детей с культурой одежды  и некоторыми доступными дошкольникам способами  создания рисунков  –  эскизов, фасонов и декоративной отделкой платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных сказок, мультфильмов, спектаклей. А также для себя – одежды повседневной и праздничной.
Третье направление – «декоративно-пространственный дизайн» - он предполагает ориентирование внимания детей на декоративном оформлении культурно-игрового пространства детского сада, интерьеров групповых комнат, музыкального зала к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов домиков, используя для этого подручные материалы.  

Искусство дизайна все активнее входит в жизнь. В случае если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной  деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или наоборот – не нравятся, отмечают разнообразие окрасок, форм, величин, пропорций. Они могут собирать растения и камни, использовать бумагу. А так же ткани и синтетические материалы, создавать из них такие аранжировки, как букеты, гербарии, гирлянды. Используют их образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол - платья, шляпки, туфли, декора для спектаклей, развлечений и праздничных утренников.  
     Из занятий старшие дошкольники черпают знания и уже по одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат уже не только по их назначению.  
     Наблюдая и оценивая убранство комнат дома и в детском саду, дети переносят доступные им принципы эстетического единства и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.
     Для введения в занятия элементов дизайна нужно расширять знания детей о свойствах различных материалов, таких как: бумага, картон, различные ткани, пластмасса, природные материалы. Знакомить детей  с особенностями, возможностями различных художественных материалов и технологиями (рисование по  мокрой бумаге, рисование зубной пастой на цветной бумаге, набрызг, монотипии, рисование пластилином, пальчиковая живопись, кляксография, коллаж, метод тычка. чеканка, витражи). Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.   

Можно сказать, что главное для юного дизайнера — нестандартное мышление, фантазия, умение составлять композиции. Из этого следует, что для того, чтобы ребенок стал дизайнером, в первую очередь нужно развивать у него пространственное воображение, поощрять нешаблонное видение окружающего мира.

 

Список литературы:

  1. Лыкова, И. А. Дизайн-деятельность в современном мире и дошкольном образовании [Текст] / И. А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2014. – ? 10
  2. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн: Художественное творчество в детском саду, начальной школе и семье. М.: Карапуз-Дидактика, 2006.
  3. Селиванова, Т. В. Сам себе дизайнер: Я творю – значит, я проектирую [Текст] / Т. В. Селиванова // Цветной мир: Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе. – 2009. – ? 6. – С. 6–13.
  4. Ткаченко, Е. В. Концепция непрерывного дизайн-образования [Текст] / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская. – М.: Изд. центр НОУ «ИСОМ». 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста

Отчет-презентация о работе по самообразованию на тему "Обучение основам грамоты детей старшего дошкольного возраста"...

Основы оздоровления детей старшего дошкольного возраста путем сотрудничества родителей и ДОУ

Теория физического воспитания детей дошкольного возраста, изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от рождения до школы. Особую значимость физического воспитания определяю...

Ознакомление с основами архитектуры детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В программе М.В. Васильевой, В. В. Гербовой знакомство с архитектурой начинается со средней группы. У детей  формируется представление  о том, что здания - это архитектурные сооружения. Дети...

Методика обучения декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства с народными промыслами России

Материал содержит методику обучения декоративному рисованию детей старшей и подготовительной групп, расчитан на два года обучения. В нем мы знакомим детей с такими промыслами, как Дымковская игрушка, ...

Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии как основа развития детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка непрерывной – образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности математической направленности на игровой основе для детей старшего дошкольного возраста «На День рождения к осли

В ходе образовательной ситуации в игровой форме дети осваивают порядковый счёт, счёт двойками, выполняют задания на развитие внимания, логического мышления с использованием интерактивной компьютерной ...

«УЧЕНИЕ БЕЗ МУЧЕНИЯ С БУКВАЕЖКОЙ» АВТОРСКИЙ СБОРНИК ИГР КАК СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Действительно речь является основанием для...