проблемно-игровая образовательная ситуация «Как мы учились зарабатывать условные деньги в детском саду»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Ом Нина Анатольевна

проблемно-игровая образовательная ситуация

Цель: актуализировать знания детей за учебный год по образовательной области «Познание» формирование элементарных математических представлений. 

Материал содержит направление в работе по финансовой грамотности дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 230

открытого акционерного общества

«Российские Железные Дороги»»

Технологическая карта проблемно-игровой образовательной ситуации

 «Как мы учились зарабатывать условные деньги в детском саду»

конкурс методических разработок по экономическому воспитанию дошкольников «Домовёнок»  

Номинация: «Лучшая методическая разработка для педагогов ДОУ или родителей по формированию экономических представлений, качеств и основ финансовой грамотности»

Старший дошкольный возраст

                                                                                                                                                           Составил: Воспитатель

высшей квалификационной категории  

Ом Н.А.

г. Северобайкальск

2022 г.

Тема ОС: «Как мы учились зарабатывать условные деньги в детском саду»

Форма проведения: проблемно-игровая образовательная ситуация

Цель: актуализировать знания детей за учебный год по образовательной области «Познание» формирование элементарных математических представлений.  

Задачи:

  1. Закреплять у детей навыки счета в пределах 10, в прямом и обратном порядке, умение отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету».
  2. Закреплять умение уравнивать группы предметов двумя способами (удаление или прибавление единицы).
  3. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверять точность определений путем наложения или приложения.
  4. Продолжать учить детей, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и на вычитание.
  5. Совершенствовать у детей временные представления: части суток, дни недели, понятия: сегодня, завтра.
  6. Закреплять пространственные представления на плоскости (вверху, внизу, слева, справа), по отношению к себе, другим предметам.
  7. Закреплять знания некоторых характерных особенностей знакомых геометрических фигур (количество сторон, углов; равенство, неравенство сторон)
  8. Развивать память, внимание, воображение, логику и мышление.
  9. Развивать у детей способность к самостоятельному «открытию» новых знаний.
  10. Воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: побуждала детей к преодолению робости, поддерживала уверенность в своих силах; умение работать в команде

познавательное развитие: знакомство с новым – изготовление весов из подручных материалов; повторение и закрепление математических представлений;

речевое развитие: побуждала детей отвечать на вопросы грамотным математическим языком; активизировала словарь детей

художественно-эстетическое развитие: побуждала детей видеть прекрасное в образе нашей планеты через видео сюжет;

физическое развитие: развивала общую моторику и координацию движений у детей, соблюдала смену поз на протяжении всей ситуации.

Используемые технологии:

  • Технология 4-х вопросов;
  • Технология игрового обучения (вся ситуация проводилась в игровой форме);
  • Практико-ориентированный подход (дети свободно передвигались по группе)
  • Экспериментальной деятельности, искали ответ на поставленный вопрос);
  • Здоровье сберегающие технологии (смена видов деятельности, доброжелательная атмосфера в группе).
  • ТРИЗ

Оборудование. Ноутбук, видеопроектор, колонки, телефон

Демонстрационный материал: мяч, крупный конструктор, презентация полета в космос, видео игра «Не попадись!», видео «Полет над землей», музыкальные аудио файлы с записью голосов виртуальных помощников, вешалка с крючками, 2 одинаковых пакета (корзинки), карточки гимнастики для глаз, 2 предмета разных по весу, карта-схема «Весы»

Раздаточный материал: набор геометрических фигур (4 треугольника, 4 круга, овал, 2 квадрата, прямоугольник), карта с космической числовой станцией (для реализации дифференцированного подхода в процессе НОД. Числовые станции подобраны для детей разного уровня развития от 3 до 8), простой карандаш, лист картона черного цвета, карточка с двумя свободными полосками.

Для непредвиденных ситуаций: планеты солнечной системы с нумерацией, цифры, бросовый материал, оборудование для экспериментирования в центре «Знайка».

Длительность

этапа

Содержание деятельности педагога

Материалы, оборудование

(герой,  демонстрационный и раздаточный материал)

Содержание

деятельности детей

(предполагаемые ответы)

Предполагаемый

результат

Технологии

Утренний круг

3 мин

Доброе утро, всем, кто с нами рядом, приглашаем к работе дежурных по занятиям. Они познакомят нас с планом нашей работы на сегодняшний день.

Дежурные называют:

- тему нашей паутинки

- время года, признаки времени года.

- день недели?

Далее дежурные озвучивают какие игровые занятия и центры активности ожидают детей в этот день

-Кто мне напомнит, какая проблема стояла перед нами вчера?  Где мы могли найти ответ для решения проблемы? Как сделать весы своими руками в детском саду.

Карточки режимных моментов, занятий,  

КП,

Гипермаркет –космос

Весна

Четверг

Называют занятия по расписанию, опираясь на условные карточки-схемы

Как сделать весы своими руками в детском саду.

Найти интересные варианты в интернете, книгах или узнать у родителей.

Купить книгу в нашем книжном гипермаркете.

Дежурные могут сами ответить на поставленные вопросы, а могут спросить кого-то из детей по своему выбору.

Дети могут озвучить свои примеры создания весов или назвать место, где можно взять весы. Могут сказать, что предметы можно положить на руки и определить вес предметов. Могут предложить сходить в центры и узнать там об изготовлении весов своими руками

В итоге исследование поставленного вопроса переходит на ОД

Личностно-ориентированная

Утреннего  круга (групповой сбор)

Мотивационно–целевой этап:

3 мин

Итак, пришло время для поиска ответа на наш

вопрос. Вы предложили сходить в наш книжный гипермаркет. В каком разделе магазина нам нужно искать источник?

Посмотрите, сколько стоит энциклопедия, которая нам нужна?

Для того, чтобы купить книгу нам понадобиться…?

У нас есть финансы?

Каким способом можно получить деньги?

А нам в детском саду какие деньги можно заработать?

Мне нравится ход ваших мыслей.

Что нужно сделать в первую очередь? Потом?

Кто может нам составить бизнес план? Кого можно попросить о помощи?

Подходит нам этот вариант? Поможем космонавтам и заработаем денег на покупку книги.

За каждое задание получаем условный  рубль

Телефон

Аудио запись голосового помощника

В магазине можно купить необходимую книгу.

В разделе науки. Нам нужна энциклопедия.

Деньги.

10 рублей

Нет

Работать и получить зарплату

Игрушечные

Выполнить работу или задание. Не знаем.

Интернет помощника  Алису, (сбербизнес)

Условные деньги

Вначале мы напишем план наших дел и потом начнем выполнять все по порядку и зарабатывать условные деньги.

Практический этап:

20 мин

Вы готовы?

1 задание. «Разминка» чтобы отправится в космическое путешествие нужно хорошо подготовиться. Потренировать свой мозг.

Я буду кидать мяч, а вы отвечать на вопрос:

- Сколько раз в году бывает День рождения?

- Назови времена года?

-  Сколько времен года?

- Назовите весенние месяцы

- Как называется наш город?

- Как называется наша Республика?

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Как называется планета, на которой мы живем?

- Какой формы наша планета?

- Что такое солнце?

- Какая по счета наша планета от Солнца?

- Как называется естественный спутник Земли?

- Сколько собак летало в космос?

- Какой по счету был космонавт Ю. Гагарин из людей?

- Что такое ракета?

Чтобы нам отправится в полет, нам понадобится ракета. Из каких деталей может состоять ракета?

получаем 1 условный рубль

2 задание.

Когда космонавт отправляется в полет, идет обратный отсчет, но мы сначала посчитаем в прямом порядке, а потом в обратном. «Поехали»

Почему Земля уменьшилась?

Смотрите цифровые звезды пролетают мимо нас,

- Назови соседей числа 3

- Назови соседей числа 5

- Назови соседей числа 6

- число, меньше 5 на единицу, какое это число? Составьте задачу

- число, больше 6 на единицу, какое это число?

получаем 2 условных рубля

3 задание. Состав числа. Посмотрите мы пролетаем мимо интересных космических станций. На каждой станции стоит номер, а на каждой солнечной панели расположены цифры. Но некоторые спрятались, нам нужно вспомнить состав числа и расставить цифры на солнечных панелях, иначе станции сломаются и у нас отключиться интернет на всем земном шаре (дети вписывают карандашом цифры в пустые прямоугольники).

получаем 2 условных рубля

4 задание. «Фигурный ребус»

- положите перед собой геометрическую фигуру с тремя углами, как называется эта фигура?

- добавьте к треугольнику еще один треугольник  

- сколько треугольников получилось?

- два треугольника вместе какую фигуру образуют?

- положите квадрат. Добавьте еще один квадрат          

- какая фигура у вас получилась?

- сколько четырехугольников получилось?

- на какую фигуру похожа планета Земля?

- найдите фигуру без углов, но не круг.

- Положите на верхнюю полоску 4 треугольника, а на нижнюю полоску 4 круга. Что нужно сделать, чтобы кругов и треугольников было поровну?

получаем 2 условных рубля

5 задание. «Космическая карта» Нам предстоит поработать над звездным маршрутом. Без него мы не найдем планету Марс.

      Необходимо четко расположить геометрические фигуры на планшете. В центр положите круг, в правом верхнем углу треугольник, в правом нижнем углу прямоугольник, в левом верхнем углу квадрат, в левом нижнем углу овал.

получаем 2 условных рубля

Мяч

конструктор крупный

квадратной корпус, нос ракеты треугольный.

Компьютер, презентация:

Звезды с цифрами

Р.М. картинка станции с панелями и цифрами. Числовые станции от 3 до 8

Р.М.: 2 треугольника

2 квадрата, круг, овал

Лист картона черного цвета, геометрические фигуры

Да

(1)

(весна, лето, осень, зима)

 (март, апрель, май)

Северобайкальск

Улан-Удэ

Россия

Земля

Круглая

Звезда

Третья

Луна

Две

Первый

Воздушный транспорт

(справа 2, слева 4)

(слева 6, справа 4)

(5, 7)

(4). Было 5 звезд, 1 звезда потухла, стало 4 звезды

(7) Было 6 космонавтов прилетел еще один, стало 7 космонавтов

два

ромб

прямоугольник

три

Круг

Овал

Прибавить или убрать одну фигуру

Дети четко называют ответы на поставленные вопросы,

ориентируются в понятиях «Выше-ниже»,

«Шире-уже»

Знают состав числа, умеют находить место цифры в числовом ряду,

Имеют навыки счета в прямом и обратном порядке.

Имеют навыки конструирования.

 Знают геометрические фигуры. Могут предположить, что из треугольных геометрических форм можно создать огонь у нижнего отсека ракеты.

Работа в командах.

Реализация дифференцированного подхода. Подбор заданий для детей разного уровня развития.

Дети выполняют работу сообща

Планеты с номерами, фон солнечной системы

Технология игрового обучения;

Практико-ориентированный подход

Проблемно-поисковый этап:

3 мин

А сейчас мы должны найти астероиды. Выходим все в открытый космос.

получаем 1 условный рубль

Предположение детей: «без дыхательных аппаратов выходить нельзя в открытый космос»

Бросовый материал, оборудование для экспериментирования

Дети легко ориентируются в пространстве группы, могут найти предметы заместители.

ТРИЗ

физ. минутка «Космический вирус, не попадись!»

А вот и наши астероиды.

Презентация игры

Минутка релаксации

1 мин

Пора возвращаться на Землю. Начинаем обратный отсчет (10,9…поехали)

Сейчас мы еще раз можем полюбоваться красотами нашей планеты из космоса.

Видео сюжет

 https://www.youtube.com/watch?v=0uGsWbSlcgw 

Просмотр видео

Здоровье сбережение

Проблемно-поисковый этап:

5 мин

Мы выполнили работу и заработали деньги. Сколько условных рублей мы заработали? Теперь можно купить энциклопедию, хватит нам денег?

Смотрите внимательно в энциклопедию и найдите подсказку для решения нашего вопроса.

Из чего можно сделать весы?

Какой материал нам понадобится?

Плечики, два полиэтиленовых пакета

Находят на страницах книги иллюстрацию с предметами для изготовления весов, но схема сборки отсутствует.

Дети ведут мыслительно-поисковую деятельность.

Дети понимают условность денег

Подвести детей к решению создать весы из подручного материала

  поисково-познавательная деятельность

ТРИЗ

2 мин

Давайте на наших весах взвесим астероиды.

2 предмета разных по весу (могут предложить дети)

Дети имеют представление о том, что тяжелый предмет перевесит легкий

Рефлексивно – оценочный этап:

2 мин

Итак, ребята, давайте подведем итоги нашей работы

- Какая задача стояла сегодня перед нами?

- Смогли мы сегодня заработать условные деньги?

- Что мы для этого сделали?

- «Ты справился?»

- «Что у тебя получилось, не получилось?»

- Что нового мы узнали?

- Как вы считаете, знания полученные в играх-занятиях, на которых мы учимся зарабатывать виртуальные деньги в детском саду  помогут вам в будущем?

Свободное общение детей с педагогом.

Ответы детей

Достижение поставленной цели. Удовлетворение, чувство радости.

Технология 4 вопросов

Итого 36 минут НОД + 3 минуты утреннего круга= 33 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной проблемно – игровой и практической ситуации

Конспект образовательной проблемно – игровой и практической ситуации в старшей группе с учетом ФГТ....

Образовательные ситуации по ознакомлению детей с профессией пчеловод в детском саду

Данный материал знакомит детей старшего дошкольного возраста с мало известной профессий пчеловод....

Образовательные ситуации по ознакомлению детей с профессией пчеловод в детском саду

Данный материал для дошкольников, знакомство с профессий пчеловод....

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе «Теремок». Экскурсия по детскому саду: «Хорошо у нас в детском саду».

Конспектнепосредственно образовательной деятельностиво второй младшей группе «Теремок».Экскурсия по детскому саду: «Хорошо у нас в детском саду»....

Создание условий для достижения ситуации успеха на занятиях по физической культуре в детском саду

Успех радует даже самых маленьких людей - дошколят! Я инструктор по физической культуре. Много лет работаю с детьми, наблюдаю и развиваюсь с ними вместе. В своей работе считаю важным делом - развивать...

Консультация для педагогов "Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия с семьями воспитанников детского сада"

Цель: Расширение теоретических и практических знаний, умений и навыков педагогов по предупреждению  и управлению конфликтными ситуациями, возникающими в процессе педагогического взаимодейств...