Квест – игра по финансовой грамотности в старшей группе «В поисках сокровищ»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Семилетова Анна Александровна

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;расширять социальные представления о современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест – игра по финансовой грамотностив старшей группе «В поисках сокровищ»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;расширять социальные представления о современном обществе.

Обучающие задачи:

  1. Закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход.

Развивающие задачи:

  1.  Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.
  2. Выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
  3. Способствовать формированию коммуникативных отношений.
  4. Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Воспитательные задачи:

  1. Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

Материалы к занятию: письмо; сказочный персонаж Буратино, «река времени»; презентация;  разрезные картинки «Купюры разных стран»;  д/и «Хочу - надо»»; мяч; сюрприз для детей (монетки – шоколадки), ноутбук, проектор, интерактивная доска, магнитная доска

Предварительная работа:  

  1. Беседы с просмотром презентаций «История денег», «Потребности», «Купюры разных стран», «Семейных бюджет».
  2. Чтение сказок, пословиц.
  3. Рассматривание тематических альбомов «Супермаркет», «Купюры разных стран».
  4. Рассматривание денежных знаков различных временных эпох.
  5. Заочная экскурсия в музей «Деньги».
  6. Раскрашивание по теме.
  7. Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.
  8. Разучивание пословиц.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Воспитатель:  Ребята, сегодня я получила письмо от Короля Финансов. Хотите узнать, что в нем написано?

Дети:  Да

Воспитатель:  «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Король Финансов. Я живу на одном замечательном и интересном острове, далеко- далеко. Я много слышал о вас. Я хочу попросить вас помочь мне найти клад? Только, чтобы его найти, нужно пройти очень сложные задания. Результат будет зависеть от каждого из вас. А помогать вам будут сказочные персонажи. Чтобы попасть на мой остров вам понадобится волшебная палочка и чудо-заклинание».

Воспитатель:  Вы хотите помочь королю Финансов?

Дети:  Да.

Воспитатель:  И правда, в письме лежит заклинание и волшебная палочка.

Воспитатель:  Но сначала я хочу проверить, готовы ли вы к испытаниям. Согласны?

Дети:  Да

Воспитатель:   - Что такое финансы? (это деньги).

-Для чего нужны деньги? (Для покупок, для оплаты за квартиру, телефон, детский сад и т.п.)

- Что с ними можно делать? (менять, копить, тратить).

Воспитатель:  Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?

Дети:  - Деньги счет любят;

- Копейка рубль бережет;

- Деньги как птицы, то улетают, то прилетают;

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

- Деньги не то, что заработано, а что с умом потрачено.

Воспитатель:  Вижу, вы знакомы с деньгами, можно отправляться на волшебный остров. Чтобы попасть на остров воспользуемся волшебной палочкой и чудо - заклинанием.

               «Мы на остров неизвестный

               Попадем в одно мгновенье

              Сделав к палочке волшебной

              Лишь одно прикосновенье».

(Дети повторяют заклинание и под музыку кружатся).

2. Основная часть.

Воспитатель:  Вот мы и на волшебном острове. А вот и первое задание. Отгадав загадку, вы узнаете, откуда мы начнем свой путь.

Мы с утра бежим туда,

 Где волшебная вода.

Отражая облака

В океан течёт… (Река)

Воспитатель:  Правильно, это река. Но на чем же мы сможем ее переплыть?

Дети:  На корабле.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, это не обычная река, а «река времени», которая нам поможет попасть в прошлое.

Первая остановка – древний мир. Было время, когда люди еще не знали, что такое деньги и они просто обменивались необходимыми вещами. Деньги заменяли ракушки, кольца, шкуры животных, бусинки, зерно. Без денег было не очень удобно обмениваться друг с другом, нужно было носить товар с собой. Это было тяжело, занимало много места. В карман не положить, как деньги.

Воспитатель:  Следующая остановка – Древний Египет.

Здесь изобрели первые деньги, каменные. Они были разной формы и размера. Потом научились добывать металл и деньги стали изготавливать из драгоценных металлов (золото, серебро), а еще из  меди и бронзы. Так появились  монеты.

Воспитатель:  Следующая остановка – Древний Китай.

У металлических денег все же оказался один важный недостаток – они тяжелые и занимают много места. И люди придумали выход. Появились первые бумажные деньги. Они были очень большого размера, как лист бумаги. В Китае мало полезных ископаемых и там не из чего было делать монеты, поэтому они делали бумажные деньги из коры тутового дерева. А расписывались они иероглифами – китайскими буквами.

( Звучит китайская мелодия).

Воспитатель:  Что за волшебная мелодия звучит? Она позволит нам превратиться

- в красивых птиц;

- деревья, которые качаются на ветру;

 - журавля, стоящего на одной ноге;

 -засыпающую белую птицу, складывающую свои крылья;

- воду, бегущую в ручье.

И наш волшебный ручей снова привел нас к реке.

Воспитатель:  Следующая остановка – современный мир.

Посмотрите, сколько разных денег. Как называются деньги в России? В других странах?

Наше путешествие по «реке времени» закончилось. А вот и следующее задание. Соберите картинки и посмотрим, что у вас получилось. (Разрезные картинки «Купюры разных стран»).

Воспитатель:  Молодцы, ребята. Здесь какая – то тропинка. Куда она нас приведет? Привела она нас к следующему  заданию. А чтобы узнать,  кто нам его прислал нужно отгадать загадки.

  1. Экономный очень кот

В Простоквашино живет

Любит так ходить в тельняшке

Ну, и кто герой мультяшки? (Матроскин)

2)  В Простоквашино их дом,

Проживают вчетвером.

Кто из них погожим днём

Вдруг свалился в водоём? (Шарик)

Воспитатель:  Ребята, Кот Матроскин и Шарик поругались. Матроскин хочет купить корову и открыть свой бизнес. А Шарик все время хочет себе что – то купить, то фоторужье, то новые кеды. Давайте поможем им разобраться, как же им быстрее накопить  денег на свой бизнес.

 Посмотрите на картинку. Как вы думаете, откуда в вашей семье берутся деньги? (картинка семейный бюджет)

Дети:  - Родители получают зарплату;

  - Дедушка и бабушка получают пенсию;

   - Сдают в аренду жилье;

   - Брат получает стипендию.

Воспитатель:  Это доход семьи. А есть еще и расход. Давайте поиграем с вами в игру «Доход и расход».

Игра с мячом :

- Папа получил зарплату;

- Заболела бабушка;

- Мама выиграла приз;

- Сестра потеряла кошелек;

- Заплатили за квартиру;

- Брат получил стипендию;

- Купили телевизор;

- Бабушка продала пирожки;

- Брат порвал куртку.

Воспитатель:  Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам (бережно, экономно)?Можно ли жить и не тратить деньги ни на что? (нет). Существуют разные потребности. Давайте посмотрим на картинку и определим, какие потребности обязательные, а какие нет (Д/и «Хочу - надо»).

Работа на доске.

 Воспитатель:  Мы рассказали Матроскину и Шарику о бюджете, доходах и расходах и они дают нам следующее задание. Нужно отгадать загадку:

Деревянный озорник

Из сказки в нашу жизнь проник.

Любимец взрослых и детей,

Смельчак и выдумщик затей.

Проказник, весельчак и плут.

Скажите, как его зовут?

Воспитатель:  Правильно, это Буратино.   Почему ты такой грустный?

Буратино: Здравствуйте, ребята. Я закопал в землю пять золотых монет и жду, когда вырастет денежное дерево.

Воспитатель:  Ребята, вырастут ли деньги у Буратино?  Где они могут «расти»? Куда Буратино надо было положить деньги? (в банк).  (Вы не знаете? Я вам расскажу)

Воспитатель:  Банк – это такой дом, где живут деньги. Кто-нибудь  был с родителями в банке? Расскажите, что ваши родители там делали?

Воспитатель:  Деньги изготавливают на специальном заводе. Он называется  «Монетный двор». Такой завод в нашей стране всего один. С этого завода деньги попадают в банк, где они хранятся. Банк – это место для хранения денег. Людям, их называют вкладчики, которые хранят свои деньги в банке, банк готов их вернуть по любому их требованию. У этих людей есть банковские карточки. Они небольшие по размеру и их удобно хранить. У каждого банка свои карточки. В банке стоят банкоматы.

Воспитатель:  Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят? (Аппарат для внесения и выдачи денег)

Воспитатель:  Они нужны для того, чтобы с помощью банковской карточки можно было взять свои деньги. У каждой карты есть свой пароль и другой человек не сможет снять твои деньги.

Воспитатель:  В банке несколько помещений. В одном зале сидят операторы, консультанты,  они помогают посетителям в разных денежных вопросах.

В банке, кроме банковских работников, есть еще охранники. Как вы думаете, зачем они нужны?  (ответы детей).

А еще в банках есть хранилище. Там, за толстыми, надежными стенами и дверями хранятся денежные средства и другие ценные предметы, например, драгоценности, музейные картины.

Воспитатель:  Буратино, ты понял, куда тебе нужно было отнести свои деньги?

Буратино: Спасибо. Следующий раз, я отнесу свои монеты в банк. (Прощается, уходит)

Воспитатель:  Ну что ж, все задания выполнили, но где же клад? (Оглядываются по сторонам, замечают сундук). Давайте посмотрим, что спрятано в сундуке. (Открывают, в сундуке шоколадные монеты). Вот мы и нашли клад и нам пора возвращаться в детский сад.  А для этого нужно произнести чудо-заклинание (Дети повторяют заклинание и под музыку кружатся).

Снова к палочке волшебной

Вместе прикоснемся

И опять в одно мгновенье

В детский сад вернемся.

3. Рефлексия

Воспитатель:  Молодцы, ребята, благодаря тому, что вы действовали вместе, вам удалось выполнить все задания. Вам понравилось наше путешествие, что вы нового узнали? А что вам больше всего понравилось,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра по финансовой грамотности в старшей группе

Квест-игра по финансовой грамотности в старшей группе...

конспект квест - игры по финансовой грамотности в старшей группе

Конспект квест-игры в старшей группе по финансовой грамотности в помощь воспитателям...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»

Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...

Конспект квест-игры по финансовой грамотности в подготовительной группе "В поисках украденного ключа"

Конспект квест-игры по финансовой грамотности  в подготовительной группе "В поисках украденного ключа"...

Конспект квест-игры по основам финансовой грамотности в старшей группе «В поисках сокровищ в стране сказочных героев»

Цель.Развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....

Квест-игра по финансовой грамотности в старшей группе детского сада «Мешок сокровищ»

Квест-игра по финансовой грамотности «Мешок сокровищ» Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Задачи:-Дать понятие доходы и расходы.-Учить детей п...