" Формирование финансовой грамотности у дошкольников"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fnansovaya_gramotnost_rmo.docx151.58 КБ

Предварительный просмотр:

« Нажить много денег – храбрость;

                                               Сохранить их – мудрость,

       А умело расходовать их – искусство»

Бертольд Авербах

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами  расходами, принимать правильное решение по распределению денежных средств и грамотно их приумножать.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с  ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности. Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые могут в этом помочь и детям, и их родителям через включение в воспитательно-образовательный процесс программ по изучению основ формирования финансовой грамотности дошкольников.

Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы дошкольникам, которые закладывают нравственные основы финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребёнка с самых ранних лет его жизни. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовым продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребёнка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающем грамотные, взвешенные решения в будущем. Применительно к дошкольнику, находящемуся на самом первом этапе жизненного цикла – детства, закладываемые способности управления финансами являются не чем иным как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

Финансовая грамотность включает в себя:

-умение зарабатывать;

-умение тратить деньги;

-умение экономить;

-умение учитывать;

-умение планировать;…

С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет, речь не идёт и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального общения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека. Эти свойства личности в прямой степени влияют на успешность принимаемых взрослым человеком решений в будущем.

Для начала необходимо чётко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям  о способах заработка родителями. То есть им нужно понять, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течении месяца. Нужно дать ребёнку понимание термина «бюджет семьи», который складывается из доходов и расходов. Ребёнок 6-7 лет может понять  все составляющие семейного бюджета. Не стоит заострять внимание  на понятиях «бедный» и «богатый». В своё время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого».  Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а «конфеты» - это желание. Можно с помощью игр, рассказов, сказок, а также практических занятий обучить дошкольников следующему:

- что такое деньги, какие они бывают;

- банковская пластиковая карта;

- как планировать свои расходы;

- где надёжнее хранить деньги;

- что можно купить за деньги , а что нельзя;

Для более успешного понимания и освоения детьми знаниями по финансовой грамотности , своими руками изготовила интерактивное  пособие Лэпбук « Финансовая грамотность». Игра для детей основной вид деятельности и через игру проходит  обучение в форме  ролевых  игр: « Магазин», «Сбербанк», «Больница», «Кафе», «Аптека». Для детей провела цикл занятий, бесед « Что такое деньги», «Зачем нужны деньги», « Какие бывают деньги» и др. Рассмотрели плакат  «Азбука финансовой грамотности». Дети изучили как выглядит российская банкнота. Узнали , что существует три вида  денег: наличные деньги, безналичные деньги и  электронные деньги. Познакомились с деньгами разных стран. Многим детям нравится снимать деньги в банкомате. В этот момент они стараются подражать взрослым. Но детям  ещё рано пользоваться настоящим банкоматом, так как в силу возраста они не распоряжаются деньгами. В таком случае  игрушечный банкомат – именно то, что необходимо юному финансисту. Я решила изготовить макет банкомата из коробки. Эта  поделка создала образовательную среду по воспитанию финансовой грамотности.  Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок.  Прочитали сказки , в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги). Например: «Муха- цокотуха», «Лисичка со скалочкой» , «Кот в сапогах», «Колосок». Отгадывали загадки на экономическую тему, учили пословицы о труде.

Обучение детей основам финансовой грамотности будет не реализован полностью без совместного участия родителей. Для этого провела  с  родителями  консультативную беседу  на тему:«Почему важно учить ребёнка финансовой грамотности». В дальнейшем планирую совместно с родителями  реализовать проект « Путешествие в страну денег».

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе  финансовой. Это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Таким образом, выявляется следующая закономерность в получении детьми знаний и представлений о финансах: понимание денег  путей их использования; знание, откуда приходят и куда уходят деньги.

Районное методическое объединение

Тема: « Формирование финансовой грамотности у дошкольников»

https://catherineasquithgallery.com/uploads/posts/2021-02/1613677849_13-p-fon-dlya-prezentatsii-finansovaya-gramotno-14.jpg

Выполнила: Корчина И.А. – воспитатель 1КК

 МКДОУ Перелешинскй детский сад

2022год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14

План по формированию финансовой грамотности старших дошкольников в группе компенсирующей направленности № 2 МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14...

Использование инновационной технологии "Лэпбук" в процессе формирования финансовой грамотности старших дошкольников.

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвещение детей. Задача воспитателя детского сада - преподнести элементарные финансовые понятия в доступной и увлекательной ф...

Анкета для родителей "Формирование финансовой грамотности у дошкольников"

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, ка...

Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности

В статье представлен опыт работы воспитателя с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности  через внедрение блочной системы посредством игровой деятельности....

Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников

Отчет Формирование финансовой грамотности у дошкольников...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности».

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников по теме "Приключения Буратино в стране финансовой грамотности"....