"По ступенькам финансовой грамотности"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Калугина Любовь Ивановна

Финансовая грамотность детей дошкольного возраста это один из аспектов экономического воспитания – новое направление в дошкольной педагогике. Оно показывает социальную проблему в наше время. Дети, так или иначе, рано вливаются в экономическую жизнь семьи: встречаются с бесчисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на бытовом уровне. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_fin.gr_.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад №6 «Дюймовочка»

ПРОЕКТ

По финансовой грамотности

«Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты»

 (Для дошкольников старшей группы)

Разработчики:

Калугина Л.И.

УРАЙ, 2021

Аннотация проекта

        Финансовая грамотность детей дошкольного возраста это один из аспектов

экономического воспитания – новое направление в дошкольной педагогике. Оно  

показывает социальную проблему в наше время. Дети, так или иначе, рано вливаются в экономическую жизнь семьи: встречаются с бесчисленной рекламой, деньгами, ходят с

родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими

знаниями, пока еще на бытовом уровне. А грамотное отношение к

собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем

возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому

благополучию детей, когда они вырастают.
С ранних лет мы занимаемся с детьми, стараемся их научить писать, читать, считать, но почему – то  не готовим к трудностям в современной жизни, в частности в вопросах финансового образования. Поэтому, работая на средней группе, мы решили начать работу с нового учебного года, так как именно со среднего возраста начинается интерес к финансовому благополучию семьи. В этом возрасте, через игровую деятельность можно расширить кругозор детей в вопросах бережливого отношения к вещам, экономике и сделать обучение финансовой грамотности  наиболее естественным, увлекательным и

эффективным.

В дошкольном возрасте игры развивают психические процессы, развивает интеллект ребенка, улучшают личностные качества, основывают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.
Работу по финансовой грамотности у дошкольников лучше проводить совместно с родителями, так как образец поведения взрослых является первостепенным. Многие родители стараются дать своему ребёнку самое лучшее, не понимая, что потакание любому капризу, не принесет пользы ребенку. В таком случае, ребенок просто не поймет как нужно относиться и обращаться с деньгами. Обязанностью родителей является объяснить ребёнку, чтобы заиметь то, что хочется надо потрудиться и заработать деньги. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.
Чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Обучение финансовой грамотности воспитывается в течение продолжительного времени, основываясь на принцип «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования наглядного материала, проблемных, игровых ситуаций максимально использовать интерес детей к экономической деятельности.  

                                            Актуальность темы проекта.

Актуальность данного проекта обусловлена необходимостью просвещения обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС к планируемым личностным результатам, которые являются частью программы воспитания и социализации обучающихся. Проблема развития финансового образования и повышения уровня финансовой грамотности населения является относительно новой, очень интересной и чрезвычайно сложной для нашего региона. Основная проблема — формирование у обучающихся разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений, касающихся личных финансов. Повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг. Важно помнить, что сегодняшние обучающиеся — это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. 

 Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

 

 Цель: формирование начальных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи:

- Формировать у детей основы финансовой грамотности;

- Развивать основы финансовой грамотности у детей через разные виды деятельности;

- Улучшать личностные качества детей;

- Умение творчески решать ситуацию в финансовых отношениях через игровые действия

- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

Предполагаемый результат:

Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Сроки реализации проекта: октябрь – май.


Тематический план.

Месяц

Тема мероприятия

Цель

Задачи

Октябрь

1.Беседа «Что такое труд?» Д/И «Что сделано руками человека?»
2. Игровая ситуация  «Труд – продукт»

3. Д/И «Груша – яблоко»

Познакомить детей с понятием «труд».

(Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда). Дать детям первоначальные сведения о финансовой грамотности. Познакомить с понятиями «профессия», «мастер», «ремесло», с видами учебных заведений.

Ноябрь

1.Д\И «Продукты труда – наши добрые дела»

2. Игра «Кто кем работает?»  

3. Консультация для родителей: «Сказка – как средство экономического воспитания дошкольника» 

Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда 

Закрепить представления детей о различных профессиях и результатах деятельности.

На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий,
уважение к человеку-труженику

Декабрь

1.Беседа с детьми «Потребности семьи» (Разнообразие потребностей членов семьи)

Д/И «Моя семья»

2.Постановка сказки «Муха – цокотуха»

Познакомить детей с понятием «потребность семьи»

Применять первичные экономические знания на практике (работа с банкоматом, знакомство с профессией Консультант, продавец). Продолжать учить детей решать проблемные ситуации, аргументируя свои
ответы. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.

Январь

1.Рассуждения «Что необходимо человеку?»

2.Беседа с детьми «Что я хочу и что мне нужно». (Основные потребности и желания.) Словесная игра «Что мне нужно?»

Познакомить воспитанников с понятием бюджет и научиться его использовать.

(Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п.)

Февраль

1.Чтение сказки «Петушок и два мышонка» 2. 
3.Д/И «Кто как работает»

Познакомить детей с рядом профессий (водителя, врача, повара, рассказать, чем занимаются люди, этих профессий, какие инструменты помогают им в работе, где приобретают профессии.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде и лени. Раскрыть понятия: труд и лень


Расширять представления детей о профессиях людей, их значимости в обществе. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.

Март

1.Беседа «Зачем всему надо учиться?»
2.Просмотр мультфильма «Смешарики. Пинкод. Азбука финансовой грамотности.

3.Постановка сказки «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату»

Формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.

Апрель

1.Д/И «Размен»

2.Беседа с детьми о том, где человек может взять то, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои потребности.

Первичное понимание термина «товар» «полезность товара»

Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.

2. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.

Использовать картинки или предметы и назвать профессию человека, который изготовил этот предмет

Май

1.Беседа с детьми «Что такое деньги?»
2.Беседа «Как приходят деньги в семью? Что такое семейный бюджет» Словесная игра «На что бы я потратил деньги?»
3.С/Р игра «Кафе»

Знакомство детей с экономическим понятием «деньги».

Познакомить с монетами и банкнотами, отличительные и сходные признаки, демонстрация иллюстраций (бумажные купюры, железные монеты). Дать определение понятиям «деньги», для чего они нужны. Учить детей обращаться с деньгами;

Ресурсное обеспечение проекта

Данный проект рассчитан на 8 месяцев. Принципы построения проекта включают соединение теории и практики, коммуникативное партнерство и сотрудничество. Проект эффективен при опоре на познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, использование интерактивных форм и методов обучения (компьютер, мультимедиа установка, интерактивная доска, театрализованная деятельность, создание презентаций), создание комфортного психологического климата среди детей старшего возраста, методическая разработка деловой игры «Доходы и расходы». Творческие презентации на тему «Конкурс хороших идей».

Партнеры проекта:

1. Родители детей.

2. Параллельные группы (он-лайн)

3. Взаимодействие с банком ОАО «Сбербанк» - «Интересные факты от родителей»

Взаимодействие с родителями:

1.Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». Экскурсия родителя с ребенком в магазин.

2.Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин».

3.Беседа «Как я коплю деньги дома».

Ответственные:

Разработчики проекта: воспитатели старшей группы

План реализации проекта

1.Фото – выставка по финансовой грамотности

2.Консультация по дисциплине «Менеджмент».

3.Беседы с детьми в режимных моментах.

4.Мультимедийное представление.

5.Инсценировка сказок: «Муха – Цокотуха», «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату»

6.Сюжетно – ролевые игры: «День рождения», «Сбербанк», «Магазин».

7.Выставка рисунков «Детские фантазии о финансах»

8.Памятки для родителей «Как обучить детей финансовой грамотности»

9.Обыгрывание игр по финансовой грамотности.

Вывод: Результаты проекта:

Дети приобрели первичные навыки в области финансовой грамотности, по средствам разнообразных видов детской деятельности.

Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги повысили уровень своих знаний по формированию финансовой грамотности у детей.

Мы считаем, что поставленные цели проекта были достигнуты. Будем продолжать и дальше работать над формированием основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом. Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в сфере личных финансов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беседы об экономике. Методическое пособие, автор – составитель Т.А. Шорыгина. М.: Творческий центр «Сфера», 2009.
  2. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно – ролевые и дидактичнские игры. Автор – составитель Л.Г.Кисеева. – Волгоград: Учитель – 2008.
  3. Развитие речи детей. Автор – сотавитель Н.В. Новотворцева. –Ярославль -1995.

Интернет ресурсы:

  1. Detsad238.ru
  2. Maam.ru
  3. Infourok.ru
  4. Ped – kopilka.ru
  5. Nsportal.ru

  ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседы по финансовой грамотности

 Беседа на тему: «Что такое труд? Профессии. Профессии моих родителей»

Цели: расширить представление детей о понимании значения труда в общественной жизни, способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.

Задачи: добросовестно относиться к труду, повлиять на ценностно-мотивационные ориентации учащихся.

Ход беседы:

Сегодня мы поговорим о Том, что красит человека. Так о чем же? Правильно – о труде.

Мы выясним с вами, почему именно труд красит человека.

Целесообразным считаю начать с рассказа К.Д. Ушинского «Два плуга».

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел на работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, - отвечал тот. - А ты заржавел и сделался хуже, чем был, потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Воспитатель: теперь вы понимаете, почему я начал классный час именно с этого рассказа?

На примере плугов Ушинский о ком говорил? (Труженика и лентяя).

- Вывод из этого рассказа.

- С давних времен люди придавали огромное значение труду.

Уважение к труду – это русская традиция. Трудолюбие, бережливость, порядок и чистота - устройство жизни князей и крестьян. Предназначение работы и труда — это не значит, что человек окружит себя роскошью и излишествами. В наше время очень ценится труд.

А скажите мне, пожалуйста, что такое труд….

Из словаря известно, что:

Труд - это такая деятельность человека, которая приносит пользу людям. Эта деятельность требует затрат умственной и физической энергии.

Одни из примеров родственных слов слова «Труд»:

  • «трудный» - требующий большого труда, усилия, напряжения,
  • «трудолюбивый» - любящий трудиться,
  • «труженик» - тот, кто трудится, трудолюбивый человек

Игра «Закончи пословицы»

На Руси детей с самого раннего возраста приобщали к труду. Пословицы и поговорки служили правилами поведения.

Хотелось бы раскрыть смысл выражения «Работать, засучив рукава». Оно зародилось в очень далекие времена, когда русские люди носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин они достигали 95 см, а у женщин были еще длиннее. Длинные рукава служили заменой варежек, которых еще не было в давние времена.

Работать в одежде с длинными рукавами неудобно, что скажется на качестве работы. Чтобы все получалось и дело шло, рукава надо было засучить. Поэтому об умелом работнике говорят, что он работает «засучив рукава»

Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим.

Под лежачий камень…(и вода не течет)

Маленькое дело …(лучше большого безделья).

Не сиди сложа руки - …(не будет и скуки)

Не спеши языком -…(спеши делом)

Любишь кататься - …(люби и саночки возить)

Делу время,…(потехе час)       

Без труда…(не вынешь рыбку из пруда)  

Хотелось бы разобрать пословицу «Делу время потехе час».

Мы видим, что труду люди всегда уделяли большое внимание. 

-Объясните смысл пословицы Делу время, потехе час.

- Всему должно быть свое время и делу и потехе (веселье, развлечение, досуг) Нужно уметь и трудиться и отдыхать.

Игра «Калейдоскоп профессий»

Незаметно пролетят годы, а, возможно, уже и на следующий год кто-то из вас будет выбирать профессию. Мне очень хочется узнать, насколько же вы знаете мир профессий.

Разделимся на 2 команды, для более интересной и увлекательной игры. По сигналу по очереди один из каждой команды начинает называть профессию. Если один из команды в течении 3 секунд не назовет профессию, выбывает из команды, пока в одной из команд все игроки не вылетят, игра будет продолжаться.

Педагог рассказывает о видах и обязанностях людей некоторых из профессий.

Далее дети рассказывают о профессиях своих родителей.

Беседа на тему: «Труд — продукт»

Цель: познакомить детей с понятием «продукт труда»;

Задачи: формировать представление о таких понятиях, как «дороже»«дешевле»«цена»«товар»«заработная плата»;

воспитывать любовь к труду и гуманное отношение к природе.

Словарная работа: цена, товар, дороже, дешевле.

Ход беседы:

Наше с вами занятие мы начнем с отгадывания загадки.Послушайте загадку и отгадайте ее.

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

Называется он… (товар).

Правильно, молодцы ребята –это товар.

Разные товары продаются в разных магазинах. Существуют магазины, в которых продается только один вид товара. Например, магазин игрушек, в котором продаются только игрушки и т. д. Есть также и универсальные магазины, в которых продается все или абсолютно все продукты питания и др.

Каждый товар имеет свою цену. Одни товары стоят дороже, другие — дешевле.

Ребята, как вы думаете от чего зависит цена товара? (Ответы детей.)

Цена на товар зависит от стоимости материала, от времени изготовления, и как далеко пришлось вести данный товар до магазина.

А еще очень важно для нас, как выглядит изделие. Всегда хочется, чтобы оно хорошо смотрелось, чтобы произвело впечатление на покупателя, понравилось ему.

Сейчас посмотрим, какое изделие понравилось детям. Проводится игра «Кто что купил». (Набор предметных картинок «Посуда»«Мебель»«Одежда»«Овощи»«Игрушки» и другой подручный материал.)

Ребята, у вас у каждого есть любимая сказка.Ее рассказывали вам дома: бабушки, дедушки, родители или вы их слушали в детском саду. В каждой сказке много разных героев, самых невероятных чудес и приключений. Мы с вами читали сказку В. П. Катаева" Цветик-семицветик". И вот девочка Женя передала вам волшебный цветок "цветик -семицветик,"а под каждым лепестком для вас телеграммы. Сейчас мы с вами отгадаем, кто и из какой сказки (персонажи) прислали нам телеграммы.

"Спасите! Нас съел серый волк. "(Козлята из сказки :"Волк и семеро козлят")

"Дорогие гости! Помогите! Паука злодея зарубите. "("Муха-Цокотуха").

Прибыть к вам не могу, от меня убежали брюки"(Грязнуля из сказки :" Мойдодыр")

"Очень устала, так как была в гостях у медведей. (Маша из сказки:"Три медведя)"

"Иду к больной бабушке по лесу, несу пирожки и горшочек с маслом. "("Красная шапочка)".

"Не сможем прибыть к вам, так как сидим втроем в каменном доме и прячемся от волка. "("Три поросенка").

"Я не смогу к вам попасть, так как у меня больше не осталось ни одного волшебного лепестка, последний потратила на мальчика Ваню. "(Девочка Женя из сказки : "Цветик - семицветик")

"Несу косу на плечи, хочу лесу посечи. "(Петушок из сказки:"Заюшкина избушка").Молодцы ребята, все правильно отгадали.

А сейчас послушайте пословицы

Свет не без добрых людей.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Лень добра не делает.

Без беды друга не узнаешь.

Запомните, пожалуйста, эти мудрые пословицы.

Всем спасибо, было очень интересно слушать ваши ответы, рассуждения. Все активно участвовали на занятие. Молодцы.И хочется в конце озвучить такие слова:

Пусть герои сказок.

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки.

Побеждает зло.

Беседа на тему: «Потребности семьи».

Цель: формировать умение определять и различать потребности семьи.

Задачи: познакомить детей с понятиями «ложные потребности», «рациональные потребности», «материальные потребности» и «духовные потребности». Формировать стремление к разумным потребностям. Развивать воображение детей, их способность участвовать в дискуссиях, выслушивать мнения других. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Методические приемы:   беседа, объяснение, дидактическая игра, разгадывание загадок, физминутка.

Оборудование: плакат «семья», карточки с изображением потребностей семьи, конверт с письмом.

                                              Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад приходил почтальон Печкин. Он принес нам письмо от кота Матроскина. Оказывается, в семье дяди Федора возникла такая проблема: Собралась однажды вся семья, и стали они решать, как деньги потратить. Каждому хотелось что-то купить. Маме понадобилась новая шуба и сапоги, папе – запчасти для машины, сыну - конструктор и краски, дочке – кукла и сладости, бабушке – сковорода и лекарства. Сидят они и думают, что купить? У каждого свои потребности.  Ребята, давайте вспомним что такое потребности. (Ответы детей).

Все  то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека.

Самое главное и ценное в нашей жизни - это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Потребности бывают разумными и неразумными, ложными.

 Разумные  потребности  —  это то, что обязательно нужно для жизни семьи, это  потребности,   которые  помогают  развитию  в  человеке  его  человеческих качеств: стремление к  красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др. Например, потребность учиться есть у каждого человека, а для удовлетворения этой потребности нам нужны книги, учебники, канцелярские товары, компьютер и многое другое.

 У человека иногда возникают ложные потребности.   Это  потребности  в  курении, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д. Вредные привычки наносят вред человеку, вред его здоровью, силам. Ребята, как вы думаете у кого возникли ложные потребности в семье из Простоквашино? (ответы детей)

  - Разумные потребности тоже бывают разными: те, без которых нельзя представить жизнь ни одной семьи, обязательные. Вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена. Давайте вспомним, какие разумные потребности возникли?

(папе понадобились запчасти для автомобиля)

   Давайте подумаем, а какие же еще потребности обязательны для жизни в каждой семье? (В каждом доме должны быть электричество, вода, газ)

   Иногда потребности бывают срочными, например, лекарства для бабушки.

  - Разумные потребности бывают такие, без которых можно прожить, но трудно. Наши прабабушки и прадедушки не имели телевизоров, компьютеров, телефонов, не пользовались миксером, феном. Но когда эти электроприборы появились с целью облегчить работу по дому, ведения домашнего хозяйства (например, чтобы продлить срок годности продуктов питания, таких как молоко мясо, изобрели холодильник). Семья стала испытывать потребность в них.  Потребности человека не  могут  быть  одинаковы  во  все времена,  они  меняются  с  течением времени, в зависимости от развития науки и техники. Воспитатель предлагает отгадать загадки о «помощниках» современного человека:
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать!
Ответ: Утюг.


Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Ответ: Пылесос.
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.
Ответ: Телевизор.


Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
Ответ: Холодильник.


Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь —
А слышно — там.
Ответ: Телефон.

Для любой семьи список вещей, которые необходимо купить, будет отличаться от любой другой семьи, так как каждая семья имеет свой уровень доходов, свои потребности, свои расходы. Пример: если семья живет в деревне и имеет большое подсобное хозяйство, то ей может понадобиться трактор, а семье из города он не нужен.  

 Физминутка «Семейная зарядка»

 Осенью, весною, Летом и зимой.

 Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

 Встанем в круг, и по порядку

 Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает.

Папа бодро приседает.

 Повороты вправо-влево

 Делает мой братик Сева.

А я сам бегу трусцой

И качаю головой.

 Дети выполняют соответствующие движения.

  - Как вы думаете, зачем людям нужна семья? (Ответы детей)

  -Верно, чтобы жить вместе, помогать друг другу, заботиться. В хорошей, дружной семье все помогают друг другу и любят друг друга. Все члены семьи учитывают не только свои личные потребности, но и своих близких.

   Игра «Кому что нужно?»

   Дети рассматривают карточки с изображением потребностей человека и называют их: пища, одежда, игрушки, жилье, цветы, книги и.т.д Предлагается сгруппировать карточки таким образом, чтобы в одной группе оказались картинки с изображением предметов, нужных всем людям, в другой – одному, конкретному человеку. Вместе с детьми отмечается разнообразие потребностей.

  - Ребята, а какие потребности есть у вашей семьи? (Ответы детей)

    -Ребята, есть ли такие потребности, в которых человек нуждается, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? Да, это потребности в общении, любви, знаниях, искусстве, это духовные потребности.

  - Дети, теперь мы знаем, что семье дяди Федора нужно купить в первую очередь, а что покупать необязательно.

Итог:

- Ребята, сегодня мы помогли решить проблему в деревне Простоквашино и знаем, что не все наши потребности являются разумными, а некоторые из них совсем необязательны. Какие разумные и не разумные потребности могут быть в семье?

Беседа с детьми: «Для чего нужно учиться»

Цель: формирование осознанного отношения к учёбе.

Задачи:

1.Формирование представления о школе, о значении знаний, полученных на уроках.

2.Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желание учиться и получать знания.

3.Развитие речи, умения внимательно слушать.

Ход беседы.

- Сегодня мы с вами будем говорить об учебе.

- Ребята, как вы считаете, зачем надо учиться? Ответы детей (что быть грамотным, мама заставляет, чтобы получить престижную профессию, чтобы радовать родителей и др.)

- А теперь я отвечу на вопрос«Для чего человек учиться?» Послушайте меня внимательно. Известный писатель Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду знает, что хлеб добывают в поте лица…тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершения их».

Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность жалуются те, кто впустую растрачивает время.

А еще ленивые люди утверждают«Не стоит заниматься работой, когда не расположен к ней».

Те, кто прибегает к этому аргументу, ждут, когда к ним придет вдохновение. Глубокое заблуждение. Чтобы втянуться в работу, вначале приложить определенные волевые усилия, а потом придет и настроение. Но этих волевых усилий и боится малодушный ленивец. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят«Терпение и труд все перетрут».

А какие пословицы об учении вы знаете?

  • учение и труд живут рядом
  • знания и мудрость украшают человека
  • учение свет, не учение — тьма
  • не стыдно не знать — стыдно не учиться
  • ученье корень горек, да плод сладок
  • учение лучше богатства
  • рукой победишь одного, головой — тысячи
  • повторение — мать учения.

- А сейчас послушайте сказку…

Жили-были поросята,

Очень дружные ребята,

Никогда не занимались,

Целый день они игрались.

Им учиться было лень,

Только бегали весь день.

Но однажды в магазин мама их послала,

Говорит: «Нет молока, да и хлеба мало,

Ну а на остальные деньги, детки,

Купите себе конфетки».

А в магазине продавец-

Серого волка сестрица,

Рыжая и хитрая лисица.

Деньги у них она взяла,

Товар им продала,

А сдачу не дала.

И сказали грустно детки:

«Молоко да хлеб.

А где ж конфетки?»

Лисица слегка улыбнулась,

Тихонечко она облизнулась.

-Наверное, денег мало взяли,

А может быть потеряли.

Плачут бедные поросята,

Вот как бывает, ребята.

- Как вы думаете почему так огорчились поросята?

- Ребята, а почему с ними приключилась такая беда?

Придумайте продолжение этой истории.

- Ребята, о чём мы сегодня говорили?

- Какой вывод вы сделали из беседы?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Дидактические игры

        Игра «Груша-яблоко».

Цель: Научить считать деньги и ресурсы.

Материалы: бумага, карандаши, ножницы.


Ход игры:

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа яблоко.

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство, объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге.Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.

 «Размен»
Цель:
научить считать деньги.
Необходимые материалы: монеты и купюры разных
номиналов.
Количество участников: 1-5.
Суть игры:
Выдайте детям мелкие монеты, по 2-3 десяткакаждому. А себе оставьте несколько банкнот разного номинала. Это игра-соревнование. Кто из игроков быстрее разменяет выложенную вами банкноту мелочью, тому банкнота и достается. В конце игры считаем
суммы выигрышей.

Игра « Кто кем работает?»
Цель
. На примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии. Воспитывать желание познавать многообразный мир профессий, уважение к человеку-труженику.
Материал. Кукла-Загадка, рисунки с изображениями людей разных профессий и сказочных героев.
Суть игры
Покажите детям картинки, на которых изображены люди разных профессий. Дети, ориентируясь по рисункам, называют профессии родителей, своих близких, всех тех,
с кем они встречаются. Получив из кассы картинки с изображениями сказочных
героев, просит отгадать их профессии. Раздайте девочкам рисунки с изображением сказочных персонажей, а мальчикам - с изображениями людей разных профессий. По сигналу колокольчика девочки и мальчики начинают искать свою пару и по двое садятся
за столы, а затем по очереди доказывают правильность своего выбора. Можно предложить детям, чтобы с помощью движений, имитаций и других образных действий они показали профессию своего героя. Организуйте постепенный переход к сюжетно – ролевым
игр на эту тему. Можно провести и беседы о том, как относится к своему труду герой, кто производит товары, а кто предоставляет услуги (если дети знакомы с этими понятиями).

Игра «Кто как работает?»
Цель
. Расширить представление о том, что в сказке герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие стремятся порой неблаговидными делами получить большие деньги. Воспитывать уважение и привязанность к добрым и трудолюбивым героев сказок.
Материал. Лесенка, состоит из пяти ступеней; сказочные герои: Золушка, Буратино, старая из сказки Пушкина, Крит, Кот в сапогах, Маугли, Котигорошко, Кривенька
Уточка, Золотая Рыбка, Наф-Наф, Бабка, Лисичкасестричка и др.
Суть игры
Покажите черный ящик, солнышко и облако. Просите помочь разобраться, каких же сказочных героев больше - трудолюбивых или ленивых? С этой целью, нарисована на доске (листе ватмана) лесенку, предложите каждому ребенку достать из черного ящика рисунок с изображением сказочного героя. Затем знакомьте с правилами игры: Если появится солнышко, всех трудолюбивых героев нужно разместить на верхней ступеньке. А как только солнышко изменится облаком, к игре приобщаются дети, у которых на рисунках изображены ленивые герои. Их нужно расположить на нижние ступени. Дети
доказывают правильность своего выбора. Воспитатель помогает детям определить, какие
пословицы и поговорки подходят тем или иным сказочным героям: «Так работает, что даже весь день на солнышке лежит». «Хочешь, есть калачи - не лежи на печи».
Дети рассказывают о том, что трудолюбивых героев в сказках больше. После окончания игры устроите дискуссию о том, можно ли помочь ленивым героям сказок стать трудолюбивыми и как это сделать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Консультация для родителей

«СКАЗКА – КАК СРЕДСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

Мир финансов окружает каждого человека практически с рождения. Но что же знакомит нас с финансами с детства? Многие будут вспоминать поучительные советы родителей, другие – раздел школьной программы по экономике и т.д. Но ответ намного проще, чем вы думаете. Самые первые учителя в финансовой сфере – это сказки.  

Сказка - источник мудрости - с древнейших времен применяется как уникальный инструмент для воспитания детей. Ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Достаточно неожиданное утверждение, но только вспомните, как умело сказочные герои выкручивались из жизненных кризисных ситуаций. Как юноши, выросшие в бедных семьях, с помощью усилий и труда, и, конечно же, мудрого плана, становились богатыми купцами или боярами.

Стоит задуматься над действиями этих персонажей. Разберем всеми известную русско-народную сказку «Бобовое зернышко». Петушку, подавившемуся бобовым зернышком, требуется масло, чтобы извлечь из горлышка зерно. Главная героиня – курочка, имея доброе сердце, протягивает руку помощи своему собрату. Не имея ничего, она просит масло у хозяюшки, но та, в свою очередь, соглашается оказать ей данную услугу в обмен на коровье молоко. Курочка, отчаянно просит помощи у коровы, но и кормилица просит что-то взамен и так по цепочке. 
Этот рассказ идеально показывает нам всю суть экономики, а именно: производство, распределение, обмен и потребление.

Получается, что данная сказка еще с самого детства приучала нас к тому, что за любую взятую нами вещь или на какое-либо одолжение мы должны отдать что-либо взамен. В наше время текущий обмен выполняется на денежную валюту, которую, опять-таки, мы получаем за свой собственный труд.  Заработав свои собственные деньги, мы в первую очередь распоряжаемся, куда их внести, на что их потратить и на что отложить. Таким образом, вырабатывая в себе бережливость. 

Что же мы еще должны знать о финансах? Что же еще может повлиять на развитие материальных ценностей, кроме как трудолюбия? Удача? Редкостное чудо, но бывает и так, что фортуна улыбнется в вашу сторону. Вспомните ту же самую сказку “Кот в сапогах». Двум старшим братьям достались мельница и скот, а главному герою… Кот! Самый обыкновенный кот. «Как это существо может помочь в быту? Улучшить карьерный рост или социальное положение?» – подумают многие. Но после последующих развитий событий мы видим, как кардинально поменялась вся жизнь парнишки или, как его стали называть, Маркиза де Карабаса, и все благодаря простому коту, имеющему сапоги и острою смекалку.

Конечно же, данный пример был приведен в шутку. Всегда нужно рассчитывать в первую очередь на своё стремление к достижению поставленных целей и на свои силы, а не на удачу – спутника смелого. Но так же не стоит сразу же хвататься за недостижимые цели. Всегда нужно начинать с малого, как это делали многие известные личности.

Вы удивитесь сколько много сказок, а теперь и мультфильмов, учат наших детей быть финансово грамотными. Ознакомиться с ними вы можете в картотеке сказок по финансовой грамотности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности

Выступление на региональной конференции  «Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности у детей: эффективный опыт». 29 ноября 2017...

консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»     Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Цель консультации состоит в том, что она может  широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование  консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...

Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...

Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...

педагогический совет "По ступенькам финансовой грамотности" 2021г

Цель: формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...