Проект "Юный финансист"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Замашкина Ирина Викторовна

      Тема проекта:  «Юный финансист»

      Тип проектапознавательно-творческий

Место проведения: МАДОУ детский сад №15 «Солнышко», разновозрастная  группа 5-7 лет

Участники проекта : воспитатель, дети 5 – 7 лет, родители воспитанников

Проведение мероприятий: фронтальные и подгрупповые

Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2022-май 2023

1. Описание проекта

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»«подарить»«положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yunyy_finansist.docx77.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Солнышко»

Проект

«Юный финансист»

Выполнила:

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

Замашкина Ирина

Викторовна

Городской округ город Бор

2022-2023 учебный год

      Тема проекта:  «Юный финансист»

      Тип проектапознавательно-творческий

Место проведения: МАДОУ детский сад №15 «Солнышко», разновозрастная  группа 5-7 лет

Участники проекта : воспитатель, дети 5 – 7 лет, родители воспитанников

Проведение мероприятий: фронтальные и подгрупповые

Сроки реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2022-май 2023

1. Описание проекта

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться»«подарить»«положить в копилку» и т. п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема:

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Актуальность

В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и прочее.  Дети стараются  подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы о деньгах: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

На основании вышесказанного было решено разработать план работы в данном направлении. При его разработке мной учитывались несколько условий для эффективной деятельности: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей через консультирования, создание материала доступного родителям по данной теме.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через  базовые понятия: экономика, потребности, труд, профессии, бартер, выгода и убыток, деньги, реклама, бизнес, капитал.

Задачи проекта:

Общеобразовательные:

- познакомить детей с денежной сферой жизни,

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд-продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно-необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать,

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению,

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений,

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам,

- научить соотносить понятие надо, хочу и могу,

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги,доходы; покупать, тратить, расходовать, транжирить; откладывать, копить, сберегать; одалживать, занимать, отдавать, возвращать; планировать, экономить.

-способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе,

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

 - активизировать коммуникативную деятельность детей,

- стимулировать интерес к изучению мира финансов,

- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью,

- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успехов в жизни,

 - обеспечить психоло-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.

Формы работы:

  • деловые и сюжетно-ролевые игры;
  • тематические занятия;
  • беседы с привлечением родителей (сотрудников экономического сектора);
  • экскурсии;
  • ИКТ презентации;
  • просмотр мультфильмов;
  • обсуждение;
  • дискуссия;
  • коллекционирование;
  • чтение художественной литературы;
  • игровые ситуации;
  • решение проблемных ситуаций;
  • продуктивная  деятельность.

Предварительная работа:

  • прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок;
  • рассматривание иллюстраций, рисунков, книг;
  • решение ситуативных задач по финансовой грамотности;
  • просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»;
  • чтение художественной литературы: Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом;
  • обсуждение пословиц и поговорок о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.

Материально-техническое обеспечение:

  • методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры»;
  • компьютер, интерактивная панель
  • презентации;
  • обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»);
  • книги (Н.Носов «Незнайка на Луне», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»,  Г.Х.Андерсон «Новое платье короля»).

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

 - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

 - чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;

 - знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

 - понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

 - осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

 - освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережливо относиться к ним;

 - научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

 - освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;

 - заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»  позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к финансовым знаниям.

Продукт проектной деятельности:

Этапы работы по проекту

  1. этап – подготовительный
  • Подобрать и изучить соответствующую методическую литературу. Анализ состояния воспитательно –образовательного процесса детского       сада по экономическому  воспитанию.
  • Обмен опытом работы с педагогами по расширению знаний финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Разработать перспективный план.
  • Диагностическое обследование по сформированности экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста на начало проекта.
  • Выявить интересы, потребности, запросы родителей.
  • Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков по экономическому развитию.
  • Повышать уровень знаний у родителей по финансовой грамотности.
  • Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.
  • Распределение развивающей среды по зонам.
  • Подбор игр и упражнений, способствующих развитию финансовой грамотности.

II этап – основной

Работа с детьми:

  • Работа по формированию предпосылок финансовой грамотности  ведется во всех воспитательно–образовательных блоках:

         - в непосредственно образовательной  деятельности,

         - в совместной деятельности воспитателя с детьми,

   - в самостоятельной деятельности детей.

Работа с родителями:

  • Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросахи ответах»
  • Анкета для родителей: «Нужно ли детей знакомить с экономикой»
  • Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.
  • Памятки для родителей по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста «Как обучить детей финансовой грамотности», «Азы финансовой грамотности дошкольников».
  • Помощь в оборудовании и оснащении материалом экономического уголка в группе.

Работа с педагогами:

  • Консультации «Воспитание финансовой грамотности у детей дошкольного возраста», «Сказка как средство экономического воспитания дошкольников»
  • Выставка методической литературы и пособий по данной проблеме.

         III этап –заключительный

         Работа с детьми:

  • Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений.

Работа с родителями:

  • Подведение итогов совместной работы
  • Показ занятия по развитию финансовой грамотности детей.
  • Обобщение опыта работы в семье и ДОО по развитию финансовой грамотности детей

Работа с педагогами:

  • Выступление на методических семинарах. 
  • Ознакомление с результатами работы и данными диагностики.
  • Проведение открытого мероприятия

План проекта

Тема

Содержание/мероприятия

Технология, формы и методы

Сентябрь

Тема 1. «Без труда нет жизни на земле»

1

Труд-основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо семьи, близких, друзей, домашних питомцев. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это

плохо. Виды домашнего труда.

Технология «Клубный час», беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка

«Наша семья», тематический стенд о труде

2

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать- получать вознаграждение за выполненную работу

Технология «Клубный час», беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!», фотовыставка,

конкурс проектов «Трудиться полезно и честно»

3

Все работы хороши, выбирай на вкус

Профессии. Продукты труда: товары и услуги

Социо-игровая технология (работа в малых группах), игра «Что создается трудом», викторина

«Угадай профессию», загадки о профессиях

4

Творческое занятие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут трудиться

Технология «Клубный час», читаем, обсуждаем, разгадываем загадки,

рисуем

Октябрь

1

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» мини-

спектакль

Закрепляем понятия: трудиться, работать, зарабатывать

Интерактивный мини-спектакль

2

Труд во благо

Закрепление материала

Технология «Ситуация месяца».

Диагностировать знания и умения детей

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

3

Как

придумали деньги

Деньги - мера оценки труда, универсальное средство обмена

Технология «Клубный час», читаем,

обсуждаем, разгадываем загадки, рассказ

4

Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся

Виды денег. Изготовление денег: печатка, чеканка

Социо-игровая технология (работа в малых группах), беседа, исследование, чтение, игра

«Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Эволюция денег»

Ноябрь

1

Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия. Считай деньги  в своем кармане, а не в чужом

Технология «Клубный час»,

2

Где живут

деньги

Денежку бережем. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр.

Приучать ребенка к аккуратному обращению с деньгами, обозначить основные места хранения денег дома и вне его

3

«Зайкина находка» мини-

спектакль

Закрепляем понятие «деньги»

Закрепить понятие деньги с помощью интерактивного мини- спектакля

Тема 3. Покупаем, продаем, обмениваем

4

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности

Объяснить дошкольникам понятия потребность и желание

5

«Желания Волчонка- Зубастика» мини-спектакль

Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать.

Закрепить понятия потребности и желания с помощью интерактивного мини-спектакля

Декабрь

1

Где покупают и продают разные товары

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки

Объяснить дошкольникам где можно приобрести различные товары и услуги

2

Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеем, вырезаем, лепим.

Создать условия для проявления творческих способностей

3

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар- стоимость-цена. Определяем стоимость товара и формируем цену

Формировать у дошкольников понимание того, что каждый товар имеет стоимость и цену

4

Выгодно- невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама

Сформировать у дошкольников понимание того, что такое выгодно и невыгодно

Январь

1

«Русская ярмарка»

игра-праздник

Ярмарка и ее атрибуты: шуты, скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, торговцы, ремесленники, хороводы, русская пляска.

Используем деньги группы, придуманные раннее.

Познакомить детей с ярмаркой , ее атрибутами, русским фольклором, приобщить к народной культуре и традициям

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим

2

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, тратить их необходимо с пользой, относится к ним бережливо.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам

Формировать у дошкольников понимание, что деньги нужно тратить разумно

3

«Хочу и могу» мини- спектакль

Учимся различать понятия хочу и могу. Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных

возможностей по их осуществлению

Научить дошкольников различать понятия хочу и могу

Февраль

1

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Сформировать у дошкольников понимание, что такое копить и сберегать

2

«Наша мастерская» творческое

занятие

Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи

Закрепить у дошкольников понимание, что такое трудиться и какой результат труда может быть получен

3

Мини- спектакль

«День рождения»

Узнаем, что о подарках нужно думать заранее, подарки нужно подбирать или мастерить с умом

Интерактивный мини-спектакль

4

Досуг

«Сберегаем и экономим»

Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам

Диагностика знаний и умений детей

Март

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

1

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять- взять что-то взаймы на время, одолжить-дать что-то взаймы на время.

Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка- передвижка «Занимаем и одалживаем»

2

Долги

Знакомство с рассказом В.Осеевой «Долг»

Чтение, обсуждение

3

Мини- спектакль

«Долг платежом красен»

Закрепляем понятия «одалживать», «долг», «должник»,

«занимать».

Интерактивный мини-спектакль

4

Досуг «Долг и ответственнос

ть»

Закрепление материала.

Технология «Ситуация месяца». Диагностика знаний и умений детей

Тема 6 «Учимся планировать»

5

Все по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления плана. Закладываем основы планирования.

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа

Апрель

1

Ставим цели

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели

Ситуационные задачи, игра «Наши цели»

2

Сделал дело –

гуляй смело

Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи

3

Досуг «Наш план!»

Закрепляем понятие «план», «планировать»

Диагностика знаний и умений детей, применение технологии «Ситуация месяца»

Тема 7 «Богатство и бедность»

4

Наше богатство

Формируем представления о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи

Читаем и обсуждаем сказки «Ум и богатство», конкурс проектов «Наше богатство»

Май

1

Творческое занятие:

«Жадность и щедрость»

Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество, как щедрость, изображаем при помощи рисунков

Читаем и обсуждаем «Жадность» Аким Яков, «Жадина» Эмма Мошковская

2

Мини- спектакль

«Бережливые друзья»

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками. Он всегда увлечен процессом творчества и обладает таким качеством, как здоровое отношение к деньгам

Интерактивный мини-спектакль

3

Сюжетно - ролевая игра «Семья. Все зарабатывают деньги»

Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

Объяснить дошкольникам понятия бережливости, трудолюбия

4

Сюжетно- ролевая игра

«Магазин»

Закрепление материала

Диагностика знаний и умений детей, применении технологии «Ситуация года»

   

Работа с родителями:

Для  реализации Проекта были определины планируемые результаты в деятельности педагогов и родителей.

Родители

Педагоги

Мотивационно-ценностный компонент

Осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью формирования целостной картины мира у дошкольников

Осознают необходимость взаимодействия с семьей

Когнитивный компонент

Знают психофизические особенности детей

Владеют знаниями об образовательных потребностях родителей; умеют оценивать эффективность методов и приемов, которые применяют родители в семье

Деятельностно-поведенческий компонент

Реализуют методы и приемы для формирования финансовой грамотности дошкольников, активно взаимодействуют с педагогами

Учитывают интересы, запросы и потребности родителей, умеют использовать нетрадиционные формы организации и методы активизации родителей

Рефлексивный компонент

Самостоятельно обдумывают ситуации, удовлетворены работой педагогов

Формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями

Сентябрь:

Родительское собрание «Финансовая грамотность дошкольников в вопросах и ответах»

Октябрь:

Создание поделки на тему «Расходы семьи».

Изготовление атрибутов для игр «Семья», «Парикмахерская», «Больница».

Ноябрь:

Экскурсия в сберегательный банк города.

Декабрь:

Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)

Январь:

Познавательный маршрут «Банкомат» - показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат.

Февраль:

Консультация «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность»

Март:

Консультация для родителей «Что такое долг?», «Как познакомить детей с понятием «Долг».

Апрель:

Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

Изготовление товара – мороженого и его реклама.

Май:

Итоговое мероприятие «Детско-родительские финансовые

Литература:

1. Жуйкова Т. П., Кокухина А. А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 821-823.

2. Крючкова Н. А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» для дошкольников, - Калининград, 2013.-26 с.

3. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/Под ред.Е.А. Курака. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 80 с.

4. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130с.

5. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.-256с.

8. Шорыгина, Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2009.- 96с.

Приложение

Консультации для родителей:

Что означает для ребенка быть финансово грамотным?

У финансовой грамотности есть несколько компонентов. Они включают в себя концепцию создания накоплений, постановки целей, а также концепцию, как заставлять деньги работать на себя. Финансовая грамотность помогает знать, что мгновенное удовлетворение от быстрой покупки — ничто, по сравнению с эмоциями от выполнения крупной цели.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит учить его:

  • Как экономить деньги.
  • Насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные.
  • Как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя.
  • Как создать бюджет и распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды.
  • Как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
  • О том, что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.
  • О практике пожертвований, чтобы помочь другим нуждающимся.
  • Как принять решение — потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих нужд и покупок.
  • Как работают банки.
  • Как зарабатывать деньги и достигать своих финансовых целей.

Это только самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии. Вы можете быть уверены, что они будут в состоянии выйти в мир и держаться подальше от финансовых неприятностей.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Вы удивитесь, но Вы можете начинать учить ребенка знаниям о деньгах уже с двух лет. В то время как, если Ваш ребенок уже старше, очень важно начать его учить обращению с деньгами как можно скорее. И помните — никогда не поздно начинать.

До школы. 

В дошкольном возрасте Вы можете научить ребенка самой концепции денег — иными словами, что такое деньги и зачем они нужны. Вы можете поговорить с ними о значении различных монет и бумажных денег. Вы также можете научить их тому, что деньги используются, чтобы покупать вещи. Игра в магазин является простым способом преподавания концепции денег для детей младшего возраста.

В начальной школе.

В этом возрасте самое прекрасное время, чтобы начать обучение разницы между нуждой и необходимостью. Дети могут помочь с походом в продуктовый магазин и участвовать в принятии финансовых решений. Это также отличный возраст, чтобы показать ребенку, как использовать копилку, чтобы ввести понятие карманных денег и работы за деньги. К концу начальной школы они должны понимать, что чтобы купить вещи, которые они хотят, нужно экономить деньги.

В средней школе.

В этом возрасте дети уже более чем готовы начать зарабатывать деньги. Вы можете связать карманные деньги с некоторыми работами по хозяйству или дать им возможность зарабатывать деньги по всему дому. Это также хорошее время, чтобы научить их сберегать деньги для будущего и для вещей, которые они хотят купить в ближайшем будущем. В этом возрасте ребенок может также начать изучать инвестиции и использовать для этого свои накопления.

Высшая школа.

К этому времени, Ваш ребенок должен уже узнать некоторую финансовую независимость. Будем надеяться, что они уже имели возможность работать за деньги и знают о сбережении средств для краткосрочных и долгосрочных целей. Они уже могут иметь свой инвестиционный счет и уже всерьез строить свой капитал.

После того, как Ваш ребенок поступил в колледж или в ВУЗ, пора выводить его на путь к финансовой независимости. Конечно, Вы можете платить за обучение и помогать ему управлять своими финансами. Тем не менее, он также должен быть в состоянии обрабатывать большую часть своих финансовых решений самостоятельно.

Когда стоит разговаривать с ребенком о деньгах?

Вот несколько идей и возможностей, чтобы поговорить с ребенком о деньгах.

  1. Когда он получает подарок.

Когда Ваш ребенок получает подарок на день рождения или другой праздник, это самое прекрасное время, чтобы поговорить с ним об экономии денег. Действительно, получив подарок, ребенок может отказаться от других планируемых покупок и сэкономить некоторые средства. А если это подарок деньгами, так тут сам бог велел. Вы можете помочь своему ребенку спланировать, каким образом он будет экономить и для чего он будет это делать.

  1. Когда Вы пользуетесь банкоматом.

Банкомат — это волшебный ящик, который выдает деньги, когда Вы вводите секретный код. Но дети думают именно таким образом! И Вам нужно обязательно поговорить с ними о том, что такое банкомат и как он работает. Это отличная возможность поговорить о заработке, экономии и принятии решений о расходах.

  1. В магазине.

Берите ребенка с собой в походы по магазинам. Это идеальная возможность объяснить ему о составлении бюджета. Расскажите о том, что различные вещи стоят различные суммы. Вы даже можете попросить ребенка помочь Вам сравнить цены и найти самый дешевый вариант.

  1. Оплата счетов и квитанций.

Оплата квитанций, вероятно, не то, что Вы обычно делаете вместе с Вашим ребенком. Тем не менее, это хорошая возможность поговорить с ним о финансовых вещах, которые он принимает, как само собой разумеющееся. Можно говорить о работе и обязанностях, и о том, как Вы оплачиваете эти расходы каждый месяц.

Это также хорошая возможность для разговора с ребенком о различных способах экономии денег, почему это важно и для чего это стоит делать. Например, можете рассказать о том, что нужно выключать свет, когда он покидает свою комнату, это приводит к экономии энергии, а сэкономленные деньги можно будет потратить во время семейного отпуска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа юного финансиста

Нужно ли учить детей обращаться с деньгами? И если да, то как и с какого возраста следует начинать?...

План проведения недели «Юный финансист» в средней группе

План проведения недели "Юный финансист" в средней группе...

Проект для детей подготовительной группы "Юные финансисты"

Проект для детей подготовительной группы по финансовой грамотности...

Рабочая программа кружка по интересам «Юный финансист» для детей подготовительной к школе группы

Экономическое воспитание дошкольников — относительно новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми к...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Проект "Я финансист" по формированию финансовой грамотности на занятиях музыки.

В связи с стратегией государства на формирования финансовой грамотности населения мы предлагаем наш проект по обучению финансовой грамотности не только в различных видах деятельности но и на занятиях ...

презентация "Я финансист"

Обучение финансовой грамотности на занятиях музыки и в совместной деятельности...