Конспект итогового занятия "Семейный бюджет"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Берилова Оксана Валерьевна

Конспект итогового  занятия по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Семейный бюджет", 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_byudzhet_2.docx926.95 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных основ финансовой грамотности.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с понятиями: «семейный бюджет», «доходы», «расходы».
  2. Совершенствовать навыки количественного счета в пределах 10.
  3. Воспитывать рациональное отношение к деньгам: бережливость, расчетливость, трудолюбие и доброту, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

Активизация словаря: зарплата, пенсия, стипендия, доход, бюджет, расход.

Материалы: атрибуты для игр «Доходы и расходы», «Распределение семейного бюджета» (карточки с изображением расходов, фишки – монеты, копилки)

Воспитатель:  

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отгадать загадки:

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким (доход).

Папа тратит на заправке.

Мама - в продуктовой лавке.

Эта тратит, тратит тот.

У семьи растет (расход)

Дидактическая игра «Доходы и расходы»

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а как вы думаете, что объединяет эти понятия: доход, расход?

Дети: Доходы расходы вместе-это бюджет.

Воспитатель: Правильно, бюджет это совокупность доходов и расходов всей семьи за определенный период времени, как правило, за месяц.

Воспитатель: А что такое доходы?

Дети: доход-это получение денежных средств.

Воспитатель: Ребята скажите, а из чего состоит доход семьи?

Дети: Зарплата родителей, пенсия дедушек и бабушек, стипендия, детские пособия, доходы от продажи овощей с огорода.

Воспитатель: А что такое расходы?

Дети: расход - это затраты семьи на определенные товары и услуги.

Воспитатель:  а на что расходуются деньги семьи?

Дети: коммунальные платежи, продукты питания, оплата за детский сад, покупка одежды и др.

Воспитатель: Ребята давайте поиграем. Игра называется «Доходы и расходы семьи». Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход.

- Мама получила премию (хлопают)

- Сестра купила воздушный шарик (топают)

- Дедушка продал мёд (хлопают)

- Бабушка купила семена моркови (топают)

- Старший брат получил стипендию (хлопают)

- Мама заплатила за электроэнергию (топают)

- Папа купил автомобиль (топают)

- Семья пошла в кино (топают)

- Выиграли в лотерею (хлопают)

- Оплатили телефон (топают)

Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Теперь вы точно знаете, где доходы, а где расходы в семье, но расходы не должны превышать доходы. Давайте посмотрим, как это произошло в сказке.

«Сказ про то, как Баба и Дед забыли про семейный бюджет»

Ведущая:Жили-были Дед да Бабка, и была у них курочка Ряба. Жили, они не тужили, так как курочка несла яички не простые, а золотые. Однажды случилась беда: околела курочка от старости. Пришлось Деду и Бабке жить только на одну пенсию. Вот однажды, говорит Дед Бабке:

Дед: Испеки Бабка Колобок, а то кушать что-то захотелось.

Бабка: Хорошо, - ответила Бабка и пошла на кухню, но вскоре вернулась. - Дед, а муки то нету, что делать?

Дед: А ты по сусекам помела?

Бабка: Помела.

Дед:  А по коробу поскребла?

Бабка:  Конечно.

Дед: Ну, тогда сходи в магазин и купи

Бабка: Я бы пошла, да денег нет?

Дед: Как нет? - удивился Дед, - ты же два дня назад пенсию получала.

Бабка: Так и ты получал, - возмутилась Бабка,- а у меня уже денег нет.

Дед:  Куда же ты их дела?

Бабка: Куда, куда? Зашла в SPA- салон, подписалась на омолаживание. А потом, в магазине сувениров купила. Красивые…

Дед:  Ой, дура ты, Бабка - дура!- возмутился Дед, - мы, что теперь сувениры кушать будем?

Бабка: Ну, у тебя же есть деньги?

Дед:  Дык это, я их того, как бы потратил, но в отличие от тебя, безалаберной, потратил с умом! Я себе «Айфону» купил! Знаешь, какая это полезная штука!

Бабка: Вот пусть «Айфона» теперь тебя и кормит,

Дед: Ой, и правда, я, старый дурак, думал, что на твою пенсию проживём как-нибудь.

Бабка: А я думала, на твою.

Дед: И что же теперь делать?

Бабка: Что, что? Надо было заранее вместе решать, как пенсию тратить, сначала выбрать главное, без чего прожить нельзя, а без чего можем обойтись, решить, на что тратить деньги в первую очередь, а что и потом можно купить.

Дед:  Точно Бабка, какая ты у меня умная, сначала надо всё подсчитать и учесть, а потом тратить.

Бабка: Да, Дед, это называется семейный бюджет.

Дед: Ты права Бабка, деньги счёт любят, а мы с тобой про это и забыли. Вот и профукали всю пенсию. Теперь голодными будем сидеть.

Бабка: Ну не кручинься ты, впредь умнее будем. А сейчас я посижу, носочков да шарфиков навяжу и отнесу их на базар. Скоро зима. Их вмиг раскупят. И будет у нас с тобой денежка.

Дед: Вот умница ты моя, а я и не сообразил, ведь и сам могу табуреток красивых сколотить. Соседи давно их просили. То же денежку заработаю.

Ведущая:И начали трудиться, продали табуретки и носочки, купили муки и других продуктов. Испекла Бабка Деду румяный, ароматный колобок. Сколько у них было радости! Стали они жить - поживать, да бюджет соблюдать. Ведь теперь они считали каждую копеечку и заранее вместе решали, на что тратить денежку. И про плотничество с вязанием они не забывали, ведь это прибавка к пенсии. Они даже открыли свою лавку, в которой Бабка продавала своё вязание и колобки, а Дед столярные изделия. Вот и сказке конец, да вам всем наказ: «Сказки читай, но про труд не забывай и бюджет свой соблюдай!!!»

Воспитатель: Сказку мы посмотрели, но засиделись. Давайте сделаем разминку.

Физкультминутка: «Монетки»

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Наклоны в стороны.)

Звонко катимся по кругу, (Идут по кругу)

Радуемся мы друг к другу. (Повороты к соседу.)

Дружно скачем: скок, скок, скок… - (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек. (Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)

Воспитатель: Ребята скажите, Какой доход был у героев сказки?

Дети: Пенсия дедушки и бабушки.

Воспитатель: А правильно ли дед с бабкой распределили свой бюджет? Что они сделали неправильно?  А как надо было поступить?

Ответы детей

Дидактическая игра «Распредели семейный бюджет»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами распределить семейный бюджет?

Проходите за столы. Вам надо распределить расходы семьи. Перед вами лежат карты, а в коробочках фишки, но мы будем их называть монетами. Вначале мы с вами определим, какой доход у семьи. В семье 4 человека: папа, мама, старший сын – студент и маленькая дочка. Из сего состоит доход семьи?

Дети: зарплата мамы и папы, стипендия старшего сына – студента, детское пособие на маленькую дочку.

Воспитатель: Правильно ребята.  А теперь считаем. Мама получает зарплату – 3 монеты, а папа – 4 монеты. Стипендия старшего сына составляет 2 монеты, а пособие на младшую семья получает 1 монету. Сколько монет составляет доход семьи?

Дети: Доход семьи составляет 10 монет.

Воспитатель: А теперь ваша задача правильно распределить расходы. Савелий расскажи, как ты распределил расходы. У тебя остались еще монеты? Соня расскажи, а как ты распределила расходы? Ребята у вас остались лишние монеты. Правильно, это так называемые «свободные» деньги, которые остаются после всех обязательных расходов. Их можно на что – то потратить, а можно отложить, тем самым накапливая больше денег, чтоб потом купить что – то более дорогое. Что вы будете с ними делать?

Дети: Надо положить их в банк. Убрать в копилку.

Воспитатель: Перед вами стоят копилки, убираем туда лишние монетки. Посмотрите, а в копилках есть другие монетки.

Дети: Да

Воспитатель: Лев сколько у тебя монет в копилке? Ты оставишь их или потратишь на что–нибудь другое? (спросить несколько детей)

Ответы ребенка

Воспитатель: Ребята вы справились с заданием. Наше занятие подошло к концу. Скажите, вам понравилось занятие? Продолжи предложение, которое начинается так:

-Я узнал сегодня...

-Я удивился....

-Я запомнил...


C:\Users\Lenovo\Desktop\на сайт\фин. грамотность дети фото\семецйный бюджет\IMG-20220414-WA0016.jpg     C:\Users\Lenovo\Desktop\на сайт\фин. грамотность дети фото\семецйный бюджет\IMG-20220414-WA0023.jpg

C:\Users\Lenovo\Desktop\на сайт\фин. грамотность дети фото\семецйный бюджет\IMG-20220414-WA0034.jpg       C:\Users\Lenovo\Desktop\на сайт\фин. грамотность дети фото\семецйный бюджет\IMG-20220414-WA0040.jpg

    C:\Users\Lenovo\Desktop\на сайт\фин. грамотность дети фото\семецйный бюджет\IMG-20220414-WA0031.jpgC:\Users\Lenovo\Desktop\на сайт\фин. грамотность дети фото\семецйный бюджет\IMG-20220414-WA0041.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие «Семейный бюджет».

Цель: дать элементарные сведенья об экономике .Продолжать знакомить с понятием «Семейный бюджет» и его основными элементами .Воспитывать культуру поведения ,умение экономно и рационально т...

Конспект занятия: «Семейный бюджет».

Знакомство с понятием «Семейный бюджет».         Цель;      - формировать у детей старшего дошкольного ...

Конспект занятия "Семейный бюджет"

занятие по экономике для детей подготовительной группы "Семейный бюджет"...

Развивающее занятие "Семейный бюджет и расходы семьи"

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет;познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительногопользования, на товары кратковре...

Конспект занятия "Семейный бюджет и расходы семьи"

Ввести детей в мир экономических отношений, и познакомить с понятиями «доход», «расход», «бюджет». Учить основам планирования семейного бюджета. Обеспечить усвоение...

Технологическая карта занятия «Семейный бюджет и расходы семьи»

Технологическая карта занятияОбразовательные области: познавательное развитие; социально – коммуникативное развитие.Тема занятия:  «Семейный бюджет и расходы семьи»Возрастная гр...

Конспект занятия "Семейный бюджет"

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраств является одним из важнейших  формирований первичных  социальных компетенций в сфере личных личных и семейных финансовов.. В д...