День рождения Мухи -Цокотухи
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Алена Игоревна Рожкова

Цель – закрепление навыков счета в пределах десяти и обратно на материале экономических понятий: «деньги», «купюры», «монеты», «товар», «размен», «доход», «расход».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с экономическими понятиями «деньги», «купюры», «монеты», «товар», «экономия», «размен»;

- упражнять в прямом и обратном счете, закрепить знания детей о составе чисел в пределах десяти;

- учить решать арифметические задачи и примеры.

Развивающие:

- развивать умение соотносить цену товара с имеющимися в наличии деньгами,  рассуждать, делать правильный выбор товара, учитывая его стоимость, качество, назначение;

- активизировать в речи детей слова: базар, товар, качество, дороже, дешевле, снизить, торговаться, экономия, фальшивомонетчик, разменять, мелкие, крупные;

- развивать умение правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения между детьми в процессе игр, умение устанавливать контакт;

- воспитывать экономически грамотное отношение к деньгам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_den_rozhdeniya_muhi.docx211.52 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Интегрированное занятие

«День рождения Мухи - Цокотухи»

(для воспитанников 6-7 лет)

                                           Составила:

Рожкова Алёна Игоревна

с. Ловозеро

Цель – закрепление навыков счета в пределах десяти и обратно на материале экономических понятий: «деньги», «купюры», «монеты», «товар», «размен», «доход», «расход».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с экономическими понятиями «деньги», «купюры», «монеты», «товар», «экономия», «размен»;

- упражнять в прямом и обратном счете, закрепить знания детей о составе чисел в пределах десяти;

- учить решать арифметические задачи и примеры.

Развивающие:

- развивать умение соотносить цену товара с имеющимися в наличии деньгами,  рассуждать, делать правильный выбор товара, учитывая его стоимость, качество, назначение;

- активизировать в речи детей слова: базар, товар, качество, дороже, дешевле, снизить, торговаться, экономия, фальшивомонетчик, разменять, мелкие, крупные;

- развивать умение правильно отвечать на вопрос «Сколько?».

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения между детьми в процессе игр, умение устанавливать контакт;

- воспитывать экономически грамотное отношение к деньгам.

Предварительная работа: чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок о деньгах: «Муха-Цокотуха» К.И. Чуковский, «Приключения Буратино», «Огниво» Г.Х. Андерсен, «Мена»; знакомство с историей денег и денежными знаками разных стран; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Банк»; дидактические игры: «Найди лишнее», «Закончи предложения» (пословицы о деньгах) и т.д.

Методы и приемы:

Мотивация и поддержание интереса: сюрпризный момент, использование пословиц, показ иллюстраций, комментирование, физкультминутка.

Активизация детской деятельности: беседа, дидактические игры, показ иллюстраций, постановка проблемного вопроса, решение арифметических задач.

Оценка деятельности детей, активизация самооценки: поощрение.

Материалы и оборудование: монеты и купюры разного достоинства, игрушка Муха-Цокотуха, 5 самоваров, ценники, кассы – окошечки, игровые деньги, счеты.

Структура ОД:

  1. Вводная часть – 3 минуты. Психологический настрой. Сюрпризный момент. Вступительная беседа. Д/и «Найди лишнее».
  2. Основная часть – 20 минут. Беседа. Д/и «Разменный пункт», «Базар», решение арифметических задач.
  3. Заключительная часть – 2 минуты. Подведение итогов ОД. Оценка деятельности детей. Д/и «Я начну, а ты продолжи» (пословицы о деньгах).

Длительность ОД - 25 минут.

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости прилетела…как вы думаете кто? (показывает игрушку в виде Мухи-Цокотухи).

Дети отвечают (Муха-Цокотуха).

Воспитатель: Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…. А вы знаете, что такое деньги?

Дети отвечают (Да, это специальные бумажки и монетки, на которые можно купить различные товары).

Воспитатель: Правильно. Деньги – это разрешенное государством и законом средство обмена.

Дети задают вопрос воспитателю: Что значит разрешенное законом?

Воспитатель: Это значит, что мы можем пользоваться только деньгами, выпущенными государством. Тот, кто сам печатает и рисует деньги, называется «фальшивомонетчиком». Таких людей наказывают по закону.

Давайте поиграем в игру «Найди лишнее». Перед вами находятся 5 предметов, скажите какой экономический признак их объединяет и какие предметы лишние (100 рублей, монета 50 копеек, кошелек, пластиковая кредитная карта.

Ответы детей. 100 рублей, 1 доллар, монету 50 копеек и пластиковую кредитную карточку объединяет категория «Деньги», а лишним будет кошелек, так как им нельзя расплатиться в магазине.

2. Основная часть.

Воспитатель: Пошла Муха на базар и купила самовар… Наша Муха тоже решила пойти на базар.

- Кто из вас посещал базар? (Ответы детей),

- Какие товары продаются на базаре? (Ответы детей),

- Может ли продавец магазина продать товар дешевле, чем он стоит?

(При затруднении в ответе можно задать наводящий вопрос).

- Почему покупатели и продавцы на базаре торгуются? (Ответы детей).

Наша муха купила самовар не сразу. На базаре ей сказали, что денежка очень крупная и сдачи ей дать не могут.  Поможем Мухе?

Дети отвечают (Да).

Воспитатель: Как мы можем ей помочь?

Дети отвечают (Разменять денежку).

Воспитатель: сообщает детям, что в группе открывается «разменный пункт» и Мухе нужно разменять крупную купюру на мелкие.

Д/и «Разменный пункт». На столах стоят кассы – окошечки и табличка «размен денег». В «разменном пункте» работают несколько кассиров. Эту роль предлагаем детям, которые хорошо научились считать и разменивать купюры. Ребята по желанию вместе с Мухой-Цокотухой приходят в разменный пункт и просят:

- Разменяйте нам, пожалуйста, 10 рублей.

Кассир: - Как Вы хотите их разменять?

        - На 5 и 5, или по одному рублю.

        Кассир меняет деньги.

        Воспитатель, включаясь в игру, просит разменять ей мелкие купюры на крупные.

        Кассир: - Наберите 10 рублей разными купюрами, а я Вам дам одну с цифрой 10 и т.д.

        Вопрос к детям: меняется ли сумма денег при их размене? (Нет, если Вы дали 5 рублей, то Вам вернут 5, но другими купюрами).

Воспитатель: Муха разменяла денежку и решила сначала приглядеться, какие самовары продают на базаре, по какой цене. А самоваров было много. Муха-Цокотуха растерялась, не знает, какой из них купить. А у Мухи скоро день рождение, будет много гостей. Надо ей помочь выбрать самовар!

     - Каким должен быть самовар? (Ответы детей).

Воспитатель делает вывод: Вы помогли Мухе сделать правильный выбор. Самовар большой, красивый, не бракованный и  сэкономленные деньги пошли на угощение.

А теперь давайте купим подарки на день рождения нашей Мухе.

Д/и «Базар»

Воспитатель предлагает детям посетить базар.

На базаре есть продавцы и покупатели. Дети договариваются: кто будет исполнять роль продавца, а кто покупателя. Это можно определить по жребию. Например, в мешочек кладутся карточки двух цветов (красные и желтые) по количеству детей. Доставшие красные карточки – продавцы, желтые – покупатели.

«Продавцы» берут свой товар, раскладывают его в торговом ряду, определяют цену, ставят ценники. «Покупатели» в это время готовятся к посещению торговых рядов, подсчитывают деньги (заранее заготовленные купюры и монеты).

Базар открывается, начинается игра. Продавцы зазывают покупателей, рекламируют свой товар. Покупатели рассматривают товар, торгуются, сбивают цену, делают покупки.

Воспитатель берет на себя роль директора базара. Включается в игру, помогает разрешать проблемные ситуации. Например, Маша продает одежду. Товаром интересуются, но цена отпугивает покупателя. Директор базара:

- Ваш товар не очень хорошего качества, а стоит дорого. Попробуйте снизить цену. Маша подумала и поменяла ценники. Товар стали покупать.

В конце игры дети подсчитывают деньги. Воспитатель помогает затрудняющимся сделать расчет. Закрепляются понятия: доход, расход.

Воспитатель: Наши подарки готовы, гости собрались…НО

Вдруг какой-то паучок-старичок нашу Муху украл и спрятал. Ай-ай-ай. Где же наша Муха ищут гости? (Дети оглядываются, ищут Муху, но вместо нее находят лист с письмом). В письме Паучок просит решить детей задачи и тогда он отпустит Муху.

1) На день рождения Муха-Цокотуха позвала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.  Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали - приполз жук и занял еще одно место.  Вопросы. Сколько стульев было занято? (9) Сколько было гостей? (8)

2) Папа получил 4 монеты, мама 2 монеты, бабушка и дедушка пенсию – 2 монеты. Сколько денег заработали все члены семьи?

3) Мама дала Кате 4 рубля и Диме 4 рубля. Могут ли ребята купить карандаши по цене 10 рублей? Почему? Ответ: Нет, т.к. у Кати и Димы вместе всего 8 рублей (4+4=8, а для покупки карандашей им не хватает 2 рубля (10-8=2).

4) У Оли были такие монеты: 5 рублей, 2 рубля и 1 рубль. Она купила пирамидку за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Оли? Ответ детей: у Оли осталось 3 рубля (2+1=3), т.к. 5 рублей она потратила на пирамидку.

Воспитатель хвалит детей.

3 часть. Заключительная.

Муха благодарит детей за спасение и раздает угощение. Дети дарят Мухе купленные подарки. Муха предлагает вспомнить пословицы про деньги.

Д/и «Я начну, а ты продолжи». Воспитатель поочередно кидает мяч детям и начинает пословицу, задача ребенка продолжить ее.

Уговор дороже ДЕНЕГ.

Время - деньги.

У него деньги и куры не клюют.

Только ума на деньги не купишь.

Без денег сон крепче.

Не хвались деньгами – хвались добром.

Без копейки рубля нет.

Копейка рубль бережёт.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они узнали в ходе ООД.

Обобщение по вопросам:

- Что такое деньги?

- Какие бывают деньги?

- На что нужно обращать внимание при покупке товаров?

- На какие деньги мы можем поменять 10 рублевую монетку?

Воспитатель благодарит детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое развлечение. "День рождения Мухи-Цокотухи" подготовительная группа

Развлечение проводилось на этапе закрепления лексической темы "Насекомые"....

Логопедическое развлечение. "День рождения Мухи-Цокотухи" подготовительная группа

Развлечение проводилось на этапе закрепления лексической темы "Насекомые"....

Проект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы "День рождения Мухи-цокотухи".

В данном проекте содержится конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с использованием инновационного игрового оборудования....

физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста" День рождение Мухи Цокотухи"

конспект физкультурного развлечения в подготовительной группе...

Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста "День рожденье Мухи-Цокотухи"

Театрализованное представление  для детей старшего дошкольного возраста «Муха-Цокотуха»....

«День рождения Мухи-Цокотухи»

НОД во второй младшей группе на тему: «День рождения Мухи-Цокотухи»...