Финансовая грамотность дошкольников
консультация по основам финансовой грамотности (младшая, средняя, старшая группа)
Предварительный просмотр:
Финансовой грамоте можно учиться всю жизнь. Но начинать лучше с детства, причем не только для того, чтобы стать богатым.
Исследование ученых из Университета Бригама Янга (США) показывает, что дети, которые учились обращению с деньгами с ранних лет, не только лучше распоряжались ими во взрослом возрасте, но и вступали в более здоровые романтические отношения.
Вот пошаговая инструкция, как учить детей финансовой грамотности в зависимости от того, как развивается их психика и мозг в каждом возрастном периоде.
Раннее детство (1–3 года)
Малыши очень быстро растут и умнеют, учатся ходить, говорить, размышлять. В этом возрасте ребенок сталкивается с первыми запретами родителей, рассказывает психолог Людмила Петрановская. Это не всегда приятный, но важный этап развития ребенка.
Многие родители начинают понимать, что их малыш — личность. Но и сам ребенок начинает осознавать свое «я»: проявляет свою волю, не выполняет всех распоряжений взрослых, получает опыт отстаивания себя. Он познает окружающий мир при помощи органов чувств и своих движений, считал швейцарский психолог Жан Пиаже, который создал целую теорию когнитивного развития детей.
Как учить финансовой грамотности
▪️ Первое знакомство с деньгами. Объясните ребенку, что монеты и бумажные деньги нужны, чтобы обменивать их в магазине на продукты и игрушки. Во время похода в магазин обращайте внимание малыша на то, как вы оплачиваете покупки.
- Дома тоже можно поиграть в магазин. Для большей аутентичности можно купить игрушку-кассу.
▪️ Игра с монетами. Уже с двухлетнего возраста малышу можно показывать монеты и учить его называть их. Ему будет интересно трогать их, пересыпать, доставать из копилки и складывать обратно. По Пиаже, такое знакомство с деньгами будет самым полезным. Чтобы окунуть ребенка в современные реалии, можно учить его играть с пластиковыми картами.
! Важно, чтобы малыш играл с монетами только под присмотром, иначе он может подавиться ими или еще как-либо навредить себе.
Дошкольное детство (3–7 лет)
В этом возрасте ребенок быстро расширяет свои возможности: сам ест и одевается, осваивает новые навыки, изучает первые абстракции, например геометрические фигуры, календарь, время, счет и буквы. Пиаже считал, что именно с трех лет малыш учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Но некоторые виды опыта ребенок еще не в силах воспринять; например, он думает, что кусок пластилина уменьшится, если его раскатать в колбаску, или что денег станет больше, если разменять большую монету на несколько маленьких.
Дети пока еще не могут точно оценить свои силы и часто ошибаются; это приводит к возникновению чувства вины, подтверждает Петрановская. Оно полезно и важно: формируется совесть, ответственность за свои поступки. Но при этом родители не должны стыдить ребенка, иначе чувство вины будет мешать проявлению самостоятельности и может занизить самооценку.
Как учить финансовой грамотности
▪️ Отвечать на вопросы. В этом возрасте дети становятся очень любопытными и задают кучу вопросов, иногда неожиданных. Будьте готовы рассказать, откуда берутся деньги, какие они бывают, как стать богатым, можно ли выиграть в лотерею миллион и как зарабатывают блогеры на YouTube.
▪️ Игра в магазин. Если вы играете с ребенком «в магазин», рассчитывайтесь настоящими деньгами. Это усилит любопытство к монетам и банкнотам, а заодно поможет быстрее выучить цифры и научиться считать.
▪️ Поход за покупками. Прогулку с ребенком в настоящий магазин также можно использовать для обучения. Например, попросите его называть цены продуктов и сравнивать их между собой, выбирать самый дорогой или самый дешевый продукт. А если ребенок захочет купить несколько шоколадок или игрушек, объясните, что это незапланированные траты — у родителей не хватит денег в кошельке, чтобы купить все сразу, но можно договориться о покупке в следующий раз.
▪️ Выдавать карманные деньги. Примерно с 6 лет ребенка можно знакомить с карманными деньгами. Например, во время похода в магазин можно выделить небольшую сумму, на которую ребенок сам сможет купить себе, что захочет.
Исследование ученых из Университета Массачусетса показало, что отношение к деньгам у детей формируется уже в раннем возрасте — с 5 до 10 лет. Понаблюдайте, как тратит деньги ваш малыш. Если заметите излишнюю расточительность, важно научить ребенка правильному отношению к тратам и в будущем уделять особое внимание планированию бюджета и контролю спонтанных расходов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности...

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"
Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....
Формирование финансовой грамотности дошкольников
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников
Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Выступление на методическом объединении на тему «Развитие экономического мышления дошкольников и повышение уровня финансовой грамотности дошкольников с помощью игр и практик»
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта ра...

Выступление на методическом объединении на тему «Развитие экономического мышления дошкольников и повышение уровня финансовой грамотности дошкольников с помощью игр и практик»
Цель экономического воспитания в широком смысле слова — формировать социально-активную, творческую личность с материалистическим мировоззрением, ориентированную на общечеловеческие ценности.В бо...
