Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные финансисты»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Батманова Олеся Олеговна

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные финансисты» (далее Программа) соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:

необходимостью правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни.

Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.obshch.programma_yunye_finansisty_batmanova.docx63.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, dou_teremok70@mail.ru

Рассмотрено:

на педагогическом совете

протокол № __

от «__» ________ 20__г.

 Согласовано:

 Старший воспитатель

________ О.О.Батманова

от «__» ________ 20__г.

Утверждено:

Заведующий МБДОУ «Детский сад «Теремок»

_________О.А.Куртямова

Приказ №

 от «____» ________ 20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные финансисты»

(Финансовая грамотность)

Направленность программы: социально-экономическая

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-6 лет

                             

                               

Составитель:

Батманова Олеся Олеговна,

старший воспитатель

с. Овгорт

2022г.

Оглавление

страница

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Актуальность

5

1.3.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.4.

Принципы построения Программы

6

1.5.

Характеристика возрастных особенностей детей

8

1.6.

Планируемые результаты освоения программы

10

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

15

2.1.

Содержание Программы

15

2.2.

Учебный план

21

2.3

Календарный учебный график

21

2.4.

Учебно-тематический план

23

2.5.

Особенности взаимодействия с семьей

24

III

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

26

3.1.

Продолжительность и этапы реализации Программы

26

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

26

3.3.

Список литературы

28

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

                       

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная   записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные финансисты» (далее Программа) соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:

необходимостью правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни.

Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Чем раньше мы ознакомим детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут. Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений. Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне. Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Программа опирается на современные требования модернизации системы образования и нормативные правовые акты, определяющие  содержание Программы.

Нормативно-правовое обеспечение (п.2.1):

  1. ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г. № 273- ФЗ;
  2. ПС «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 15.08.2015г.;
  3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г № 467);
  4. Приказ Министерства просвещения России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09.11.2018г. № 196;
  5. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение от 04.09.2014г. № 1726-р;
  6. Письмо Минобрнауки России «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей № 06-1844 от 11.12.2006г.;
  7. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г.;
  8. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая  разноуровневые программы)» от 18.11.2015г.;
  9. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными  возможностями  здоровья, включая детей-инвалидов, с  учетом их особых образовательных потребностей  от 29.03.2016 г. ВК-641/09;
  10. Устав МБДОУ «Детский сад «Теремок».
  11. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Август 2022г.

Дополнительная общеразвивающая   программа «Юные финансисты» направлена на

развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей    программы –социально экономическая, вид программы - модифицированная.

Общеобразовательная общеразвивающая программа составлена с учетом интересов детей, предусматривает развитие у детей формирование норм финансово-грамотного поведения, социального заказа. Программа основана на потенциале образовательного учреждения, реализуется в рамках учреждения. Программа разработана на основе накопленного педагогического опыта и адаптируется  в учреждении (на основе пополнения развивающей среды в группе, взаимодействия с родителями, экскурсий ). Программа реализуется с 2022 года.

Инновационная деятельность обоснована анализом педагогической работы, с учётом реализации интеграции образовательных областей:  

1. Художественно-эстетическое развитие: изготовление сюжетно-ролевых игр экономического содержания магазин продуктовых и промышленных товаров, ателье и др.  2. Речевое развитие: пополнение словаря детей новыми словами, обозначающие экономическое явление, применение их на практике; Воспитание экономических качеств личности (трудолюбие, расчётливость, практичность и др.) через использование художественной литературы  

3. Познавательное - совершенствование знания монет; учить использовать математические действия при решении экономических задач.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, а также выявление, развитие и поддержку одаренных обучающихся.

Процесс происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Новизна дополнительной общеразвивающей программы предполагает новые педагогические технологии в проведение занятий –формы развивающего обучения.

Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием. Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.

            Педагогическая целесообразность. Целесообразностью данной программы является то, что программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.\

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки.  Оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие. Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Решение экономических задач должно осуществляться в единстве с трудовым и нравственным воспитанием. Более того, усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста – один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

Обучающие:

- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.);

- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;

- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности;

- способствовать развитию памяти, речи, любознательности в процессе познавательно игровой деятельности;

- развивать мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные:

- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

- воспитывать нравственно-экономические качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в финансовой сфере, начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Принципы построения программы и подходы к формированию

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • гармоничного восприятия экономической культуры;
  • экономической направленности в воспитании;
  • целенаправленной ориентированности на ценностные отношения; целостности;
  • единство воспитания, обучения и развития;
  • системность и последовательность;
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • наглядность;
  • доступность;
  • активность.

В результате реализации программы «Юные финансисты» необходимо обеспечить достижение воспитанников следующих личностных и метапредметных результатов:

-понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

- уважать людей умеющих трудиться и  зарабатывать деньги;

-осознавать взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»;

-применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в своей познавательной деятельности;

-формирование у ребёнка правильного представления о финансовом мире, поможет стать успешным и самостоятельным человеком

-умение участвовать в коллективном обсуждении проблемных ситуации и их решений;

- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи в своей познавательной деятельности;

- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и другими обучающимися;  

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

 - владение диалогической речью, монологической контекстной речью;

Программа предусматривает достижения предполагаемого результата и соответствует возрасту воспитанников и срокам реализации Программы.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ, то, что при  реализации Программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

Программа реализуется в МБДОУ «Детский сад «Теремок», с.Овгорт ул.Сынская д.15, на веранде в средне-старшей группе «Звёздочки», дети 5-6 лет. В методическом кабинете имеется учебно-методический комплекс (дидактический материал, методические разработки). На веранде оформлен центр финансового развития дошкольника, организована развивающая предметно-пространственная среда.  

Известно, что формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.   Обогащению впечатлений способствует созданная игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.  

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.  

 Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.   Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

 В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство», «Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).   В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?», «Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.  Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.  Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».  

   

Характеристика возрастных особенностей детей

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром

оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок

«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное

моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Планируемые результаты освоения программы

На этапе завершения реализации программы ребенок может:

•        применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

•        осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;

•        иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;

•        проявляет ответственность за начатое дело;

•        понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;

•        осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;

•        понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи;

•        осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;

•        понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность приобрести;

•        осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько трудно его изготовить;

•        проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, проигрывать и не бояться проигрыша;

•        иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;

•        осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

•        следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

Прогнозирующий результат

Требования к уровню подготовки обучающегося по программе

по изучению разделов «Азбука финансовой грамотности», «Все профессии важны»

«История возникновения денег. Деньги разные нужны».

Умения

знания

навыки

Умеют:

 Правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости.

Выделять цепочку трудовых действий, осознают взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги;

Умеют устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Знают:

 О появлении денег в жизни людей;

о роли денег в жизни;

понятия «купюра», «банк», умеют совершать покупки

российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

о многообразии профессий, содержание деятельности некоторых из них;

Владеют:

Навыки и привычки речевого поведения, культурного поведения в быту, в ситуациях, связанных с потребностями;

такими экономическими качествами, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность

Условие реализации программы

Кадровое обеспечение программы:

Батманова Олеся Олеговна, старший воспитатель, куратор и разработчик программы.

Высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория, прошла обучение по программе переподготовки по программе «Педагог дополнительного образования: Теория и методика дополнительного образования», профессиональные компетенции педагога соответствуют профессиональному стандарту «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых».

Тыликова Светлана Серафимовна, воспитатель, разработчик программы.

Среднее педагогическое образование, первая квалификационная категория, прошла обучение по программе повышения квалификации «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности», профессиональные компетенции педагога соответствуют профессиональному стандарту «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых».

Диагностические материалы

Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников.  С целью разработки перспективы работы с дошкольниками по экономическому развитию, и определения уровня сформированности экономической культуры у детей два раза в год проводится мониторинг составленный на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и… экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».

 Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе - вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.

   

Потребности

Владеет понятием «потребности» Умеет различать виды потребностей (материальные, духовные, социальные)

Труд

Имеет представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний т.д.) Умеет выделять последовательность трудовых действий Имеет представление об орудиях труда, о роли машин и механизмов в труде человека.

Товар

Имеет представление о производственном цикле изготовления товаров Может объяснить зависимость цены от его качества и количества Имеет представление о формах сбыта продукции

Деньги

Различает достоинство купюр, умеет считать в пределах 10 Может объяснить понимание слов «бюджет» и его составляющие (зарплата, пенсия, стипендия) Имеет представления о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии.

 Методика оценивания:

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием

Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога

Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется

  1. Потребности.

Цель: выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.

Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»

Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека,  потребностей в свете, воде, пищи.

      Цель: выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях

Дидактические игры «Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание» Материал: карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. инструменты и т. д.).

  1. Труд.

 Цель: выявить знания детей о труде и его видах.

Дидактические игры «Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек» Материал: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.

Цель: выявить знания детей о последовательности трудовых действий Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

Цель: выявить знания детей о роли труда в жизни людей

Беседа: «Труд в жизни людей» Материал: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи

  1. Товар.

 Цель: выявить знания детей о производственном цикле товаров.

 Дидактическая игра «Путешествие в страну товаров», «угадай товар».

Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.

Цель: выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее» Материал для изготовления книжек – малюток разными способами Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества. Цель: выявить знания детей о сбыте товара

Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?» Материал: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)

  1. Деньги Цель: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать. Дидактические игры «Магазин», «Сберкасса» Материал: деньги различного достоинства.

Цель: выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия) Модель «Семейный бюджет» Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.

Цель: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии Дидактические игры «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из Простоквашино».

Материал: модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.

Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл .

Таблица

ФИ

ребенка

потребность

              труд

товар

деньги

1

2

1

2

3

4

1

2

3

1

2

3

Всего детей с высоким уровнем

средний

низкий

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание Программы

Месяц

Тема занятия

Сентябрь

диагностика

Приложение. 2 занятия.

«Азбука финансов» (вводное занятие)

Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности..

. Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы»

Азбука финансовой грамотности.

Серия «Что такое деньги».

Игровая ситуация «Ты мне, я – тебе.

Раскрыть сущность понятия «ты – мне, я – тебе», как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей; Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах;   Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.  

Октябрь

«Всякому делу учиться надо». Сюжетно ролевая игра «Магазин «Детский мир»  

Формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях; Развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; Воспитывать культуру речевого общения; Знакомить с профессиями продавца, кассира.

«Идем за покупками»

Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

«Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине»

Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.

«Все профессии нужны, все профессии важны!»

(виды профессий и их значимость).

Почему взрослые работают.

Сформировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада; учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;  стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.

Ноябрь

«История возникновения денег»

Расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость. Презентация.

«Деньги всякие нужны»

закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, что деньги бывают бумажные и металлические , научить детей понимать назначение денег; их необходимость в жизни человека;  активизировать словарь детей

«Что такое семейный бюджет? Планируем вместе

Формировать понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится; Уточнить от чего зависят потребности человека; Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи

«Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Закрепить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей; Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей; Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.  

Декабрь

В гостях у сказки  «Цветик-семицветик»

Познакомить детей с финансовыми терминами «банк», «деньги», «банковская карта», «потребности».

Формировать умение правильно распределять свой бюджет.

Формировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость

Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет и т. д

«Виды денег» (монеты, банкноты, пластиковые карты)

Формирование представлений детей о том, какие бывают деньги. Познакомить детей с видами денег. Развивать логическое мышление

«Сначала зарабатываем – потом тратим»

Практика «Мини-банк». Показать принципы финансового планирования, донести принцип «сначала зарабатываем – потом тратим».

. Просмотр мультфильма «Смешарики»

Азбука финансовой грамотности.

Январь

«Назови монету»

Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.

Азбука Смешариков.

Д\И « Дом, в котором живут деньги»

Закрепить представления детей о банке, его функциях, о валюте разных стран.

Азбука юного финансиста.

Решение проблемных ситуаций. Дать детям представление о денежных сбережениях, о необходимости ведения учета денег.

Февраль

«Хороший хозяин»

Создать условия для ознакомления с понятиями «бережливый», «хозяйственный», «запасливый».Разъяснить детям , кого называют хорошим хозяином в семье (того, кто умеет правильно распределять семейный бюджет».

«Деньги других стран?»

«Денежные знаки разных стран» Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию. Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стан, а также с единой валютой европейских стан – евро. Рассказать о производстве денежных знаков. Развивать мышление и память при использовании моделей. Воспитывать негативное отношение к фальшивомонетчикам, нечестным деньгам

Деньги. Купюры.

Монеты.

Закрепить знания о внешнем виде современных денег. Учить находить отличительные и сходные признаки между монетами и купюрами.

Виртуальная экскурсия в банк

Дать элементарные представления о работе банк, о сотрудниках банка. Познакомить с новыми словами которые встречаются в современной жизни. Показать детям, как с помощью банковской карты можно пользоваться виртуальными деньгами.

Март

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Книга с заданиями.

Пословицы и поговорки о деньгах.

Научиться обращаться с деньгами правильно.

Учить решать проблемные ситуации, уметь объяснить значение пословиц.

«Где производят деньги». Музей денег.

Расширять представление детей о свойствах и функциях денег; систематизировать знания детей об истории возникновения денежной единицы в России.

В гостях у сказки  «Цветик-семицветик»»  

Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку; Формировать у детей понятия «хочу», «надо»; Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Апрель

 «Путешествие в страну «Экономград

формировать умение правильно делать покупки (потребительская грамотность) - развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике;  развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность.

«Юные финансисты

Повторить понятие «потребности человека», • Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится. • Уточнить от чего зависят потребности человека. • Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; • Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

«Бартер»

Раскрыть сущность понятия «бартер» как обмене одной вещи на другую без денег, на основе сказочных персонажей;  - Продолжать развивать представления детей о деньгах, товарах;  - Воспитывать умение определять разницу между «хочу» и «надо», честность.

 Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»

В игровой форме закрепить у детей знания по  финансовой  грамотности. Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования.

Доставить детям радость и удовольствие от участия в игре и применения знаний финансового содержания.

Лепбук «Финансы»

Игры на выбор.

Май

«Приключения Умника и Торопыжки»

Повторить понятие «потребности человека», • Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится. • Уточнить от чего зависят потребности человека. • Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

КВН "Финансисты"

В игровой форме закрепить у детей  и родителей знания по  финансовой  грамотности. Развивать сообразительность, самостоятельность мышления, умение договариваться между собой, выполнять задания в условиях соревнования. Доставить детям и родителям радость и удовольствие от участия в игре и применения знаний финансового содержания.

Диагностика.

Приложение 1.

 Диагностика

.приложение 1.

Учебный план

Наименование разделов, тем

Всего

часов

1.

Диагностика.

2

2.

Азбука финансовой грамотности.

15

3.

Все профессии важны.

4

4.

История возникновения денег. Деньги разные нужны.

12

8.

Итоговое мероприятие КВН

1

9.

Диагностика.

4

Итого:

36

             Календарный учебный график, каждый четверг во 2 половине дня.

 п/п

Месяц

Дни

проведения

занятий

занятия

Наименование разделов, тем

Всего

часов

теория

практика

1.

Сентябрь

3, 10

1,2

Диагностика.

2

1

1

Сентябрь

Азбука финансовой грамотности.

3

17

3

Азбука финансов. Вводное занятие.

1

0,5

0,5

24

4

Мультфильм «Уроки тетушки Совы.Финансы».

1

0,5

0,5

Сентябрь

30

5

Игровая ситуация «Ты мне я тебе».

1

0,5

0,5

2

Октябрь

Профессии.

4

Октябрь

8, 15

6.7

«Всякому делу учиться надо». Все профессии нужны.

2

1

1

22, 29

8,9

«Магазины бывают разные». Идём за покупками.

2

1

1

Ноябрь

История возникновения денег.

4

Ноябрь

5, ,19.26.

10,11.12

Возникновение денег. Что служило деньгами для древних людей. Деньги всякие нужны.

3

2

1

 Ноябрь

 12

13

Семейный бюджет.

1

0,5

0,5

Декабрь. Январь.

Азбука финансовой грамотности.

7

декабрь

         3

14

Сказка «Цветик семицветик».

1

0,5

0,5

декабрь

10

15

Виды денег.

1

0,5

0,5

декабрь

        17

16

Зарабатываем-тратим.

1

0,5

0,5

 

         24

17

Мультфильм.Уроки Тётушки Совы.. Финансы.

1

0,5

0,5

Январь

Январь

14

18

Игра «Назови монету».

1

0,5

0,5

Январь

21

19

Дом, в котором живут деньги.

1

0,5

0,5

Январь

28

20

Азбука юного финансиста. Решение проблемных ситуаций.

1

0,5

0,5

Февраль

Март

История возникновения денег. Деньги разные нужны.

8

Февраль

4

21

Ознакомление с понятиями «бережливость», «семейный бюджет».

1

0,5

0,5

Февраль

11

22

Денежные знаки разных стран.

1

0,5

0,5

Февраль  

18

23

Где производят деньги? Виртуальная экскурсия в банк.

1

0,5

0,5

25

24

Деньги. Купюры. Монеты.

1

0,5

0,5

Март

Март

4

25

Семейный бюджет. Игра с лепбуком «Финансы»

1

0,5

0,5

Март

11

26

Выполнение заданий-раскрасок. Пословицы и поговорки о деньгах.

Лепбук.

1

0,5

0,5

Март

18

27

Где производят деньги. Музей денег.

1

0,5

0,5

Март

25

28

В гостях у сказки «Цветик семицветик».

Активизация словаря.

1

0,5

0,5

Апрель,Май.

Азбука финансовой грамотности.

5

1  

 

29

Путешествие в страну «Экономград».

Потребительская грамотность.

1

0,5

0,5

8

30

Юные финансисты.

Формировать понятие «Потребности человека». Проблемные ситуации.

1

0,5

0,5

15

31

Бартер. Обмен вещей на другую. Игровая ситуация.

1

0,5

0,5

 

 22

Сюжетная игра «Что? Где? Почем?

1

0,5

0,5

29

32

Лепбук  «Финансы». Игры на выбор.

1

0,5

0,5

7.

Май

7

7

33

Приключения Умника и Торопыжки. Проблемные ситуации.

1

0,5

0,5

8.

Май

14

34

Итоговое мероприятие КВН «Финансисты»

1

0,5

0,5

9.

Май

21,28.

35,36.

Диагностика.

2

1

1

Итого

36

18,5

17,5

Учебно–тематический план

 п/п

Наименование разделов, тем

Всего

часов

Форма аттестации, контроля

1.

Диагностика.

4

Дидактичес

кие игры. Беседа.

2.

Азбука финансовой грамотности.

Беседы, игры, решение проблемных ситуаций. Сказки.

15

Дети отвечают на вопросы, решают проблемные ситуации.

3.

Все профессии важны.

4

Сюжетно ролевая игра. «Профессии»

2

Наблюдения

Вопросы.

Беседа. Игра.

Магазины бывают разные. Игра «Магазин».

2

4.

История возникновения денег. Деньги разные нужны

12

Пословицы и поговорки о деньгах.

1

Разучивание..

Игры с лепбуком. «Финансы»

2

Наблюдения.

Игры,

активизация словаря.

Деньги.Монеты.Купюры.

Игры. Наглядный материал

6

Активизация словаря.

Семейный бюджет. Игра.

3

Наблюдение .

Вопросы.

КВН . Игровая программа с участием детей и родителей.

1

Результат игры.

Итого

36

         

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

  • повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;
  • изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного
  • воспитания;
  • вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,
  • семинары, рекомендации.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

  • совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;
  • сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием
  • родителей;
  • педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
  • поддержка        и        индивидуальное        сопровождение        становления        и        развития педагогической культуры каждого из родителей;
  • содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
  • опора на положительный опыт семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на социально- экономические темы;
  • открытые показы воспитательно - образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий;
  • индивидуальная работа;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки,
  • выставки детских работ и дидактических игр;
  • экскурсии.

Перспективный план по взаимодействию с семьей

Месяц

Формы работы с родителями

СЕНТЯБРЬ

-Консультация для родителей

«Дошкольник и…. экономика»

-Анкетирование родителей по теме

-Папка – передвижка «Дети и деньги»

ОКТЯБРЬ

-Консультация для родителей «Из опыта работы по - экономическому воспитанию

в детском саду».

-Папка        –        передвижка        «Экономический словарь»

НОЯБРЬ

-Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

-   Папка   –   передвижка        «Советы Гнома

Эконома»

ДЕКАБРЬ

-Консультация для родителей «Сказка – как средство экономического воспитания

дошкольников

ЯНВАРЬ

-Творческое        задание        по        изготовлению

атрибутов

ФЕВРАЛЬ

-Рекомендации для родителей по

экономическому воспитанию детей в семье.

МАРТ

-Совместное посещение родителей и детей

библиотеки семейного чтения

АПРЕЛЬ

-Круглый стол для родителей

«Экономическое воспитание дошкольников»

МАЙ

Сочинение        экономической        сказки        при

помощи моделирования, выставка сказок.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Продолжительность и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно

Количество занятий в неделю – 1 час.

Количество занятий в месяц – 4/5

Количество занятий в год – 36 (согласно планированию)

Длительность занятий:25 минут.

Базовая образовательная область: познавательное развитие.

Количество детей: от 8 до 14 человек старшей группы  от 5 до 6 лет.

Программа построена с учетом возрастных особенностей детей.

При приеме в объединение отбор обучающихся не проводится, медицинские противопоказания не учитываются. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут заниматься совместно с основной группой.

Материально-техническое обеспечение программы

Группа (веранда) для занятий, оборудована в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, требованиями противопожарной безопасности.

Для успешной реализации программы требуется:

•        Современные образовательные технологии (информационно-коммуникационные технологии –проектор, ноутбук.

•        Настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

•        Оборудование для сюжетной игры «Магазин», «Касса»

•        Детские костюмы людей разных профессий.

•        Художественная литература- сказки «Муха Цокотуха», «Огниво», «Три поросенка» «Золотой ключик».

Методическое обеспечение программы «Юные финансисты»

Раздел прогр.

Тема программы

Формы занятий

Приёмы, методы обучения

Дидактический материал

Формы подведения итогов

Азбука финансовой грамотности.

Занятия в игровой форме.

Беседы с привлечением родителей, использование ИКТ технологий,

Виртуальные экскурсии, тематические беседы, сюжетно ролевые игры, чтение художественной литературы, сказки с экономическим содержанием.

Наглядность,

Художественная литература.

Лепбук «Финансы»

Наблюдение.

Беседы.

Диагностика.

КВН.

Все профессии важны.

Занятия в игровой форме

Беседы с привлечением родителей, использование ИКТ технологий,

Виртуальные экскурсии, тематические беседы, сюжетно ролевые игры, чтение художественной литературы, сказки с экономическим содержанием.

Наглядность,

Художественная литература.

Лепбук «Финансы»

Наблюдение.

Беседы.

Диагностика.

КВН.

История возникновения денег. Деньги разные нужны.

Занятия в игровой форме.

Беседы с привлечением родителей, использование ИКТ технологий,

Виртуальные экскурсии, тематические беседы, сюжетно ролевые игры, чтение художественной литературы, сказки с экономическим содержанием.

Наглядность,

Художественная литература.

Лепбук «Финансы»

Наблюдение.

Беседы.

Диагностика.

КВН.

Список литературы

1.Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.

2.        Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

3.        Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

4.        Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

5.        Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

Приложение 1.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

• повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;

• изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного  воспитания;

 • вооружение родителей основами экономических знаний через консультации,

 • семинары, рекомендации.

Формы работы с родителями:

•        родительские собрания на социально- экономические темы; Анкетирование «Мой ребёнок и финансовая грамотность»

•        открытые показы воспитательно - образовательного процесса;

•        проведение совместных мероприятий; Викторина «По дорогам финансовой грамотности

•        наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, Консультации «С какого возраста начинать давать деньги ребёнку? .Рекомендации «Как и за что давать деньги»

•        выставки детских работ и дидактических игр;

•        экскурсии.

Приложение 2.

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего времени и ответить на вопросы анкеты.

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

- Да.

- Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

-- Да.

- Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

Спасибо!

Приложение 3.

Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников

 

 1. Рассказывайте детям о своей работе.  Дети не осознают связь между трудом и деньгами, пока не знают, кем работают их родители, каким трудом зарабатывают деньги. Расскажите ребенку о своей работе, обязанностях, которые вам необходимо выполнять. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна  не только нравиться, она должна обеспечивать достойный уровень жизни.  

 2. Не скрывайте от детей свое материальное положение.  Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так ненавязчиво объясните ребенку, куда тратятся деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой вам будут вопросы сына или дочери «Можем ли мы себе это позволить?», «Не очень ли это дорого?».  

 З. Не приучайте детей к излишествам.  Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкает к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.  

 4. Формируйте у детей разумные потребности.  Как научить ребенка разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «Я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Не пугайтесь, что ребенок иногда расстроится из-за невозможности осуществить желание. Получая все по первому требованию, они перестают ценить и беречь ваши подарки.  

5. Учите детей бережливости.  Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку, как можно их починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.  

6. Помогите детям осознать стоимость вещей.    С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т.е. купили на заработанные деньги.  

 7. Привлекайте детей к работе по дому.

Маленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручение, рассчитывайте его силы. Постепенно у малыша разовьется самодисциплина, и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже к самообслуживанию.  

 8. Дети должны знать цену деньгам.  Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами  и  уважали труд других людей, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети знают  цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Дайте возможность  ему осознать, что за все — продукты, игрушки, книги необходимо расплачиваться деньга, которые родители зарабатывают своим трудом.  

Приобщая дошкольника к экономике, мы помогаем ему стать самостоятельным, успешным, учим ценить свой труд и труд других людей, отличать истинные ценности от мнимых!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные знатоки ПДД"

Данная дополнительная образовательная программа направлена на формировании у детей представлений о транспорте, участниках дорожного движения, ПДД,  а также  воспитание у дошкольников культур...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пианист» ( индивидуальное обучение)

Дополнительная Общеобразовательная  Общеразвивающая  Программа "Юный пианист" позволяет ребенку 5-10 лет получить начальные навыки владения фортепиано....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (общеразвивающая) ПРОГРАММА «Юный математик»

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный эколог»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный баскетболист».

Календарно-тематическое планирование занятий спортивной направленности для детей 5-7 лет по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный финансист»

Парциальная программа «Дети и денежные отношения» – программа нового поколения, разработанная с учетом современной социально-экономической ситуации, в соответствии с ФГОС ДО в ответ ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это о...