Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный математик» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Направленность программы – социально-педагогическая
рабочая программа по математике (старшая группа)

Колотвина Галина Александровна

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».

  В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста.  При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.

  В педагогической деятельности дополнительной общеобразовательной программы предполагается широко использовать игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.

  Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ САПОЖКОВСКИЙДЕТСКИЙ САД №3

 САПОЖКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Принято на Педагогическом совете

                                                                               Протокол  № ____от_____________

Утверждаю:                                                                                    Заведующий МДОУ №3

______________________________________

Приказ №____ от ____________ 20__ г.

                                                                                     

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Юный математик»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Направленность программы социально-педагогическая

Автор - составитель:

Колотвина Г.А.

воспитатель

Сапожок, 2019 г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка…………………………………………........

3

  1. Учебный план и календарно-тематический график …………….

7 - 11

  1. Содержание образовательной программы………………………..

12 - 14

  1. Ожидаемые результаты освоения программы …………………..

14 – 15

  1.   Контрольно-измерительные материалы ………………………

15 – 16

Список литературы  ………………………………………………………

17

  1. Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа для разработки программы

Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012, ФЗ №185 от 02.07.2013;
  • ФГОС ДО  Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155.
  • Устав МБДОУ №3.

Актуальность программы

  В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».

  В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста.  При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.

  В педагогической деятельности дополнительной общеобразовательной программы предполагается широко использовать игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.

  Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. 

Направленность программы: социально-педагогическая.

Цель: Развитие образного и логического мышления, воображения, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи: 

Образовательные:

  • расширять математический кругозор обучающихся;
  • формировать умение анализировать, делать логические выводы;
  • познакомить с простейшими геометрическими фигурами;
  • научить решать задачи повышенного уровня сложности;
  • формировать умение владеть математической терминологией;
  • поддержать и развить интерес к предмету математики;

Воспитательные:

  • способствовать эстетическому воспитанию;
  • расширить коммуникативные способности;
  • развивать самостоятельность обучающихся;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление;
  • развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;
  • развивать пространственное воображение, используя геометрический материал;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • выявлять и развивать математические и творческие способности;
  • формировать психологическую готовность учащихся к математическим олимпиадам.

 

Новизна, отличительные особенности программы

  • позволяет в условиях Детского сада через дополнительное образование расширить возможности подготовки по предмету математики;
  • разработана единая комплексная программа, рассчитанная на один год, включающая следующие направления: арифметика, геометрия, логика, комбинаторика;
  • программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умения работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности;
  • программа учитывает возрастные особенности дошкольников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе; с этой целью в кружок включены математические игры;

Принципы и подходы к реализации программы.

  • Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками;
  •  Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого;
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
  • Принцип демократизации, предусматривающий сотрудничества ребенка со взрослым;
  • Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей;
  •  Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  • Сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности;
  •  Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  •  Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей учащихся).  

Категория обучающихся: дети дошкольного возраста 5-7 лет.  

Количество обучающихся: 7-10 человек.

Продолжительность обучения: 18 месяцев (в течении учебного года, с сентября по май)

Место реализации образовательной программы: МБДОУ №3

Условия реализации программы 

Организационные условия:

  Реализация программы осуществляется за рамками основной образовательной программы ДОУ на безплатной основе в форме дополнительного образования.    Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 1 часу с учетом здоровьесберегающих технологий и игровых технологий. В течение занятия происходит смена видов деятельности.

Материально-технические условия реализации программы:

Занятия проводятся в просторном, светлом, убранном кабинете со специальной мебелью: детские индивидуальные столы, стульчики, шкафы для хранения методических пособий и игр, а также:

  • меловая доска  
  • магнитная доска.  
  • таблицы, открытки, картинки, игрушки.  
  • дидактические игры из серии «Готовимся к школе»
  • модели геометрических фигур.  
  • игры с кубиками, занимательные головоломки «Кубики для всех», «Уникум», игры «Рамки и вкладыши Монтессори»
  • блоки Дьенеша и др.

Кадровые:

Педагог, имеющий специальное образование в данной области и постоянно повышающий свою педагогическую квалификацию, владеющий знанием возрастных физиологических, эмоциональных и психологических особенностей учащихся, обладающий всеми специфическими знаниями курса.

Составитель и исполнитель программы воспитатель МБДОУ №3 Колотвина Галина Александровна,  педагогическое образование, высшая квалификационная категория с 2009 года.

 

Методическое обеспечение программы:

Формами и методами организации детей на занятиях в соответствии с возрастными особенностями являются: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, с рабочей тетрадью, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, дидактические игры, элементы изобразительной деятельности (конструирование, аппликация, рисование), элементы театрализованной деятельности, т.е. занятие организуется через применение широкого спектра педагогических приемов (наглядных, игровых, практических, словесных, поисковых)

  В организации образовательного процесса используются следующие приемы педагогической техники:  

  • прием удивления (необычный материал, форма преподнесения и т. д.);  
  • прием «фантастическая добавка» (дополнение реальной ситуации, фантастической);
  • прием «особое задание» (наиболее сильные ученики получают право на выполнение особо сложное задание);
  • организация работы в группах;
  • игры-тренинги;  
  • сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации;  
  • эмоциональный настрой (разминка);  использование несловесных команд.

Развитие ребенка идет через зрительные, слуховые, тактильные и двигательные ощущения.    

Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Воспитанникам предлагается много разнообразных форм для проявления активности и самостоятельности.  

 

Дидактические материалы: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения.

Предметные картинки, плакаты.

Раздаточный и счетный материал.

Набор цифр.

Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.

Говорящие часы (механические и электронные), песочные часы, весы.

Арифметическое домино, мозаика, пазлы.

Развивающие игры ( Игротека Школы семи гномов, IQ-игры Счет и форма

(логика + моторика), развивающие карточки «Школа для дошколят»).

Строительный конструктор.

Линейки.

Простой и цветные карандаши, цветные ручки.

Тетрадь в крупную клетку.

                          II. Учебный план

                                   

 Первый год обучения 5 – 6 лет

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, общее количество учебных часов – 72.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 25 минут,  что составляет 1 академический  час.  

Всего занятий  36 .  Всего 36 часов.

Тема раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Количество и счет в пределах  десяти

16

3

13

2.

Величина, сравнение предметов по размеру и форме

5

0

5

3.

Ознакомление с временными отношениями

2

1

1

4.

Ориентировка в пространстве

3

1

2

5.

Геометрические фигуры

6

1

5

6.

Логические задачи

3

0

3

7.

Обобщающие занятия

1

0

1

ИТОГО:

36

6

30

Календарно-тематический график (возраст 5-6 лет)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Один и много: сравнение множеств. Большой и маленький. Круг

1

2

Сравнение чисел 3 и 4, счет по образцу.

1

3

Установление соответствия между числом и количеством предметов

1

4

Число и цифра 0.

1

5

Число и цифра 1.

1

6

Число и цифра 2.

1

7

Закрепление знаний о цифре 2.

1

8

Решение задач.

1

9

Число и цифра 3.

1

10

Сравнение чисел 2 и 3.

1

11

Математические знаки.

1

12

Сравнение предметов.

1

13

Число и цифра 4.

1

14

Сравнение чисел 3 и 4.

1

15

Число и цифра 5.

1

16

Цифра, число, количество.

1

17

Число и цифра 6.

1

18

Закрепление знаний о числе и цифре 6.

1

19

Число и цифра 7.

1

20

Решение задач.

1

21

Число и цифра 8.

1

22

Закрепление знаний о числе и цифре 8.

1

23

Число и цифра 9.

1

24

Геометрические тела.

1

25

Число 10.

1

26

Отношения «больше», «меньше» и «равно».

1

27

Решение примеров на сложение и вычитание. Овал. Цифра 0.

1

28

Количественный счет в пределах 10. Состав числа

1

29

Сложение и вычитание в пределах 10.

1

30

Порядковый счет.

1

31

Цифры от 0 до 9; сложение числа 10 из двух меньших.

1

32

Целое и часть.

1

33

Временные отношения

1

34

Повторение изученного. Конкурс «Лучший математик»

1

35

Повторение изученного. Ориентировка во времени. Геометрические фигуры

1

36

Повторение изученного. Графические диктанты.

1

ИТОГО:

36

 

                             

Второй год обучения 6 - 7 лет.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 минут, что составляет 1 академический  час.  

Всего занятий  36 .  Всего 36 часов.

Тема раздела

Всего часов

Из них

Теория

Практика

1.

Количество и счет

6

2

4

2.

Величина

6

1

5

3.

Ориентирование в пространстве

6

2

4

4.

Ориентирование в пространстве во времени

5

2

3

5.

Геометрические фигуры

7

2

5

6.

Логические задачи.

6

0

6

ИТОГО:

36

9

27

Календарно-тематический график (возраст 6-7 лет)

Тема занятия

Кол-во часов

1

Числа и цифры от 1 до 10, математическая

загадка, знаки <,>, работа со счетными

палочками, квадрат, прямоугольник.

1

2

Знаки =, #,+,-, математические задачи,

величина, ориентировка на листе бумаги.

1

3

Счет по образцу и названному числу,

независимость числа от пространственного

расположения предметов, геометрические

фигуры, ориентировка во времени.

1

4

Знаки <,>,=,#, соотнесение количества

предметов с цифрой. Состав числа 6 из двух

меньших, логическая задача, геометрические

фигуры.

1

5

Установление соответствия между

количеством предметов и цифрой, дни

недели, логическая задача, ориентировка в

пространстве.

1

6

Порядковый счет, счет по названному числу,

логическая задача, состав числа из двух

меньших, геометрические фигуры.

1

7

Арифметические задачи, величина,

ориентировка в пространстве. Решение

примеров.

1

8

Цифры от 1 до 10, число 11 Логическая

задача

1

9

Независимость числа от пространственного

расположения предметов, математическая

загадка, отношение между числами, состав

числа из двух меньших, геометрические фигуры

1

10

Число 12, ориентировка во времени,

логическая задача, геометрические фигуры.

1

11

Отношение между числами, математическая

задача, величина, состав числа из двух

меньших, логическая задача, ориентировка

во времени.

1

12

Число 13, ориентировка во времени,

логическая задача.

1

13

Решение примеров, знаки +, -, соответствие

между цифрой и количеством предметов.

Величина, логическая задача,

геометрические фигуры.

1

14

Число 14, ориентировка во времени,

логическая задача.

1

15

Счет по образцу и названному числу,

арифметическая задача, состав числа из

двух меньших, геометрические фигуры.

1

16

Число 15, соотнесение количества предметов

с цифрой, геометрические фигуры.

1

17

Числа от 1 до 15, решение примеров,

логическая задача, геометрические фигуры.

1

18

Число 16, величина, ориентировка во

времени, логическая задача.

1

19

Математическая загадка, знаки +,-, состав

числа из двух меньших, геометрические

фигуры.

1

20

Число 17 Решение примеров, счет по

образцу и названному числу, логическая

задача, ориентировка во времени.

1

21

Число 17 Ориентировка в пространстве, ,

логическая задача, геометрические фигуры.

1

22

Число 18, состав числа из двух меньших,

счет по названному числу, логическая

задача, геометрические фигуры.

1

23

Число 18 Решение примеров, ориентировка

во времени, ориентировка в пространстве.

1

24

Число 19, состав числа из двух меньших

чисел, величина, логическая задача.

1

25

Число 19, геометрические фигуры, величина,

логическая задача.

1

26

Число 20, решение примеров, задачи,

логические задачи.

1

27

Решение арифметической задачи, решение

примеров, величина, логическая задача,

ориентировка на листе бумаги, работа в

тетради в клетку.

1

28

Знаки +,-, величина, математическая загадка,

ориентировка во времени, соотнесение

количества предметов с цифрой.

1

29

Соотнесение количества предметов с

числом, ориентировка во времени, решение

примеров, геометрические фигуры.

1

30

Соответствие между количеством предметов

и цифрой, ориентировка в пространстве,

логическая задача.

1

31

Задачи-шутки, ориентировка во времени.

Решение примеров, математические загадки.

1

32

Решение арифметической задачи, решение

примеров, величина, логическая задача,

работа в тетради в клетку.

1

33

Математическая загадка, ориентировка во

времени, решение примеров, задачи,

логические задачи.

1

34

Решение примеров, ориентировка во

времени, ориентировка в пространстве,

геометрические фигуры.

1

35

Решение примеров, знаки +, -, соответствие

между цифрой и количеством предметов.

1

36

Величина, логическая задача,

геометрические фигуры.

1

ИТОГО:

36

III. Содержание образовательной программы.

Первый год обучения 5 – 6 лет

Раздел 1. Количество и счет в пределах 10

Теория: Числа от 1 до 10.

Практика: Счет по образцу и названному числу.  Независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета. Воспроизведение количества движений по названному числу. Написание цифр от 1 до 9 и число 10. Математические загадки. Запись решения задачи с помощью математических знаков и цифр.  Соответствие между количеством предметов и цифрой. Решение логических задач на основе зрительного восприятия информации.

Раздел 2. Величина, сравнение предметов по размеру и форме

Теория: Часть и целое. Большой – маленький. Высокий – низкий. Широкий –узкий. Толстый – тонкий.

Практика: Расположение предметов в порядке убывания и возрастания по величине, ширине, высоте и толщине. Сравнение предметов. Деление предмета на части. Соотношение части и целого. Развитие глазомера.

Раздел 3. Геометрические фигуры

Теория: Круг. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Овал. Трапеция.

Практика: Представление о геометрических фигурах. Геометрические фигуры в формах окружающих предметов. Работа с тетрадью в клетку. Преобразование фигур. Рисование в тетради в клетку геометрических фигур. Схематические изображения из геометрических фигур. Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур.

Раздел 4. Ориентировка во времени

Теория: Части суток. Времена года. Дни недели. Вчера, сегодня, завтра. Название месяцев

Практика: Определение частей суток, времён года, различение дней недели. Временные отношения.

Раздел 5. Ориентировка в пространстве

Теория: Вправо, влево, вверх, вниз. Ближе, дальше. Выше, ниже. Прямо, под наклоном.

Практика: Ориентация на листе бумаги. Положение предмета по отношению к себе, другому лицу.

Раздел 6. Логические задачи

Теория: Логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Практика: Решение логических задач на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Раздел 7. Обобщающие занятия

Практика: Систематизация и обобщение имеющихся знаний, умений, навыков.

 

Второй год обучения 6 – 7 лет

Раздел 1. Количество и счет.

Теория: На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие

представления о множестве: формировать множества по признакам, видят

составные части множества, устанавливать отношения между отдельными

частями, составляют пары предметов. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над

числами. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.

Практика: Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе).  Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

Раздел 2. Величина.

Теория: Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами. Способствовать развитию глазомера.

Практика: Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по

величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения. Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.

Раздел 3. Геометрические фигуры.

Теория: Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар. Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов. Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине). Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник. Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)

Практика: Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры. Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Раздел 4. Ориентировка во времени.

Теория: Дать элементарные представления о времени: его периодичности,

необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала, потом, до, после,

раньше, позже. Учить различать длительность отдельных временных интервалов,

регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

Практика: Учить определять время по часам с точностью до часа.

Раздел 5. Ориентировка в пространстве.

Теория: Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между...).

Практика: Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.

Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка, плана. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).

Раздел 6. Логические задачи.

Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение,

классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

IY. Ожидаемые результаты освоения программы

Первый год обучения 5 – 6 лет

-  Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.    Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
- Считать до 10 и дальше.
- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
- Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

 

Второй год обучения 6 - 7 лет

-  Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого

множества и целое по известным частям;

- Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);

- Называть числа в прямом и обратном порядке до10;

- Соотносить цифру и количество предметов;

- Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;

- Пользоваться цифрами и математическими знаками;

- Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

- Измерять длину предметов;

- Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и

его часть;

- Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар,

куб;

- Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист,

страница);

- Определять временные отношения;

     Y. Контрольно-измерительные материалы

Первый год обучения 5 – 6 лет.

  1. Умение считать в пределах 10 в прямом порядке и в пределах 5 в обратном порядке.
  2. Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
  3. Умение узнавать цифры в пределах 10
  4. Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5
  5. Умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними (шире - уже, длиннее - короче и т.д.)
  6. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр.
  7. Умение называть части суток, дни недели, месяцы в году, устанавливать их последовательность.
  8. Умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
  9. Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

 9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 баллов – средний уровень

21 – 27 баллов – высокий уровень

Второй год обучения 6 - 7 лет

  1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка

из двух меньших;

  1. Предшествующее число, последующее число, соседей числа,

предпоследнее число, последнее число;

  1. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к

предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;

  1. Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели,

времен года.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя         
3 балла – ребёнок ответил правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

 9 – 14 баллов – низкий уровень

15 – 20 баллов – средний уровень

21 – 27 баллов – высокий уровень

Список литературы

  1. Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. – М.: Рольф, 2000.
  2. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей) : Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1993.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем мышление. – М.: ООО «Издательство Росмэн-Пресс», 2002.
  4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркрва И.Г., Щербинина С.В. Логика в картинках. – Ярославль.: «Издательство Академия развития», 2006
  5. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет. Учебно-методическое пособие.  – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  6. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  7. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  8. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: Издательство «Ось – 89», 2000.
  9. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726-р)
  10. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  11. Пособие для подготовки детей к школе. Завтра в школу:– Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР; М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  14. Развитие воображения. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2001.
  15. Светлова И.Е. Логика. – М. : ООО «Издательство «Эксмо», 2002.
  16. Уроки дошкольной математики. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
  17. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...

Рабочая программа старшей группы возраст обучающихся 5-6 лет срок реализации программы 1 год

Содержание рабочей программы Целевой раздел.Пояснительная записка…………………………………………&h...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Маленький художник» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 года

Цель программы:  Создание условий для развития творческих способностей, по средствам собственных открытий с помощью нетрадиционных техник и декоративного рисования, через занятия по изобраз...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа светофора» стартовый уровень Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, предназначена для проведения педагогической работы с детьми от 5 о 7 лет. Целью данной программы является формирование навыков безопасного поведения на ...