Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений. Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях кружка используются загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, самостоятельно мыслить.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением

художественно-эстетического направления развития детей №15»

Левокумского муниципального района Ставропольского края

Принята на заседании                                                                                         Утверждаю                                                                                                                                                                   педагогического совета № 1                                                                              заведующий                                                                                                                                                                                                              

От__________________                                                                                  ________Е.А. Чаликова                                                                                    

                                                                                                                Приказ   №__________

                                                                                   от_____________2019 г.

                                                                                                 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Занимательная математика»

 

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                       

                                                                               Автор-составитель:    

                                                                                                         Мазнина Ю.В.                                                

                                                                                               воспитатель

                                                                                                                                     

с. Владимировка,

2019 год                                                   

Содержание:

Раздел 1. Пояснительная записка.

1.1. Направленность программы.

1.2. Вид программы.

1.3.  Новизна.

1.4.  Актуальность.

1.5. Педагогическая целесообразность.

1.6. Цель и задачи  программы.

1.5.  Отличительные особенности программы.

1.6. Возраст детей, участвующих в реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.7. Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1.8. Форма и режим занятий.

1.9. Ожидаемые результаты.

1.10. Формы подведения итогов реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы.

1.11. Средства, необходимые для реализации программы.

Раздел  2.  Содержание программы.

2.1. Учебно-тематический план.

2.2.Перспективный план образовательной деятельности кружка.

Раздел  3. Методическое обеспечение.

Раздел 4.  Список литературы.

«Математика приводит в порядок ум»

М. В. Ломоносов

Пояснительная записка

      Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.

        Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.

        Дошкольный возраст – самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – школе.    

        Математическое развитие ребенка – это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления.

        Работа кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике,  логическое мышление.

   Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности «Занимательная математика» разработана в соответствии с:

- «Законом  об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.

- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным  санитарным врачом РФ Постановление от 15.05.2013г. №26);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"         

- Письмом Минобрнауки РФ от 11-12-2016 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

- Уставом муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №15.

        Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая  программа   «Занимательная математика» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

        Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  направлена на:

- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном развитии;

- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности.

        В основу содержания кружка легла авторская парциальная  программа «Математика в детском саду»        В. П. Новиковой. Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Математические понятия воспринимаются ребёнком через игру. Занятие включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к  другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание.

        Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствует формированию у детей элементарных математических представлений.

       Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх. Обучение построено в виде диалога взрослого с ребенком, в ходе которого в доступной и занимательной форме дошкольник овладевает математическими категориями, учится самостоятельно использовать полученные знания в различных ситуациях.

        Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и развитием мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход выполнения задания и свои действия.

        Содержание  Программы  включает  не  только  работу  по  формированию  первичных  представлений  о количестве,  числе,  форме,  размере,  пространстве  и  времени,  но  и предполагает развитие  интересов детей, любознательности и познавательной  мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.  

       Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка.

        Работа в рабочих тетрадях основывается на технологии деятельностного метода обучения. Предлагаемые в тетради задания направлены на формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать, рассуждать, делать умозаключения и выводы. Многие предложенные в тетради вопросы не предполагают, простых однозначных ответов - вариантов может быть несколько. Важно дать ребенку возможность рассуждать и самостоятельно решить, какой ответ подойдет.

        Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – познавательная. Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

        Вид программы: модифицированная.

        Новизна   программы состоит в использовании системно-деятельного и комплексного подхода к формированию у детей элементарных математических представлений и явлений окружающего мира; в использовании в образовательном процессе современных форм и методов обучения; отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме; занятия по данной программе способствуют успешной психологической адаптации детей к условиям школы.

        Актуальность данной программы обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, требуют от ребенка способности самостоятельно устанавливать закономерности математических представлений. Работа в кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. На занятиях кружка используются загадки, задания на развитие логического мышления и др. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, самостоятельно мыслить.

         Педагогическая целесообразность программы: развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктовано современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль математической логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.

        Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

– принципах обучения;

– формах и методах обучения;

– методах контроля и управления образовательным процессом;

– средствах обучения.

Цель: расширение кругозора математических представлений у  детей  дошкольного  возраста.  Активизация  мыслительной  деятельности  детей через развивающие математические игры.

Задачи:

Образовательные задачи:

-  формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активизацию познавательных интересов;

- приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития.

- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании;

- обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору  приемов и средств, проверке правильности решения;

- овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация).

Развивающие:

-  развитие речи, введение в активную речь элементарных математических

терминов, активное использование знаний и умений, полученных на занятиях;

- развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.

Воспитательные:

-  воспитание у детей потребности к сотрудничеству, взаимодействию, любознательности.

Отличительные особенности данной программы.

        Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

        Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

        Программа предполагает возможность индивидуального пути самостоятельного развития ребенка, в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

        Основными принципами программы математического кружка являются:

  • Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе

собственной деятельности;

  • Психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной

обстановки, вера в силы ребенка;

  • Творчества - формирование способности находить нестандартные

решения;

  • Индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем

разноуровнего обучения.

Возраст детей, участвующих в реализации  дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной программы – 6-7 лет.

Характерной особенностью этого возрастного этапа является активное развитие познавательных и мыслительных психических процессов.
Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные действия как наблюдение, рассматривание, поиск. В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у детей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание. К концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.
Память. К концу дошкольного периода у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствованной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно целенаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группировки в целях запоминания.

Мышление. Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. 
Воображение. Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью воображения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть позволяющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь появилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

Продолжительность общеобразовательной программы – 1 год.

        Расписание образовательной деятельности кружка составлено для создания наиболее благоприятного режима обучающихся по представлению педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

Форма  занятий:  групповая.  

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  • Наглядные методы;
  • Словесные методы;
  • Игровые методы;
  • Практические методы.

Работа распределяется по разделам:        

  • Количество и счет.
  • Геометрические фигуры.
  • Величина.
  • Ориентировка во времени и в пространстве.

Режим реализации программы: занятия проводятся в игровой форме 1 раз в неделю во второй половине дня.

Группа

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во занятий

в год

Продолжительность

занятия

подготовительная

1

4

36

30 мин

Ожидаемые результаты работы кружковой деятельности: процесс работы ориентирован не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

Формы подведения итогов реализации

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

        Педагогическая диагностика проводится 1 раза в год:  в конце учебного года, с целью выявления уровня развития ребёнка.

Средства, необходимые для реализации программы

Методическое обеспечение образовательной программы

п/п

Название

раздела

Организация

учебно-воспитательного

процесса

1.

Количество

и счет.

Наборы наглядного, демонстрационного  и раздаточного материала,   арифметическое домино, предметные картинки,  счетные палочки; счетный материал (игрушки, пуговицы, шишки, желуди, камешки), набор цифр, знаков, числовые карточки.  

2.

Геометрические фигуры

Набор пластмассовых  плоскостных  и объемных геометрических фигур; геометрические конструкторы,  в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу.

3.

Величина

Счетные  палочки, линейки, весы, мерные стаканы, набор игрушек, набор карточек, изображения предметов: плоские, контурные, нарисованные на карточках, ленты различной ширины и длины.

4.

Ориентировка во времени

Модель часов,   настенный  календарь для наблюдения смены времен года, месяцев, дней недели;  плакаты и сюжетные картинки, иллюстрации с изображением времен года, частей суток месяцев, дней недели, художественная литература по теме.

5.

Ориентировка в

пространстве

Карты, планы, схемы. Наборы игрушек, дидактические игры, пазлы, мозаика, строительные конструкторы. Настольно-печатные игры.  Различные задачи, головоломки, лабиринты на развитие логического мышления.Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел программы

Программное содержание

Количество занятий

1.

Количество и счет

Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Совершенствовать навыки количественного и порядкового  счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >). Познакомить детей с деньгами, их предназначением.

19

2.

Величина

Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины. Измерять с помощью условной меры длину предмета. Упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали. Сравнивать целый предмет и его часть. соотносить величину предметов и частей. Познакомить  с единицей длины – сантиметром. 

5

3.

Геометрические фигуры

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов и некоторых свойств. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, размерам, форме. Моделировать геометрические фигуры. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей. Дать представление о многоугольнике, отрезке.

4

4.

Ориентировка в пространстве

Учить ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

4

5.

Ориентировка во времени

Дать элементарные представления о времени: его текучести, необратимости, периодичности, последовательности. Упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке, о календаре. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

4

Итого

36

Содержание программы

Перспективный план образовательной деятельности кружка «Занимательная математика»

п/п

Тема

Программное

содержание

Литература

сентябрь

1.

«Геометрические фигуры»

Закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; учить  классифицировать фигуры  по разным признакам: величине, цвету, форме;

упражнять в счете в пределах 10;

учить называть число, противоположное предложенному по смыслу.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №1(стр.4)  Занятие №23

(стр. 69)        

2.

«Величина»

Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины;

упражнять в счете в пределах 10;

учить отсчитывать по предложенной цифре; упражнять в счете на ощупь.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

 Занятие №2.(стр.6)

3.

«Ориентировка в пространстве»

Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве;

закрепить названия дней недели;

учить составлять фигуру из восьми треугольников, закрепить названия геометрических фигур.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №3 (стр.9) Занятие №31 (с. 91)

4.

«Знаки равенство, неравенство»

Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах10;

«записывать» при помощи знаков «больше», «меньше» и читать записи;

познакомить детей со знаками «=»

( равенство, неравенство);

закрепить временные представления;

учить называть «соседей» данного числа.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №5.(стр.14)

октябрь

5.

«Ориентировка в пространстве»

Упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова: «слева», «справа», «между», «вверху», «внизу»; учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-94 с.

Занятие №8.(стр.24)

6.

«Состав числа три»

Познакомить детей с составом числа три; учить составлять число три из двух меньших чисел;

упражнять в счете по осязанию;

закрепить временные представления.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №9 (стр.27)

7.

«Измерение»

Учить измерять с помощью условной меры длину предмета;

учить показывать 1/5, ½ и т.д.;

продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№10(стр.30) Занятие №17 (с.53)

8.

«Деньги»

Познакомить детей с деньгами, их предназначением; упражнять в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по пересеченным линиям);

упражнять в ориентировке в пространстве.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №11.(с.33) Занятие №13.(с.40)

ноябрь

9.

«Состав числа четыре»

Учить составлять число четыре из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счете; учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №12. (с.36)

10.

«Состав числа пять»

Познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел;

 упражнять в счете в пределах 10;

учить называть дни недели с любого дня; учить считать по заданной мере.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №15.(с.47)

11.

«Далеко, близко»

Учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг к другу; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги, учить пользоваться словами «далеко», «близко» и т.д.;

упражнять в счете на слух;

закрепить знание детьми своего адреса.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №16.(с. 50)

12.

«Многоугольни-ки»

Учить составлять число шесть из двух меньших чисел; учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек;

закрепить знания о геометрических фигурах.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №18.(с. 57)

декабрь

13.

«Знак «плюс»»

Продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; познакомить со знаком «+»; учить называть «соседей» данного числа; упражнять в составе числа шесть, учить ориентироваться на листе бумаги.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №19.(с. 59)

14.

«Состав числа семь»

Учить детей составлять число семь из двух меньших чисел;

закрепить названия дней недели;

упражнять в составлении числа 7 из единиц; продолжать учить детей увеличивать числа в пределах 10 на единицу.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №20 (с.62)        

15.

«Состав числа восемь»

Учить детей составлять число восемь из двух меньших чисел;

упражнять в ориентировке в пространстве, при определении положения предмета пользоваться словами: слева, справа, впереди, сзади; учить называть «соседей» данного числа;

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№22.(с.67)        

16.

«Состав числа девять»

 Учить детей составлять число девять из двух меньших чисел;

закрепить названия дней недели;

закрепить названия месяцев;

упражнять в счете по составленной мерке.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№24 (с.72)    

январь

17.

«Состав числа десять»

Учить детей составлять число десять из двух меньших чисел;

 учить сосчитать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку; упражнять в ориентировке в пространстве, на листе бумаги.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №26 (с.77)        

18.

«Второй десяток»

Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить детей считать в пределах 20; закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№27(с.80)        

19.

«Счет до 20»

Продолжать учить считать в пределах 20; продолжать знакомить детей с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка; учить называть слова, противоположные по смыслу.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№28(стр.83)    

20.

«Часы»

Познакомить детей с часами и их назначением; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: впереди, позади, рядом.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.  

Занятие№29.(с.85)   

февраль

21.

«Время»

Упражнять в счете в пределах 20;

упражнять в составлении числа десять из двух меньших чисел;

упражнять в определении времени по часам с точностью до часа.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№30 (с.89)     

22.

«Год»

Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; сформировать представления о необратимости времени; уточнить знания детей о календаре; продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№33. (с.98)        

23.

«Получас»

Учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять  в ориентировке на листе бумаги; учить словесно обозначать месторасположение предмета: слева, справа, сбоку, между; закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№34(с.102)        

24.

«Задачи»

Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10на наглядной основе;

учить записывать задачи, используя знаки «+», «-», «=»;

закрепить названия месяцев.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№36.(с.107) 

март

25.

«Счет двойками»

Учить детей считать двойками;

учить называть общее количество предметов в группах; закрепить названия месяцев; развивать внимание детей; закрепить названия геометрических фигур.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№38.(с.114) 

26.

«Решение задач»

Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10; познакомить детей со структурой задачи;

упражнять в счете в пределах 20, уметь называть «соседей» названного числа.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№40 (с.120)       

27.

«Деление на равные части»

Упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали;

учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8;

учить составлять силуэт из восьми равнобедренных треугольников;

упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова: между, рядом, сбоку;

упражнять в счете в пределах 20.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№41.(с.124)        

28.

«Измерение»

Упражнять детей в счете двойками; развивать наблюдательность, внимание;

упражнять в счете в пределах 20;

упражнять в измерении длины разными мерками.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№42(с.127)  Занятие№21(стр.64)

апрель

29.

«Решение задач»

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, записывать задачи, используя знаки; увеличивать и уменьшать число на единицу; закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№43.(с.130)        

30.

«Сантиметр»

Упражнять в измерении длины с помощью условной меры;

познакомить детей с единицей длины -  сантиметром; познакомить с линейкой и ее назначением; закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20; упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие № 44

(с.133)        

31.

«Счет тройками»

Учить детей счету тройками;

Упр-ть в умении называть общее количество предметов в группе; закреплять умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№45.(с135)      

32.

«Четные, нечетные числа»

Закрепить названия геометрических фигур;

упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова:слева, справа, вдали, вблизи, рядом, около; познакомить детей с четными и нечетными числами.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие№46. (с137)     

май

33.

«Отрезок»

Учить детей чертить отрезки и измерять их; упражнять  в счете тройками; продолжать упражнять в составлении и решении простых арифметических задач на сложение и вычитание по числовому примеру.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Зан№48 (с142)     

34.

«Решение задач»

Продолжать закреплять умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах20; развивать внимание детей; упражнять в ориентировке на листе бумаги; формировать умение задавать вопросы используя слова слева, справа, за, под, между.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Зан.№57(с166)

35.

«Повторение»

Ориентировка в пространстве.

Упражнять детей в счете в пределах20; умении увеличивать и уменьшать число на единицу;

упражнять в ориентировке в пространстве; составлении фигур из счетных палочек; закрепить названия геометрических фигур.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Занятие №58 (с168) Занятие №59(с171)

36.

«Повторение»

Геометрические фигуры

Закреплять умение чертить отрезки заданной длины; определять числа предыдущее и последующее названному числу;

Упражнять в назывании и различении геометрических фигур.

Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.-180 с.

Зан.№60(с.173)

Зан№49(с145)       

Методическое обеспечение

- наглядно-дидактические пособия;

- раздаточный материал;

- рабочие тетради;

- технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.  

Список  литературы:

1. Новикова В.П.  Авторская парциальная  программа «Математика в

детском саду»        

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду: Подготовительная группа.

Учебно-методическое пособие – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года

Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музык...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изо-студия «Творческие фантазии» Возраст обучающихся: 4-7 лет

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...