Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет
методическая разработка по математике (старшая группа)

Мешкова Елена Владимировна

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnaya_matematika.docx98.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА»

                                                                           Утверждено

                                 приказом заведующего МБДОУ

                                « Детского сада « Ивушка»

                                                                                 от_________________№ _____

  _________________И. А. Кириенко  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности

«Занимательная математика»

 (базовый уровень)

Возраст 5-6 лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель:

Мешкова Елена Владимировна

Уварово, 2019г.

Оглавление

Блок 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной программы»

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель и задачи программы

1.3.Содержание программы

1.4.Планируемые результаты

Блок 2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной образовательной программы»

2.1.Условия реализации программы

2.2.Оценочные материалы

2.3.Методические материалы

2.4.Список литературы

Аннотация

1.1.Пояснительная записка

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме. Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработанная программа «Занимательная математика» – это стремление педагога использовать возможности занимательного материала в познавательном (в частности математическом) развитии детей.

Актуальность

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же, развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность. Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно-поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «Занимательная математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

1.2. Цель и задачи программы

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Основные задачи программы:

1. Отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

2. Развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

3. Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

1.3.Содержание программы.

Количество и счет (15)

Вводное занятие. Диагностика.

Теоретическое занятие

Выявление уровня развития математических способностей у детей 5-6 лет (диагностика)

Практическое занятие

Прямой счет в пределах 20 без операциями над ними;

Состав чисел  о 2 до 10

Знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно;

Числа – соседи, последующие, предшествующие числа, последнее, предпоследнее            число;

Сравнение групп предметов (больше, меньше, одинаковое количество);

Преобразование неравенства в равенство и наоборот;

Решение арифметических примеров и задач с использованием знаков (+), (-), (=), (>), (<), неравно.

Величина(9)

Понятие величина, форма, размер, цвет, признаки.

Практическое занятие

Сравнение предметов по длине, высоте, ширине и толщине (повторение);

Сравнение предметов по размерам, форме и цвету (повторение);

Сравнение предметов по 2-3 признакам;

Введение в активную речь понятий:  глубокий, мелкий, жарче, холоднее, быстрее, медленнее; одинаковые по высоте, одинаковые по толщине, одинаковые ширине, одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.

Выделение из группы предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 2-3 признакам;

Выбор и группировка предметов по 2-3 признакам из группы предметов;

Изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, форма, цвет);

Методы наложения и приложения.

Ориентировка в пространстве(9)

Теоретическое занятие

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед,  назад.

Понятия: слева, справа, вверху, внизу (повторение);

Совершенствование координации движений и точности их выполнения.

Практическое занятие

Ориентировка  в тетради в клеточку (0,7).

Ориентировка в клеточках: левая, правая, верхняя, нижняя стороны клетки; верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы клетки.

Ориентировка в кабинете по словесной инструкции,  по плану.

Направление движения: в том же направлении, в противоположном направлении, по часовой стрелке, против часовой стрелки; слева направо, справа на лево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад.

Закрепление понятий: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом;

Активация в речи предлогов: в. на, под, за, перед, между, от, к, через.

Ориентировка во времени(6)

Теоретическое занятие

Знакомство с понятием время, час, получас, минута.

Практическое занятие

Закрепление представлений: утро, день, вечер, ночь, дни недели, месяцы, времена года, год;

Цикличность суток, дней недели, месяцев, времен года;

Закрепление понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера;

Ориентировка в днях недели (первый – понедельник, второй – вторник….);

Ориентировка в месяцах (первый – январь, второй – февраль…);

Знакомство с мерами времени: час, получас,  минута.

Простейшие геометрические представления(5)

Теоретическое занятие

Понятие сантиметр, миллиметр.

Практическое занятие

Точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальная и вертикальная линии; ломаная и кривая линии.

Знакомство с мерой длины: сантиметр, миллиметр.

Ученическая линейка; измерение длин и начертание отрезков разной длины с помощью линейки, измерение сторон г/фигур с помощью ученической линейки.

Геометрические фигуры(6)

Теоретическое занятие

Понятие: плоские геометрические фигуры и объемные геометрические тела.

Практическое занятие

Геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник, трапеция, ромб;

Знакомство с объемными телами: куб, шар, цилиндр, конус, призма, пирамида;

Нахождение в окружающем мире предметов, имеющих форму объемных фигур;

Углы фигур, стороны, вершины;

Практическое использование линейки для измерения длин, сторон и начертания

геометрических фигур;

Сборка предметов окружающего мира из геометрических фигур;

Классификация фигур по 2-3признакам (размер, форма, цвет, величина);

Выделение из группы фигур «лишней» фигуры, неподходящей по 2-3 признакам.

Деление фигур на равные и неравные части;

Сборка целых фигур из 10-12 частей.

Графические работы(10)

Теоретическое занятие

Знакомство с тетрадью и ее назначением, с клеткой.

Практическое занятие

Рисование узоров на слух по клеточкам;

Штриховка и раскрашивание узоров;

Графические диктанты по клеточкам (0,7 см);

Рисование различных предметов по памяти;

Срисовывание предметов по точкам, по клеточкам, в разных масштабах;

Дорисовывание недостающих частей предмета, ориентируясь на образец.

Логические задачи(12)

Теоретическое занятие

Знакомство с логическими задачами, загадками, задачами – шутками.

Практическое занятие

Нахождение логических связей, закономерностей.

Нахождение «четвертого лишнего».

Головоломки различного вида сложения.

Выделение и группировка предметов по 2-3признакам.

Задания, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление.

Занимательные вопросы, ребусы, логические загадки; задачи-шутки.

Математические конкурсы, викторины.

Календарно-тематическое планирование совместной деятельности

взрослых и детей 5-6 лет.

Месяц/

неделя

Тема

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

 

Число и цифра  

1 (один).

Большой, поменьше, маленький.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

1.Закреплять:

- знания о  числе и цифре 1;

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи;

- выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

Учить:

- писать цифру 1;

- понимать учебную задача и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить:

- с пословицами, в которых упоминается число один;

- названием первого осеннего месяца – сентябрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Зачитывание стихотворения.

2.Игровое упр. «Сосчитай и нарисуй»

3.Учимся писать цифру 1.

4. Игровое упр. «Раскрась правильно»

5.Ознакомление с пословицами.

6.Физкультминутка.

7.Игра «Соедини правильно».

8.Логическое задача «Когда это бывает?»

9.Самоконтроль.

Упражнять детей в пересчете и отсчете предметов первого десятка.

2. Рисование цифры на асфальте мелом.

3. Упражнение на развитие мелкой моторики – рисование пальчиками на крупе.

Консультация: «Разучивание счета с детьми»

Сентябрь

2 неделя

Число и цифра

 2 (два)

Знаки «+», «-»

1.Закреплять:

- знания о  числе и цифре 2;

- умение писать цифру 1;

- отгадывать математические загадки;

- записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;

- ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

- Знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;

- со знаками «+», «-», учить писать эти знаки;

- соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Учить: писать цифру 2.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Отгадай загадку»

3.Учимся писать цифру 2.

4.Игровое упр. «Раскрась правильно»

5.Ознакомление с пословицами.

6.Физкультминутка.

7.Игра «На какую фигуру похож предмет?»

8.Зрительный диктант.

9.Самоконтроль и самооценка выполненной работы

1.Д/и «Чудесный мешочек»

2. Игры с пуговицами.

3. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: выкладывание из спичек или палочек геометрических фигур.

Штриховка геометрических фигур.

Сентябрь

3 неделя

Числа и цифры

 1,2,3.

Квадрат

1.Закреплять:

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

- выкладывать квадрат из счетных палочек;

- рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Учить:

- писать цифру 3;

-решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- с тетрадью в клетку;

-с пословицами, в которых упоминается число 3.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки

1.Заучивание стихотворения.

2.Игровое упр. «Отгадай загадку».

3.Учимся писать цифру 3.

4.Игровое упр. «Нарисуй шарики».

5.Ознакомление с пословицами.

6.Физкультминутка.

7.Логическая задача «Дорисуй недостающие фигуры».

8.Работа со счетными палочками.

9.Рисование квадратов и цветка в тетради в клетку.

10.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Упражнение «Четвертый лишний»

2.Тренировка детей в образовании и употреблении обобщающих понятий, в употреблении общих признаков и различий деревьев и цветов.

3.Игры с геометрическими мозаиками.

4.Упражнение на развитие мелкой моторики: завязывание шнурков, узлов на толстой веревке.

Изготовление геометрических фигур.

Сентябрь

4 неделя

Числа и цифры

 4.

Круг.

Большой, поменьше, самый маленький

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 4;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять умение писать цифры 2,3.

Продолжать знакомить с тетрадью в клетку.

Формировать навык самоконтроля и самооценки

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Отгадай и запиши».

3.Письмо цифры 4.

4.Игра «Сосчитай и напиши».

5.Игра «Кто больше?».

6.Физкультминутка.

7.Игра «Кто внимательней?»

8.Рисование кругов и неваляшек в тетради в клетку.

9.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Разучивание счета до 10 и обратного счета на стихотворном материале.

2.Игры с геометрическими мозаиками.

3 Упражнение на развитие мелкой моторики: повторение знакомой пальчиковой гимнастики.

Рисование домиков с номерами от 1 до 4 и расселение в них чисел.

Октябрь

1 неделя

Числа и цифры

 1,2,3,4,5

Состав числа 5 из двух меньших.

Большой, поменьше, самый маленький

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 5;

- решать логическую задачу на установление несоответствия;.

Закреплять:

- умение писать цифры 1,2,3,4.

- понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.

Знакомить:

- с составом числа 5 из двух меньших чисел;

- названием текущего месяца – октябрь;

- крылатыми выражениями, в которых упоминается число 5.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Отгадай и запиши».

3.Письмо цифры 5.

4.Игровое упр. «Посчитай и напиши»

5.Ознакомление с названием месяца 0 октябрь.

6.Физкультминутка.

7.Игра «Дорисуй зернышки цыплятам».

8.Ознакомление с пословицами, в которых встречается число 5.

9.Игра «Что перепутал художник».

10.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Игры с пуговицами.

2.Д/и «Чудесный мешочек».

3.Сравнение по количеству однородных объектов (шишки, желуди, каштаны) и складывание в две линии.

4.Упражнение на развитие мелкой моторики: выкладывание из счетных палочек знакомых геометрических фигур.

Сбор шишек, желудей разного размера.

Октябрь

2 неделя

Число и цифра 6.

Знаки «=», «+»

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 6;

-порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько? , на котором по счету месте?

- решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- цифрой 6;

- с составом числа 6 из двух меньших чисел.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Учить писать цифру 6.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Исправь ошибку художника».

5.Логическая задача «Дорисуй последний карандаш».

6.Игровое упр. «Раскрась правильно».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «разрезные картинки».

2.Упражнение в распределении шишек на крупные и мелкие и отборе их в соответствующие группы.

3.Упражнение на развитие мелкой моторики – выкладывание из мозаики геометрических узоров.

Печатание цифр 1,2,3.

Октябрь

3 неделя

Числа и цифры 4, 5, 6.

Знаки < , > , = .

Квадрат, треугольник

Учить:

- отгадывать математические загадки;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;

- рисовать треугольники в тетради в клетку;.

Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6.

Знакомство со знаками < , > .

Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай и запиши».

2.Игровое упр. «Напиши правильно».

3.Физкультминутка.

4.Выкладывание из счетных палочек квадрата, треугольника, домика.

5.Игра «Считай, сравнивай, записывай».

6.Игра «Рисуем треугольники».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Печатание в тетради неравенств под диктовку. Д/и «Кого  больше?» (по картинкам)

Сравнить возраст членов семьи, определить, кто старше, младше.

Октябрь

4 неделя

Числа и цифры 4, 5, 6.

Продолжать учить:

- устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

- понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Число, цифра, предмет».

2.Игровое упр. «Сосчитай и раскрась».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Загадки и отгадки».

5.Игровое упр. «Сколько детей спряталось за забором?»

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Занимательные диктанты

2.Игра на классификацию с мячом «Живое - неживое»

Упражнение в деление квадрата на несколько частей.

Ноябрь

1  неделя

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0.

Знак « - »

Учить:

-решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

-решать логическую задачу на основе зрительного воспринимаемой информации;

-писать цифру 0;

- дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить :

- со знаком « - »;

- с цифрой 0

1.Ознакомление со знаком « минус » и решение задачи.

2.Ознакомление с цифрой 0.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Загадки и отгадки».

5.Игровое упр. «Дорисуй листья на деревьях».

6.Игра «Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры».

7. «Преврати геометрические фигуры в  предметы».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Назови соседа», «Мяч бросай – число называй».

2. Конкурс «Придумай истории, в которых участвует знак «минус».

3.Упражнениедетей в названии дней недели.

4 Иры на сериацию по размеру.

5.Упражнение на развитие меткой моторики: пальчиковая гимнастика «Куда девался понедельник?»

Работа в тетрадях: запись знака « - »

Ноябрь

2 неделя

Числа и цифры 0,4, 5, 6.

Продолжать учить:

-решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

- устанавливать соответствие между  количеством предметов и цифрой;

-сравнивать смежные цифры, устанавливать зависимость между ними;

- находить различие в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- пользоваться знаками

< , >.

Знакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0.

Закреплять:

-умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

-навыки самоконтроля и самооценки.

1.Решение и запись задачи.

2.Игра «Соедини правильно».

3. Ознакомление с крылатыми выражениями.

4.Физкультминутка.

5.Игра «Считай, сравнивай, пиши».

6.Игра «Ориентируемся в комнате».

7. Игра «Кто внимательный?»

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Рассматривание детских журналов.

2. Игры с лабиринтами.

3.Упражнения на развитие мелкой моторики: игры с пуговицами, рисование цифр на песке в тарелочках.

4.Рисование геометрических фигур палочкой на песке или мелом на асфальте.

5. С/р игра «Магазин».

Штриховка геометрических фигур.

Ноябрь

3 неделя

Число и цифра 7.

Часть и целое.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 7;

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?;

- Выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

- рисовать прямоугольник в тетради в клетку;

- преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

- понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части;

- решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с цифрой 7.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Письмо цифры 7.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Слушай и считай».

5.Игра «Сложи квадрат».

6.Выкладывание из счетных палочек прямоугольника.

7.Рисование прямоугольников.

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Д/и «Числовой ряд», «Чья неделька быстрее соберется»

2Разбор занимательных задач – шуток

3.Чтение сказки «Как топ учился математике»

4. Д/и «Мячик бросаю, число называю»

5 Упражнение на развитие мелкой моторики: игры с пуговицами.

Запись цифры 7.

Ноябрь

4 неделя

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7.

Состав числа 7.

Дни недели.

Продолжать знакомить:

- с цифрой 7;

- составом числа 7 из двух меньших чисел;

- пословицами, в которых упоминается число 7;

- дни недели.

Закреплять умение писать цифры от 1 до 7.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Задача – шутка.

2.Игра «Внимание угадай».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Считай, рисунки, записывай ».

5.Ознакомление с пословицами.

6.Игра «Дни недели».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Сколько осталось?», «Что изменилось».

2. Рассказ – беседа «Неделя».

3. Чтение рассказа Т. Шорыгиной «Умная неделя».

4. Составление и решение задач  на сложение.

Изготовление геометрического пенала.

Декабрь

1 неделя

Числа и цифры

1 – 8.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 8;

- правильно использовать и писать знаки + или  - ;

- решать логическую задачу.

Знакомить :

- с цифрой 8;

- с названием месяца - декабрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Ознакомление с цифрой 8.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Бусы».

5.Ознакомление с пословицами, крылатыми выражениями.

6.Ознакомление с первым зимним месяцем – декабрь.

7.Игра «Соедини правильно».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Что изменилось», «цепочка»

2.Расматривание детских журналов.

3.Упражнение в счете хором до 20.

4.Упражнение на развитие мелкой моторики.

Печатание цифр 6,7,8.

Декабрь

2 неделя

Порядковый счет.

Состав числа 8.

Деление предмета на 4 части.

Упражнять различии порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?

Учить:

-Составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале;

- понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-Решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- делить предмет на 2,4 части.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Подарки Деда Мороза».

2.Игра «Дорисуй и напиши правильно».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Учимся делить круг».

5.Игра «Назови правильно».

6.Игра «Раздели правильно».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Назови соседа», «Мяч бросай – число называй».

2. Упражнение детей недели.

3.Упражнение детей в назывании дней недели.

4.Игры на сериацию по размеру.

5.Упражнение на развитие мелкой моторики: выкладывание из счетных палочек геометрических фигур.

Деление торта на 4 части.

Декабрь

3 неделя

Решение примеров на сложение и вычитание.

Овал

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу;

- определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

-рисовать овалы в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «А теперь ты сам считай…».

2.Игра «Рисуем овалы».

3.Физкультминутка.

4.Чтение стихотворения.

5.Игра «Раскрась правильно шарик».

6.Игра «Сколько котят в корзине».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Д/и «Сколько вместе?», «Назови соседей», «Четвертый лишний».

2. Игры с магнитными цифрами.

3. Упражнение в назывании дней недели.

4. Рассматривание книг по занимательной математике.

5.Игровое упражнение «Закончи предложение».

Печатание в тетрадях примеров на сложение

Декабрь

4 неделя

Знаки < , > ; порядковый счет

Закреплять умение правильно пользоваться знаками < , > .

Учить:

- видеть геометрические  фигуры в символических изображениях;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- правильно отвечать на вопросы: сколько? Который? На каком по счету месте?

Упражнять в различении количественного и порядкового счета.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «напиши правильно знаки».

2.Игра «Смотри, считай, записывай».

3.Физкультминутка.

4.Игра «сколько гостей пришло к Тане?».

5.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Печатание в тетради неравенств под диктовку.

2. Д/и «Кого  больше?» (по картинкам)

Сравнить возраст членов семьи, определить, кто старше, младше.

Январь

2 неделя

Числа и цифры

1-9.

Высокий, низкий.

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 9;

- записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник, два – вторник и т.д.);

- решение с помощью цифр и математических знаков;

- решать математическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

- с цифрой 9;

-название месяца – январь;

- названиями дней недели.

Закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще ниже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще выше».

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Ознакомление с цифрой 9.

3.Ознакомление с крылатыми выражениями.

4.Физкультминутка.

5.Ознакомление с названием месяца – январь.

6.Игра «Дорисуй правильно».

7.Игра «Дни недели».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Выложи сам», «Считай – не ошибись».

2. Работа с календарем.

3. Игровое упражнение «Вверху и внизу».

4. Логические задания «Найди ошибку».

5. Игра «Четвертый лишний».

6. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Измерение роста всех членов семьи, сравнивание роста ребенка и взрослого.

Январь

3 неделя

Порядковый счет.

Сравнение смежных чисел.

Часть и целое.

Учить:

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? На котором по счету месте?;

- соотносить количество предметов с цифрой;

- сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;

- складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линии сгиба;

-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-решать логические задачи на основе зрительного воспринимаемой информации.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Слушай и считай».

2.Игра«Считай и пиши».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Сложи квадрат».

5.Игра. «Слушай, смотри, думай».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Д/и «Собери под зонтик», настольные печатные игры «Шашки», «Уголки».

2.Игры с лабиринтами.

3.Упражнение «Каким по счету стоит».

4. Игры с магнитными цифрами.

5.Упражнения на развитие мелкой моторики: игры с палочками и крышками.

Запись чисел 7,8,9.

Январь

4 неделя

Число и цифра

10.

Трапеция.

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 10;

- выкладывать из счетных палочек трапецию;

- рисовать трапецию в тетради в клетку;

- находить различия в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

- с цифрой 10;

-геометрической фигурой - трапецией.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Ознакомление с цифрой 10.

3.Физкультминутка.

5.Трапеция из счетных палочек.

6.Рисование трапеции.

7.Игра «Будь внимательным».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Рассматривание книг по занимательной математике.

2. Работа в тетрадях.

3. Игра на классификацию с мячом «Живое – неживое».

4. Занимательные диктанты.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Составление и решение арифметических задач

Февраль

1неделя

Цифры от 1 до 10.

Состав числа 10.

Высокий, низкий.

Закреплять:

- умение писать цифры от 1 до 10;

-знания геометрических фигур: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.

Учить:

-понимать отношения между числами;

-составлять число 10 из двух меньших чисел;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Отгадывание загадок, письмо цифр.

2.Игра «Запиши пропущенную цифру».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Примеров много, а ответ один».

5.Игра«Дорисуй недостающие фигуры».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Сравнение деревьев на участке по высоте. Д/и «Кто выше?» - научить сравнивать рост двух детей путем равнения «спина к спине».

Работа в тетрадях: запись цифр 4,5,6.

Февраль

2 неделя

Решение задач.

Учить:

-решать задачи, записывать решение;

- отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;

- пользоваться знаками + , -  ;

- рисовать в тетради в клетку кораблик;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит с название месяца - февраль.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Составь задачу, запиши решение».

2.Игра «Кто отгадывал загадку?»

3. Ознакомление с названием месяца – февраль.

4.Физкультминутка.

5.Игра «Помоги зверюшкам написать знаки».

7.Игра «Рисуем кораблик».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д\и «Убираем цифры», «Отгадай, кто где стоит», «Четвертый лишний».

2. Беседа «Рассуждение».

3. Рассматривание книг по занимательной математике.

4. Разбор ситуаций на действие деление.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Работа в тетрадях (рисование по клеткам)

Февраль

3 неделя

Решение задач на сложение и вычитание.

Учить:

-отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;

-решать логическую задачу на анализ и синтез;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку);

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Физкульт минутка с пальчиками.

3.Ига «Считай раскрашивай».

4.Задания со счетными палочками.

5.Игра «Закрась правильно».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Чтение сказки «Пятая история о проволочке».

2.Повторение фигур.

3.Закрепление навыков обратного счета в пределах первого десятка от любого числа.

4.Решение задачь на сложение.

5.Упражнение на развитие мелкой моторики: выкладывание из мозаики геометрических узоров.

Составление задач на сложение

Февраль

4 неделя

Решение примеров на сложение и вычитание.

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- Составление числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел;

- различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»; учить двигаться в указанных направлениях

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Где пять?»

2.Игра «Дорисуй правильно».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Дорисуй правильно».

7.Игра«Дни недели».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Упражнение в назывании дней недели.

2. Упражнения на развитие мелкой моторики: лепка цифр, повторение знакомых пальчиковых гимнастик.

Печатание в тетрадях примеров на сложение

Март

1 неделя

Установление соответствия между цифрами и количеством предметов, знаки  < , >.

Дни недели.

Учить:

-устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

-пользоваться знаками < , >;

- решать логическую загадку на установление закономерностей.

Закреплять знания о днях неделях.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Считай и рисуй».

2.Игра «Помоги написать знаки».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Узнай, какой день недели».

5.Игра«Кто в каком домике живет?»

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Повторение с детьми последовательности дней недели, их названий.

2.Д/и «Числовой ряд», «Чья неделька быстрее соберется», «Считай и рисуй»

3. упражнение на развитие мелкой моторики: повторение знакомых пальчиковых игр.

Работа в тетрадях (рисуем по клеткам)

Март

2неделя

Решение задач на сложение и вычитание.

Четырехугольник, шестиугольник.

Учить:

-составлять задачи на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу на сходство и различие;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-записывать и читать запись.

Знакомит:  с название месяца – март.

Закреплять:

-знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль);

- навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Составь задачу».

2. Игра «Составь задачу».

3.Физкультминутка.

4.Ознакомление с названием месяца – март.

5.Игра «Раскрась лишнюю фигуру».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Д/и «Волшебный мешочек», «Что сначала, что потом»

2.Игры на классификацию.

3.Беседа о геометрических фигурах.

4.Решение задач на сложение.

5.Упражнения на развитие мелкой моторики.

Составлять задачи на сложение и вычитание

Март

3 неделя

Решение задач на вычитание.

Большой, поменьше, самый маленький.

Части суток.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-читать запись;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку;

- использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький».

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Способствовать развитию глазомера.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Игра «Исправь ошибку художника».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Напиши правильно».

7.Игра«Рисуем кошку из треугольников».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Сколько? Какой?»

2. Беседа «Что такое порядок».

3. Рассказ – беседа «Братья – месяцы».

4. Разбор ситуаций на действие деление.

5. Занимательные задания с магнитными цифрами.

Штриховка геометрических фигур.

Март

4 неделя

Решение задачи.

Дни недели, времена года.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-загадки на основе зрительного воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки;

- читать запись задачи;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать мышление.

Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?

1.Игра «Кого боится зайка».

2.Игра «реши задачу».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Отгадай загадки».

5.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Повторение с детьми последовательности дней недели, их названий.

Повторение с детьми названий и признаков времён года.

Апрель

1 неделя

Решение математической загадки.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;

-решать логическую задачу на анализ синтез;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять:

- умение составлять число 10 из двух меньших;

-понятия «левый верхний / нижний угол», «правый верхний / нижний угол», «середина».

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Игра «Дорисуй цветы».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Рисуем картину».

5.Игра «Найди и раскрась».

5.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Сколько вместе?», «Назови соседей», «Четвертый лишний».

2. Игры с магнитными цифрами.

3. Упражнение в назывании дней недели.

4. Рассматривание книг по занимательной математике.

5.Игровое упражнение «Закончи предложение».

Работа в тетради: рисуем по клеточкам

Апрель

2 неделя

Решение задач.

Учить:

-составлять задачи, записывать  и читать запись;

-решать логическую задачу на установление соответствия;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит с название месяца – апрель.

Закреплять:

-знания о первом месяце весны – марте;

-о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Составь и реши задачу».

2.Игра «Дорисуй правильно».

3.Физкультминутка.

4.Ознакомление с названием месяца – апрель.

5.Игра «Дорисуй недостающую фигуру».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Выложи сам», «Считай – не ошибись».

2. Работа с календарем.

3. Игровое упражнение «Вверху и внизу».

4. Логические задания «Найди ошибку».

5. Игра «Четвертый лишний».

6. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Выполнение заданий в рабочих тетрадях по закреплению арифметических действий на сложение и вычитание.

Апрель

3 неделя

Порядковый счет, решение математической задачи.

Упражнять в различии количественного и порядкового счета.

Учить:

- отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?;

-рисовать лягушку в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять:

 -умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись;

-умение ориентироваться относительно себя, другого лица.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Что растет на нашей грядке».

2.Игра «Отгадай загадку».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Нарисуй правильно».

5.Игра «Рисуем лягушку».

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Где чей домик?», «Путаница», «Наведи порядок».

2. Игровое упражнение «Вверху – внизу».

3. Игры на сериацию по размеру (высота).

4. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Упражнять в записи цифры 8 в тетрадях.

Апрель

4 неделя

Повторение.

Закреплять:

-навыки порядкового и количественного счета;

-умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?

Продолжать учить:

-составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления;

-выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка);

- решать логическую задачу на анализ и синтез;

- видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Кто за кем»

2.Игра «Дорисуй цветок»

3.Физкультминутка.

4.Игра «Закрась правильно».

5.Работа со счетными палочками

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы

1.Д/и «Где они живут», «Чудесный мешочек».

2.Игровое упражнение «Спереди – сзади».

3. Игра на классификацию с мячом «Живое – неживое».

4.Лепка цифр из пластилина

5. Занимательные диктанты.

1.Составление и решение арифметических задач.

2.Ориентировна на листе.

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Решение задач, примеров.

Знакомство с логическими задачами, загадками, задачами – шутками.

Мониторинг

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-Нахождение логических связей, закономерностей.

-Нахождение «четвертого лишнего».

-Головоломки различного вида сложения.

-Выделение и группировка

предметов по 2-3признакам.

-Задания, развивающие

память, внимание,

воображение

и логическое

мышление.

-Занимательные

 вопросы, ребусы,

 логические загадки;

задачи-шутки.

-Математические конкурсы, викторины

Ознакомление с названием месяца - май

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Составь задачу»

2.Игра «Считай, записывай»

3.Повторение стихотворений о цифрах

4.Физкультминутка.

5.Ознакомление с названием месяца – май

6.Игра «Кто такой пример решал?».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы

1.Д\и «Убираем цифры», «Отгадай, кто где стоит», «Четвертый лишний».

2.Беседа «Рассуждение».

3. Рассматривание книг по занимательной математике.

4. Разбор ситуаций на действие деление.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

Составление и решение задач на сложение и вычитание.

1.4.Планируемые результаты

К концу обучения по программе «Занимательная математика» занятия помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений:

  • Знать:
  • числа от 1 до 10 и их графическое изображение;
  • порядковый и обратный счет в пределах 10;
  • предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее;
  • - состав чисел о 2 до 10;
  • - счет в пределах 20 без операциями над ними.
  • - знаки (+), (-), (=), (>), (<), неравно.
  • простейшие геометрические понятия: точка, луч, угол, отрезок, прямая, горизонтальные и вертикальные линии.
  • практическое использование линейки для  измерения длин, сторон и начертания отрезков сантиметрах;
  • понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
  • геометрические фигуры: плоские-треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник; объемные – куб, кирпичик, пирамида, шар, пластина.
  • вершины, стороны, углы фигур;
  • основные цвета и их оттенки;
  • названия сторон и углов клетки;
  • строчку и столбик в тетради в клеточку (0,7);
  • предлоги: в, на, под, за, перед, между, от, к;
  • временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
  • названия дней недели; месяцев и времен года.

  • УМЕТЬ:
  • считать от 1 до10 и от 10 до 1;
  • находить и сравнивать числа – соседи;
  • решать простейшие арифметические задачи, используя знаки (+), ( -),  (=)
  • находить недостающий или «четвертый лишний» предмет;
  • изменять геометрические фигуры по 1 -2 признакам;
  • подбирать и группировать  предметы по 2-3 признакам;
  • ориентироваться на листе, в тетради в клетку (0.7)
  • ориентироваться в пространстве; во времени (время суток, дни недели, месяцы, времена года);
  • правильно использовать предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к;
  • сравнивать предметы по различным признакам: размер, форма, высота, длина, ширина, толщина;
  • использовать линейку для измерения длины, высоты, ширины предметов;
  • измерять длину отрезков, записывать их значение в сантиметрах;
  • рисовать узоры (на слух) в тетрадях;
  • срисовывать и дорисовывать различные предметы по точкам и по клеточкам;
  • логически формулировать ответы;
  • продолжать логический ряд фигур и предметов;
  • решать математические загадки, ребусы, головоломки.

2.1.Условия реализации программы

Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

Столы и стулья должны соответствовать росту детей.

Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами.

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала можно использовать наглядные пособия следующих видов:

геометрические фигуры

наборы разрезных картинок

сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;

полоски, ленты разной длины и ширины;

цифры от 1 до 9;

игрушки

доска

ноутбук или фланеграф

чудесный мешочек;

пластмассовый и деревянный строительный материал;

счётные палочки;

предметные картинки;

знаки – символы;

игры на составление плоскостных изображений предметов;

конструкторы и строительный материал

занимательные книги по математике;

задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы;

простые карандаши; наборы цветных карандашей;

линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;

небольшие ножницы;

наборы цветной бумаги;

счетный материал;

наборы цифр;

конспекты;

  • Блоки Дьенеша;
  • Палочки Кюизенера;
  • Арифметическое домино;
  • Коллекции шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
  • Мозаика детская;
  • Счетная и ученическая линейка.

Обучение дошкольников основам математики

с помощью цветных палочек  Кюизенера

Блоки

Цель:

I Блок.

Игры подготовительного этапа.

II Блок.

«Что какого цвета?»

III Блок.

Изучаем понятия «высокий- низкий», «широкий- узкий», «длинный- короткий».

IV Блок.

Развитие у детей количественных представлений.

V Блок.

«Считаем ступеньки» (состав числа).

VI Блок.

Измерение с помощью палочек Кюизенера.

VII Блок.

Математические действия с помощью палочек Кюизенера.

VIII Блок.

Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера

Обучение дошкольников основам математики

с помощью логических блоков Дъеныша

Игры

Цель

Дидактическая игра «Сколько?"

развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

Дидактическая игра «ХУДОЖНИКИ»

развитие умения анализировать форму предметов, умения сравнивать по их свойствамразвитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения  (композиции)

Дидактическая игра «МАГАЗИН»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Дидактическая игра «Хоровод»

Классификация блоков по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Дидактическая игра «Найди клад»

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Дидактическая игра  «Игра с одним обручем»

Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Дидактическая игра «Заселим в домики»

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Дидактическая игра « На свою веточку»

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Дидактическая игра «Цепочка»

Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Упражнять детей в группировке геометрических фигур.

Развивать наблюдательность, внимание и память

Дидактическая игра «Этажи»

Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Игра - Сказка «В царстве блоков»

Знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.

Дидактическая игра «Космический корабль»

Формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.

Игра «Украсим елку бусами»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.

Дидактическая игра «Найди меня»

Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.

Дидактическая игра «Улитка»

Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Дидактическая игра «Домино»

Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.

2.2. Оценочные материалы

Занимаясь по программе «Занимательная математика», дети учатся думать, рассуждать, доказывать, давать полные ответы, находить и исправлять свои ошибки и находить ошибки товарищей. У дошкольников появляется интерес к математике, желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и применить их на практике. Я постоянно контролирую усвоение каждым ребенком программного материала. Если какая-либо тема непонятна до конца, то не знакомлю с новым материалом. Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение года: в начале и в конце учебного года. Для этого составляется единая сводная таблица. В ней должны быть указаны темы, виды опроса, результативность опроса и список обучаемых детей. Первичный опрос провожу в начале года и фиксирую в таблице. Итоговая проверка осуществляется в конце года. Результаты заносятся в таблицу, которая позволяет осуществлять систематический контроль за успешным обучением детей, вовремя принять меры по устранению пробелов в знании. Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.

Оценка знаний учащихся:

Н– знания поверхностные.

С– дошкольник хорошо знает материал, но есть некоторые неточности в ответах, и не все задания выполнены чисто и аккуратно.

В–дошкольник отлично усвоил материал, выполнил все задания без ошибок, чисто и аккуратно.

Полученные знания, умения и навыки дети могут продемонстрировать:

  • на итоговых занятиях после изучения нескольких тем (2 раза в год с приглашением родителей);
  • на обобщающем занятии по определенной теме, проводимом в виде конкурсов и соревнований;
  • на праздниках (конкурсы, соревнования).

Диагностическое обследования уровня развития детей по дополнительному образованию «Занимательная математика»

Ф.И.О.

ребенка

Количество и счет

Величина

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Простейшие геометрические представления

Геометрические фигуры

Графические работы

Логические задачи

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

Голованова Ольга Владимировна

2

Андреев Глеб Вячеславович

3

Жданкина Надежда Александровна

4

Чулков Ярослав Викторович

5

Гомер Виктория Сергеевна

6

Лоскутова Кира Андреевна

7

Уварова Ульяна Владимировна

8

        Монина Валентина Денисовна

2.3. Методические материалы

В работе дополнительной услуги «Занимательная математика"  применяются различные виды занимательного материала:

-занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;

-задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;

-группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;

-наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Структура занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению и закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми:

1. в 1-ой части занятия планируется повторение предыдущего  материала;

2. во 2-ой части – подача нового материала;

3. в 3-ей части – проверка усвоения нового материала (дидактические игры, игровые упражнения).

Первое занятие по новой теме почти целиком посвящается работе над новым материалом. Знакомство с новым материалом организуют, когда дети наиболее работоспособны, т. е. на 3-5-й мин. от начала занятия, и заканчивают на 15-18-й мин. Повторению пройденного уделяют 3-4 мин. в начале и 4-8 мин. в конце занятия. Почему целесообразно строить работу именно так? Изучение нового утомляет детей, а включение повторного материала дает им некоторую разрядку. Поэтому там, где  возможно, полезно повторять пройденный материал по ходу работы над новым, так как очень важно ввести новые знания в систему ранее усвоенных.

На втором и третьем занятиях по данной теме, первой части, отводят примерно 50% времени, а во второй части занятия повторяют (или продолжают изучать) непосредственно предшествующий материал, в третьей части повторяют то, что дети уже усвоили.

Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части, обеспечить правильное распределение умственной нагрузки, чередование видов и форм организации учебной деятельности.

В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения, продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая гимнастика», упражнения для глаз или упражнения для релаксации (физкультминутки). В конце каждого занятия подводится итог вместе с детьми, и ставиться задача на следующее занятие (интригуется). Детям необходимо задать вопросы: «Что нового узнали?» «Чему сегодня научились?». Детям систематически прививаются навыки самооценки и взаимооценки  деятельности. Результаты освоения программы сообщаются ребенку в форме развернутого оценочного суждения. Все занятия имеют законченный характер.

                                                             

2.4. Список литературы

1. Е.В. Колесникова «Программа математические ступеньки»

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2001. – 404с.

3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2003. – 312 с.

4. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002 – 256с.

5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.

7. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дъеныша и логическими играми. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург ООО «Корвет»

8. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2002. – 385с.

9. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123с.

10. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

11. Мониторинг в детском саду/ под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт. – СПб: Детство-пресс, 2011. – 297с.

12. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267с.

13. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007. – 245с.

14. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., 2007

15.Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5–6 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.


Аннотация

к программе по дополнительной услуги

«Занимательная математика»

Автор – составитель: Мешкова Елена Владимировна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ивушка»

Программа математического кружка «В стране занимательной математики» является адаптационной, разработанной на основе программ «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой, «Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников» сост. Корепанова М.В., Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006., Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010., Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005.,Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 2007., Харько Т. Г., Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. – СПб., Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дъеныша и логическими играми. Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн. Санкт – Петербург ООО «Корвет». 2007.

В организации работы использовалась программа Е.В. Колесниковой «Математика для дошкольников 5–6 лет». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию.

Работа распределяется по разделам:

- Количество и счет.

- Ознакомление с геометрическими фигурами.

- Определение величины.

- Ориентировка во времени и в пространстве.

- Решение логических задач.

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Основные задачи программы:

- Отрабатывать арифметический и геометрический навыки;

- Развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и            наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

- Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Содержание программы соответствует нормативным документам состоит из:

- учебно-тематического плана

- журнала учёта работы педагога 

- списка детей, посещающих дополнительную услугу  

- табеля посещаемости кружка 

- диагностическая карта 

- перечня литературных источников

Формы:

-Традиционные

 -Комбинированные

-Практические  

-Игры, конкурсы

Методы: 

-Словесный метод Обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,                  рассказ)                                                                                                                                    -Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)     -Практический(выполнение работ на заданную тему, по инструкции)                                 -Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,                   фотографий)                                                                                                                             -Показ мультимедийных материалов.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 1 учебный год.

Режим занятий:

Программа по дополнительной услуге «Занимательная математика» предполагает проведение занятий 2 раз в неделю по 25 минут, всего 72 часа за учебный год.  Рекомендуемый состав группы 10-12 человек.                                                                 Большую часть программы составляют практические занятия.

Работа дополнительной услуги направлена на взаимодействие с родителями и плодотворное сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности “Чудо-ритмика” стартовый уровень

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа “Чудо-ритмика”  разработана  в соответствии с  требованиями ФГОС дошкольного образования,  по запроса...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-мастер» (базовый уровень)

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. В ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Всезнайка» (стартовый уровень)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной  направленности«Всезнайка» (стартовый уровень)ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности (стартовый уровень) «ЧУДЕСНЫЕ ПАЛОЧКИ»

Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Чудесные палочки» имеет познавательную направленность....

Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Занимательная астрономия» для детей дошкольного возраста (6-7 лет) срок реализации 1 год

открывает для детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира, подготавливает почву для развития основ естественнонаучных знаний детей;способствует расширению кругозора детей, дает возможно...