Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Занимательная математика» на 2023-2024 учебный год
рабочая программа по математике (средняя группа)

Новикова Елена Анатольевна

Основная цель программы.

Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и всестороннее развитие.

Задачи:

  • ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • развитие   количественных   представлений,   способность   различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство

двух групп предметов;

  • развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие;
  • научить решать логические задачи;
  • формировать    основные    мыслительные    операции    (    сравнение, обобщение, классификация, аналогия)мышление, воображение.
  • расширять математический словарь, совершенствовать связную речь, умение аргументировать свои высказывания;
  • дать представления о числах и цифрах от 1 до 10

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Принята на заседании педагогического

совета

от «        »                 2023 г. Протокол №         

Утверждаю:

Заведующий        МБДОУ

«Детский сад № 28 «Надежда»

        Кузнецова В.А. Приказ №          от         2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности

«Занимательная математика»

Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Новикова Елена Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории

Смоленск 2023

Пояснительная записка

Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено. Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

  • оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру;
  • сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
  • проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
  • рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Воспитатель способствует развитию у детей данного возраста следующих свойств. Дети должны уметь определять:

  • размер предметов: по длине (длинный, короткий) ; по высоте (высокий, низкий) ; по ширине (широкий, узкий) ; по толщине (толстый, тонкий) ; по весу (тяжелый, легкий) ; по глубине (глубокий, мелкий) ; по объему (большой, маленький)
  • геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный, четырехугольный;
  • логические связи между группами предметов по размеру, форме (низкие, но толстые; у квадратов сторон больше, чем у треугольников) ;

нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм;

  • связи между изменениями (сменой) основания группировки и количеством полученных групп, предметов в них. Группируя предметы по форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов в каждой из них. А по размеру - 2 группы, количество элементов в каждой из которых увеличилось;
  • обобщать геометрические фигуры, предметы по форме, размеру: отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла, к предметам четырехугольной формы, определенной тяжести - к тяжелым («Эти камни все тяжелые») и т. д.

Отношения. Представления. Дети должны уметь определять:

  • отношения групп предметов: по количеству (равенство и неравенство, выраженное числами) ; по размеру (длине, ширине, толщине, весу) и т. д. Последовательное увеличение (уменьшение) 3-5 предметов (широкая; поуже; еще уже. ; самая узкая ленточка) ;
  • пространственные отношения в парных направлениях от себя, от других объектов, в движении в указанном направлении; временные (в последовательности частей суток, настоящем, прошедшем и будущем времени: вчера, сегодня и завтра) ;
  • обобщать 3-5 предметов, звуков, движений по свойствам: размеру, количеству, форме и др. («Такое же количество, тоже по 4; всех красных и высоких столбиков по 4») ;
  • обобщать все части суток в одно понятие - «сутки». Числа и цифры.

Представления. Дети должны уметь:

  • обозначать количества до 5-10 предметов числом и цифрой; знать цифры от 0 до 10; количественное и порядковое назначение числа;
  • определять связи между числом, цифрой и количеством: чем больше предметов, тем большим числом они обозначаются; сосчитывать однородные и разнородные предметы в разном расположении.

Основная цель программы.

Реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и всестороннее развитие.

Задачи:

  • ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • развитие        количественных        представлений,        способность        различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство

двух групп предметов;

  • развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие;
  • научить решать логические задачи;
  • формировать        основные        мыслительные        операции        (        сравнение, обобщение, классификация, аналогия)мышление, воображение.
  • расширять математический словарь, совершенствовать связную речь, умение аргументировать свои высказывания;
  • дать представления о числах и цифрах от 1 до 10

Основные методы и приемы.

В процессе формирования элементарных математических представлений используются разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитываются: цель, задачи, возрастные и индивидуальные особенности детей.

Деятельностный  метод  соответствует  уровню  развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Таким образом, характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений считаются:

  1. Выполнение разнообразных практических действий;
  2. Широкое использование дидактического материала;
  3. Выработка навыков счета, измерение и рассуждение.
  4. Широкое использование элементарных математических представлении в практике, быту, игре и других видах деятельности. Практический метод предполагает организацию упражнений, использование как коллективной, так и индивидуальной формы выполнения.

При формировании элементарных математических представлений большое значение придается игре как методу обучения. Широко

используются разнообразные дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные). Особая роль отводится игровым занимательным задачам.

Учебный план:

Сентябрь

  1. «Сравнение предметов».

Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, мышление. Воспитывать исполнительность.

Д/и «Разноцветные шарики»

  1. «Собери ягодки».

Развивать представление равенства и неравенства групп предметов путем накладывания одного предмета на другой.

  1. «Числа 1, 2».

Учить считать до двух, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве.

Д/и «Кто больше принесёт» 4.«Приходите на лужок».

Учить детей сравнивать и различать предметы по величине. Д/и «Найди такой же».

  1. «Один, много».

Познакомить с понятиями «один», «много». Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать усидчивость.

  1. «Раз, два, три - ищи».

Учить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

  1. «Большой, маленький».

Познакомить с понятиями «большой», «маленький».Развивать умение группировать предметы по заданному признаку.

Д/и «Зайчики». 8.«Геометрическое лото».

Освоение умений выделять различные формы.

Октябрь

  1. «Где правая, где левая».

Учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах двух, различать и называть цифры 1 и 2. Развивать ориентацию в пространстве, внимание. Воспитывать усидчивость.

  1. «Кто скорее свернет ленту?»

Развивать отношение к величине, как к значимому признаку, обратить внимание на длину.

  1. «Ориентировка в пространстве».

Развивать умения ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по 2 и по 1; учить различать части суток: утро – вечер, день – ночь; учить называть предметы квадратной и круглой формы. Развивать ориентацию в пространстве, память. Воспитывать усидчивость

Д/и «Где правая, где левая».

  1. «Помоги цыплятам».

Установление соответствия между множествами.

  1. «Число 3».

Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Д/и «Что изменилось?».

  1. «Собери ягодки».

Учить        детей        различать        равенство        и        неравенство        предметов        путем подкладывания одного предмета под другой.

  1. Сравнение по высоте.

Упражнять в счете в пределах 3; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, учить составлять предмет из 3 равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы. Развивать логическое мышление. Воспитывать усидчивость.

Д/и «Выше- ниже».

  1. «У кого хвост длиннее?».

Учить детей сравнивать предметы контрастные и одинаковых размеров по длине и по ширине.

Ноябрь

  1. «Мячик».

Познакомить в игровой форме с шаром, закреплять ориентировку в пространстве. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к сверстникам.

Д/и «Отгадай»

  1. «Найди столько же».

Учить        детей        сравнивать        две        группы        предметов        и        устанавливать соотношения между предметами: «больше», «меньше», «поровну».

  1. «Треугольник».

Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; учить составлять домик из 4 треугольников, сделанных из квадрата; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения.

Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Д/и «Чудесный мешочек» 4.«Уголки».

Учить детей называть, узнавать и различать геометрические формы, сравнивать, находить сходства и различие.

Д/и «Что бывает такой формы?». 5.«Кубик».

Познакомить в игровой форме с кубом, учить обследовать его.

Развивать осязание, внимание. Воспитывать интерес к окружающей среде. 6.«Нарядные зверюшки».

Развивать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, закрепить понятие «длинный»,

«короткий». 7.«Куб, шар».

Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-двигательным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить представление о временах суток.

Д/и «Прокати в ворота».

8.«К нам гости пришли».

Учить детей сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая или подкладывая один предмет под другой; различать равенство и неравенство (без счета) по количеству входящих в группу предметов.

Декабрь

  1. «Порядковый счет».

Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку; отвечать на вопросы: который? Какой? Закрепить представление о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; о последовательности частей суток. Развивать память, внимание.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Д/и «Что за чем?».

  1. «Дети идут на праздник».

Учить детей различать равенство и неравенство групп предметов.

  1. «Число 4».

Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. Развивать мелкую моторику, логическое

мышление. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

Д/и «Назови цифру». 4.«Красивые узоры».

Учить детей соотносить объекты по величине и учитывать ее в своих действиях, закреплять знания слов «большой», «маленький»; учит детей ритмичному чередованию величины.

  1. «Прямоугольник».

Познакомить детей с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах 4; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Развитие ориентации на листе бумаги, внимания. Воспитывать усидчивость.

Д/и «Найди свой домик».

  1. «Лиса и зайцы».

Формировать понятие о том, что величина является значимым признаком, учитывать ее свойства в своих действиях; упражнения в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения

  1. «Геометрические фигуры».

Закреплять представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике; упражнять в счете в пределах 4. Развивать память, мышление. Воспитывать исполнительность.

Д/и «Найди свою пару».

  1. «Построй ворота».

Учить детей соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с предметами; закрепить знание слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».

Январь

  1. «Геометрические фигуры».

Продолжать учить из счетных палочек делать прямоугольник, находить и называть в окружении предметы прямоугольной формы. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

Д/и «Вырасти большой». 2.«Построим башенки».

Учить детей сравнивать предметы по величине, обозначая результат сравнения словом: «выше», «ниже», «равные по высоте».

3.«Счет в пределах 4.»

Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Д/и «Назови такой же».

4.«Что бывает такой формы»

Закрепить        названия        геометрических        фигур.        Продолжать        находить        и называть предметы круглой и квадратной формы

Д/и «Назови предмет». 5.«Порядковый счет».

Продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов, упражнять в счете в пределах 4, различать количественный и порядковый счет в пределах 4; учить составлять узор из геометрических фигур, закреплять названия геометрических фигур. Развивать мелкую моторику, наблюдательность. Воспитывать усидчивость.

Д/и «Чего не стало?».

6.«Что где находится?»

Учить        ориентироваться        в        пространстве:        наверху,        внизу,        над,        под.

Различать лево, право.

Февраль

1.«Сравнение предметов по высоте».

Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет, закрепить представления о временах суток. Развитие координации движений, логического мышления, внимания. Воспитывать исполнительность.

Д/и «Где больше?». 2.«Каравай».

Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета.

  1. «Сравнение предметов по величине».

Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу; упражнять в счете в пределах 4. Развивать воображение, ориентацию в пространстве. Воспитывать усидчивость.

Д/и «Скажи на оборот».

  1. «Не ошибись!».

Учить детей согласовывать числительное с существительным, запоминать число предметов.

  1. «Ориентировка во времени».

Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; учить различать и называть части суток, находить одинаковые предметы. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать исполнительность.

Д/и «Что стало не так?». 6.«Поручение».

Упражнять детей в сравнении предметов по длине, ширине, высоте и

объему в целом.

  1. «Число 5».

Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять детей в сравнении полосок по длине; учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т.д. Развивать память, мышление. Воспитывать усидчивость.

Д/и «Назови цифру».

  1. «Что бывает по пять?»

Продолжать        учить        различать        количественный        и        порядковый        счет.

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах пяти.

Укреплять знание цифр от 1 до 5.

Март

  1. «Счет в пределах 5».

Упражнять детей в счете в пределах 5, умение соотносить количество с цифрой; учить классифицировать предметы по признаку цвета, величины. Развивать память, внимание.

Д/и « Найди свой домик».

  1. «Найди свою фигуру».

Учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

  1. «Измерение предметов».

Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

  1. «Измерение предметов».

Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать словарь (далеко – близко). Развивать логическое мышление, координацию движений. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.

  1. «В гостях у лесных жителей».

Закреплять умение детей считать до пяти, обозначая количество предметов соответствующей цифрой. Закрепить умение сравнивать и уравнивать множества на основе счета.

Д/и «Назови цифру». 6.«Временные понятия».

Учить различать части суток, определять их последовательность: утро- день-вечер-ночь. Познакомить с понятиями: «вчера», «сегодня», «завтра».

7.«Сравнение предметов».

Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и        обозначении        словами        результата        сравнения        (выше        –        ниже);        учить

ориентироваться во времени, знать, что происходит в определенный временный отрезок. Развивать ориентацию во времени, память. Воспитывать устойчивый интерес к математике.

Д/и «Что длиннее?». 8.«Знакомство с цифрой 6».

Учить детей считать в пределах 6; познакомить с образованием числа 6.

Апрель

  1. «Порядковый счет».

Упражнять в счете в пределах 6, продолжать учить различать количественный счет и порядковый счет; упражнять в сравнении предметов по величине. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать усидчивость.

Д/и «Отсчитай столько же».

  1. «Счет в пределах 6.

Знакомство с прямоугольником. Закрепить умение считать в пределах 6; познакомить с цифрой 6. Познакомить более углубленно с геометрической фигурой «прямоугольником».

  1. «Ориентирование в пространстве».

Продолжать развивать умения ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление; упражнять в различении количественного и порядкового счета; учить правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету? Развивать координацию движений. Воспитывать исполнительность.

Д/и «Кто первый назовёт?».

  1. «Цифра 7».

Закрепить  умение  считать  в  пределах  7;  познакомить  с  цифрой  7.

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве.

  1. «Величина».

Упражнять в сравнении предметов по величине и учить отражать в речи этот признак; закрепить названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 7. Развивать внимание, память.

Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. Д/и «Что бывает такой формы?».

  1. «Найди свой автобус».

Упражнять детей в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника; находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.

  1. «Ориентировка во времени».

Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 7; учить из палочек делать фигуру (треугольник). Развивать логическое мышление, память, воображение. Воспитывать усидчивость.

Д/и «Когда это бывает?».

  1. «Разложи по порядку».

Учить детей раскладывать геометрические фигуры в ряд в порядке возрастания или убывания размера.

Май

  1. «Образование числа 8. Цифра 8».

Познакомить        с        образованием        числа        8.        Учить        обозначать        число        8 соответствующей цифрой. Закреплять знания о геометрических фигурах.

  1. «Счет до 8. Знакомство с понятием "сутки"»

Упражнять        детей        в        счете        до        8; учить        обозначать число соответствующей цифрой. Познакомить с понятием сутки.

  1. «Геометрические фигуры»

Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; упражнять в счете; уметь ориентироваться в пространстве. Развивать память, осязание, мелкую моторику. Воспитывать исполнительность.

Д/и «Магазин посуды».

  1. «Стань на место».

Упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

  1. «Уложим кукол спать».

Учить        детей        различать        равенство        и        неравенство,        употребляя        слова:

«больше», «меньше», «поровну».

  1. «Образование числа 9. Цифра 9».

Учить детей считать в пределах 9. Показать образование числа 9, познакомить с соответствующей цифрой.

  1. «Закрепление умения считать до 9».

Закрепить умение считать до 9; учить правильно называть числительные.

Упражнять в сравнении предметов по ширине. Учить детей штриховать.

  1. «Страна геометрических фигур».

Упражнять в умении различать геометрические фигуры в знакомых предметах. Учить детей составлять узоры из геометрических фигур по образцу.

Литература:

В.П. Новикова Учебно-методическое пособие. «Математика в детском саду» конспекты занятий с детьми 4-5 лет. «Мозаика-Синтез», 2010г Е.В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет» методическое пособие, «Сфера» 2012г.

Г.Е. Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» конспекты игровых занятий, «Издательство Гном» 2017

Л.В.Минкевич «Математика в детском саду», «Скипторий 2003», 2013



Предварительный просмотр:

Согласовано

Старший воспитатель

____________К.С. Акимова

АННОТАЦИЯ

к рабочей программе дополнительного образования

«Занимательная математика»

воспитателя Новиковой Е.А. для детей 4-5 лет

средней группы «Радуга»

на 2023-2024 учебный год

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска

Программа дополнительного образования «Занимательная математика» разработана в соответствии с:

 Федеральный закон от 29.12.20112 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об

образовании в Российской Федерации»

 Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по основным общеобразовательным программам - образовательным

программам дошкольного образования»;

 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования»;

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

 Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детский сад №28 «Надежда».

Актуальность

Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметном и числовом уровнях. Объем представлений, предложенный данной программой, следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения, указанные вслед за содержанием, составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднено. Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх. Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношения сходства и отличия. Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

-  оперировать свойствами, отношениями предметов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру;

-  сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

-  проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

-  рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Воспитатель способствует развитию у детей данного возраста следующих свойств. Дети должны уметь определять:

-  размер предметов: по длине (длинный, короткий) ; по высоте (высокий, низкий) ; по ширине (широкий, узкий) ; по толщине (толстый, тонкий) ; по весу (тяжелый, легкий) ; по глубине (глубокий, мелкий) ; по объему (большой, маленький)                                                                                                                                                       - геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; шар, куб, цилиндр. Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество. Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный, четырехугольный;

-  логические связи между группами предметов по размеру, форме (низкие, но толстые; у квадратов сторон больше, чем у треугольников) ; нахождение общего и различного в группах фигур круглой, квадратной, треугольной форм;

-  связи между изменениями (сменой) основания группировки и количеством полученных групп, предметов в них. Группируя предметы по форме, дети выделяют 3 группы (круглые, треугольные, квадратные) с определенным количеством элементов в каждой из них. А по размеру - 2 группы, количество элементов в каждой из которых увеличилось;

-  обобщать геометрические фигуры, предметы по форме, размеру: отнесение предметов и фигур, имеющих 4 стороны и 4 угла, к предметам четырехугольной формы, определенной тяжести - к тяжелым («Эти камни все тяжелые») и т. д.

Основная цель программы: реализовать преемственность в формировании основных математических представлений в детском саду. Эта цель предусматривает не только подготовку детей к успешному обучению, но и всестороннее развитие.

Задачи:

- ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером

- развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;

- развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие;

-  научить решать логические задачи;

- формировать основные мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, аналогия, мышление, воображение).

- расширять математический словарь, совершенствовать связную речь, умение аргументировать свои высказывания;

- дать представления о числах и цифрах от 1 до 10.

Условия проведения занятий.

Руководство группой осуществляет педагог.

Темп работы определяется индивидуальными особенностями участника

группы.

Количество воспитанников -

Количество занятий - 32.

Режим организации занятий 1 раз в неделю.

Время проведения: 20 минут.

Помещение: групповая комната, территория детского сада.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Сентябрь

1.«Сравнение предметов».

2.«Собери ягодки».

3.«Числа 1, 2».

4.«Приходите на лужок».

5.«Один, много».

6.«Раз, два, три - ищи».

7.«Большой, маленький».

8.«Геометрическое лото».

Октябрь

1.«Где правая, где левая».

2.«Кто скорее свернет ленту?»

3.«Ориентировка в пространстве».

4.«Помоги цыплятам».

5.«Число 3».

6.«Собери ягодки».

7.Сравнение по высоте.

8.«У кого хвост длиннее?».

Ноябрь

2.«Найди столько же».

3.«Треугольник».

4.«Уголки».

5.«Кубик».

6.«Нарядные зверюшки».

7.«Куб, шар».

8.«К нам гости пришли».


Декабрь

1.«Порядковый счет».

2.«Дети идут на праздник».

3.«Число 4».

4.«Красивые узоры».

5.«Прямоугольник».

6.«Лиса и зайцы».

7.«Геометрические фигуры».

8.«Построй ворота».

Январь

1.«Геометрические фигуры».

2.«Построим башенки».

3.«Счет в пределах 4.»

4.«Что бывает такой формы»

5.«Порядковый счет».

6.«Что где находится?»

Февраль

1.«Сравнение предметов по высоте».

2.«Каравай».

3.«Сравнение предметов по величине».

4.«Не ошибись!».

5.«Ориентировка во времени».

6.«Поручение».

7.«Число 5».

8.«Что бывает по пять?»

Март

1.«Счет в пределах 5».

2.«Найди свою фигуру».

3.«Измерение предметов».

4.«Измерение предметов».

5.«В гостях у лесных жителей».

6.«Временные понятия».

7.«Сравнение предметов».

8.«Знакомство с цифрой 6».

Апрель

1.«Порядковый счет».

2.«Счет в пределах 6.

3.«Ориентирование в пространстве».

4.«Цифра 7».

5.«Величина».

6.«Найди свой автобус».

7.«Ориентировка во времени».

8.«Разложи по порядку».

Май

1.«Образование числа 8. Цифра 8».

2.«Счет до 8. Знакомство с понятием "сутки"»

3.«Геометрические фигуры»

4.«Стань на место».

5.«Уложим кукол спать».

6.«Образование числа 9. Цифра 9».

7.«Закрепление умения считать до 9».

8.«Страна геометрических фигур».

ЛИТЕРАТУРА

В.П. Новикова Учебно-методическое пособие. «Математика в детском саду» конспекты занятий с детьми 4-5 лет. «Мозаика-Синтез», 2010г Е.В. Колесникова «Математика для детей 4-5 лет» методическое пособие, «Сфера» 2012г.

Г.Е. Сычева «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» конспекты игровых занятий, «Издательство Гном» 2017

Л.В.Минкевич «Математика в детском саду», «Скипторий 2003», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Развивай-ка»

Современная жизнь, научно-технический прогресс, новые информационные и компьютерные технологии выдвигают особые требования к интеллектуальному и творческому развитию человека. Образовательный процесс ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей подготовительной группы «Занимательная математика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапознавательной направленности«Занимательная математика»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа математической направленности «Игралочка»

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаматематической направленности«Игралочка»Аннотация к программе...