Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности для детей подготовительной группы «Занимательная математика»
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Руднева

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

познавательной направленности

«Занимательная математика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kruzhok.docx162.2 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Беловского городского округа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32 «Родничок» города Белово»

ПРИНЯТА:                                                            

Педагогическим советом

МБДОУ детский сад №32

города Белово

от «____» ________ 20___ г.

Протокол № _________

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующим МБДОУ детский сад №32

г. Белово ____________ Калугина О.С.

«____» __________________ 20___ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

познавательной направленности

«Занимательная математика»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1  год

Разработчики:

Руднева Татьяна Юрьевна -  воспитатель;

Емельянова Наталья Дмитриевна – воспитатель.

г. Белово, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………....          

1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………………

1.3. Содержание программы ……………………………………………………...

1.3.1. Учебно-тематический план ……………………………………………..

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………………………….

1.4. Планируемые результаты …………………………………………………… 

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график ………………………………………………                  

2.2. Условия реализации программы …………………………………………….

2.3. Формы аттестации / контроля ……………………………………………….

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………….

2.5. Методические материалы …………………………………………………....

2.6. Список литературы …………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ 1…………………………………………………………………....

ПРИЛОЖЕНИЯ 2……………………………………………………………………

     

3

4

5

6

6

10

11

11

12

12

13

14

15

17

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная математика» имеет социально-педагогическую направленность и реализуется в рамках  модели «Познавательная деятельность» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, которое способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Современные достижения требуют от человека  мыслить абстрактно, значит  необходимо развивать логическое  мышление  детей дошкольного возраста. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать   внимание   на   проблеме.   Решение   разного   рода   нестандартных   задач   в   дошкольном   возрасте способствует  формированию и совершенствованию общих умственных способностей:  логики мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Разработка программы «Занимательная математика» объясняется необходимостью использования активных методов и обучения занимательного, увлекательного, интересного для детей математического  содержания. Данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

 Актуальность программы

Данная Программа позволяет дошкольникам познакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки образовательной программы. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной Программы является развитие умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание Программы соответствует познавательным возможностям старших дошкольников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Отличительные особенности программы 

Особенность программы «Занимательная математика»  заключается в том, что  ребёнок не просто учиться считать, а овладевает  элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения. В программе предлагаются увлекательные  игры и упражнения  для развития логического мышления,  позволяющие  качественно подготовить детей к школе.

Адресат программы: воспитанники в возрасте от 6 до 7 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая работу по дополнительной программе «Занимательная математика», не превышает – 8 часов 30 минут.

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность рабочей части занятия составляет 30-35 минут.

Занятия проводятся в свободное от основной образовательной деятельности время.

Учебно-тематический план программы реализуется через специально организованные занятия, которые проводятся один раз в неделю с октября по май, во второй половине дня.

Примерное количество занятий в год

Возраст

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

6-7 лет

1

4

33                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса с детьми с ЗПР.

 Обучение с учетом индивидуальных особенностей обучающихся должно присутствовать на каждом занятии. На занятиях возможна дифференциация заданий, то есть, все задания должны иметь разные уровни сложности. При решении и составлении задач детям могут предлагаться различные картинки, по которым им нужно составить и решить задачу. Оформлением дети занимаются самостоятельно, однако необходимо тщательно следить за работой детей. При затруднении выполнить данное действие предполагается, что воспитатель будет задавать наводящие вопросы. Одним из важнейших результатов обучения становится формирование компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д.).

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, интереса детей к математике и желанию творчески применять полученные знания.

Задачи программы:

1. Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

2. Метапредметные:

- приобретение навыка работы в паре, в группе;

- совершенствование  умения строить продуктивное взаимодействие;

- поощрение участия в коллективном обсуждении;

- развитие умения  понимать и использовать математические средства наглядности.

3. Предметные (образовательные):

- формирование соблюдения последовательности выполнения работы;

- формирование умения сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет;

- развитие способности анализировать, выделять особенности формы;

-развитие  способности устанавливать связи между качествами предмета и его назначением, выявлять простейшие зависимости предметов (по форме, размеру, количеству) и прослеживать изменения объектов по одному - двум признакам.

1.3. Содержание программы

  1.3.1. Краткое содержание разделов программы:

  1. Обучение включает в себя  следующие разделы:

1.  «Развиваем внимание».

В разделе используется метод игры: дидактические игры, лабиринты, ребусы, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, на развитие внимания, игры-конкурсы;  выполнение работ на заданную тему, по инструкции.

2.   «Развиваем воображение».

В разделе используется практический  метод: деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей, преобразование одной фигуры в другую, рисование на основе фантазии (ладошками, ниточками, ватными палочками).

3.  «Развиваем память».

В разделе используется практический метод: зрительные и слуховые диктанты с использованием изученного арифметического и геометрического материала.

4.  «Развиваем логическое мышление».

В разделе используется метод игры: дидактические игры, лабиринты, ребусы, подвижные игры, сравнение рисунков с указанием сходства и различий, выделение существенных признаков объектов, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания.

1.3.1. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Развиваем внимание»

9

0

9

Наблюдение, практические задания

2.

«Развиваем воображение»

8

0

8

Наблюдение, творческие задания

3.

«Развиваем память»

8

0

8

Наблюдение, контрольные задания

4.

«Развиваем логическое мышление»

8

0

8

Наблюдение, практические задания

ВСЕГО

33

0

33

Содержание работы

Раздел 1. «Развиваем внимание»,   9 часов

Тема 1.1. Д/и  «Что изменилось?»; 

Тема 1.1.1. Шуточные задачи по математике «Больше - меньше». Задача №1-4. 

Теория: нет.

Практика: развивать произвольное внимание и кратковременную память.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 1.2. Д/и  «Подбери игрушку»;

Тема 1.2.1. Чайнворд «Сказочный». 

Теория: нет.

Практика: развивать внимание, упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, практические задания.

Тема 1.3. Д/и  «Волшебные кляксы»;

Тема 1.3.1.  Шуточные задачи по математике. Задача №3-5.

Теория: нет.

Практика: развивать внимание и образное мышление, развивать  умение фантазировать, добавляя отдельные элементы.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, практические задания.

Тема 1.4. Д/и  «Матрешки»;

Тема 1.4.1. Игра  «Что сначала, что потом».

Теория: нет.

Практика: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 1.5. Д/и  «Найди отличия»;

Тема 1.5.1. Ребусы.

Теория: нет.

Практика: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 1.6. Д/и  «Найди нужный цвет»;

Тема 1.6.1. Шуточные задачи по математике. Задача №15-17.

Теория: нет.

Практика развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 1.7. Игра «Шагаем — считаем»;

Тема  1.7.1. Ребусы.

Теория: нет.

Практика: Развивать концентрацию внимания.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, практические задания.

Тема 1.8. Игра «У команд свой цвет»;

Тема 1.8.1. Шуточные задачи по математике. Задача №21-23.

Теория: нет.

Практика: Развивать внимание.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, практические задания.

Тема 1.9. Игра «Поможем Элли вернуться домой»

Тема 1.9.1. Шуточные задачи по математике. Задача №24-26.

Теория: нет.

Практика: Развивать внимание.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, практические задания.

Раздел 2. «Развиваем воображение»,  8 часов

Тема 2.1. Игра «Поварята»;

Тема 2.1.1.  Математический кроссворд «Помидор».

Теория: нет.

Практика: развить воображения, установить эмоциональный контакт в группе.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 2.2. Д/и  «Что будет, если...?»;

Тема 2.2.1. Математический кроссворд «Домашние животные».

Теория: нет.

Практика: развить воображения, установить эмоциональный контакт в группе.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 2.3. Игра «Фантазёры»;

Тема 2.3.1. Ребусы  «Архитектура».

Теория: нет.

Практика: развивать воображение, умения нетрадиционным путем решать проблемные ситуации.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, творческие задания.

Тема 2.4. Д/и  «Подбери предмет к геометрической фигуре»;

Тема 2.4.1. Лабиринт «Помоги рыбаку поймать рыбку».

Теория: нет.

Практика: формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру с формой предмета.

Форма контроля: наблюдение.

Тема 2.5. Д/и «Продолжи рисунок»;

Тема  2.5.1. Шуточные задачи по математике. Задача №12-14. Теория: нет.

Практика: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, творческие задания.

Тема 2.6. Д/и  «Что это такое?»;

Тема  2.6.1. Шуточные задачи по математике. Задача №18-20.

Теория: нет.

Практика: закрепить умение  детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 2.7. Игра «Несуществующее животное»;

Тема 2.7.1. Математический кроссворд «Осина».

Теория: нет.

Практика: развивать творческое воображение детей.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 2.8. Игра «Дорисуй»;

Тема 2.8.1. Математический кроссворд «Мама».

Теория: нет.

Практика: развитие воображения, внимания.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, творческие задания.

Раздел 3. «Развиваем память»,  8 часов

Тема 3.1. Упражнение "Запоминаем слова";

Тема 3.1.1. Шуточные задачи по математике. Задача №27-30.

Теория: нет.

Практика: развивать слуховую механическую память.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 3.2. Игра «Экран»;

Тема 3.2.1. Шуточные задачи по математике. Задача №1-2.

Теория: нет.

Практика: развивать зрительную память.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 3.3. Д/и "Чудесный мешочек";

Тема 3.3.1. Математический кроссворд «Пони».

Теория: нет.

Практика: развивать память, закрепить название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 3.4. Д/и  «День и ночь»;

Тема 3.4.1. Лабиринт «Догадайся, кто что любит».

Теория: нет.

Практика: закреплять знания детей о частях суток, развивать память.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, контрольные задания.

Тема 3.5. Д/и  «Кто больше  увидит»;

Тема 3.5.1. Математический кроссворд «Весна».

Теория: нет

Практика: развивать память, закрепить знаний о геометрических фигурах.

Форма контроля: педагогическое наблюдение

Тема 3.6. «Дидактическая игра со счетными палочками»;

Тема 3.6.1. Математический кроссворд «Семья».

Теория: нет.

Практика: развивать память, воображение.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, контрольные задания.

Тема 3.7. Игра «10 цифр»;

Тема 3.7.1. Ребусы «Обитатели водоемов».

Теория: нет.

Практика: развивать память.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, контрольные задания.

Тема 3.8. Игра «Сделай, как я!» (со счетными палочками);

Тема 3.8.1. Математический кроссворд «Пион».

Теория: нет.

Практика: развивать память и внимание.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, контрольные задания.

Раздел 4. «Развиваем логическое мышление»,   8 часов

Тема 4.1. Игра «Больше – меньше»;

Тема 4.1.1. Ребусы «Природные явления».

Теория: нет.

Практика: развивать логическое мышление, умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слух, моторную координацию движений.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 4.2. Д/и «Ассоциации»;

Тема 4.2.1. Математический кроссворд «Поросята».

Теория: нет.

Практика: развивать логическое мышление.

Форма контроля:  педагогическое наблюдение.

Тема 4.3. Д/и «Я беру с собой в дорогу»;

Тема 4.3.1. Ребусы.

Теория: нет.

Практика: развивать логическое мышление.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 4.4. Д/и  «Орнамент»;

Тема 4.4.1. Лабиринт «Помоги лодке причалить к острову».

Теория: нет.

Практика: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, практические задания.

Тема 4.5. Д/и  «Волшебники»;

Тема 4.5.1. Лабиринт «Помоги зайцу дойти до морковки».

Теория: нет.

Практика: развивать логическое мышление,  воображение.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 4.6. Д/и «Логические концовки»;

Тема 4.6.1. Математический кроссворд «Весна».

Теория: нет.

Практика: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, практические задания.

Тема 4.7. Д/и «Назови скорей»;

Тема 4.7.1. Математический кроссворд «Посуда».

Теория: нет.

Практика: развивать логическое мышление, память, усвоение последовательности недели.

Форма контроля: педагогическое наблюдение.

Тема 4.8. Д/и «Что бывает...»;

Тема 4.8.1. Ребусы «Насекомые».

Теория: нет.

Практика: развивать логическое мышление.

Форма контроля: педагогическое наблюдение, практические задания.

1.4. Планируемые результаты

По окончанию обучения воспитанник будет знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  •  как систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов и ребусов;


Будет уметь:

  • сравнивать,  классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • концентрировать свое внимание.

В результате обучения по Программе, обучающиеся приобретут такие личностные качества как:

  •   любознательность и внимание;
  •   наблюдательность;
  •   гибкость мышления;
  •   эмоциональную отзывчивость;
  •   мотивации к познанию, инициативности к  саморазвитию.

В результате обучения по Программе,  у обучающихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

  •   приобретение навыка работы в паре, в группе;
  •   умения строить продуктивное взаимодействие;
  • умения  понимать и использовать математические средства   наглядности;
  • умение решать проблемные ситуации нетрадиционным путем.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность каникул

Новогодние каникулы 9 дней

Летние каникулы с 01.06. – 31.08.

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов

Первое полугодие 01.10 – 30.12

Второе полугодие 09.01.-31.05.

2.2. Условия реализации программы

Наименование

Обеспечение

Материально-техническое

  • групповое помещение
  • наглядные пособия
  • рабочие тетради
  • магнитная доска
  • предметные картинки.
  • раздаточный и счетный материал.
  • набор цифр.
  • набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
  • набор счетных палочек на каждого ребенка.
  • карточки и схемы математических упражнений.
  • магнитные цифры.

Информационное

В образовательном процессе используются:

  • мультимедийные презентации;
  • использование возможностей ИКТ для проведения образовательной деятельности с детьми,
  • использование ИКТ, создания наглядных консультаций и рекомендаций для педагогов и родителей, создание банка методических материалов

Кадровое

Обучающие занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная математика» проводит воспитатель имеющий среднее профессиональное или высшее педагогическое дошкольное образование и  прошедший  курсы повышения квалификации  по программе дополнительного образования.

2.3. Формы аттестации / контроля

Аттестация воспитанников проводится раз в год (май). С помощью аттестации выявляется уровень познавательного развития детей.

        Проверка результативности освоения программы дошкольниками проводится в следующих формах:

  • педагогическое наблюдение за детьми в ходе работы,
  • проведение практических работ,
  • выполнение творческих работ,
  • участие в математическом конкурсе

        Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения воспитанниками предлагаемых контрольных тестовых заданий.

        Итоговый контроль реализуется в форме итогового занятия.

С помощью контрольных тестовых упражнений выявляется начальный и конечный результаты учебной программы, результаты которых позволяют оценить не только количественные показатели, но и качественные характеристики выполняемых действий. Итоговый контроль служит основным показателем качества деятельности детей и педагога.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, дипломы, сертификаты участия в математических конкурсах (при наличии в образовательной среде).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов; аналитические материалы, диагностические карты, фотовыставка на сайте детского сада.

2.4. Оценочные материалы

Диагностические методики:

Для осуществления образовательной деятельности используются следующие методы:     - Объяснительно-иллюстративный – состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.

 - Частично-поисковый – предполагает постановку проблемы и частичное ее решение уже с помощью обучающихся. Воспитанники побуждаются к высказываниям, рассуждениям, сравнениям, сопоставлениям, доказательствам;

 - Проблемный – вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, решение кроссвордов, головоломок и т.д.

В целях отслеживания результативности, в дополнительной общеобразовательной программе,  используется карта наблюдений (диагностическая таблица). Занятие «Что я знаю, что умею» (начало года), Итоговое занятие «Знатоки»  (конец года).

        Более подробное описание методики указано в приложении № 1 к данной программе

2.5. Методические материалы

  • Особенности организации образовательного процесса – форма обучения очная.
  • Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный,  практический, игровой, убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.
  • Форма организации образовательного процесса: групповая.
  • Формы организации занятия: дидактическая игра, практическое занятие, игры с мячом, работа с конструкторами.
  • Педагогические технологии

На занятиях применяются следующие технологии:

  • технология личностно-ориентированного обучения - соответствует индивидуальным особенностям каждого воспитанника; его стремлении к максимальной реализации своих возможностей;
  • здоровьесберегающая технология является одной из самых актуальных в наше время. Основная цель здоровьесберегающих технологий — сохранение и укрепление здоровья воспитанника;
  • технология проблемного обучения - воспитанники получают новые знания и умения посредством разрешения проблемных ситуаций в игровой деятельности;
  • групповая технология – которая предполагает организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию;
  • технология индивидуального обучения - при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

  • Алгоритм учебного занятия (наиболее часто используемый): как любая другая образовательная деятельность, занятие состоит из трех частей.

В вводную часть (3-5 мин) введение в игровую ситуацию, актуализация и затруднение в игровой ситуации.

 В основной части занятия (25-27мин) решаются его главные задачи. Открытие детьми нового знания.  Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение. В заключительной части занятия (2-3 мин). Проверка усвоения нового материала.

  • Перечень дидактических материалов, используемых в процессе обучения:
  • наглядный материал (картинки, иллюстрации, рисунки);
  • карточки с задачами по математике.
  • занимательные задачки на математическую логику;
  • сборник логических задач;
  • кроссворды;
  • ребусы;
  • загадки и головоломки.

2.6. Список литературы

Литература для педагогов:

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение,  2002. - 385с.

2.  Петерсон Л.Г. , Кочемасова  Е.Е. Задачи в кроссвордах, математика для детей 5-7 лет: «Ювента», 2012.

3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. –  М.: Просвещение,  2003. -312 с.

4.   Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников – М.: Просвещение, 2002. – 256с.

5. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В. – Волгоград, 2004.

6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, М.: Просвещение, 2010. – 187с.

7.   Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Феникс, 2006. – 123

8.   Петерсон Л.Г. Раз ступенька, два ступенька. – СПб: Феникс, 2008. – 418с.

9. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей дошкольника. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 267 с.

10. Учебное пособие Чего на свете не бывает?/ под редакцией О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. – М.: Просвещение,  2007. – 245с.

- для детей и родителей:

1. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –  Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

2.   Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.

3.  Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.

4.  Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.

5.   Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.:  Просвещение, 2011 – 208с.

Интернет-ресурсы:

  1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
  2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
  3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
  4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оценочные материалы

        Мониторинг проводится педагогом, реализующим программу, и отслеживается с использованием методов наблюдения, тестовых методик (выполнение заданий и упражнений). Полученные в ходе мониторинга результаты фиксируются в диагностической таблице.

Уровни достижения детьми

планируемых результатов освоения программы

Низкий. Ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые задания, к задачам на логику интереса не проявляет.

Средний. Ответ ребенка в основном соответствует требованиям, установленным для высокого уровня, но ребенок допускает отдельные неточности в выполнении заданий, которые исправляет сам при указании педагога о том, что он допустил ошибку. Допускается помощь педагога не более двух раз. 

Высокий. Ребенок при ответе и выполнении заданий обнаруживает осознанное усвоение изученного материала и умеет самостоятельно им пользоваться. Придерживаясь указаний, выполняет все задания самостоятельно, правильно и достаточно быстро.

Диагностические карты освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы  в старшей группе (начало года)

Занятие «Что я знаю, что умею»

№ п/п

Ф.И. ребенка

Задачи

1

1

2

3

4

2

3

4

№ п/п

Форма задания

Задача

1

Д/игра «Найди отличия»

Д/игра «Найди отличия» Умение сравнивать предметы, находить отличия

2

Д/игра «Необыкновенная коробочка»

Д/игра «Необыкновенная коробочка» Умение различать свойства предметов (форма, размер, материал)

3

Д/игры «Выложи фигуру», «Выложи по образцу»

Умение использовать счетные палочки для игры

4

Задачи – шутки

Умение проявлять интерес и творчество в заданиях на развитие логического мышления

Диагностические карты освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы  в подготовительной группе (конец года)

Итоговое занятие «Знатоки»

№ п/п

Ф.И. ребенка

Задачи

1

1

2

3

4

2

3

4

№ п/п

Форма задания

Задача

1

Д/игра «Геометрическое лото»

Умение различать геометрические фигуры и использовать их в играх

2

Д/упражнение “Продолжи ряд”

Умение обнаруживать логические связи и отражать их в речи

3

Д/игра “Разложи в коробки”

Умение классифицировать, объединять предметы по определенным признакам

4

Графический диктант

Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги

5

Головоломки, ребусы, лабиринты

Умение проявлять интерес и творчество в

заданиях на развитие логического

мышления

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перспективный план

Октябрь.

2 –неделя    

Раздел 1. «Развиваем внимание»

Тема 1.1. «Что изменилось?» 

Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память. 

Ход игры: На стол ставятся 6-7 предметов. Ребенок рассматривает их одну-две минуты. Затем просят его отвернуться и убирают один из предметов. Когда ребенок повернется, он говорит, что изменилось.

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике «Больше - меньше». Задача №1-4. (Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников).

3-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем воображение»

Тема 1.1. «Поварята» 

Цель игры: развить воображения, установить эмоциональный контакт в группе.

Ход игры: дети стоят в кругу и держатся за руки – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, чем он будет, ведущий определяет номер (1- картошка, 2 -морковка, 3-лук и прочее). Ведущий по очереди называет цифры, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг. В итоге получается вкусный суп.

Тема 1.2. Решаем математический кроссворд «Помидор» (Кроссворды по математике для детей 5-7 лет, ст.16)

4 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем память»

Тема 1.1. Упражнение "Запоминаем слова"

Цель игры: развитие слуховой механической памяти.

Ход игры: Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 6 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: Квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал, ромб.

Тема 1.2. Пройди  лабиринт «Помоги лодке причалить к острову» (Картотека)

5 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем логическое мышление»

Тема 1.1. Игра «Больше – меньше»

Цель игры: развитие логического мышления,  умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слуха моторную координацию движений.

Ход игры: Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Вариант2. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.

Тема 1.2. Разгадывание ребусов по теме «Природные явления» (картотека)

Ноябрь.

1-неделя.

Раздел 1. «Развиваем внимание»

Тема 1.1. «Подбери игрушку»

Цель игры: развивать внимание, упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Ход игры:   Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно, ли выполнено задание.

Тема 1.2. «Разгадаем чайнворд «Сказочный» (Л. Степанова «Отгадай, реши, раскрась», ст.2)

2-неделя 

Раздел 1. «Развиваем воображение»

Тема 1.1. «Что будет, если...?»

Цель игры: развить воображения, установить эмоциональный контакт в группе.

Ход игры: ети садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «Что будет, если…»? Дети отвечают на него по очереди. Ответы должны быть необычными. Примеры вопросов: «Что будет, если…?» Примеры ответов на первый вопрос: все будут плавать в подлодках, у людей вырастут хвосты, вместо птиц по небу начнут летать рыбы, самолеты перестанут летать, можно без аквариума разводить рыбок и т.п.

Тема 1.2. Решаем математический кроссворд «Домашние животные». (Кроссворды по математике для детей 5-7 лет, ст.30)

3 –неделя

 Раздел 1. «Развиваем память»

Тема 1.1. Игра «Экран»

Цель игры: развитие зрительной памяти.

Ход игры: На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот, кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике. Задача №1-2. (Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников)

4 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем логическое мышление»

Тема 1.1. Дидактическая игра «Ассоциации».

Цель игры: развитие логического мышления.

Ход игры: дети делятся на две группы. Одна группа предлагает другой рассказать о каком-либо предмете, используя в своем рассказе слова, обозначающие другие предметы. Например, рассказать о морковке, используя слова: утка, апельсин, кубик, Снегурочка. (Она такого же цвета,

как апельсин. Ее можно нарезать кубиками. Верхнюю ее часть любят утки.

Если ее не есть, то будешь такой же бледной, как Снегурочка.) Затем группы меняются ролями. Предмет для описания и слова- характеристики задаются ведущим.

Тема 1.2. Решаем математический кроссворд «Поросята» (Кроссворды по математике для детей 5-7 лет, ст.32)

Декабрь.

1-неделя.

Раздел 1. «Развиваем внимание»

Тема 1.1. «Волшебные кляксы».

Цель игры: Развивать внимание и образное мышление, развивать  умение фантазировать, добавляя отдельные элементы.

Ход игры:  Взять краски нескольких цветов, сделать кляксу и получить отпечаток на другом листе( можно путём сложения листа пополам).Затем посмотрев на кляксу, нужно представить на что или на кого она похожа.

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике. Задача №3-5.

(Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников)

2-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем воображение»

Тема 1.1. «Фантазёры»

Цель игры: развитие воображения, умения нетрадиционным путем решать проблемные ситуации.

Ход игры: Решение проблемных ситуаций: - Как нарисовать невидимку? – Как принести воду в решете? – Как сосчитать все листочки на дереве?

Тема 1.2. Разгадывание ребусов по теме «Архитектура» (картотека).

3 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем память»

Тема 1.1. Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

Цель игры: развитие памяти, закреплению названий геометрических фигур, умения определять их на ощупь.

Материалы. Мешочек, геометрические фигуры разного цвета и размера (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, четырёхугольники)

Ход игры: У воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например: " Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. «

Тема 1.2. Решаем математический кроссворд «Пони». (Кроссворды по математике для детей 5-7 лет, ст.40)

4 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем логическое мышление»

Тема 1.1. Дидактическая игра «Я беру с собой в дорогу»

Цель игры: развитие логического мышления

Материал: картинки с изображениями одиночных предметов.

Ход игры: выложить изображения вниз картинкой. Предложить ребенку отправиться в морское плавание. Но, для того чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросить ребенка брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха, мяч можно использовать вместо спасательного круга, потому что он не тонет и т. п.». Можно обыграть различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Тема 1.2. Разгадывание ребусов (Картотека)

5 –неделя

 Раздел 1. «Развиваем память»

Тема 1.1. Дидактическая игра «День и ночь»

Цель игры: закреплять знания детей о частях суток.
Материал: Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них — линии домов. Играющих делят на

две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

Тема 1.2. Пройди  лабиринт «Догадайся, кто что любит» (Картотека)

Январь.

2-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем воображение»,

Тема 1.1. Дидактическая игра «Подбери предмет к геометрической фигуре»

Цель игры: формировать умение сопоставлять геометрическую фигуру с формой предмета.

Ход игры: Материал: геометрические фигуры, подборка предметов разной формы.

Ход игры: дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на

одном - геометрические формы, на втором - предметы. Воспитатель катит мяч по кругу. Ребенок, к которому подкатился мяч, выходит, воспитатель называет геометрическую фигуру, ребёнок находит её и предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается: если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут, подобраны к образцам.

Тема 1.2. Пройди  лабиринт «Помоги рыбаку поймать рыбку» (Картотека)

3 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем память»

Тема 1.1. Игра «12 месяцев»

Цель игры: развитие памяти, закрепить понятие о месяцах.

Ход игры: В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его

месяцу или времени года.

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике.  «Обратные математические задачи», Задача № 1-4 (Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников)

 4 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем логическое мышление»

Тема 1.1. Игра Дидактическая игра «Орнамент».

Цель игры: развивать логическое мышление, способность к анализу.

Ход игры: Материал: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).

Ход игры: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку),

оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу»

Тема 1.2. Пройди  лабиринт «Помоги лодке причалить к острову» (Картотека)

Февраль.

1-неделя.

Раздел 1. «Развиваем внимание»

Тема 1.1. Матрешки»
Цель игры: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Ход игры:  Материал. Цветные косынки от 5 до 10.

Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.

Тема 1.2. Игра  «Что сначала, что потом» (Картотека)

2-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем воображение»

Тема 1.1. Игра. «Отгадай и обойди»

Цель игры: научить детей определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет.

Ход игры: Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный - руки как бы обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по плоскости стола.

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике. Задача №9-11. (Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников)

3 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем память»

Тема 1.1. Дидактическая игра. «Кто больше  увидит»

Цель игры: развитие памяти, закрепление знаний о геометрических фигурах.

Ход игры: В произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на доске. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.

Тема 1.2. Решаем математический кроссворд «Весна». (Кроссворды по математике для детей 5-7 лет, ст.43)

4-неделя.

Раздел 1. «Развиваем внимание»

Тема 1.1. «Волшебные кляксы»

Цель игры: закрепить умение  сравнивать рядом стоящие числа в пределах 15.

Ход игры:  Ребенок в индивидуальном порядке подбирает знаки «больше», «меньше» или «равно», посчитав количество картинок на карточке.

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике. Задача № 6-8. (Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников)

Март.

1-неделя.

Раздел 1. «Развиваем внимание»

Тема 1.1. «Найди отличия».

Цель игры: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.

Ход игры:  Ребенку предлагаются серия картинок, по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Тема 1.2. Разгадывание ребусов (Картотека).

2-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем воображение»,  

Тема 1.1. «Продолжи рисунок»
Цель игры: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике. Задача №12-14. (Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников)

3 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем память»

Тема 1.1. Игра «Дидактическая игра со счетными палочками»

Цель игры: развитие воображения и памяти.

Ход игры: Дети составляют геометрические фигуры на плоскости стола.

Из цветных счетных палочек дети составляют различные изображения, геометрические фигуры, элементарно видоизменяют их. Даются задания с последующим усложнением. Дети составляют из палочек сначала предметные изображения: дома, кораблики, несложные постройки, предметы мебели, после этого геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники разных размеров и с различным соотношением сторон, а затем - снова различные предметные изображения.

Тема 1.2. Решаем математический кроссворд «Семья». (Кроссворды по математике для детей 5-7 лет, ст.59)

4 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем логическое мышление»

Тема 1.1. Игра «Дидактическая игра «Волшебники»

Цель игры: развитие логического мышления,  воображение.         

Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Ход игры: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур.

На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - кно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.

Тема 1.2. Пройди  лабиринт «Помоги зайцу дойти до морковки» (Картотека)

5-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем внимание»

Тема 1.1. Дидактическая игра «Поможем Элли вернуться домой»

Цель игры: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход игры: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:3 4 51 2

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике. Задача №24-26 (Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников)

Апрель.

1-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем внимание»

Тема 1.1. «Найди нужный цвет»

Цель игры: развитие произвольного внимания и мелкой моторики руки.

Ход игры:  По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры, вырезанные из картона. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике. Задача №15-17. (Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников)

2-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем воображение»

Тема 1.1. «Дорисуй»

Цель игры: Цель: развитие воображения, внимания.

Ход игры: ребенку предлагаются таблицы с недорисованными предметами. Ему предлагается назвать, что отсутствует и дорисовать эти недостающие детали.

Тема 1.2. Решаем математический кроссворд «Мама». (Кроссворды по математике для детей 5-7 лет, ст.52)

3 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем память»,

Тема 1.1. Игра «10 цифр»

Цель игры: развитие памяти.

Ход игры: Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5

Тема 1.2. Разгадывание ребусов (Картотека).

4 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем логическое мышление»

Тема 1.1. Дидактическая игра «Логические концовки».

Цель игры: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Ход игры: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

• Если два больше одного, то один... (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже

Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая... (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Тема 1.2. Решаем математический кроссворд «Весна». (Кроссворды по математике для детей 5-7 лет, ст.43)

Май

1-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем внимание»

Тема 1.1. Игра. «Шагаем — считаем»

Цель игры: Развивать концентрацию внимания.

Ход игры:   Дети делятся на команды (по 5 — 10 чел.). По сигналу участники первой команды встают в шеренгу, шагают вперед и с каждым шагом вместе произносят числа «1», «2», «3» и т.д. Тот, кто сбился со счета, остается на месте. Прошла первая команда, задание начинает выполнять следующая. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Воспитатель определяет самую внимательную команду и самого собранного участника. Варианты. Произносить числа через одну цифру («1», «3», «5», «7», «9», «11», «13», «15», «17», «19») и в обратном порядке Варианты выбирает воспитатель исходя из подготовленности детей.

Тема 1.2. Разгадывание ребусов (Картотека)

2-неделя. 

Раздел 1. «Развиваем воображение»

Тема 1.1. «Что это такое»

Цель игры: Цель: закрепить умение  детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.

Оборудование: бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч, таблички.

Ход игры: дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он сам придумает, затем дети отвечают поочереди. Отвечает тот ребенок, которому педагог покатит мяч. Затем педагог меняет круг другого цвета или повозку. Необходимо поощрять оригинальные ответы.

Тема 1.2. Решаем шуточные задачи по математике. Задача №18-20. (Картотека шуточных задач по математике для старших дошкольников)

3 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем память»

Тема 1.1. Игра «Сделай, как я!» (с четными палочками)

Цель игры: развитие памяти и внимания.

Ход игры: Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 счетных палочек. Один, ведущий, выкладывает из 6 счетных палочек произвольную композицию, затем на однудве секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих палочек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество палочек постепенно увеличивается до 12-15.

Тема 1.2. Решаем математический кроссворд «Пион». (Кроссворды по математике для детей 5-7 лет, ст. 11)

4 –неделя  

Раздел 1. «Развиваем логическое мышление»,

Тема 1.1. Дидактическая игра «Что бывает...».
Цель игры: развивать логическое мышление.

Ход игры: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы

следующего порядка:

- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

- Что бывает низким (высоким)?

- Что бывает красным (белым, желтым)?

- Что бывает длинным (коротким)

Тема 1.2. Разгадывание ребусов (Картотека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ВЕСЬ МИР В ОДНОЙ КОРОБКЕ…»

Программа по дополнительному образованию и организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогв ДО....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности "Математические шаги"

Данная программа предназначена для детей 6 -7 лет. Она  развивает потребность активно мыслить, формирует у детей инициативность и самостоятельность. Более глубокое изучение математики позвол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Занимательная математика» (базовый уровень) Возраст 5-6 лет

Основная цель программы: создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержан...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)

Создание условий для познавательного развития детей  дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности « Любознайка» для детей 5-7 лет

laquo;Пустая голова не рассуждает.Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать»                             ...