ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)
рабочая программа по математике (средняя группа)

Ирина Сергеевна Додина

Создание условий для познавательного развития детей  дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_umka.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 119»

Согласовано:                                                                        Утверждаю

Заместитель заведующего                                                        Заведующий

МБДОУ «Детский сад №119»                                     МБДОУ «Детский сад №119»

/__________ /Ступакова А.Л.                                    /____________/ Воронова Л.А.

«____» __________ 2018 г.                                           «___» _________2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«УМКа»

 (Увлекательная Математика Каждому)

Возрастная категория детей 4-5 лет

Разработчик:

Додина И.С., воспитатель

Череповец 2018

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «УМКа»

Содержание:

1.Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «УМКа»

    1.1.Направленность дополнительной образовательной программы

    1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

    1.3.Цель и задачи дополнительной образовательной программы

     1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ

    1.5.Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

    1.6.Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)

     1.7. Формы и режим занятий

     1.8. Ожидаемые результаты реализации программы у детей по возрастам

     1.9.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

     2.Учебный план дополнительной образовательной программы

      2.1. Учебный план

      2.2.Формы организации занятий

      2.3.Структура занятий

       3.Содержание дополнительной образовательной программы «ВОЛШЕБНЫЕ РУЧКИ»

       3.1.Содержание образовательной программы

       3.2.Учебно – тематический план

       4. Описание условий для реализации программы

       5.Работа с родителями

       6. Результаты апробирования программы

       7.Литература

Приложение

Паспорт программы:

Название программы

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности «УМКа» .

Разработчик:

Додина Ирина Сергеевна, воспитатель

Цель программы:

Создание условий для познавательного развития детей  дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания

Задачи программы:

1.Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

2.Развитие математических способностей и склонностей;

3.Качественная подготовка ребенка к школе;

4.Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

Возраст детей, на которых рассчитана программа:

4 – 5 лет.

Срок реализации:

1 год.

Основные блоки:

  1. «Количество и счет».
  2. «Ознакомление с геометрическими фигурами».
  3. «Определение величины».
  4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».
  5. «Решение  логических задач».

1. Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной  программе «УМКа»

       Дополнительная образовательная программа имеет познавательную  направленность. Рабочая программа составлена на основе программ:

1. Основная образовательная программа ДОУ;

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»  под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014;

 3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие рабочей тетради;

4. Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с. (Электронный вариант в формате  А4, 406 с.)

Дополнительная образовательная программа «УМКа»:

– предполагает решение проблем дополнительного образования  познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

– содержание программы представлено различными формами организации   математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления, а также дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу.

Поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Поскольку игровая деятельность является  ведущей   в дошкольном возрасте, у меня возникла идея создания кружка «УМКа». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам, поэтому с этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи.  Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей.

В комплексном подходе к образованию дошкольников в современной дидактике и  в соответствии с требованием ФГОС ДО немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиск ответа, основанный на интересе к решению задачи, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением творчески относиться к решению задачи, самостоятельно вести поиск ее решения, проявляя при этом собственную инициативу. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в познавательном развитии детей.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. К тому же,  развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться им в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, логического мышления, воображения, связной речи, это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающей характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования,  на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным  в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим  познавательному развитию детей.

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик  формирования у дошкольников элементарных математических представлений и  практический опыт работы педагогов с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

В организации работы использовалась   программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления.

Работа распределяется по разделам:

  • Количество и счет,
  • Ознакомление с геометрическими фигурами,
  • Определение величины.
  • Ориентировка во времени и в пространстве.
  • Решение логических задач.

Разделы рабочей программы:

  1. «Количество и счет»
  • Цель: развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
  1. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
  • Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
  1. «Определение величины»
  • Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
  1. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
  • Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени;  познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
  1. «Решение  логических задач»
  • Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

В начале и конце учебного года проводится мониторинг с детьми, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

Список детей

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка

во времени, пространстве,

на плоскости»

«Решение  логических задач»

1

Веселова Анна

2

Коварда Артем

3

Никифоров Стёпа

4

Родионова Ника

5

Рябов Влад

6

Смирнов Дима

7

Смирнова Варя

8

Сукова Ульяна

9

Вакараш Дарья

10

Чирков Вася

11

Яблонская Соня

12

Яшникова Ксения

13

Подъячев Кирилл

14

Алексеева Марьяна

Мониторинг проводится по 4 бальной системе диагностирования:

4 балла – высокий уровень

3 балла – средний уровень

2 балла – низкий уровень

1 балл – низший уровень

Цель программы: создание условий для познавательного развития детей  дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи:

Образовательные:

– отрабатывать арифметические и геометрические навыки;

Развивающие:

- развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;

Воспитательные:

– воспитывать потребность  в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.

Отличительные особенности программы: 

Отличительной особенностью Программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

В основу работы по программе положены следующими принципами:

принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его  интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение  математических заданий различной степени сложности);

проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов  математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

– творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

– индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего  математического содержания.

Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

  Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе: самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: программа ориентирована на детей от 4 до 5 – и лет.

Занятия проводятся в рамках дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового обучения с индивидуальным подходом.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий

Режим занятий:

         Математический кружок работает 1 раз в неделю (во 2 половине дня) по 20-25 минут, всего 32  занятий за учебный год. Рекомендуемый состав группы 10-14 человек. Большую часть Программы составляют практические занятия.

Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх. В конце учебного года предлагается с помощью специально разработанной методики провести проверку уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.

Формы обучения: занятия математического содержания

Формы организации математической деятельности детей на занятиях: задачи – шутки, математические и логические загадки и задания, увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами.

Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. И дети и родители с удовольствием принимают участие в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформляют газеты, книги-раскладушки на математические темы.  

К концу средней группы дети должны уметь:

– составлять (моделировать)  заданное изображение или  фигуру из  других геометрических форм или разных плоскостных элементов;

– определять взаимное расположение объектов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.);

– составлять различные формы из палочек по образцу;

– сравнивать предметы по величине (больше – меньше), по длине (длиннее – короче),  по высоте (выше – ниже) по ширине (шире – уже), по форме (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный, такой же по форме), по цвету (одного и того же цвета или разных цветов);

– выкладывать  предметы в порядке убывания, возрастания.

– осуществлять упорядочивание и уравнивание предметов по длине, ширине, размеру разными способами, подбор предметов  по цвету и форме;

– выстраивать продолжение ряда геометрических фигур по заданному правилу;

– создавать рисунок-схему, используя простейшие изображения.

Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут выявить одарённость и сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

1. Развитое логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;

2.Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

3. Выработанная привычка максимально полно включаться  в процесс обучения.

4.  Заинтересованность  к предмету – математика.

.

Работа проводится в следующие этапы:

Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится  работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр.

На третьем этапе реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно-потребностной  основы творческой деятельности, интереса к ее результатам.

    Формы проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

 В процессе совместной работы используются различные методы и приемы:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные,

- практические,

- игровые.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Ожидаемые результаты освоения программы кружка

(с учетом личностных особенностей развития детей):

Высокий уровень: ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет:

• мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;

• способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей

• формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения;

• способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы;

• владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

Средний уровень:

• ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

• умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

• умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

• ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.

• способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.

• умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.

Низкий уровень:

• ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.

• не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.

• ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса.

• не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

Для кружка разработан перспективно-тематический план с сентября по май месяц включительно.В работе кружка используются различные игры и развлечения:

2. Учебный план дополнительной образовательной программы

2.1. Учебный план

Сентябрь 2- 4 неделя – диагностика. Занятия с октября.

Год обучения

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во занятий

в год

Продолжительность

занятия

2018-2019

1

4

36

20-25 мин

Содержание темы

Всего часов

1

«Справа – слева, длиннее – короче, шире – уже»

20 минут

2

«Сложи узор»

20 минут

3

«Колобок в гостях»

20 минут

4

«Платочки на веревочке»

20 минут

5

«к нам приехал цирк»

20 минут

6

«На ,над, под»

20 минут

7

«Путешествие в осенний лес»

20 минут

8

«Кто выше (ниже)?»

20 минут

9

«Собери вместе»

20 минут

10

«Сколько? Который по счету?»

20 минут

11

«Раньше – позже»

20 минут

12

«Овал»

20 минут

13

«Маша учит считать»

20 минут

14

«Карусели»

20 минут

15

«Куклы собираются в гости»

20 минут

16

«Игровая встреча умников и умниц»

20 минут

17

«Наш день»

20 минут

18

«Делаем зарядку»

20 минут

19

«Накроем стол для чаепития»

20 минут

20

«Посадим цветочки вдоль дорожки»

20 минут

21

«Поездка на праздник сказок»

20 минут

22

«Найди фигуру»

20 минут

23

«Исправь ошибку»

20 минут

24

«Что где находится?»

20 минут

25

«Завяжем куклам бантик»

20 минут

26

«Дни недели» (Путешествие по недельке)

20 минут

27

«Двенадцать месяцев»

20 минут

28

«Части суток»

20 минут

29

«В королевстве фигур» (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник)

20 минут

30

«Строители» (дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание фигур из счетных палочек)

20 минут

31

«Цифры 1 и 2»

20 минут

32

«Цифра 3»

20 минут

33

«Цифра 4»

20 минут

34

«Цифра 5»

20 минут

35

«Расставь числа по порядку»

20 минут

36

«Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур».

20 минут

Формы организации программы

Форма проведения занятий: групповая, индивидуальная работа, самостоятельная работа. Занятия проводятся во вторую половину дня после сна. В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал: сказки, загадки, наглядные пособия, разнообразный иллюстрационный материал, счетный материал  и др. Сами занятия проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше воображения, фантазии, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.

Структура занятия:

Вводная часть: организационный момент, создание эмоционального настроя, объяснение нового материала, мотивация.

Основная часть: практическая - самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка.

Заключительная часть: анализ детских работ, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе.

3. Содержание дополнительной образовательной программы:

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

1

«Волшебная страна - математика»

«Знакомство с цифрами»

Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0.

Сентябрь

«Геометрические фигуры»

Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

«Счёты»

Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение.

2

«Волшебные фигуры»

«На что похоже?»

Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур.

«Волшебные превращения

геометрических фигур

(сгибание, разрезание, вырезание)»

Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам.

Октябрь

«Кошкин дом»

Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

3

«Деление целого

на части»

« Волшебные пазлы»

Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей.

«Осенний урожай»

Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру.

4

«Порядковый

счёт»

«Что такое «порядок»?»

Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами.

Ноябрь

«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»»

Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  Уметь называть своё местоположение относительно других.

«Какой? Сколько?»

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

«По порядку рассчитайся!»

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

5

«Ориентирование

на плоскости

(на листе бумаги)

«Ориентирование на листе»

Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

Декабрь

«Аппликация на листе»

Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы.

«Лесенка»

Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания.

«Рисование фигур по точкам»

Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

6

«Ориентирование

 в пространстве»

«Левая и правая рука»

Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением»

Январь

«Близко – далеко.

 Ох, ориентироваться

как нелегко»

Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов.

7

«Ориентирование

во времени»

«Сутки. Часы. Минутки»

Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления.

«Дни недели»

Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

«12 месяцев»

Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь»

Февраль

«Время года. Сезоны»

Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их.

8

«Измерительные

приборы: линейка,

весы, часы»»

«Знакомство с часами»

Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают.

«Весы. Их использование»

Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес»

«Какие бывают линейки»

Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении.

Март

«Рисуем по линейке»

Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

9

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

Развивать мелкую моторику рук.  Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

«Пишем цифры: 4,5,6»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

«Пишем цифры: 7,8,9»

Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр .

Апрель

«Расставь числа по порядку»

Развивать умение расставлять числа  по порядку.

10

«Логические задачки»

«Задачи на смекалку»

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять  арифметические действия.

«Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

«Задачи на составление целого

из частей»

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

Май

«Задачи на разделение целого

  на части»

Развивать мышление детей, умение делить целое на части.

11

«Волшебные монетки»

«Деньги. Их значение»

Познакомить детей с деньгами, их назначением

12

«Волшебная страна -математика»

Итоговое занятие

 Условия для реализации программы:

- заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатом,

- мотивация детей,

- организация процесса обучения в интересной форме,

- наглядность обучения,

- наличие инструментов и материалов для работы.

Работа с родителями

 - родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни.

Форма работы:  консультации, папки-передвижки, индивидуальная беседа.

В конце учебного года руководитель кружка проводит опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе кружка и полученных детьми знаний за время обучения

Список литературы:

  1. Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007
  2. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
  3. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993
  4. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
  5. Л.Н. Зырянова, Т.В. Лужбина «Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях» Ростов-на-Дону «Феникс»2012
  6. Н.В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
  7. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с Общим недоразвитием речи» СПб, «Детство-пресс» 2003
  8. Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
  9. Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, 1997.

Интернет-ресурсы

1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике – http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

2. Занимательные задачки для дошкольника! – http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике. – http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

4. Интересная математика и счет для дошкольников – http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/ 

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников – http://bib.convdocs.org/v14303