Главные вкладки

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года
    рабочая программа (младшая группа)

    Никонорова Татьяна Михайловна

    Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музыкальной  культурой без углубления в тематику какого-либо раздела. Содержание программы нацелено на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка.   

    Занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл novaya_topotushechki-hlopotushechki_1_god.docx62.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

    художественной направленности

    «Топотушечки-хлопотушечки»

    Возраст детей: 1 - 4 года

    Срок реализации: 3 года

    Автор-составитель:

    Никонорова Татьяна Михайловна

    музыкальный руководитель

                                                                              Урай

    2018

    1. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
    1. Пояснительная записка

    Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музыкальной  культурой без углубления в тематику какого-либо раздела. Содержание программы нацелено на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка. С момента занятий музыкой на маленького ребенка заметное влияние оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

    В связи с этим в основе занятий лежит восприятие – воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых). Формирование  представлений о музыкальном, речевом, двигательном,  изобразительном ритмах, осуществляется в неразрывном единстве.

    В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке, речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа. Занятия по программе «Топотушечки-хлопотушечки» способствуют быстрому развитию речи и музыкальности, формируют  положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.  Занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

    Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, игры с палочками, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.

    Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

    Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

    Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний..

    Главная задача  педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости.

    По желанию педагога  возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

    Направленность программы. Тематическая направленность  и организационная вариативность программы  способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение детей к занятиям в студии, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

    Новизна и актуальность: в программе «Топотушечки - хлопотушечки»  система подачи программных задач, методов и средств отработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В занятия  включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания, электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии. Игровое пособие «Волшебные Гонзики» — это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых. «Гонзики» помогают детям освоить название всех пальцев, развивают у детей мелкую моторику, а также речь, память, внимание, творческое воображение и фантазию.

    Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий,  комплексных, интегрированных занятий.

    Время непосредственно музыкальной деятельности с детьми младшего возраста ограниченно, поэтому возникает необходимость максимально использовать его с пользой. В работе с малышами используются сравнительно небольшие музыкальные произведения. Целесообразна частая смена деятельности, объединенная общими задачами, сюжетной линией.

    Темп чередования отдельных видов работ  и темп речи педагога должны быть подвижными. Дети любят, когда с ними говорят довольно быстро, их «завораживает» разнообразие, яркость, калейдоскопичность и отталкивает медлительность, однообразие и скука. Именно поэтому каждое занятие должно быть ярким, новым и неповторимым. Новый сюжет должен быть той изюминкой, которая завладеет вниманием ребенка.

    Отличительная особенность программы. Главный принцип проведения  занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом  занятий.

    В программе учтены следующие принципы:

    - принцип полноты и целостности (совокупность знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности, их органическая взаимосвязь);

    -  принцип последовательности (логичное постепенное усложнение задач содержания музыкального репертуара);

    - принцип развивающего обучения (ориентация на «зону ближайшего развития ребенка»);

    - принцип партнерства (доброжелательное, приветливое отношение, доминирование понятия «вместе»).

    Адресат программы. Дополнительная программа «Топотушечки-хлопотушечки» рассчитана на детей 1-4 лет.

    Программа разделена на 3 возрастных ступени (1-2 года, 2-3 года, 3-4 года), каждая из которых имеет свои особенности (развивающие задачи, методы работы и ожидаемые результаты).

    Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.

    Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

    слуховое ощущение, музыкальный слух;

    качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

    простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

    Отметим общие тенденции возрастного развития.

    Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

    Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых   ощущений   позволяют   осуществлять   музыкальное питание с самого раннего возраста.

    Второй   год   жизни.   При   восприятии   музыки   дети   проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску  (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает   простейшими   движениями:   хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.

    Третий и четвертый год жизни. У детей  повышается чувствительность,   возможность  более  точного  различения  свойств  предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот   период   развития   характеризуется   стремлением   к   самостоятельности.   Происходит  переход  от  ситуативной  речи  к связной,   от  наглядно-действенного   мышления  к  наглядно-образному, заметно укрепляется  мышечно-двигательный аппарат. У    ребенка появляется   желание   заниматься   музыкой,   активно   действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями,   которые   позволяют   в   известной   степени   самостоятельно плясать и играть. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.

    Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.

    Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

    Объем и срок освоения программы.

     Продолжительность  реализации  программы: 3 учебных года.

    Особенности организации образовательного процесса.

    Режим занятий, периодичность, продолжительность.

     Дополнительная программа   «Топотушечки-хлопотушечки» рассчитана на 3 года обучения, с детьми 1-4 лет.  

    Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю.

    1 -2 года  (с родителями) 10 минут

     2- 3 года 10 минут

    3- 4 года  15 минут

    1. Цель и задачи программы

    Цель: эффективное развитие речи детей 1-4 лет посредством музыкальной  деятельности  в  атмосфере психологического комфорта.

    Данная цель позволяет сформулировать следующие задачи:

    • Обогащение словарного запаса детей 1-4х лет;
    • Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
    • Развитие музыкального слуха;
    • Развитие мимики, жестов, исполнительских навыков;
    • Развитие  чувства ритма и способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
    • Формирование основных двигательных навыков и умений,  мелкой моторики, координации движений, способствующих развитию речи;
    • Формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
    •  Развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
    • Выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
    • Воспитание  способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
    • Воспитание устойчивого  интереса к музыкально-ритмическим  движениям, образно-игровым действиям;
    • Воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.

    1.3 Содержание программы

    Этапы занятий по программе с детьми 1-2 лет включают в себя:

    • Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок - наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами.

     • Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.

    • Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.

    • И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель - эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.

    Присутствие родителей на занятиях с детьми 2-4 лет по желанию. Так как ребенок уже хорошо адаптирован к коллективу, педагогам и имеет определенный запас навыков и умений.

    Построение занятия

    Подготовительная часть 

    Цель раздела: собрать внимание детей и настроить их на занятие, скоординировать движения.

    Содержание раздела: - песенки-приветствия - песенки-разминки

    Основная часть

     Цель раздела: развитие основных двигательных и речевых умений в музыкально-ритмической деятельности, развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма), координации речи, пения и движений (под музыкальное сопровождение и без него), развитие коммуникативных навыков.

    Содержание раздела: - пальчиковые и жестовые игры - хороводные игры - с подражательными движениями - танцевальные движения - игра на музыкальных инструментах

    Заключительная часть 

    Цель раздела: Подведение итогов занятия. Формирование спокойного психоэмоционального состояния. Используются песенки-прощания, а также проводятся релаксационные упражнения и игры.

    Содержание раздела: - заключительные упражнения - песенки-прощания

    Этапы работы с репертуаром на занятии

    На первом занятии:

    1. Знакомим детей с действиями игры и/или ее сюжетом - используем наглядные и словесные методы; - при знакомстве с действием сначала показываем движение сами (на игрушке или с предметом).

    2. Знакомим детей с текстом игры: - читаем, как стихотворение или поем; - побуждаем детей к повторению движений.

    3. Проводим игру под фонограмму (один раз)

     На следующих занятиях:

     1. Напоминаем детям сюжет и основные действия игры.

     2. Повторяем игру, показывая движения в удобном для детей темпе (без фонограммы)

    3. Проводим игру под фонограмму (один-два раза)

    Постепенно следует добиваться:

    1. Самостоятельности выполнения движений.

    2. Ритмичного выполнения движений.

    3. Умения слышать текст песенки или смену музыкального раздела и менять движения в соответствии с текстом-подсказки (музыкой).

     4. Подпевания во время выполнения игры.

    Подбор и смена репертуара на занятиях

     

    В каждой группе выбирается свой период времени, необходимый для разучивания игр и закрепления в них ситуации успеха. Это дает возможность детям запомнить движения, стараться их выполнять самостоятельно (1-2 года), согласовывать движения с музыкой и подпевать (от 2 лет).

    Дети раннего и младшего возраста любят повторения и с большим интересом и радостью принимают участие в выполнении уже знакомых им песенок-игр

     В течение года педагог также ориентируется на предпочтения и возможности детей при выборе игр и упражнений. При подборе репертуара обращается особое внимание на организационную сторону построения занятий: нужно избегать однообразия в построениях и перестроениях, выбирать такие их формы, которые в данный период доступны детям, не связаны с большой тратой времени и удобны для выполнения.

    Важно также разнообразить методы обучения и воспитания, чтобы не давать детям отвлекаться от предмета занятий и не утомлять их однообразной деятельностью.

    Содержание учебного плана (II младшая группа)

    Объем учебной нагрузки:

    Занятия  проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 15 минут. Одна тема отрабатывается в течение двух занятий.

    Структура занятия условна и разделена на  блоки, которые в системе применяются на каждом занятии.

    Каждый блок имеет своё название:

    1. «Ушки-послушки» - восприятие музыки, которое характеризуется эмоциональной отзывчивостью ребенка на произведение, развитием его  умственных способностей – сравнения, анализа, синтеза, обобщения, обогащения словарного запаса;
    2. «Звени голосок!» - пение на занятиях развивает речь, голосовой аппарат и дикцию, память, дыхательный аппарат;
    3. «Танцуй, малыш!» - приобщение детей к музыке и развитие речи происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку;
    4. «Топ-хлоп, малыши!» музыкально-ритмические упражнения способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, создаётся  у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом;
    5. «Веселые музыканты» -  игра на детских музыкальных инструментах,  позволяет  детям  открыть для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различить красоту звучания различных инструментов, развивает ритмический слух;
    6. «Наши пальчики играли» - пальчиковые игры, волшебные «Гонзики» игры с палочками в сопровождении текста и музыки, способствуют развитию четкой, ритмизованной речи детей и мелкой моторики;
    7. «Малышка и компьютышка» – применение на занятиях ЭОР, информационных технологий в различных видах музыкально-ритмической  деятельности, вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. Очень помогают компьютерные музыкально-ритмические игры при развитии ритмического слуха детей, ритмизованной речи. В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиН) я использую презентации, электронные музыкально-ритмические, дидактические игры как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного.

    Занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания правильной речи и музыкального вкуса у детей важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер.

    Тематическое планирование 1-2 года

    Тема

    Месяцы

    Количество занятий

    Количество часов

    1.Веселые ножки

    сентябрь

    1-2. Зашагали ножки

    3-4.. Большие и маленькие ножки

    5-6.Вот как Мишенька идет.

    7-8. Ходим - бегаем

    8

    2.Ладушки-ладошки.

    октябрь

    1-2. Большие и маленькие ладошки.

    3-4.Будем пальчики считать

    5-6.Сорока-ворона

    7-8.Дай ладошечку, моя крошечка

    8

    3.Наши пальчики играли

    ноябрь

    1-2. Игры с палочками

    3-4.Поросята

    5-6.Мальчик с пальчик

    7-8. Сорока-ворона

    8

    4.Танцуй малыш

    декабрь

    1-2. Веселая пляска

    3-4.Маленькая полечка

    5-6.Чок да чок

    7-8. Дружные пары

    8

    5.Зимушка-зима

    январь

    1-2. 3-4.Друзья елочки.

    5-6.Песенки для елочки.

    7-8.Наступает Новый год.

    8

    6.Веселые музыканты

    февраль

    1-2. Погремушки, веселые игрушки

     3-4. Бубен

    5-6. Колокольчики звенят

    7-8. Ручеек. Металлофон

    8

    7.Мои игрушки

    март

    1-2.Игрушки

    3-4.Кукла Маша.

    5-6. Кукла пляшет, кукла спит.

    7-8.Любимое занятие куклы.

    8

    8.Все птички прилетели к нам

    апрель

    1-2. Воробушки.

    3-4. Ой, летели птички

    5-6. Кукушечка.

    7-8. Голоса весны.

    8

    9. Мы поем и пляшем

    май

    1-2.Открытое занятие для родителей.

    3-4.Праздник  

    5-6.Диагностика

    7-8.Повторение и закрепление всего пройденного материала

    8

    Итого

    72

    Тематическое планирование 2-3 года

     (присутствие родителей по желанию)

    Тема

    Месяцы

    Количество занятий

    Количество часов

    1.Музыкальный дождик

    сентябрь

    1-2.Большие и маленькие капельки

    3-4.Вместе с дождиком поем.

    5-6.Игра с веселым дождиком.

    7-8. Капельки и ручейки.

    8

    2.Веселая и грустная осень

    октябрь

    1-2. Виноватая тучка.

    3-4.Большие и маленькие грибочки.

    5-6.Есть у нас огород.

    7-8.От чего плачет Осень

    8

    3.Лес полон сказочных чудес.

    ноябрь

    1-2.Птички улетели!

    3-4.Мишка и Мышка

    5-6.Веселые бельчата

    7-8.Волк и зайчата

    8

    4.Котята и ребята

    декабрь

    1-2.Грустное и веселое «Мяу»

    3-4.Игра с котенком

    5-6. Кто в домике живет

    7-8. Котята и щенок.

    8

    5.Зимний лес

    январь

    1-2. Зима пришла, смех и радость принесла.

    3-4.Друзья елочки.

    5-6.Песенки для елочки.

    7-8.Наступает Новый год.

    8

    6.Какая музыка бывает?

    февраль

    1-2.Музыкальный магазин

    3-4.Громко-тихо

    5-6.Весело-грустно

    7-8.Шуршунчик и поюнчик.

    8

    7.Мои игрушки

    март

    1-2.Игрушки

    3-4.Кукла Маша.

    5-6.  Магазин игрушек.

    7-8.Любимое занятие куклы.

    8

    8.А весной…

    апрель

    1-2. Солнечные зайчики.

    3-4. Все птички прилетели к нам

    5-6. На прогулку в весенний лес

    7-8. Голоса весны.

    8

    9. Мы поем и пляшем

    май

    1-2.Открытое занятие для родителей.

    3-4.Праздник  

    5-6.Диагностика

    7-8.Повторение и закрепление всего пройденного материала

    8

    Итого

    72

    Тематическое планирование 3-4 года

    Тема

    Месяцы

    Количество занятий

    Количество часов

    1.Солнышко и дождик

    сентябрь

    1-2.На прогулку в осенний лес

    3-4.Песенка дождя.

    5-6.Игра с веселым дождиком.

    7-8. Дождь в лесу.

    8

    2.Осень золотая

    октябрь

    1-2. Грустная тучка.

    3-4.Осенние подарки.

    5-6.Веселый огород.

    7-8.Соберем урожай

    8

    3.Лесные жители

    ноябрь

    1-2.До свидания, птицы!

    3-4.Запасы для ёжика

    5-6.Веселые бельчата

    7-8.Мишкин сон

    8

    4.Мальчик Шажок и девочка Пружинка

    декабрь

    1-2.Грустное и веселое «Мяу»

    3-4.Игра с котенком

    5-6. Кто в домике живет

    7-8. Котята и щенок.

    8

    5.Зимний лес

    январь

    1-2. Зима пришла, смех и радость принесла.

    3-4.Друзья елочки.

    5-6.Песенки для елочки.

    7-8.Наступает Новый год.

    8

    6.Как рождается

    Музыка

    февраль

    1-2.Веселая и грустная русская народная музыка.

    3-4.Приглашение.

    5-6.Шум и тишина

    7.Потерянная песенка

    8.Шуршунчик и поюнчик.

    8

    7.Мои игрушки

    март

    1-2.Серенькая кошечка

    3-4.Уронили Мишку на пол.

    5-6.  Магазин игрушек.

    7-8. Мячики.

    8

    8.Весна-Красна

    апрель

    1-2. Солнце весной.

    3-4. Звуки и мелодии весны

    5-6. Подснежник расцветает.

    7-8. Голоса весны.

    8

    9. Мы поем и пляшем

    май

    1-2.Открытое занятие для родителей.

    3-4.Праздник  

    5-6.Диагностика

    7-8.Повторение и закрепление всего пройденного материала

    8

    Итого

    72

    Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей 1-4 лет, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

    Ожидаемые результаты: 

    1 - 2 года: Ребенок любит слушать музыку, ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (хлопки руками, притопывание ногой, вращение руками «фонарики», кружение).

    Умеет изменять движения с изменением музыки (переходить с ходьбы на бег), останавливаться при окончании музыки.

     Чувствует характер музыки и передает его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

    Узнает музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, бубенчик, погремушка) и с желанием подыгрывает на шумовых музыкальных инструментах под музыку.

    2 - 3 года: Ребенок узнает знакомые мелодии.

     Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движения с первыми звуками музыки, самостоятельно выполняет танцевальные движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук.

     Двигается под музыку с 3 предметами (флажки, ленты, платочки и т.п.) Умеет становиться в пары, в круг.

    Называет музыкальные инструменты: бубен, погремушка, бубенчики подыгрывает на шумовых музыкальных инструментах под музыку.

    3 - 4 года: Ребенок узнает знакомые мелодии, чувствует характер музыки (бодрый, спокойный, веселый).

    Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, бубен, барабан, металлофон, и др.), подыгрывает на инструментах под музыку.

     Двигается ритмично под музыку, согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.

    Умеет маршировать со всеми и индивидуально, бегает легко на носочках, быстро и в умеренном темпе под музыку.

     Выполняет танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, притопывание, «носочек», «пяточка», движение руками, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах

    2.2. Условия реализация программы

    Материально-техническое обеспечение

    Для реализации программы необходима личностно - ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой  предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и взрослых, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка. Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным формам организации музыкальной деятельности детей. На протяжении всего занятия взрослые постоянно в своей музыкально-педагогической деятельности поддерживают интерес детей к занятию. Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети не «заучивали движения», а увлеченно занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития личности каждого ребенка.

    Непременным условием для успешной реализации программы является создание музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале (музыкальный центр, электронное пианино, экран, компьютер, детские музыкальные инструменты, различные музыкально-дидактические пособия, аудио и видеоматериалы, различные виды театров) и др.

    Программа «Топотушечки - хлопотушечки» предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

    • ЭОР, видео и аудио материалы;
    • красочные иллюстрации сказок;
    • репродукции картин художников;
    • игрушки, поделки;
    • музыкальные инструменты;
    • дидактический материал.

    Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность детей.

    Работа с родителями

    Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания, доверия и взаимного обучения. В программе отражены современные подходы к созданию партнерских отношений с родителями детей младшего возраста, что соответствует требованиям новых стандартов образования.

    Задачи:

    - повышение педагогической компетентности родителей по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста;

    - создание творческого партнерского взаимодействия родителей и педагогов на основе корректного диалога, с осознанием важности и компетентности обеих сторон в музыкальном и речевом развитии детей;

    - использование большого потенциала семьи ребенка для раскрытия его музыкальных способностей;

    - создание в МБДОУ и семье музыкальной среды, способствующей музыкальному развитию ребенка младшего дошкольного возраста.

    2.5 Список литературы

    1. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.: Мозаика-Синтез, 2006;
    2. Картушина  М. Ю. «Логоритмика для малышей»;
    3. Картушина  М. Ю.  «Логоритмические занятия в детском саду»;
    4. Метенова Н. М. «Доброе утро, малыши»;
    5. www.maminsad.ru.

    8. Методика «Музыка с мамой» Сергей и Екатерина Железновы.

    9. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике». - 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.

    10. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001.

    11. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб, пособие. Вып.1,2,3,4,5. — СПб. «Музыкальная палитра», 2005.

     12. Галиченко И.Г. Танцуем, играем, всех приглашаем: музыкальные праздники в детском саду.— Ярославль: Академия развития, 2007.

    13. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.

     14. Первушина Е. Как выявить и развить способности вашего ребёнка.— М.; СПб.: Црнтрполиграф: Мим-Дельта, 2005.— В прил.: Гимнастические упражнения для детей разных возрастов; Подвижные игры; Стихи для танцев и хороводов.

    15. Каплунова И.,Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» изд. «Композитор» Санкт - Петербург 2007г.

    16. ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста

    «ИГРОВАЯ РИТМИКА И ТАНЦЫ» (художественно-эстетическое развитие) для детей 1-5 лет Автор - разработчик Свиридова И.А. г. Красногорск, 2014 г

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ФИТНЕС - АЭРОБИКА» для детей школьного возраста

    1.Пояснительная записка2.Цели и задачи3.Учебно-тематический план4.Содержание.5.Планируемые результаты.6.Комплекс организационно-педагогических условий....

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»

    Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Город мастеров» (для детей 6-7 лет)

    Программа для работы с детьми 6-7 лет. Программа составлена с учетом работы по двум направлениям: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник и декоративно-прикладное творчеств...

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «3 d студия»

    Отличительной особенностью данной программы является ее практикo-ориентированная направленность, основанная на привлечении обучающихся  к  выполнению  творческих  заданий...