Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Топотушечки-хлопотушечки» Возраст детей: 1 - 4 года Срок реализации: 3 года
рабочая программа (младшая группа)

Никонорова Татьяна Михайловна

Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музыкальной  культурой без углубления в тематику какого-либо раздела. Содержание программы нацелено на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка.   

Занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_topotushechki-hlopotushechki_1_god.docx62.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Топотушечки-хлопотушечки»

Возраст детей: 1 - 4 года

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Никонорова Татьяна Михайловна

музыкальный руководитель

                                                                          Урай

2018

  1. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
  1. Пояснительная записка

Программа «Топотушечки - хлопотушечки» носит развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие речи и музыкальности каждого ребенка в процессе овладения им детской музыкальной  культурой без углубления в тематику какого-либо раздела. Содержание программы нацелено на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого ребенка. С момента занятий музыкой на маленького ребенка заметное влияние оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

В связи с этим в основе занятий лежит восприятие – воспроизведение структур ритма разной модальности (наглядных, двигательных, звуковых). Формирование  представлений о музыкальном, речевом, двигательном,  изобразительном ритмах, осуществляется в неразрывном единстве.

В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке, речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа. Занятия по программе «Топотушечки-хлопотушечки» способствуют быстрому развитию речи и музыкальности, формируют  положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.  Занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, игры с палочками, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний..

Главная задача  педагога - создание на занятиях атмосферы праздника, радости.

По желанию педагога  возможно заменить музыкальный или речевой материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Направленность программы. Тематическая направленность  и организационная вариативность программы  способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное  отношение детей к занятиям в студии, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Новизна и актуальность: в программе «Топотушечки - хлопотушечки»  система подачи программных задач, методов и средств отработана с учётом возрастных особенностей и методических требований. В занятия  включены пальчиковые музыкально-речевые игры, массажи пальцев, релаксация под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры, упражнения на развитие чувства ритма или внимания, электронные образовательные ресурсы, информационно-коммуникативные технологии. Игровое пособие «Волшебные Гонзики» — это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых. «Гонзики» помогают детям освоить название всех пальцев, развивают у детей мелкую моторику, а также речь, память, внимание, творческое воображение и фантазию.

Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий,  комплексных, интегрированных занятий.

Время непосредственно музыкальной деятельности с детьми младшего возраста ограниченно, поэтому возникает необходимость максимально использовать его с пользой. В работе с малышами используются сравнительно небольшие музыкальные произведения. Целесообразна частая смена деятельности, объединенная общими задачами, сюжетной линией.

Темп чередования отдельных видов работ  и темп речи педагога должны быть подвижными. Дети любят, когда с ними говорят довольно быстро, их «завораживает» разнообразие, яркость, калейдоскопичность и отталкивает медлительность, однообразие и скука. Именно поэтому каждое занятие должно быть ярким, новым и неповторимым. Новый сюжет должен быть той изюминкой, которая завладеет вниманием ребенка.

Отличительная особенность программы. Главный принцип проведения  занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом  занятий.

В программе учтены следующие принципы:

- принцип полноты и целостности (совокупность знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности, их органическая взаимосвязь);

-  принцип последовательности (логичное постепенное усложнение задач содержания музыкального репертуара);

- принцип развивающего обучения (ориентация на «зону ближайшего развития ребенка»);

- принцип партнерства (доброжелательное, приветливое отношение, доминирование понятия «вместе»).

Адресат программы. Дополнительная программа «Топотушечки-хлопотушечки» рассчитана на детей 1-4 лет.

Программа разделена на 3 возрастных ступени (1-2 года, 2-3 года, 3-4 года), каждая из которых имеет свои особенности (развивающие задачи, методы работы и ожидаемые результаты).

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:

слуховое ощущение, музыкальный слух;

качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;

простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

Отметим общие тенденции возрастного развития.

Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.

Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых   ощущений   позволяют   осуществлять   музыкальное питание с самого раннего возраста.

Второй   год   жизни.   При   восприятии   музыки   дети   проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску  (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает   простейшими   движениями:   хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.

Третий и четвертый год жизни. У детей  повышается чувствительность,   возможность  более  точного  различения  свойств  предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот   период   развития   характеризуется   стремлением   к   самостоятельности.   Происходит  переход  от  ситуативной  речи  к связной,   от  наглядно-действенного   мышления  к  наглядно-образному, заметно укрепляется  мышечно-двигательный аппарат. У    ребенка появляется   желание   заниматься   музыкой,   активно   действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями,   которые   позволяют   в   известной   степени   самостоятельно плясать и играть. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.

Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.

Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).

Объем и срок освоения программы.

 Продолжительность  реализации  программы: 3 учебных года.

Особенности организации образовательного процесса.

Режим занятий, периодичность, продолжительность.

 Дополнительная программа   «Топотушечки-хлопотушечки» рассчитана на 3 года обучения, с детьми 1-4 лет.  

Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю.

1 -2 года  (с родителями) 10 минут

 2- 3 года 10 минут

3- 4 года  15 минут

  1. Цель и задачи программы

Цель: эффективное развитие речи детей 1-4 лет посредством музыкальной  деятельности  в  атмосфере психологического комфорта.

Данная цель позволяет сформулировать следующие задачи:

  • Обогащение словарного запаса детей 1-4х лет;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку;
  • Развитие музыкального слуха;
  • Развитие мимики, жестов, исполнительских навыков;
  • Развитие  чувства ритма и способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  • Формирование основных двигательных навыков и умений,  мелкой моторики, координации движений, способствующих развитию речи;
  • Формирование и развитие слухового и зрительного внимания и памяти;
  •  Развитие коммуникативных способностей общение детей друг с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
  • Выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Воспитание  способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
  • Воспитание устойчивого  интереса к музыкально-ритмическим  движениям, образно-игровым действиям;
  • Воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.

1.3 Содержание программы

Этапы занятий по программе с детьми 1-2 лет включают в себя:

• Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок - наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами.

 • Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.

• Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.

• И взрослый, и ребёнок - полноправные участники. Родитель - эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ. Лучшая поддержка для малыша - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.

Присутствие родителей на занятиях с детьми 2-4 лет по желанию. Так как ребенок уже хорошо адаптирован к коллективу, педагогам и имеет определенный запас навыков и умений.

Построение занятия

Подготовительная часть 

Цель раздела: собрать внимание детей и настроить их на занятие, скоординировать движения.

Содержание раздела: - песенки-приветствия - песенки-разминки

Основная часть

 Цель раздела: развитие основных двигательных и речевых умений в музыкально-ритмической деятельности, развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма), координации речи, пения и движений (под музыкальное сопровождение и без него), развитие коммуникативных навыков.

Содержание раздела: - пальчиковые и жестовые игры - хороводные игры - с подражательными движениями - танцевальные движения - игра на музыкальных инструментах

Заключительная часть 

Цель раздела: Подведение итогов занятия. Формирование спокойного психоэмоционального состояния. Используются песенки-прощания, а также проводятся релаксационные упражнения и игры.

Содержание раздела: - заключительные упражнения - песенки-прощания

Этапы работы с репертуаром на занятии

На первом занятии:

1. Знакомим детей с действиями игры и/или ее сюжетом - используем наглядные и словесные методы; - при знакомстве с действием сначала показываем движение сами (на игрушке или с предметом).

2. Знакомим детей с текстом игры: - читаем, как стихотворение или поем; - побуждаем детей к повторению движений.

3. Проводим игру под фонограмму (один раз)

 На следующих занятиях:

 1. Напоминаем детям сюжет и основные действия игры.

 2. Повторяем игру, показывая движения в удобном для детей темпе (без фонограммы)

3. Проводим игру под фонограмму (один-два раза)

Постепенно следует добиваться:

1. Самостоятельности выполнения движений.

2. Ритмичного выполнения движений.

3. Умения слышать текст песенки или смену музыкального раздела и менять движения в соответствии с текстом-подсказки (музыкой).

 4. Подпевания во время выполнения игры.

Подбор и смена репертуара на занятиях

 

В каждой группе выбирается свой период времени, необходимый для разучивания игр и закрепления в них ситуации успеха. Это дает возможность детям запомнить движения, стараться их выполнять самостоятельно (1-2 года), согласовывать движения с музыкой и подпевать (от 2 лет).

Дети раннего и младшего возраста любят повторения и с большим интересом и радостью принимают участие в выполнении уже знакомых им песенок-игр

 В течение года педагог также ориентируется на предпочтения и возможности детей при выборе игр и упражнений. При подборе репертуара обращается особое внимание на организационную сторону построения занятий: нужно избегать однообразия в построениях и перестроениях, выбирать такие их формы, которые в данный период доступны детям, не связаны с большой тратой времени и удобны для выполнения.

Важно также разнообразить методы обучения и воспитания, чтобы не давать детям отвлекаться от предмета занятий и не утомлять их однообразной деятельностью.

Содержание учебного плана (II младшая группа)

Объем учебной нагрузки:

Занятия  проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 15 минут. Одна тема отрабатывается в течение двух занятий.

Структура занятия условна и разделена на  блоки, которые в системе применяются на каждом занятии.

Каждый блок имеет своё название:

  1. «Ушки-послушки» - восприятие музыки, которое характеризуется эмоциональной отзывчивостью ребенка на произведение, развитием его  умственных способностей – сравнения, анализа, синтеза, обобщения, обогащения словарного запаса;
  2. «Звени голосок!» - пение на занятиях развивает речь, голосовой аппарат и дикцию, память, дыхательный аппарат;
  3. «Танцуй, малыш!» - приобщение детей к музыке и развитие речи происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку;
  4. «Топ-хлоп, малыши!» музыкально-ритмические упражнения способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, создаётся  у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом;
  5. «Веселые музыканты» -  игра на детских музыкальных инструментах,  позволяет  детям  открыть для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различить красоту звучания различных инструментов, развивает ритмический слух;
  6. «Наши пальчики играли» - пальчиковые игры, волшебные «Гонзики» игры с палочками в сопровождении текста и музыки, способствуют развитию четкой, ритмизованной речи детей и мелкой моторики;
  7. «Малышка и компьютышка» – применение на занятиях ЭОР, информационных технологий в различных видах музыкально-ритмической  деятельности, вызывает у детей интерес, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. Очень помогают компьютерные музыкально-ритмические игры при развитии ритмического слуха детей, ритмизованной речи. В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиН) я использую презентации, электронные музыкально-ритмические, дидактические игры как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного.

Занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям. При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания правильной речи и музыкального вкуса у детей важнейшей остается роль педагога, которого не может заменить ни один компьютер.

Тематическое планирование 1-2 года

Тема

Месяцы

Количество занятий

Количество часов

1.Веселые ножки

сентябрь

1-2. Зашагали ножки

3-4.. Большие и маленькие ножки

5-6.Вот как Мишенька идет.

7-8. Ходим - бегаем

8

2.Ладушки-ладошки.

октябрь

1-2. Большие и маленькие ладошки.

3-4.Будем пальчики считать

5-6.Сорока-ворона

7-8.Дай ладошечку, моя крошечка

8

3.Наши пальчики играли

ноябрь

1-2. Игры с палочками

3-4.Поросята

5-6.Мальчик с пальчик

7-8. Сорока-ворона

8

4.Танцуй малыш

декабрь

1-2. Веселая пляска

3-4.Маленькая полечка

5-6.Чок да чок

7-8. Дружные пары

8

5.Зимушка-зима

январь

1-2. 3-4.Друзья елочки.

5-6.Песенки для елочки.

7-8.Наступает Новый год.

8

6.Веселые музыканты

февраль

1-2. Погремушки, веселые игрушки

 3-4. Бубен

5-6. Колокольчики звенят

7-8. Ручеек. Металлофон

8

7.Мои игрушки

март

1-2.Игрушки

3-4.Кукла Маша.

5-6. Кукла пляшет, кукла спит.

7-8.Любимое занятие куклы.

8

8.Все птички прилетели к нам

апрель

1-2. Воробушки.

3-4. Ой, летели птички

5-6. Кукушечка.

7-8. Голоса весны.

8

9. Мы поем и пляшем

май

1-2.Открытое занятие для родителей.

3-4.Праздник  

5-6.Диагностика

7-8.Повторение и закрепление всего пройденного материала

8

Итого

72

Тематическое планирование 2-3 года

 (присутствие родителей по желанию)

Тема

Месяцы

Количество занятий

Количество часов

1.Музыкальный дождик

сентябрь

1-2.Большие и маленькие капельки

3-4.Вместе с дождиком поем.

5-6.Игра с веселым дождиком.

7-8. Капельки и ручейки.

8

2.Веселая и грустная осень

октябрь

1-2. Виноватая тучка.

3-4.Большие и маленькие грибочки.

5-6.Есть у нас огород.

7-8.От чего плачет Осень

8

3.Лес полон сказочных чудес.

ноябрь

1-2.Птички улетели!

3-4.Мишка и Мышка

5-6.Веселые бельчата

7-8.Волк и зайчата

8

4.Котята и ребята

декабрь

1-2.Грустное и веселое «Мяу»

3-4.Игра с котенком

5-6. Кто в домике живет

7-8. Котята и щенок.

8

5.Зимний лес

январь

1-2. Зима пришла, смех и радость принесла.

3-4.Друзья елочки.

5-6.Песенки для елочки.

7-8.Наступает Новый год.

8

6.Какая музыка бывает?

февраль

1-2.Музыкальный магазин

3-4.Громко-тихо

5-6.Весело-грустно

7-8.Шуршунчик и поюнчик.

8

7.Мои игрушки

март

1-2.Игрушки

3-4.Кукла Маша.

5-6.  Магазин игрушек.

7-8.Любимое занятие куклы.

8

8.А весной…

апрель

1-2. Солнечные зайчики.

3-4. Все птички прилетели к нам

5-6. На прогулку в весенний лес

7-8. Голоса весны.

8

9. Мы поем и пляшем

май

1-2.Открытое занятие для родителей.

3-4.Праздник  

5-6.Диагностика

7-8.Повторение и закрепление всего пройденного материала

8

Итого

72

Тематическое планирование 3-4 года

Тема

Месяцы

Количество занятий

Количество часов

1.Солнышко и дождик

сентябрь

1-2.На прогулку в осенний лес

3-4.Песенка дождя.

5-6.Игра с веселым дождиком.

7-8. Дождь в лесу.

8

2.Осень золотая

октябрь

1-2. Грустная тучка.

3-4.Осенние подарки.

5-6.Веселый огород.

7-8.Соберем урожай

8

3.Лесные жители

ноябрь

1-2.До свидания, птицы!

3-4.Запасы для ёжика

5-6.Веселые бельчата

7-8.Мишкин сон

8

4.Мальчик Шажок и девочка Пружинка

декабрь

1-2.Грустное и веселое «Мяу»

3-4.Игра с котенком

5-6. Кто в домике живет

7-8. Котята и щенок.

8

5.Зимний лес

январь

1-2. Зима пришла, смех и радость принесла.

3-4.Друзья елочки.

5-6.Песенки для елочки.

7-8.Наступает Новый год.

8

6.Как рождается

Музыка

февраль

1-2.Веселая и грустная русская народная музыка.

3-4.Приглашение.

5-6.Шум и тишина

7.Потерянная песенка

8.Шуршунчик и поюнчик.

8

7.Мои игрушки

март

1-2.Серенькая кошечка

3-4.Уронили Мишку на пол.

5-6.  Магазин игрушек.

7-8. Мячики.

8

8.Весна-Красна

апрель

1-2. Солнце весной.

3-4. Звуки и мелодии весны

5-6. Подснежник расцветает.

7-8. Голоса весны.

8

9. Мы поем и пляшем

май

1-2.Открытое занятие для родителей.

3-4.Праздник  

5-6.Диагностика

7-8.Повторение и закрепление всего пройденного материала

8

Итого

72

Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей 1-4 лет, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного  представления  о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье,  развитии коммуникативных способностей.

Ожидаемые результаты: 

1 - 2 года: Ребенок любит слушать музыку, ходить под музыку, выполнять простейшие плясовые движения (хлопки руками, притопывание ногой, вращение руками «фонарики», кружение).

Умеет изменять движения с изменением музыки (переходить с ходьбы на бег), останавливаться при окончании музыки.

 Чувствует характер музыки и передает его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).

Узнает музыкальные инструменты (колокольчик, бубен, бубенчик, погремушка) и с желанием подыгрывает на шумовых музыкальных инструментах под музыку.

2 - 3 года: Ребенок узнает знакомые мелодии.

 Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движения с первыми звуками музыки, самостоятельно выполняет танцевальные движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук.

 Двигается под музыку с 3 предметами (флажки, ленты, платочки и т.п.) Умеет становиться в пары, в круг.

Называет музыкальные инструменты: бубен, погремушка, бубенчики подыгрывает на шумовых музыкальных инструментах под музыку.

3 - 4 года: Ребенок узнает знакомые мелодии, чувствует характер музыки (бодрый, спокойный, веселый).

Различает звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, бубен, барабан, металлофон, и др.), подыгрывает на инструментах под музыку.

 Двигается ритмично под музыку, согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами, игрушками и без них.

Умеет маршировать со всеми и индивидуально, бегает легко на носочках, быстро и в умеренном темпе под музыку.

 Выполняет танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, притопывание, «носочек», «пяточка», движение руками, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах

2.2. Условия реализация программы

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы необходима личностно - ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой  предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и взрослых, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка. Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным формам организации музыкальной деятельности детей. На протяжении всего занятия взрослые постоянно в своей музыкально-педагогической деятельности поддерживают интерес детей к занятию. Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети не «заучивали движения», а увлеченно занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития личности каждого ребенка.

Непременным условием для успешной реализации программы является создание музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале (музыкальный центр, электронное пианино, экран, компьютер, детские музыкальные инструменты, различные музыкально-дидактические пособия, аудио и видеоматериалы, различные виды театров) и др.

Программа «Топотушечки - хлопотушечки» предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала:

  • ЭОР, видео и аудио материалы;
  • красочные иллюстрации сказок;
  • репродукции картин художников;
  • игрушки, поделки;
  • музыкальные инструменты;
  • дидактический материал.

Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого - эмоциональная отзывчивость, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность детей.

Работа с родителями

Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания, доверия и взаимного обучения. В программе отражены современные подходы к созданию партнерских отношений с родителями детей младшего возраста, что соответствует требованиям новых стандартов образования.

Задачи:

- повышение педагогической компетентности родителей по формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста;

- создание творческого партнерского взаимодействия родителей и педагогов на основе корректного диалога, с осознанием важности и компетентности обеих сторон в музыкальном и речевом развитии детей;

- использование большого потенциала семьи ребенка для раскрытия его музыкальных способностей;

- создание в МБДОУ и семье музыкальной среды, способствующей музыкальному развитию ребенка младшего дошкольного возраста.

2.5 Список литературы

  1. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» - М.: Мозаика-Синтез, 2006;
  2. Картушина  М. Ю. «Логоритмика для малышей»;
  3. Картушина  М. Ю.  «Логоритмические занятия в детском саду»;
  4. Метенова Н. М. «Доброе утро, малыши»;
  5. www.maminsad.ru.

8. Методика «Музыка с мамой» Сергей и Екатерина Железновы.

9. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике». - 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000.

10. Сауко Т.Н., Буренина А.И. «Топ-хлоп, малыши»: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., 2001.

11. Суворова Т. И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб, пособие. Вып.1,2,3,4,5. — СПб. «Музыкальная палитра», 2005.

 12. Галиченко И.Г. Танцуем, играем, всех приглашаем: музыкальные праздники в детском саду.— Ярославль: Академия развития, 2007.

13. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2004.

 14. Первушина Е. Как выявить и развить способности вашего ребёнка.— М.; СПб.: Црнтрполиграф: Мим-Дельта, 2005.— В прил.: Гимнастические упражнения для детей разных возрастов; Подвижные игры; Стихи для танцев и хороводов.

15. Каплунова И.,Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» изд. «Композитор» Санкт - Петербург 2007г.

16. ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного возраста

«ИГРОВАЯ РИТМИКА И ТАНЦЫ» (художественно-эстетическое развитие) для детей 1-5 лет Автор - разработчик Свиридова И.А. г. Красногорск, 2014 г

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья «Веселые завитушки»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Занимательная математика» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

ДаннАЯ программа обусловлена рядом проблем. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организац...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Маленький художник» Возраст обучающихся: 3-7 лет Срок реализации: 4 года

Цель программы:  Создание условий для развития творческих способностей, по средствам собственных открытий с помощью нетрадиционных техник и декоративного рисования, через занятия по изобраз...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАГИЯ ОРИГАМИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель и задачи программы Цель: Создать условия для формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи: Обучающие: 1. З...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года

Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...