Отчёт по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
материал по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Екатерина Николаевна Абрамовская

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_finansovoy_grammotnosti.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Корюкинсккий филиал МКДОУ «Белозерский детский сад»

Отчёт по самообразованию

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Воспитатель :Абрамовская Е. Н

Корюкина 2022

Корюкинский филиал муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  «Белозерский детский сад».

Отчёт по самообразованию  «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель: Абрамовская Екатерина Николаевна.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Финансовая грамотность – это способность человека достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

С 1 сентября 2018 года детские сады могут использовать образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации".  

 Исходя из вышеизложенного я решила 2021-2022 учебный год работать над темой самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» на 2021 – 2022 гг.

1 этап

Организационно-диагностический (теоретический)

2 этап

Практический

3 этап

Заключительный

Сентябрь-ноябрь, 2021 г. 1 этап организационно-диагностический (теоретический).

Теоретическое изучение проблемы. Определение актуальности, цели, задач, новизны и  практической значимости. Подготовка оборудования и материала  (атрибуты к играм, картотека игр). Разработка программы «Школа феечки Копеечки».

Сентябрь 2021 – май 2022 г.2 этап практический.

Практическая деятельность . Применение знаний, навыков, умений на практике: применение (изготовление дополнительных) пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями). Изготовление картотека игр и пособий ; участие в мероприятиях по распространению опыта; консультации для родителей.

Май 2022 г. 3 этап заключительный этап.

Подведение итогов самообразования. Предоставление опыта работы по теме самообразования.

    Для изучения темы самообразования взята программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», которая состоит из четырех блоков (разделов,связанных между собой задачами и содержанием)

1 блок «Труд и продукт труда (товар)». Этот раздел предусматривает решение задач:

формировать представления детей о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий (предпочитая профессии родителей); учить детей уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги, поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.

Задачи 2 блока «Деньги и цена (стоимость)»: познакомить детей с деньгами нашей страны и сформировать отношение к деньгам как к части культуры страны; воспитание разумного финансового поведения; дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.

Задачи 3 блока «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»: дать представления о рекламе, ее назначении.

Задачи 4 блока «Полезные экономические навыки и привычки в быту»: формировать представление о том, что к вещам надо относиться с уважением, поскольку они сделаны руками людей, в них вложен труд, старание, любовь; воспитывать у детей способность делать осознанный выбор между удовлетворением сиюминутных и долгосрочных, материальных и духовных, эгоистических и альтруистических потребностей.

Решая данные задачи использовала следующие формы работы с детьми:

дидактические игры «Семейный бюджет», «Хочу! Надо!», «Что можно, что нельзя купить за деньги», авторские игры П. Тихоновой  и т.д.;

сюжетно-ролевые игры : «Супермаркет», «Банк», «Рекламное агентство» и т.д.;

чтение художественной литературы: «Приключения Рублика», «Золотй ключик», «Два жадных медвежонка» и т. д.;

просмотр мультфильмов: «Богатый Бобренок», «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Фиксики. Деньги» и т.д.;

беседы: «Профессии родителей», «Что такое деньги», «Коллекционер или какие бывают деньги», «Что такое реклама» и т. д.;

проблемные ситуации: «Поможем Буратино», «Поход в магазин», «Почему мама не может купить» и т. д.;

продуктивная деятельность: изготовление копилки, украшение кошелька, роспись тарелочек на ярмарку и. т. д.;

совместная деятельность воспитателя с детьми (реализация программы «Школа феечки Копеечки»), индивидуальная работа с детьми, свободная самостоятельная деятельность детей.

Уже в дошкольном возрасте важно формирование первичных финансовых навыков (привычек) через ритуальные действия, закрепление разумных материальных потребностей , поэтому даже  в процессе повседневной деятельности группы закреплялись экономические знания детей, полученные ранее, например, в разных видах труда в рамках самостоятельной деятельности детей (помогая сервировать, аккуратно обращаться со столовыми приборами, выключать воду; собираясь с детьми на прогулку, обращала их внимание на необходимость выключать свет в помещении (дома с родителями дети наблюдали, что при этом колесико счетчика электроэнергии начинает крутится медленнее),.

Велась работа с родителями:

• анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота»;

• консультации: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»,  «Должен ли ребенок иметь карманные деньги?» и. т. д..;

• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки) :  «Дошкольник и экономика», «Финансовая грамотность дошкольника»;

• индивидуальные и групповые беседы

• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы : создание атрибутов к игре «Банк», «Веселая ярмарка (рассада цветов, овощей)».

    Повышала профессиональный уровень и педагогическую компетентность по теме самообразования. Прошла курсы повышения квалификации «Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях». Участвовала в мероприятиях по распространению опыта: в конкурсе педагогического мастерства ,представляла опыт работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»; на базе детского сада участвовала в конкурсе

Результат работы вижу в том, что дети знают и называют разные места и учреждения торговли, знают российские деньги, несколько современных профессий, содержание их деятельности, в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность, проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство)

У родителей повысился интерес к совместной работе по формированию финансовой грамотности у детей.

В детском саду пополнена картотека методических пособий; изготовлены дидактические игры: «Семейный бюджет» , «Что можно и нельзя купить за деньги», «В магазин за покупками» и т.д.; разработаны и изготовлены материалы и атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Банк»; приобретена методическая литература. Разработана и реализуется программа по формированию финансовой грамотности у дошкольников «Школа феечки Копеечки».

 Трудность в работе вижу в малом оснащении развивающей среды играми, которые  в дальнейшем , надеемся приобрести.

   Над темой по самообразованию планирую работать дальше , так как формирования нравственно-экономических качеств личности, таких как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, а также получение знаний об экономической жизни людей, ориентированной на систему ценностей остается актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» ( 6-7 лет )

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой,...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».

Цель:  Изучение особенностей дидактических и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста как средства формирования финансовой грамотности...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Отчёт по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством игры».

Отчёт по самообразованию на тему«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста посредством  игры».В 2022-2023 учебном году я работала над темой самообразовани...