Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? Из чего он складывается? Для чего необходимо планировать свой семейный бюджет? Кто и как может влиять на благосостояние семьи? Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными в любой семье: и семьям с большим достатком, и со скромными доходами, опытными  молодым.  Поэтому важно уже в школьном возрасте прививать детям навыки ведения учета  ресурсов семьи, показать значение этого, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств. В настоящее время  обучение  формированию и  грамотному расходованию семейного бюджета становится особенно актуальным, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного мероприятия  по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций.

Тема. Семейный бюджет.

                                                                                                                        разработчик - Чобанян Лусене Сергеевна

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Снежинка»

Возрастная категория детей/обучающихся/, класс/ курс

6-7 лет

Тема

«Семейный бюджет»

Цель

Раскрытие сущности  понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (основной и неосновной).

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Актуализировать знания по финансовой грамотности

Личностные: Осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности. Уметь объяснить из чего состоит семейный бюджет. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности. Положительному влиянию занятий на воспитание таких качеств личности как трудолюбие, бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Метапредметные: Познавательные: Умение осуществлять направленный поиск информации из разных источников. Умение объяснять понятия и явления. Готовность обрабатывать и использовать ранее полученную информацию из разных источников Регулятивные: - Умение адекватно принимать оценку взрослых и сверстников - Умение планировать свои действия - Умение прогнозировать и оценивать свои действия Коммуникативные: - Готовность слушать собеседника, вести диалог - Умение формулировать и аргументировать свою точку зрения

Основные понятия

заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет, расход, доход

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии)

Наглядный (демонстрация наглядных пособий), словесный (беседа), практический, игровой (дидактическая игра).

Приемы: вопросы,  беседа,  создание игровой ситуации, объяснение, педагогическая оценка.

Средства обучения

Презентация  «Семейный бюджет», мультимедийная игра «Расход – доход», набор картинок к игре «Можно – нельзя», с.р.и «Супермаркет»

Организационные условия

Мотивация

Учебно-методическое обеспечение

Здоровьесберегающие технологии, информационно – коммуникационные технологии

План занятия / мероприятия

Этапы занятия / мероприятия (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Образовательный результат

  1. Организационный   момент

Словесный метод

Утренний круг

-Доброе утро, ребята, как ваше настроение сегодня?

-Как хорошо на свете жить, (руки вверх)

Как хорошо уметь дружить, (руки в центр круга)

Как хорошо, что есть друзья, (берутся за руки и качают ими)

Как хорошо, что есть и я (указывают рукой на себя).

-Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Доброе утро, хорошо.

(дети встают в круг с воспитателем)

Подготовка обучающихся на занятии к восприятию темы (использовался эмоциональный и психологический настрой). 

2. Основной блок

-Хорошо, когда есть друзья, ведь правда?

А к вам в гости приходят друзья?

-Все мы любим, когда к нам приходят гости. Стараемся их чем-то угостить, сделать так, чтобы им было комфортно. Вместе пьём чай, смотрим фильмы или играем.

-Скажите мне, пожалуйста, а чем мы угощаем гостей?

Правильно, а где можно взять все эти сладости?

- Верно, сладости и другие продукты мы покупаем в магазине. А как называется человек, который нам продаёт товар в магазине?

А как вы считаете, профессия продавец, это ответственная профессия?

- Молодцы, ответ правильный.

- Далее воспитатель подводит к обсуждению понятия «деньги», задает вопрос:

«А, что необходимо, чтобы что-то приобрести? Без чего невозможно купить продукты?»

Да

Ответы детей

Конфетами, выпечкой, фруктами.

Говорят наперебой, что в магазине.

Продавец

 

Делятся своим  предположениями. Через наводящие вопросы могут ответить, что профессия продавец – это ответственная профессия, так как нужно быть очень внимательным при подсчёте денег. Стараться не обсчитать покупателя или сделать убыток магазину.

Дети говорят деньги.

Заинтересованность

Слушают внимательно

Слайд №1»Деньги и их виды»

Ребята, посмотрите на экран.

Что такое деньги? Какие бывают деньги?

- «Да, совершенно верно, это ДЕНЬГИ. Они бывают разные, Мы, уже изучали первобытные и древние деньги, но сегодня мы поговорим не столько о самих деньгах, сколько о том, как ими распоряжаться и управлять. В вашей семье деньгами распоряжаются родители.

Работают со слайдом

Слайд №2 «Семья».

Слайд №3 «Схема Доход и расход».

Пальчиковая гимнастика:                                                                                            

Ребята, откуда в семье берутся деньги?

Посмотрите на изображение семьи и скажите, пожалуйста, кто из членов семьи получает деньги? Как называются деньги, которые получают мама и папа? Как называются деньги, которые получают бабушка и дедушка?

-Молодцы! Семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи за определенный период времени, это доходы семьи за месяц.

                                                                                 Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик-  дедушка,
Этот пальчик - бабушка.
А вот этот пальчик -  я!
Это вся моя семья!
- Пальчики сложились, сложился и наш семейный бюджет.

А теперь посмотрите на следующий слайд.

- Собралась семья  на совет, чтобы решить, как распределить семейный бюджет. Ведь в каждой семье есть не только доходы, но и расходы.                              А что такое «расходы»?

На помощь  детям педагог включает мультфильм уроки тетушки совы о семейном бюджете, как правильно потратить деньги.

Важно, правильно распределить свои доходы

Взрослые получают зарплату, бабушки и дедушки получают пенсию. Подростки, которые учатся в университете или техникуме – получают стипендию.

После просмотра идет обсуждение закрепление

Дидактическая игра.

Игра – диалог «Доход-расход».

Посмотрите, остались ли у нас деньги? (на круге остается пустой сектор). Да, часть денег осталась. Их называют свободными деньгами. Свободные деньги - это деньги, которые остаются после того, как сделаны все необходимые расходы. Их можно потратить на что-то, а можно отнести к сбережениям, или, по-другому, накоплениям. Все расчетливые и запасливые люди сберегают часть денег. Как вы думаете, зачем нужны сбережения?

-Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. Если  названное мной является доходом, вы должны громко произнести – «доход», если расходом, громко произносите -«расход».

Папа получил зарплату — Д.

Бабушка заболела — Р.

Выиграли в лотерею — Д.

Порвались штаны — Р.

Заплатили за воду — Р.

-Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием.

- Ответьте мне, пожалуйста, что нужно делать, чтобы наш доход и семейный бюджет рос, а не уменьшался?

Поехать на море, на развлечения

Ответы детей: Работать, бережно относиться к деньгам, экономить свет, газ, воду. Учиться правильно, планировать свои расходы.

Двигательная активность

Дидактическая игра «Что можно, а что нельзя купить на деньги? (Приложение №1)

 А всё ли можно купить за деньги?

Участвуют 4 ребёнка. Из предложенных 10ти картинок (радуга, солнце, продукты, машина, объятия мамы, мальчик с девочкой за руку (дружба, конфеты, девочка спит (сон, лекарства, улыбка) нужно двум ребятам отобрать всё, что можно купить за деньги, а двое других отбирают картинки того, что нельзя купить за деньги. Отобранные картинки крепят на магнитную доску.

Воспитатель вместе с остальными ребятами проверяют правильность выполненного задания.

Итог

Воспитатель хвалит детей

Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями.

Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают

они?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства. Проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Дети закрепляют все, чем занимались на НОД

Воспитанники закрепили свои знания по финансовой грамотности.

Рефлексия

Осмысление деятельности воспитанников и воспитателя на занятии.

Предоставить детям право выбора картинки эмоции, которую они

испытывают по окончании образовательной деятельности.

А теперь мы улыбнемся,

Дружно за руки возьмемся.

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелание –

Знания ищи всегда

Умным станешь ты тогда!

Литература и интернет ресурсы:

1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил.

2. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.: ТЦ Сфера, 1994. -157 с.

3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.128

10. мультфильмы -Азбука денег тетушки Совы- Семейный бюджет https//youtu.be/F5n821NyBRM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И эт...

Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр.

формирование основ безопасного поведения в социумеформирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваформирование готовности к совместной деятельности...

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

ull;Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждае...

Публикация: Формирование основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

В статье представлено теоретическое и практическое обоснование формирования основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....

Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

План по самообразованию. Тема:«Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Цель: продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность. Развивать у детей интерес к родной природе. Формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементар...