Входная диагностика перед изучением входного курса "Основы финансовой грамотности" для младшего и среднего возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Сергачёва Елена Владимировна

Диагностика 1,2 года обучения по программе "Основы финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozh_diagnostika_12_go_goda_obuchen.docx46.11 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 3.

Протокол входной диагностики перед изучением

базового модуля «Финансовая азбука»

ФИО

ребёнка

I-й блок «Потребно-сти»

II-й блок «Труд»

III-й блок «Товар»

IV-й  блок «Деньги»

V-й  блок «Кошелёк»

VI-й  блок «Копилка»

Итог (количество верно

выполненных

заданий,

от 0 до 6)

Всего детей с высоким уровнем (5-6  правильно выполненных заданий) –

Всего детей со средним уровнем (3-4 правильно выполненных заданий) –

Всего детей с низким уровнем (0-2 правильно выполненных заданий)-

Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе.

Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.

После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии со следующими критериями оценивания.

Высокий уровень (от 5 – до 6 правильно выполненных заданий): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них.

Средний уровень (от 3 – до 4 правильно выполненных заданий): дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;

имеющиеся у них знания нечеткие; не всегда активны, но способны действовать под руководством взрослого.

Низкий уровень (от 0 – до 2 правильно выполненных заданий): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате.  

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕРЕД ИЗУЧЕНИЕМ КУРСА

Цель: Провести диагностику сформированности первичных представлений

детей о потребностях, труде, товаре, деньгах, копилке, кошельке.

Форма проведения: индивидуально или в микро-группах (по 2-3 человека).

Диагностические средства: беседа, работа с карточками, игровое упражнение.

Оборудование:

– карточки с изображением потребностей и желаний котёнка;

– картинки с изображением представителей различных профессий;

- кошелёк;

- копилка;

- муляжи продуктов в мешочке.

Организация детской деятельности

Воспитатель организует беседу по вопросам.

I-й блок «Потребности»

     Здравствуйте ребята! Я хочу познакомить вас с необычным котёнком, его зовут Белобок и он будет приходить к вам на занятия, и рассказывать увлекательные истории из своей жизни. Сегодня мы с вами прочитаем первую сказку про котёнка Белобока, слушайте очень внимательно, после выполнять много интересных заданий.

Воспитатель читает детям сказку про котёнка Белобока.

     «Жил-был на белом свете котёнок Белобок. Вы думаете, он был белым и пушистым? Нет, Белобок – котёнок черный, с зелеными глазками, белыми носочками на передних лапах и белым пятном на боку. Жил котёнок, не тужил. Хозяева очень любили  своего котёнка, гладили ласково спинку, за ушами почесывали нежно. Нравилось Белобоку греться на солнышке на балконе. А сколько дел у Белобока – ни минуты свободной. Забираться по шторам, чтобы поймать самую большую муху, которая залетела в открытое окно, закатить под шкаф цветные карандаши, запутаться в клубке ниток. Но больше всего котёнок любил стащить сосиску со стола  и съесть её за диваном. Устанет Белобок от дневных забот и дремлет перед телевизором. И так день за днем. И ничего нового с ним не происходило».  

После прочтения отрывка сказки организуется беседа по вопросам.

– Что было нужно коту Белобоку для счастливой жизни?

У ребят на столах карточки с изображением потребностей.

Дети рассматривают карточки с изображением потребностей и желаний кота и называют их.

– Что из этого коту было очень нужно, а без чего можно обойтись?

Дети раскладывают карточки на две группы.

II-й блок «Труд»

– Какие занятия были у котёнка Белобока, когда он жил в семье?

Дети называют.

– Можно ли сказать, что котёнок трудился?

– А что значит трудиться?

Воспитатель демонстрирует картинки с изображением представителей различных профессий.

– Каким трудом занимаются люди, изображенные на картинках?

– Знаете ли вы название этих профессий? Перечислите их.

После выполнения заданий, воспитатель зачитывает следующий отрывок из сказки.

III-й блок «Товар»

     «Стало котёнку Белобоку скучно и решил он прогуляться по лесу. Хорошо в лесу, тихо-тихо. Даже слышно, как с деревьев листья падают: шу-шу-шу. Долго гулял Белобок по лесу. И на горке побывал, и под горкой и не заметил, как проголодался. Посмотрел котёнок  по сторонам. Смотрит – под ёлкой серый зайчик сидит, морковку грызет. Подошёл котик к зайке и спросил:

- Подскажи, зайка где мне покушать взять? Очень я сосиски люблю.

- Конечно, подскажу. У нас в лесу магазин есть, я там морковку купил. Вообще там много разного товара.

«Что значит купить?» – спросил удивленный Белобок. Что для этого нужно делать? Что такое товар?  Белобок растерялся».

Воспитатель: – А вы, ребята, знаете, что значит купить? Подскажите Белобоку!

 – Что мы покупаем в магазинах?

- Что такое товары?

Ребята, давайте угадаем, что купил котёнок в магазине.

 Игра «Угадай: что в мешочке?».

– Чтобы в магазине что-то купить, что нужно?

IV-й  блок «Деньги»

      «Отправились друзья в магазин, по дороге Зайка дал Белобоку деньги. Побежал довольный котёнок  в магазин, споткнулся и упал. Все денежки у него и рассыпались. А зайка ему и говорит: «Котик, деньги надо вот сюда класть, чтобы не потерять»

V-й  блок «Кошелёк»

Воспитатель показывает кошелёк и спрашивает: «Ребята, вы знаете, что это такое?»

VI-й  блок «Копилка»

     «Ещё зайка рассказал Белобоку, что дома деньги можно складывать вот в такую баночку». Воспитатель показывает копилку и спрашивает: - «Ребята, вы знаете что это такое? А для чего она нужна?»

Протокол итоговой диагностики за 1-ый год обучения

ФИО

ребёнка

I-й блок «Потребно-сти»

II-й блок «Труд»

III-й блок «Товар»

IV-й  блок «Деньги»

V-й  блок «Кошелёк»

VI-й  блок «Копилка»

Итог (количество верно

выполненных

заданий,

от 0 до 6)

1

2

3

4

5

6

Всего детей с высоким уровнем (5-6  правильно выполненных заданий) –

Всего детей со средним уровнем (3-4 правильно выполненных заданий) –

Всего детей с низким уровнем (0-2 правильно выполненных заданий)-

Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе.

Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.

После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии

со следующими критериями оценивания.

Высокий уровень (от 5 – до 6 правильно выполненных заданий): дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, участвуют в играх;  готовы к общению со взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (от 3 – до 4 правильно выполненных заданий): дети

имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;

имеющиеся у них знания нечеткие; не всегда активны, но способны действовать под руководством взрослого.

Низкий уровень (от 0 – до 2 правильно выполненных заданий): дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате.  

Итоговая диагностика за 1-ый год обучения

Цель: провести диагностику уровня освоения детьми экономических

категорий, таких как: «потребности», «труд», «товар», «деньги» , «копилка» и «кошелёк».

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, составление рассказа.

Оборудование:

– карточки с изображением потребностей;

– карточки с изображением предметов-товаров в магазине;

– карточки с изображением профессий (врач, парикмахер, шофёр);

– карточки с изображением орудий труда (шприц, фонендоскоп, ножницы, расческа, руль, машина и т.д.)

- набор игрушечных денег (монеты и банкноты)

Организация детской деятельности

– Ребята! Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали вместе с котёнком Белобоком во время наших занятий. Как обычно, мы будем играть, рисовать, отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.

Воспитатель предлагает детям выполнить задание.

  1. ИГРА «Что важнее?»

Ход игры: В игре могут принимать участие 2-3 детей. Каждому из них дается карточка с изображением предметов, которые используются людьми в различных жизненных ситуациях. Определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет.

Задание 1.  Закрыть фишками картинки, которые относятся к понятию «хочу».

Задание 2.  Объяснить назначение предметов, изображенных на рисунках, что остались. Обосновать их необходимость для человека.

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует

группы и может объяснить свои действия).

  1. ИГРА «Кому что нужно»

Ход игры:  разложить карточки и соответствии с профессией человека («Больница», «Парикмахерская», «Шоферы» и орудий труда (шприц, фонендоскоп,  ножницы, расческа, руль, машина и т.д.)

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно

разложил карточки и может объяснить свои действия).

  1. Игра «Разложите товар»

Ход игры: Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Разложить картинки на группы по соответствующим магазинам: «Продукты»,  «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Овощи и фрукты».

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно

разложил карточки и может объяснить свои действия).

  1. Игра «Деньги на прищепку».

Ход игры: Перед детьми ставится проблемная задача.  «Котёнок  Белобок торопился в магазин, споткнулся и уронил денежки в лужу. Ребята помогите котёнку собрать деньги, чтобы их высушить. Монетки надо положить на разнос, а бумажные денежки повесить на верёвочку с помощью прищепки».  

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно

разложил  деньги и назвал «монеты и бумажные деньги»)

  1. Воспитатель организует беседу о копилке.  

– Что такое копилка?

- Какие бывают копилки?

- Что можно положить в копилку?

- На что можно накопить?

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на

большую часть задаваемых вопросов, может привести примеры).

  1. Воспитатель организует беседу о кошельке.  

– Что такое кошелёк?

- Какие бывают кошельки?

- Что можно положить в кошелёк?

- Чем отличается кошелёк от копилки?

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно отвечает на

большую часть задаваемых вопросов, может привести примеры).

   

Приложение 4

Протокол итоговой диагностики за 2-ой год обучения

ФИО

ребёнка

I-й блок «Потребно-сти»

II-й блок «Труд»

III-й блок «Товар»

IV-й  блок «Деньги»

V-й  блок

«Семейный бюджет»

VI-й  блок

«Кошелёк»

Итог (количество верно

выполненных

заданий,

от 0 до 6)

1

2

3

4

5

6

Всего детей с высоким уровнем (5-6  правильно выполненных заданий) –

Всего детей со средним уровнем (3-4 правильно выполненных заданий) –

Всего детей с низким уровнем (0-2 правильно выполненных заданий)-

Результаты выполнения каждого задания фиксируются в протоколе.

Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех заданий.

После проведения занятия воспитатель анализирует полученные сведения и делает выводы об уровне финансовых представлений группы в соответствии

со следующими критериями оценивания.

Высокий уровень (от 5 – до 6 правильно выполненных заданий): дети

могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, употребляют

экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников

событий, участвуют в играх;  готовы к общению со взрослыми и сверстниками,

задают вопросы и самостоятельно пытаются найти ответы на них.

Средний уровень (от 3 – до 4 правильно выполненных заданий): дети

имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их;

имеющиеся у них знания нечеткие; не всегда активны, но способны действовать под руководством взрослого.

Низкий уровень (от 0 – до 2 правильно выполненных заданий): дети не

могут объяснить смысла экономических понятий, не употребляют в речи экономические слова; ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате.  

 

Итоговая диагностика 2-ой год обучения

Цель: Провести диагностику уровня освоения детьми экономических

категорий, таких как: «потребности», «труд», «товар», «деньги» , «семейный бюджет» и «кошелёк».

Форма проведения: индивидуально-групповая.

Диагностические средства: беседа, упражнения, работа с карточками,

загадки, игры, составление рассказа.

Оборудование:

- карточки с изображением членов семьи;

– карточки с изображением потребностей и желаний;

- картинки с изображением труда взрослых;

– карточки с изображением предметов-товаров в магазине;

- ценники на товары в магазинах.  

- набор игрушечных денег (монеты и банкноты по цветам ценников)

- картинки «Хорошо-плохо» (экономия ресурсов)

– картинки для раскрашивания;

– карандаши.

Организация детской деятельности

– Ребята! Сегодня мы с вами вспомним все, что мы узнали вместе с котёнком

Белобоком во время наших занятий. Как обычно, мы будем играть, рисовать,

отгадывать загадки и выполнять разные интересные задания.

Воспитатель предлагает детям выполнить задание.

  1. Игра «Кому что нужно»

Ход игры: Предложить детям разложить карточки в соответствии с потребностями и желаниями членов семьи по отдельности.

Инструкция: Выбери то, что нужно маме. Убери то, без чего мама может обойтись. Объясни свой выбор.

(например: маме необходимо (потребности) – платье, поварёшка, утюг и т.д.; маме хочется (желания) – духи, косметика, цветы и т.д.)

Аналогично подобрать картинки остальным членам семьи (папа, брат, сестра, бабушка, дедушки).

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно формирует

группы и может объяснить свои действия).

2.        ИГРА «Труд и деньги»

Ход игры:  Ребенку предлагается несколько картинок с изображением труда взрослых людей:  врач слушает больного; продавец обслуживает покупателя; парикмахер делает причёску;  полицейский останавливает машину; мама стирает белье; папа копает огород; бабушка читает книгу внуку; дедушка гуляет с собакой  и т.д.

Инструкция:  Разложи  картинки с изображением  труда взрослых:  в первую группу картинки труда, за который платят заработную плату; во вторую группу картинки труда, за который не платят деньги, но он тоже важен.  Объясни свой выбор.

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно  разложил карточки и пояснил свои действия).

  1. Игра «Магазин»

Воспитатель организует беседу:

-А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки.  

-Что можно купить в магазине? (Ответы детей.)

- Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

 Воспитатель: Ребята, вы уже знаете что разные товары продают в разных магазинах. Помогите разнести товары по разным магазинам «Продукты»,  «Инструменты», «Одежда и обувь», «Овощи и фрукты».

- Как узнать, сколько стоит товар в этих магазинах? (посмотреть на ценники)

Воспитатель:  Ребята, помогите правильно разложить ценники на товары в магазинах.  (в каждом магазине ценники разного цвета с изображением товара для этого магазина и указанием цены до 5)

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно  ответил,  разложил карточки и пояснил свои действия).

Далее воспитатель организует  сюжетно-ролевую игру «Поход в магазин»

  1. Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин»

Воспитатель вместе с детьми выбирает продавцов и покупателей.

Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка - покупателя  в какой магазин он собирается идти. Детям раздают деньги в соответствии с их запросами  (монеты и банкноты) такого же цвета, как ценники в магазинах и разного номинала.  После покупки товара проводится беседа о том, что дети купили и для чего.  Выяснить, остались ли у кого-то не потраченные деньги, что будут дальше с ними делать.

(Задание считается выполненным, если ребенок  действует адекватно ситуации и может пояснить свои действия)

  1. Игра  «Хорошо-плохо» (экономия ресурсов)

Ход игры: Картинки с разными ситуациями перемешаны. Дети делятся на две команды. Одной команде дается задание выбрать ситуации, где персонажи на картинках действуют бережно (берегут природу, ресурсы); второй команде выбрать ситуации, где персонажи действуют наоборот. Например, мама зашивает штаны, мальчик порвал штаны, мальчик рвёт книгу, не выключили воду, бросается едой  и т.д. Далее воспитатель просит объяснить свой выбор.

(Задание считается выполненным, если ребенок правильно  разложил  картинки и объяснил свой выбор)

  1. Воспитатель организует беседу о жителях кошелька.

Воспитатель: Ребята, послушайте историю, которая произошла с котёнком Белобоком.

    Попросила мама сходить котёнка  Белобока в магазин за продуктами, за сметанкой. В магазине он встретил свою подружку Лисичку, которую мама тоже попросила купить сметану.

Выбрали друзья самую вкусную сметану и подошли к кассе рассчитываться. Белобок долго собирал по всем карманам монетки.

– Вечно они теряются, норовят убежать в дальний угол кармана, из лап выскользнуть, – ворчал котёнок. Лисичка нетерпеливо поторапливала котёнка. Наконец Белобок расплатился за товар.

А Лисичка не стала собирать по карманам монеты и искать их в кошельке. Она протянула барсуку-кассиру пластиковую карту, тот быстро вставил ее в аппарат, вернул Лисичке карту и выдал чек.

– Что за волшебная карта у тебя?– спросил Белобок. у Лисички – Хорошо бы такую иметь.

Лисичка подробно рассказала Белобоку о том, как с помощью карты расплачиваться за покупки. Оказывается, как понял Белобок, пластиковая карта может заменить наличные деньги. С ее помощью можно расплатиться за любой товар. Это намного быстрее и удобнее.

– Да, – размышлял Белобок, – покупатели не задерживаются у кассы, не возникает очередь, не надо считать сдачу.

Воспитатель организует беседу по вопросам.

– О каком новом способе оплаты покупки узнал Белобок?

– Почему пластиковая карта удобнее монет и банкнот?

- А где ещё можно хранить деньги?

Ребята,  котёнок Белобок просит вас раскрасить жителей кошелька.

Инструкция: раскрасьте монеты в жёлтый цвет, банкноты в зелёный, а пластиковые карточки в синий.

(Задание считается выполненным, если ребенок отвечает на вопросы и рассуждает, правильно выполняет инструкцию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая диагностика умений и навыков детей младшего и среднего возраста

Проведение обследования социально-бытовой деятельности,сенсорного развития,математических предствлений деей младшего и среднего возраста...

НОД «Начальные финансовые представления для детей среднего возраста».

Цель: формирование представлений об элементах экономики у детей среднего возраста через  обогащение различных видов деятельности с экономическим содержанием....

Входная диагностика перед изучением входного курса "Основы финансовой грамотности" для старшего возраста

Диагностика 3,4 года обучения по программе "Основы финансовой грамотности"...

Проект по формированию финансовой грамотности у детей среднего возраста "Открытия Феечки Копеечки".

Данный проект расчитан для работы по направлению "Финансовая грамотность" в средней группе детского сада....