Финансовая грамотность дошкольников
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Михайлова Оксана Викторовна

Старашая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_finansovoy_gramotnosti.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Монета, купюра, пластиковая карта»

в старшей группе № 53 «Весёлые гномики»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Привлечение детей к совместной деятельности для развития познавательной активности.

Задачи:

Обучающие:

Формировать первичные экономические понятия: купюры, монеты, зарплата, бюджет, расход, доход, потребности.

Продолжать создавать условия для решения проблемных ситуаций, проводить опыты, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

 Создавать условия для развития внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений

Развивающие:

Обогащать представления детей о правильном отношении к деньгам и разумному их использованию, бережливости, честности, взаимовыручки, щедрости.

 Побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию нравственных качеств.

Формировать эмоциональную отзывчивость, умение играть вместе,

дружно.

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Как появились деньги».

Беседа о потребностях, расходах и доходах людей.

Рассматривание денежных средств (купюры и монеты).

Рассматривание денежных знаков различных достоинств.

Методы и приемы:

Основной метод – игровой.

Наглядные методы (интерактивные изображения).

Словесные методы (показ, инструкции, пояснения, вопросы, поощрения, практический метод, а также метод контроля и стимулирования).

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал:

Проектор, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, карточка для записи результатов.

Раздаточный материал:

Кошельки с купюрами и монетами, купюры и монеты для проведения

опытов, карточки для записи результатов, маркер, фартуки, разносы, пиалы, салфетки, вода.

Сюрпризный момент: мультфильм, сладкое угощение.

Структура НОД:

Старший возраст

Длительность НОД 25 минут - Вводная часть -5минут

Основная часть-15минутЗаключительная часть-5минут

Ход НОД:

Дети свободно играют в группе. Воспитатель замечает двух спорящих детей. Один ребёнок говорит: «Монеты!». Другой: «А я говорю, купюры!».

Воспитатель: Дети, о чём вы спорите?

Ответ детей: «Какие деньги важней монеты или купюры?»

Воспитатель подзывает всех детей предлагая разобраться в споре, какие всё-таки деньги важней монеты или купюры?

Послушайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! - Что это?

Дети: Деньги.

Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно!

Воспитатель: Ребята, вы все знаете из мультфильма, что Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал в землю пять золотых монет и ждал, когда из них вырастет дерево с целой кучей денег. Хочу спросить у вас:

- «Вырастут ли деньги?»

- Куда Буратино надо было положит деньги? (ответы детей)

Но, вот есть вопрос: откуда появляются деньги?

Правильно ребята, их зарабатывают родители, ходят каждый день на работу, трудятся и получают за это деньги, которые называются «зарплатой». А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей) Профессий очень много.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели поработать и получить зарплату? Давайте встанем в круг и немного поработаем.

Игра «Профессии»

Если хочешь стать маляром - делай так (красят кистью)

Если хочешь стать швеей, то делай так (строчат на машинке)

Если ты водитель - делай так (вращают руль)

Если ты сапожник - делай так (топают ногами)

Если ты спортсмен – делай так (приседают)

Хватит в профессии играть, пора зарплату получать. (Детям раздается зарплата в кошельках. (купюры и монеты).

Воспитатель: Молодцы, ребята, понравилось вам работать? А получать зарплату? Можно сделать вывод, что все профессии важны, все профессии нужны.

Беседа о монетах.

Посмотрите внимательно в ваши кошельки. Все посмотрели, а теперь поднимите руки у кого деньги круглой формы? И как их называют? (Дети поднимают руки). Эти деньги называют - монетами, Как вы думаете, из чего они сделаны? (Ответы детей – из специальных сплавов метала).

А теперь поднимите руки у кого деньги прямоугольной формы? И

как эти деньги называют? (Дети поднимают руки) Эти деньги

называются - купюрами. А из чего они сделаны? (Ответы детей из специально разработанной бумаги).

Деньги бывают разного достоинства. Каким достоинством бывают купюры?

Ответы детей - бывают разного достоинства, например: 10, 50, 100, 200, 500 рублей; 1000, 2000, 5000 тысяч.

Воспитатель: А монеты, каким достоинством бывают, вы знаете?

Дети: 1,5,10,50 копеек; 1рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей.

Воспитатель: Как же нам наверняка разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может, мы это проверим? Мы с вами отправимся в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

Дети: Это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

Воспитатель: Правильно, ещё в лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов. Там работают ученые.

Как вы думаете, чем занимаются учёные?

Дети: Проводят опыты, что-то изучают.

Воспитатель: Правильно, они изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, одним словом занимаются наукой.

- Мы тоже с вами исследователи.

- Ребята, при проведении экспериментов учёные записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты, и будем записывать результаты наших исследований в карту, которая находится у нас на столах.

- Пройдемте. Встаньте так, чтобы было удобно всем. Мы пришли, чтобы узнать, что важней - монеты или купюры.

1. Эксперимент.

Купюру смять. Монету смять.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Монета лучше. Она не мнётся и не рвется.

Воспитатель: На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент.

Опустить в воду купюру. Опустить в воду монету.

Воспитатель: Что произойдёт? Какой вывод сделаем, что в этом эксперименте выигрывает? Артём, отметь в нашей карте результат.

3. Эксперимент.

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

Дети: Предполагают.

Воспитатель: Возьмите на ладошку монету - подуйте, что происходит с монетой? Теперь купюру – подуйте. Что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче? Вывод: Что выигрывает? Ставим плюсик.

4. Эксперимент.

Возьмите свои кошельки и немного потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?

Дети: Проверяют. Вывод.

Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает? Дети: Ничья.

Воспитатель: А что значит ничья?

Дети: Одинаковое количество плюсиков.

Воспитатель: совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?

Дети: Размышляют.

Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры.

-Молодцы! Вы были самые настоящие исследователи.

Мы носим деньги, монеты и купюры (банкноты в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

А знаете ли вы пословицы и поговорки о деньгах? (ответы детей)

• Копейка рубль бережет.

• Мал золотник, да дорог.

• Уговор дороже денег.

• Скупой платит дважды.

• Долг платежом красен.

• Гроша ломаного не стоит.

• Деньги любят счет.

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы. Просмотр мультфильма.

Воспитатель: Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).

Воспитатель: Девочки и мальчики, а хотите, как ваши родители сходить в магазин, берём кошельки и отправляемся в магазин.

Вставайте все за мной, в магазин мы все пойдем, и продукты приобретем: (идут по кругу)

Хлеба, мяса, молока,

масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)

Все к обеду принесем, (прямо, широко разводят руки)

И гостей мы позовем. (махи руками к себе)

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами в магазине. Поиграем в игру? Что можно купить в магазине?

Если предмет можно купить -хлопните в ладоши. (картинки: машину, телевизор, дом, ковер, ветер, куклу, радуга, яйца, самокат, солнце, лодку, снег, пирог, море, океан.)

А теперь ответьте мне на вопрос что для человека важней,

игрушки или продукты? Ответы детей.

Воспитатель. Конечно же, продукты для человека важней, потому что, без игрушек хоть не так и весело, но человек прожить может, а без продуктов нет.

Поэтому, когда вы ходите в магазин со своими мамами и папами, всегда думайте о том, что важнее для вашей семьи, но прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что такое бюджет? Ответы детей.

Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Какой вы бывает доход?

А расход? Ответы детей.

Все эти полученные деньги мы можем считать - ДОХОДОМ, а вот то, на что мы их тратим - это РАСХОД. В каждой семье есть и доходы, и расходы.

А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доход - расход»:

Я начну читать,  а вы закончите словами: доход или расход:

Папа получил зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграл приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру – расход

Нашли монетку – доход

Купили куклу - расход

Воспитатель: Дети, мы разобрались в споре?

Ответы детей.

Время нашей игры подходит к концу.

Заключительная часть. Анализ НОД

-Что вам понравилось?

-Что для вас было сложным или трудным?

-Что вам далось с легкостью?

-Что нового вы узнали?

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю встать в круг, взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово! Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас!»

Воспитатель: Поиграли мы для вас.

А сейчас уже пора – Ждут нас игры и дела.

Благодарю всех за активное участие. В память о нашей удачной работе, я подарю вам вот эти монеты, вы их заработали!

Министерство образования и науки Республики Бурятия Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Земляничка» п.Саган-Нур»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытая образовательная деятельность по формированию финансовой грамотности у детей в старшей группе № 53 «Весёлые гномики» на тему: «Монета, купюра, пластиковая карта»  

Разработала и провела: Воспитатель первой

 квалификационной категории

Михайлова Оксана

Викторовна

Проверил: Старший воспитатель

Исаева Нина Николаевна

п.Саган-Нур 2021  год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты "Финансовая грамотность дошкольников", "Безопасный интернет"

Буклет - консультация для родителей о формировании правильного отношения детей к деньгам и материальным ценностям.Буклет - памятка для детей и подростков о безопасном использовании интернет-ресурсов....

Формирование финансовой грамотности дошкольников

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.«Всё преимущество име...

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"

Консультация " Финансовая грамотность дошкольников"...

Финансовая грамотность дошкольников (статья)

Длительная социально-коммуникативная игра на формирование финансовой грамотности дошкольников. Предлагаем всем вам ознакомиться с нашим опытом работы....

Выступление на форумах, конференциях по финансовой грамотности дошкольников

Сообщения из опыта работы по финансовой грамотности...