Выступление на форумах, конференциях по финансовой грамотности дошкольников
материал по основам финансовой грамотности

Иванова Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

(МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек»)

Доклад из опыта работы

        «Введение старших дошкольников в социально-экономическую жизнь посредством формирования основ финансовой грамотности»

        Подготовила:

Воспитатель Иванова Светлана Анатольевна

Пыть-Ях,2023 год

«Введение старших дошкольников в социально-экономическую жизнь посредством формирования основ финансовой грамотности»

Мы живём в 21 веке – век информационных технологии. Современные дошкольники – это дети «нового времени», с иным мировоззрением, неординарным мышлением, взаимоотношением к окружающим.

          Детей, точно так же, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. 

           Все дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая первичными экономическими знаниями.

           Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

В нашем саду реализована рабочая программа «Тропинки экономики», по экономическому образованию детей целью, которой является формирование первичных социальных компетенций в сфере финансовой грамотности дошкольников.

В рамках реализации программы была проведена следующая работа:

- обучение воспитателей и педагогов дополнительного образования (курсы повышения квалификации, консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, Педагогический совет по данному направлению),

- повышение педагогических компетенций родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников (педагогическая пропаганда: онлайн консультации, видео материалы, проведённых мастер-классов, открытые занятия, изготовление атрибутов для игровой деятельности),

- развивающая предметно-пространственная среда пополнялась с учётом интересов и мотиваций детей, а также членов их семей, ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность и определяет содержание и организацию образовательной деятельности по экономическому воспитанию с детьми 5-6 и 6-7 лет в условиях кабинета «Экономика» и образовательно-развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. 

Основная образовательная деятельность проводится в кабинете «Экономика» педагогом дополнительного образования. Курс программы рассчитан на два года, для старшей и подготовительной групп и входит в учебный план ДОУ.

           Самостоятельная и совместная деятельность детей с воспитателями проводится в группах в режимные моменты в течение дня. В группах созданы центры экономической грамотности. Для родителей оборудован уголок «Говорим с детьми о финансах».

Воспитатели на занятиях используют элементы финансовой грамотности, интегрируя со всеми образовательными областями.

Организовано взаимодействие с социальными партнёрами города: банк ВБРР, Сбербанк, банк «Открытие».

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение,  экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.).

        Популярной и современной формой работы с родителями и педагогами является мастер-класс.

          Сегодня я вас приглашаю принять участие в мастер-классе «По ступенькам финансовой грамотности». И начнём мы с разминки.  Я начинаю разминку с  загадок-добавлялок и заданием «Вопрос-ответ», а вы вслух и хором можете мне отвечать:

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед (деньги)

- Какое животное всегда при деньгах (свинья)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату).

- Назовите, пожалуйста, профессии, в которых встречается финансовая грамотность. Ответы(бухгалтер, экономист,  кассир, продавец, аудитор)

- С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду? (ответы)

Педагог: Молодцы. Вижу, что вы готовы продолжать работу.

А сейчас мы перейдем к основной части мастер-класса.

Все мы знаем, чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Вы, конечно, догадались, что это реклама.

Слово «реклама» очень древнее, оно означает «кричать», «выкрикивать». Первые рекламные объявления появились в древности. Но поскольку многие люди не умели читать, то их выкрикивали специальные люди — ГЛАШАТАИ.

Простой городской глашатай, как правило, был снабжен колокольчиком или рогом, с помощью которых он и зазывал народ. Слыша звон звонкого бубенца, местные жители поспешали на главную площадь.

- Но время идет, подскажите, как сейчас мы получаем информацию о товаре? (ответы)

- Верно, из рекламы на телевидении, радио, в Интернете, на уличных плакатах, досках с объявлениями. В нашей повседневной жизни мы тоже сталкиваемся с рекламой. Например, воспитатели «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная, сладкая, полезная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая классная игра!». Чтобы правильно прорекламировать товар, нужно сообщить окружающим о том, какими свойствами он обладает и как данный товар может быть полезен людям, решит проблемы, улучшит жизнь.

- Вот и у меня в руках матрешка, которую я хочу вам разрекламировать. Посмотрите на эту деревянную красавицу! Какими яркими красками расписана матрешка! Голубые глазки, румяные щечки, алые губки. На матрешке красный сарафан, желтый платочек. У матрешки есть секрет: стоит вам покрутить ее туловище, как она раскроется и из нее легко достать еще одну, матрешку, поменьше. А в этой матрешке спряталась еще одна! Вот так забава! Чем же она может быть вам полезна? Эта русская народная игрушка обрадует маленького ребенка и взрослого, с ней весело играть. Покупая одну игрушку, вы получаете еще несколько дополнительно, которые не нужно хранить отдельно, а значит, вы их не растеряете. Все игрушки собираются в одну! Матрешка в руке — радость на лице! Уважаемые коллеги, вам понравилась моя реклама матрешки?

Сейчас вам предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента. Я предлагаю вам следующее задание «Рекламный агент».

 Вам нужно будет рассказать о полезных свойствах предметов, которые я вам предложу — почему мы должны выбрать именно их. А также скажите, где бы вы разместили данное рекламное объявление, чтобы его увидели или услышали как можно больше людей?

Педагог раздаёт листы бумаги, фломастеры, предметы для рекламы.

Педагог: Вам даётся 2 минуты.

А пока наши коллеги работают над рекламой своего товара, мы с вами поиграем. А  вы  знаете,  что  практически  в  любой  сказке  есть  экономическая  составляющая. Давайте в этом убедимся.

 Игра «Экономика в сказках»  1. Герой, какой сказки стал жертвой неправильного вложения денег (Буратино «Золотой ключик) 2. Назовите сказку, в которой героиня обменяла кухонную утварь на живой товар (Лисичка со скалочкой)

3. В какой сказке описывается нелегкий путь хлебобулочного изделия до потребителя (Колобок)

4. В какой сказке говорится о том, что мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его братьям («Три поросенка»)

5. В какой сказке умение делать рекламу помогло главному герою отблагодарить за доброту Кот в сапогах»)

 6. В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала? («Курочка Ряба»  7. В какой сказке описывается эффективность коллективного труда? Репка») 8. В какой сказке знание основных законов сельского хозяйства помогли получать доход (Вершки и корешки) 9. Какое сказочное животное умело изготовлять золотые монеты простым ударом копыта? («Золотая антилопа») 10. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход (Морозко, Крошечка – Хаврошечка, Царевна – Лягушка)

Педагог: А сейчас мы выслушаем наших рекламных агентов.

Участники мастер-класса рекламируют свои товары.

Педагог: Молодцы.  Вот и подошёл к концу наш мастер-класс.

Итог: Играйте с детьми в экономику! Помните, что сегодняшние дети – это наше будущее. Я благодарю всех! И желаю стабильного финансового благополучия!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 центр развития ребёнка – детский

«Аленький цветочек»

Сообщение из опыта работы

Проект Мини-музей «История денег»

        

Подготовила: воспитатель:

Светлана Анатольевна Иванова  

                                           Пыть-Ях,2022г.

       Все дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, овладевая первичными экономическими знаниями.

      Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

          Идея создания мини-музея в группе возникла после того, как дети, совершили видео экскурсии по музеям городов России и стали воплощать в сюжетно-ролевых играх свои впечатления и полученные знания, активно проявляли интерес к музейной деятельности, собиранию коллекций.

          Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью интерактивных технологий.

  В ходе совместной работы дошкольники познакомились с историей возникновения денег, изготовлением денег, с городами в которых есть музеи истории денег, правилами поведения в музее; научились понимать и различать такие понятия как галерея, архив, экспонат, экскурсовод и др.; овладели навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности.

 Сформированные умения и навыки помогли воспитанникам совместно с взрослыми создать мини-музеи в группе «История денег», на котором были представлены выставки «Деньги прошлого, настоящего и будущего». Дошкольники получили представление о разнообразии денежных знаков в разных странах, понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека, а также с историей денег, с процессом их преобразования человеком.

  Среди экспонатов были представлены альбомы со старинными и современными и коллекционными монетами, купюрами разных лет и стран, средства обмена вместо денег (крупы, драгоценные камни, мех и др.),

  Дети с интересом всё рассматривали, трогали и изучали экспонаты, внимательно слушали рассказы педагога: «Что такое музей?», «Деньги», «Деньги вчера, сегодня, завтра», Как всё начиналось? (История возникновения денег).

             В группе создан уголок «Юный финансист» здесь вы можете увидеть дидактические и настольные игры по темам:

«Где что продается», «Положи монеты в банк, кошелек, копилку»,

«Что можно и нельзя купить», «Профессии», «В магазин за продуктами», «Семейный бюджет».

            Были подобраны познавательные книги о финансах, художественная литература, энциклопедии, лепбук и альбом «Юный финансист», коллекция мультфильмов которые помогают закрепить знания по различным темам финансовой грамотности. Коллекции денег, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

В свободное время мы с удовольствием играли в сюжетно-ролевые и режиссёрские игры «Магазин», «Супермаркет», «Банк», «Парикмахерская», «Кафе». «Почта».

Игры на банкомате «Алма»: «История возникновения денег», «Где монеты, а где банкноты», «Найди пару. Деньги». «Номинал». «Семейный бюджет», «Магазин: идём за покупками», «Банкомат. Пластиковая карта».

Дети с удовольствием рассматривали коллекции монет и купюр из разных стран.

Совместно с родителями изготавливали дидактические игры,

Организовали выставку рисунков «Копейка рубль бережет», изготовили банкомат «Сбербанк», лепбук «Юный финансист».

Дети с родителями ходили на экскурсии в банк и магазины города, где ребята самостоятельно делали покупки.

Взаимодействовали с банками города «Сбербанк» и «Банк открытия региона», где сотрудники банка охотно предоставили книги «Современные монеты Мира», «Памятные монеты России» и д.р.

Для педагогов ДОУ мы провели открытое занятие «Деньги: Монета. Банкнота. Пластиковая карта».

Представляли свой проект на педагогическом совете ДОУ.

Дети защищали свой проект на V городском конкурсе совместных проектов среди воспитанников и педагогов ДОО «Мои первые открытия» в номинации: «Удивительное рядом» где ребята заняли 1 место.

           Наш проект участвовал в конкурсе учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций ХМАО – Югра, где занял 2 место.

            Проект привлек внимание детей к окружающей действительности, помог обнаружить вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, а родители стали не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

         Задача педагога и родителей не только дать какой-то объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться, т. е. воспитать экономиста.

Итог: Подводя итог проделанной работы, основываясь на личном опыте, мы сделали вывод: благодаря грамотно спланированной, четко организованной работе, мы добились  позитивных результатов в деле экономического образования наших дошкольников.

Планируем в дальнейшем продолжить работу по обучению детей основам финансовой грамотности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 центр развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Семинар для педагогов

«Экономическое воспитание дошкольников»

Доклад: «Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников»

Подготовила:

воспитатель Иванова С.А.

Пыть-Ях

«Подбираем игры по финансовой грамотности для дошкольников»

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста через дидактические игры.

Ход семинара - практикума:

Воспитатель: Доброй день, уважаемые коллеги! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной и пройдет с пользой.

- Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.

«Шуточные вопросы»:

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- Какое животное всегда при деньгах?

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

- Молодцы!

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Ведь малыши, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя детского сада — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

В качестве средства формирования основ экономической культуры необходимо использовали дидактические игры.

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний.

Предлагаю вашему вниманию примерные дидактические игры и материал для уголка финансовой грамотности:

1.Энциклопедия для малышей «Откуда берутся деньги?»

На примере поучительных историй о зайце, который организовал производство морковки, ребенок получит первые знания об экономике. А с помощью практических заданий он освоит навыки ведения бизнеса.

2.Настольный макет «Мой магазин», «Мини магазин»

3.  Альбом на липучках «Юный финансист»

Цель: дать базовые знания о потребностях, благах, семейных доходах и расходах, свойствах и функциях денег; расширять представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди; формировать у воспитанников навыки планирования семейного бюджета и его значимости.

  4.  д/и «В магазин за покупками»

Цель: упражнять детей в классификации предметов по признаку; закреплять.

Формирование представлений детей о профессии продавца магазина; расширять знания детей о разновидностях магазинов и товаров, приобретаемых в них.

5. д/и «Что можно, а что нельзя купить»

Цель: дать понятие о том, что не всё можно приобрести за деньги.

6. д/и «Назови монетку»

Цель: закрепить знание детей о достоинствах монет. Развивать речь.

7.д/и «Какие бывают доходы?»

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; упражнять в самостоятельном определении видов доходов (основные, дополнительные).

 8. д/и «Копилка»

Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.

9.д/и «Где что продается»

Цель: Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

10.д/и «Банк»

Цель: на конкретном примере показать детям, что такое банк, для чего он существует, его назначение; рассказать о работе служащих банка; дать понятие о том, что именно банк – надежное хранилище наших денежных средств; расширять знания детей о банке, как об одном из средств экономики.

11.д/и «Назови профессии»

Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.

12.д/и «Дешевле – дороже»

Цель: развивать у детей умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент товаров по цене, развивать самостоятельность в принятии решения о покупке.

13.д/и «Положи монеты в банк, копилку, кошелек»»

Цель: Формировать умение детей считать монеты. Дать понятие о накоплении денежных средств.

14. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет: «Кто кем работает», «Разложи товар», Умелые руки», «Не ошибитесь», « Мы художники», «Что важнее», «Школа банкиров», «Магазин», «Размен», «Услуги и товары», «Мини-банк», «Совместные покупки», « Самостоятельная покупка», «Таблица расходов», «Какие бывают доходы», «Товарный поезд», «Что и когда лучше продавать», «Домино», «Что дешевле», Назови монету», «Кому что подарим», «Какое слово лишнее», «Наоборот», «Продолжи предложение»

15. Консультация для родителей «Экономика в жизни дошкольников»

16. Картотека «Сказки по экономическому воспитанию»

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. (Привести примеры)

Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития».

Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и с взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе работы по финансовой грамотности дидактические игры включаются в содержание занятий и проводятся вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создаются необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса используются разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Игра с педагогами «Яблоко-груша»

Цель: научить считать деньги и ресурсы.

Необходимые материалы: бумага, карандаши, ножницы.

Предложите ребенку нарисовать на одной стороне бумаги грушу. Когда

рисунок закончен, предложите нарисовать на оборотной стороне листа

Когда завершены оба рисунка, дайте ребенку в руки ножницы и

попросите вырезать для вас и грушу, и яблоко. Увидев замешательство,

объясните, что, конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и

если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее

распланировать место на бумаге.

Так и с деньгами: их нужно планировать заранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на педагогическом совете «Пути формирование финансовой грамотности дошкольника»

Что мы понимаем под финансовой грамотностью для дошкольников?Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ...

Выступление на общем родительском собрании по теме: «Финансовая грамотность – дошкольникам»Современное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители. Поэтому уже сейч

Современное общество диктует свои правила. Подрастающее поколение будет жить в гораздо более продвинутом и «скоростном» мире, чем жили их родители. Поэтому уже сейчас нам с вами  необ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дидактическая игра «Рюкзачок финансовая грамотность»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемо...

Выступление из опыта работы: «Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством сказок».

В  Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. С экономикой сталкивается любой чел...

Выступление на окружном совещании по финансовой грамотности

Окружное совещание по финансовой грамотности...