Семинар для педагогов ДОУ «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Репина Елена Викторовна

Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных к школе групп детского сада.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_dou.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

       Семинар для педагогов ДОУ «Формирование основ финансовой  грамотности у детей старшего дошкольного возраста» 

      Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить и т.д. Поэтому проблема финансового воспитания детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья».

      Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово – грамотного человека. Так же следует понимать, что формируется не финансовая грамотность, а финансовая культура ребенка, т.е. закладываются индивидуальные особенности восприятия финансового мира.

       Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательной деятельности. Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а так же заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

      Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Надо закладывать основы финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребенка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям, понимание о взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически – культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека. Но прежде чем формировать основы финансовой грамотности надо поставить перед собой и детьми цель и задачи. 

       Цель: формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей старших и подготовительных к школе групп детского сада.

      Чтобы добиться поставленной цели надо решить ряд задач:

Образовательные: 

- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (как результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

 - сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

 - подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;

- обогащать словарный запас и познакомить с понятиями – трудиться, работать, зарабатывать, деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, откладывать, копить, сберегать, одалживать, занимать, отдавать, возвращать, планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Воспитательные:

- активизировать коммуникативную деятельность детей;

 - стимулировать интерес к изучению мира финансов;

- формировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотности;

 - способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;

- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.

        Вся работа по формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста строиться по направлениям развития или образовательным областям: «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие».

                                              Формы и методы

       Так же нужно предусмотреть следующие формы и методы работы с детьми в направлении формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности:

- игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приемы, интерактивные театральные мини - постановки);

- словесные (беседы, объяснения, рассуждения, рассказы, чтение с обсуждением прочитанного, пояснения);

 - наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, картин и иллюстраций);

- практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование).

         Но базовой формой и методом является игра. Ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать различные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные, семейные, дидактические. В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослыми, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь. Знания и навыки, приобретенные в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

                                                       Темы

         Для формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста можно предложить изучение таких тем:

  1. Без труда нет жизни на земле:

 Труд – основа жизни,

 Работать и зарабатывать,

 Все работы хороши - выбирай на вкус,

 Трудолюбие и лень,

 Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  1. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны:

  Как придумали деньги,

  Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся,

  Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка,

  Где живут деньги.

  1. Покупаем, продаем, обмениваем:

 Потребности и желания,

 Где покупают и продают разные товары,

 Стоимость и цена товара,

 Выгодно – невыгодно,

 Русская ярмарка.

  1. Тратим разумно, сберегаем и экономим:

 Тратим разумно, экономим,

 Копим и сберегаем,

 Мишкина копилка,

 День рождения.

  1. Учимся занимать и отдавать долги:

  Занимаем и одалживаем,

  Долги,

  Заплатить долг скорее, жить будет веселее,

  Долг платежом красен.

  1. Учимся планировать:

 Все по плану,

 Ставим цели,

 Сделал дело – гуляй смело,

 Как помогает план человеку в жизни.

  1. Богатство и бедность:

 Хочу купить все,

 Наше богатство,

  Жадность и щедрость.

                                  Работа с родителями

        Для достижения единства целей и задач воспитания детей старшего дошкольного возраста надо предусмотреть взаимодействие детского сада и семьи. Нужно активно приобщать родителей к образовательной деятельности по формированию финансовой культуры и овладения финансовой грамотности детей через организацию различных форм взаимодействия:

- Единое образовательное пространство (родительский клуб, лекции, семинары, беседы, папки – передвижки, проекты, пособия для родителей, семейные конкурсы, встречи с интересными людьми, выставки, ярмарки);

 - Широкое информационное поле (консультации, тематические памятки, альбомы, стенды, создание странички на сайте ДОУ);

- Создание условий (помощь родителей в создании развивающей предметно – пространственной среды);

- Наблюдение и контроль (анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы, родительская почта).

                                                   Мониторинг

         Прежде чем формировать основы финансовой грамотности, необходимо понять, какие знания и умения на начальном этапе есть у детей старшего дошкольного возраста. Для этого надо провести мониторинг знаний основ финансовой грамотности детей. В связи с этим разрабатывается для детей ряд заданий:

- Задание 1. Выбери, что тебе больше нравится. Цель: выявить интерес детей к экономике.

- Задание 2. Расскажи, что случилось? Цель: Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

- Задание 3. Продолжи предложение. Цель: проверить умение детей завершать предложение по смыслу, используя термины экономики.

- Задание 4. Что необходимо человеку для жизни? Цель: определить уровень понимания понятия «потребности».

- Задание 5. Что означают цифры рядом с товаром? Цель: определить уровень элементарных знаний о товарно-денежных отношениях.

- Задание 6. Расскажи, откуда появился хлеб? Цель: выявить представления у детей о производстве товара.

- Задание 7. Расскажи, кто такой экономный? Цель: выявить уровень понимания понятия «экономия в быту».

- Задание 8. Расскажи, в какой семье расходов будет больше? Цель: выявить уровень понимания понятия «расходы».

- Задание 9. Дороже-дешевле. Цель: выявить уровень понимания понятий «дороже» и «дешевле».

- Задание 10. Польза труда. Цель: выявить уровень понимания связи труд – продукты труда.

                                     Ожидаемые результаты

       И на заключительном этапе провести итоговый мониторинг знаний и умений детей для определения динамики развития и дальнейшего планирования работы с детьми в направлении формирования основ финансовой грамотности. Ожидаемые результаты по окончании реализации проекта «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»:

     Личностные результаты:

     Дошкольник сможет:

- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;

- четко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;

- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

- понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

          Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и бережно относиться к ним;

 - научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребенку вещи (игрушки, канцтовары и пр.);

- заложить нравственно – эстетические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться), которые в будущем будут способствовать управлению личными финансами.

         Работая по данной теме, можно с уверенностью сказать, что тема актуальна, своевременна и, несомненно, интересна. Практическая апробация этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее. Это позволит подготовить ребенка к реалиям современного рынка – товарно- денежных отношений, сформирует у него правильные ориентиры в экономических явлениях.

                           Список используемой литературы:

1. Стахович, Л.В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 32 с. 2. Стахович, Л.В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольника» – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с. 3. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ОБЖ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА С УЧЕТОМ ВСЕХ ПРИНЦИПОВ.РАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ И СОСТАВЛЕН ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ.В КА...

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...