Денежное дерево
план-конспект урока по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Алишихова Умуят Хасаевна

Денежное дерево

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл denezhnaya_istoriya.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

                               Сургутский государственный университет

                    Региональный ресурсный центр повышения уровня

                            финансовой грамотности населения ХМАО

                           Технологическая карта практического занятия

                               Алишихова Умуят Хасаевна

Образовательная организация

 «Детский сад №5 «Крепыш»

Возрастная категория

5-6 лет

Вид занятия

тематическое

Тема

«Денежная история»,

Формируемые знания, умения, навыки

Формирование и закрепление у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений. Помочь осознать старшим дошкольникам взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги и стоимость»

Ожидаемые результаты

Дети смогут составлять бюджет исходя из полученных средств. А также совершать покупки.

Цель

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Учебные задачи

Научить понимать назначение денег;

-дать детям представление о денежной единице;

-показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег;

-совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 5 рублей более мелкими монетами;

Образовательные технологии

Социально-коммуникативные технологии, здоровье сберегающие

Методы и приемы работы с информацией

Беседа, сюрпризный момент, решение проблемной ситуации.

Общее время занятия

25минут

Материалы оборудование

мультимедийное оборудование, презентация «Денежная история», «Как делают деньги», наборы одинаковых предметов на каждого ребенка (муляжи продуктов, овощей, фруктов, камешки, ракушки, зерна, орехи и т. д., денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, игрушечные касса и банкомат.

 

                                               

Конспект занятия по финансовой грамотности «Денежная история»

Этап занятия

Содержание деятельности

Время

1

Организационный этап

Приветствие

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

   

    1

минуты

2

4

     

  Основной этап

     

           Разминка

Заключительный этап

Сюрпризный момент

Ребята, детский сад пришло письмо. Без обратного адреса, от кого не известно. Но зато есть загадка, отгадав которую мы узнаем автора этого письма.

Загадка

В кошелёк мы их кладём.

С ними в магазин идём.           (Деньги)

-Ребята, это письмо от жителей Денежной страны, Монеток и Рубликов. Они пишут, что им грустно от того, что они не знают историю своего происхождения. У людей, пишут они, есть своя история, у вещей тоже есть история происхождения. Жители Денежной страны хотели узнать и записать свою, денежную историю. Они хотели бы выяснить, когда появились первые деньги, какие они были, как менялись со временем, как ими пользовались в старину.

-Может, мы с вами попытаемся им помочь? (положительные ответы детей).

Сами узнаем историю происхождения денег, запишем её на диктофон и отправим жителям Денежной страны.

   2

минуты

  1. Беседа с детьми о деньгах.
  2. Но для начала, нам надо выяснить, что мы вообще знаем про деньги.

-Что же такое деньги? Выслушать ответы детей.

-Давайте присядем на стульчики и посмотрим на экран 

В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик» Буратино закопал монеты в ямку, полил водой, сказал волшебные слова и стал ждать чуда.

-Какого чуда он ждал? (ждал, что вырастет дерево, усыпанное золотыми монетами). Слайд 2.

- А вы как думаете, откуда берутся деньги? (выслушать ответы детей).

Их платят взрослым людям за работу – заработная плата за труд (слайд 3,4).

-Внимание на экран. Здесь представлены люди разных профессий. Назовите сначала любую профессию из представленных, затем скажите, за что человек данной профессии получает заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за обучение и воспитание детей. Высказывания детей.

-А теперь мы немного отдохнем, а заодно посмотрим, куда люди в первую очередь должны потратить заработанные деньги.

«Будем денежки считать»

-Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

-Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

-Один и два – оплатим дом (из сжатого кулачка отгибаем мизинец и безымянный,

-Дом, в котором мы живём.-Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец,

-На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

-Ну, а пятую (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышко кошелька! (спрятать большой палей в кулак, согнув все пальцы).

 

-Вот мы с вами немного разобрались, откуда берутся и на что тратятся деньги.

-А для того чтобы узнать историю денег, нам надо переместиться в прошлое на машине времени.

-Закрывайте глаза – отправляемся

Открываем глаза (слайд 6).

Рассказ воспитателя.

Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот.

 И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен).

Раз мы с вами попали в прошлое, давайте попробуем осуществить натуральный обмен. Возьмите каждый по одному виду продуктов или вещей и попробуйте обменять их у другого на то, чего у вас нет.

Общая игра-упражнение «Обмен». Подвести итоги «Обмена».

Присаживайтесь на стульчики, наше путешествие продолжается.

В старину одного быка можно было обменять на 2-3 топора.

- Вот представьте, идете вы на рынок за овощами или посудой, вам надо с собой вести быка, свинью или овцу.

Первые деньги – домашний скот: крупный рогатый скот – быки. Коровы, овцы, свиньи. Чем больше у человека быков, тем он богаче. (слайд 7)

-Как вы думаете, такие деньги были удобными? (ответы детей).

-Конечно, такие деньги были неудобными, потому что их нельзя положить в мешочек, в карман, спрятать за пазуху. Наши предки стали использовать в качестве денег более мелкие предметы: камешки, ракушки. (слайд8)

На Руси первые деньги – это шкурки животных. (слайд9).

Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. (12, 13,14. слайды)

На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. (13 слайд)

- От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно.

Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае (слайд 15).

В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «катеньки»(16 слайд)

На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи (17слайд).

Давайте вернемся на машине времени в наше время и поговорим о современных деньгах. (17 слайд)

Какими деньгами пользуются современные люди? 

-Назовите виды денег. Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.

А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете? (18 слайд)

- Подойдите к столу и рассмотрим настоящие деньги. Дети рассматривают, трогают деньги.

-Монеты, какого достоинства здесь лежат? (ответы детей)

-Посмотрите на купюры. Самая старшая из них банкнота, достоинством 10 рублей.

Монетки можно не только рассматривать, с ними можно ещё и заниматься.

Задания с монетками: разменяйте монету достоинством 5 рублей более мелкими монетами – рублями несколькими способами.

-Расскажите, как можно разменять монету достоинством 5 рублей мелкими монетами.

Ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же производят деньги?

-Пройдемте к экрану и выясним это.

А монеты изготавливают на заводах.

Я предлагаю посмотреть мультфильм из серии Фикси-советы «Как делают деньги».

Просмотр мультфильма.

Ребята, мы с вами знаем, что на деньги можно купить очень многое, но далеко не все. Я предлагаю вам поиграть: я буду называть слова – если это можно купить – хлопайте, нельзя – топайте.

Общая игра «Что нельзя купить за деньги»

-книга

-конфеты

-ум

-машина

-планшет

-вежливость

-компьютер

-семья

-здоровье

-дружба

То, что нельзя купить за деньги – это самое дорогое, самое большое богатство человека, которое мы должны беречь.

 7минут

   2

минуты

 10

минуты

Рефлексия

Заключительная часть

-Ребята, а помните ли вы, как мы должны были помочь жителям Денежной страны. Правильно, мы должны были узнать и сообщить им о прошлые и настоящие деньги, то есть об истории денег. Давайте ваш рассказ запишем на диктофон, и затем отправим им. Высказывания детей.

-Молодцы, вы очень подробно рассказали денежную историю. Наверное, жители страны будут довольны и из ваших рассказов составят свою собственную денежную историю.

     3

минуты

 Используемая литература: 1.А.П.Горяев, В.В. Чумаченко «Основы финансовой грамотности, Методические рекомендации,2018

2.А.Д.ШатоваМ-Вента-Граф, 2015 «Тропинка в экономику», программа, методические рекомендации: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет

3.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачатье денежной гармонии

Как вы думаете, когда в человеке закладываются основы денежной гармонии? «Что за вопрос, конечно, в детские годы!», — ответите вы, и будете совершенно правы. Но вряд ли вы сразу догадаетесь, что...

Отчет. «Об утверждении Комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся в государственных образователь

На основании распоряжения Комитета по образованию № 1675-р от 23.07.2013 «Об утверждении Комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей (законных...

Презентация "Деньги. Денежные знаки"

В презентации представлен материал к занятию по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей возникновения денег и современными денежными знаками....

Викторина в режиме онлайн «Денежные профессии»

Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста   о рыночной экономике и ее закономерностях, расширять социальные представления о современном обществе и денежных профессиях...

Мастер - класс " Денежное деревце" из бисера.

Для работы понадобятся: Золотой бисер; Золотые или бронзовые монетки, можно 1- и 5-копеечные монетки; Медная или цветная проволока; Алебастр; Клей ПВА; Клей-пистолет; Зеленые пластиковые или сте...

Конспект занятия "Денежные отношения"

Занятие по  познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Денежные отношения»...

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию «Денежное дерево» для детей 6-7 лет с использованием техники «Фроттаж»

Что такое "Фроттаж"? Это нехитрое, но очень интересное развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом, таким способом обрисовывали ...