Кружок по "Финансовой грамотности"
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Азрапкина Наталья Владимировна

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

Программа кружка «Занимательные финансы» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_finansovaya_gramotnost.docx39.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад Стрежевой» СП «Росинка» (корпус «Рябинушка»)

 

ПЛАН КРУЖКА

по формированию финансовой грамотности

«Занимательные финансы»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Руководитель: Азрапкина Н.В.

Стрежевой 2022 – 2023 г.

 

Актуальность

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

Программа кружка «Занимательные финансы» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы—дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

 

 

 

Цель и задачи программы

Цель:  

раскрытие ребенку окружающего его предметного мира как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей.

Задачи:

Обучающие задачи:

сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;

дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»;о производителях товаров и услуг;

расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок»,

«спрос», «предложение», «цена», «заработная плата»;

создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;

познакомить детей с экономическим и терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;

заложить основы экономического образа мышления у ребенка –дошкольника. Развивающие задачи:

развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность. Воспитательные задачи:

воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту.

Основные принципы работы:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • Комплексный подход при разработке занятий,
  • Вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • Систематичность и последовательность занятий;
  • Наглядность;
  • Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат 

В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • Финансы – это интересно и увлекательно.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

1.Преобладает игровой метод обучения.

2.Использование специализированной литературы в обучении.

3.Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.

4.Создание ситуации успеха.

5.Организация различных видов стимулирования. Сроки реализации программы: 3 года.

Режим занятий –2 раза в месяц Время проведения: вторая половина дня Формы проведения:

подгрупповая, индивидуальная и коллективная. Формы работы 

  • Беседы.
  • Непосредственно – образовательная деятельность.
  • Дидактические игры.
  • Моделирование ситуаций – тренингов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации. 

 

 

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка -дошкольника.  

Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог –ребенок –родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;

изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного

воспитания;

вооружение родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана наследующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;

сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

опора на положительный опыт семейного воспитания. Формы работы с родителями:

родительские собрания на социально-экономические темы;

открытые показы воспитательно -образовательного процесса;

вечера вопросов и ответов;

проведение совместных учебных мероприятий;

индивидуальная работа;

наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, выставки детских работ и дидактических игр; экскурсии.

Список используемой литературы:

  1. Антонова Ю.Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с.: ил. 
  2. Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. А. М. Виноградовой. М. - 1989.-159 с. 
  3. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М.:ТЦ Сфера, 1994.-157 с. 
  4. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье. М. - 1989.-137 с.
  5. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику:

Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с. 

  1. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2006.-88 с. 
  2. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16 
  3. Ульева Е. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.

9.Страхович Л.В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений/Л.В.Страхович, Е.В.Семенкова, Л.Ю.Рыжаковская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников» -М.:ВИТА-ПРЕСС,2019-

80с.

  1. Стахович, Л.В. С78 Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.
  2. Поварницина Г.П. ,Киселева Ю.А.Финансовая грамотность дошкольника.
  3. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. –с. 128.

Интернет-ресурсы: www.cbr.ru —официальный сайт Банка России fincult.info—сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф —официальный сайт Министерства образования и науки РоссийскойФедерации 

Ваши финансы.рф —сайт национальной программы повышения финансовой грамотностиграждан «Дружи с финансами»

Электронные ресурсы для педагогов:

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www. festival.1september.ru , свободный. -Загл. с экрана.
  2. Дети и деньги [Электронный ресурс]. –Режим доступа:www.fsmcapi tal.ru/uspeh/mykinder.shtml, свободный. -Загл. с экрана.
  3. Ребенок и его мир [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://worldofchildren.ru/, свободный. -Загл. с экрана.
  4. Интеллектуальный клуб [Электронный ресурс]. -Режим доступа:

www.klubkontakt.net/ , свободный. -Загл. с экрана.

  1. Подготовка к школе [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vscolu.ru/, свободный. -Загл. с экрана.
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-finansovoi-gramotnosti.html. 

7.https://www.maam.ru/detskijsad/samobrazovanie-v-dou-finansovaja-gramotnostdoshkolnikov.html 

  

 

 

 

 Календарно-тематическое планирование

1 год – дошкольный возраст 5-6 лет

1 блок – Без труда нет жизни на земле

Сентябрь

1 занятие

Беседа «Всех профессий на свете не счесть»

Цель: Создать условия для положительной мотивации к изучению финансовой грамотности, обобщению знаний о труде взрослых.

Д\И: «Продукты труда – наши добрые дела».

Цель: Научить детей устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий.

Чтение

Заходер «Строите ли»

Цель: расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку.

2 занятие

Беседа: «Профессии разные нужны».

Цель: Систематизировать знания детей о мире профессий, научить устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека.

Д\И «Что нужно для работы?».

Цель: уточнить знания детей о профессиях, воспитывать любознательность и уважение к труду.

Октябрь

3 занятие

Беседа: «Профессии наших родителей».

Цель: Познакомить с профессиями родителей детей группы, с профессиональными династиями семей.

Д\И: «Самая нужная профессия».

Цель: Показать необходимость разных профессий в жизни людей, их ценность для общества.

Д\И: «Все работы хороши».

Цель: закрепить знания детей о профессии, пополнить их новыми сведениями, воспитывать любознательность.

4 занятие

Д\И: «Мамина профессия».

Цель: Расширить словарный запас детей названиями профессий мужского и женского рода.

Рассматривание альбома: «Труд – всему голова».

Цель: Воспитывать заботливое и уважительное отношение к людям, умеющих хорошо и честно трудиться.

Ноябрь

6 занятие

Беседа: «Современные профессии».

Цель: дать детям первоначальные представления о современных профессиях: бизнесмен, визажист, дизайнер, маркетолог, менеджер, программист, охранник, телеведущий, рекламный агент и т. д.

Рассматривание альбома: «Современные профессии».

Цель: закрепить представления детей о современных профессиях.

7 занятие

Беседа: «Наш город любит трудиться».

Цель: систематизировать знания детей о многообразии трудовой деятельности родного города.

Сюжетно-ролевая игра: «Я - медсестра».

Цель: расширять знания детей о профессиях, продолжать учить правильно называть трудовые действия и орудия труда. Воспитывать уважение к трудовому человеку.

Декабрь

8 занятие

Беседа: «Всякая вещь трудом создана».

Цель: подвести детей к выводу о том, что все вещи рукотворны, в них вложен огромный труд, поэтому их надо беречь.

Д\И: «Все работы хороши».

Цель: закрепить знания детей о профессии, пополнить их новыми сведениями, воспитывать любознательность.

9 занятие

Д\И: «12 поваров».

Цель: закрепить умение определять профессию по внешнему виду, воспитывать познавательный интерес.

Д\И: «Хорошо - плохо».

Цель: развивать мышление, умение видеть

положительные и отрицательные качества, воспитывать самостоятельность.

2 блок – Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

Январь

10 занятие

Беседа: «Где можно заработать деньги».

Цель: воспитывать уважение к людям, стремящихся честно зарабатывать деньги.

Просмотр мультфильма: «Уроки совы - Что такое деньги».

Цель: Дать детям элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость.

Чтение и обсуждение сказок о деньгах:

Цель: воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.

народных и авторских.

11 занятие

Беседа: «Понятие о деньгах.

Путешествие в прошлое денег».

Цель: Познакомить с понятиями «деньги», «монеты», «купюры». Рассказать о происхождении денег и слова «рубль». Познакомить со старинными монетами и купюрами нашей страны, объяснить, что в обращении их использовать нельзя.

Д\И: «Изобретаем деньги будущего».

Цель: закрепить представления детей о денежных знаках, поощрять проявление творчества и фантазии.

12 занятие

Беседа: «Денежны е знаки разных стран».

Цель: Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию.

Д\И: «Товары и услуги».

Цель: учить детей группировать потребности по категориям (товары и услуги).

Февраль

13 занятие

Д\И: «Три дорожки».

Цель: расширять представления детей о разнообразии стран, их денежных знаках.

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин»

Цель: Подвести к выводу о важности всех профессий и уважительном отношении к людям любых профессий.

14 занятие

Д\И: «Что сегодня я куплю».

Цель: Закрепить понимание детьми того, что является товаром, а что не продается и не покупается.

Чтение сказок: «Муха-

Цокотуха», И. Галлиев «Три копейки за покупку».

Цель: Подвести к выводу о том, что любой товар имеет свою цену.

Март

15 занятие

Беседа: «Сколько заработал – столько и купил».

Цель: учить детей делать покупку с

учетом «заработанных» денег, соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации.

Беседа: размышление: «Чего нельзя купить за деньги».

Цель: начать разговор о том, что не все в мире продается и покупается.

16 занятие

Беседа: «Состав семейного бюджета».

Цель: Познакомить детей с составляющими семейного бюджета. Расширить словарный запас детей

понятиями «бюджет», «доход», «пенсия», «стипендия»,  

«детское пособие». Закрепить понятия «деньги», «зарплата».

Д\И: «Какие бывают доходы?».

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах, упражнять в самостоятельном определении видов доходов.

Апрель

17 занятие

Беседа: «Бюджет моей семьи».

Цель: применять и конкретизировать приобретенные знания о семейном бюджете каждым

ребенком группы при составлении бюджета своей семьи.

Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал».

Цель: различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.

18 занятие

Беседа: «Какие у нас потребности?».

Цель: познакомить детей с понятием «потребности» и видами потребностей по признакам.

Д\И: «Ты сегодня папа и получил зарплату».

Цель: упражнять детей в планировании расходов семейного бюджета, уточнить представления о границах финансовых возможностях семьи, ее достатке и примерном уровне соответственно семейному бюджету.

Май

19 занятие

Беседа: «Дом, в котором живут деньги»

Цель: познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

Сюжетно-ролевая игра: «Банк».

Цель: познакомить детей с деятельностью банка, его основными функциями.

20 занятие

Беседа: «Хороший хозяин».

Цель: разъяснить детям, кого называют хорошим хозяином в семье (того, кто умеет правильно распределять семейный бюджет».

Чтение и обсуждение сказки: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель: закрепить виды потребностей; взаимосвязь потребностей и возможностей.

Итоговое занятие

Викторина «Кем создана вещь?».

Цель: прививать интерес к миру профессий через игры соревновательного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия и термины по экономике

Деньги -это средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости.

Банк-финансово-кредитная организация, производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам.

Банкир-управляющий или владелец банка.

Доход-деньги, которые получает отдельный человек, предприятие или государство в результате какой-либо деятельности.

Расход-деньги, которые нужны для того, чтобы оплатить услуги или купить товары.

Потребность-то, что нам необходимо и что хотелось бы иметь.

Предложение-количество и качество предлагаемых товаров и услуг.

Реклама-информация (обобщение)о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю-сделать нужную покупку

Семейный бюджет-распределение доходов и расходов в семье.

Зарплата (заработная плата) -деньги, получаемые за работу.

Цена -денежное выражение стоимости товара или услуги.

Бартер-прямой обмен одних товаров и услуг на другие без использования денег.

Заработная плата-это цена работы по производству товаров и услуг.

Цена -некоторое количество денег, которое люди платят за ту или иную единицу товара или услуг. Цена устанавливается в результате сбалансированности между спросом и предложением.

Рынок-обмен товарами и услугами между продавцами и покупателям.

 

 

 

 

 

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы анкеты

«Мой ребенок и финансовая грамота»

 

Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

 

  • считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
  • положительно;
  • отрицательно;
  • не готов оценить значимость курса.

 

Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

 

  • до 3-х лет;
  • в старшем дошкольном возрасте;
  • в школе;
  • не вижу необходимости в таком обучении.

 

Знает ли ваш ребёнок, что такое экономика?

  • Да
  • Нет

Нужно ли детей знакомить с экономикой?

  • Да.
  • - Нет.

Прививаете ли вы ребёнку первоначальные экономические навыки в быту?

  • Да
  • Нет

Знает ли ваш ребёнок, что такое потребности? 

  • Да
  • Нет

Знает ли Ваш ребенок о деньгах (что такое «деньги», какие они бывают (например, копейки, рубли), откуда берутся деньги, кто их зарабатывает в вашей семье и т.п.?  

  • Да
  • Нет.

 

Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

  • - Да
  • Нет.

 

Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

  • Положительно.
  • Отрицательно.

 

Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

  • Да.
  • Нет.

Даете ли Вы ребенку деньги (например, чтобы он расплатился в магазине или, чтобы мог самостоятельно что-то купить)?

  • Да
  • Нет.

 

Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

  • Да.
  • Нет.

 

Как ребенок относится к труду?

  • Охотно принимается за дело.
  • Неохотно принимается за дело.

 

Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

  • Да.
  • Нет.

 

Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?

  • Да.
  • Нет.

 

Знают ли дети профессии родителей?

  • Да.

  • Нет.

 

Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?    

  • Да
  • Нет.

 

Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

  • Да.
  • Нет.

 

Формируете ли вы у ребенка основы финансовой грамотности? (Например, объясняете ему, что не можете купить слишком дорогую игрушку, или что родители ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги)?  

  • Да
  • Нет.

 

Считаете ли вы необходимым привитие ребенку основ финансовой грамотности? Если нет, то почему?

  • Да.
  •  Нет.

 

Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

 

  • готовы;
  • не готовы;
  • возможно.

 

 

Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Финансовая грамотность дошкольников!"

На занятиях кружка дети знакомятся с финансовой грамотностью в процессе разнообразных видах деятельности. Воспитывается уважительное отношение к деньгам....

Кружок "Ступеньки грамотности" (подготовка руки к письму)

   Письмо - сложный координационный навык, требущий слаженной работы мыщц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.     Подготовка к письму - дин из...

Кружок ,,Финансовая грамотность"

Кружок ,,Финансовая грамотность" творчески используют в игре полученные знания о финансовых понятиях. Учатся согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников....

Кружок ,,Финансовая грамотность".

Проводится кружок ,,Финансовая грамотность". Дети знакомятся с первичными финансовыми и экономическими представлениями,обогащают словарный запас понятиями, соответствующими их возрасту....

Кружок "Финансовая грамотность" подготовительная группа

Кружок "Финансовая грамотность" подготовительная группа...

Обучающий кружок "Финансовая грамотность"

С детьми на очередном занятии по обучению финансовой грамотности, познакомились с банкоматом и его функциями. С семейным бюджетом, доходы - расходы....

Кружок "Компьютерная грамотность для дошколят"

          В последнее время происходит глобальное внедрение информационно-компьютерные технологии (в дальнейшем ИКТ). Наряду с учебными заведениями ИКТ довольно быстро ...