Кружок "Компьютерная грамотность для дошколят"
методическая разработка (подготовительная группа)

Айкашева Анна Андреевна

            В последнее время происходит глобальное внедрение информационно-компьютерные технологии (в дальнейшем ИКТ). Наряду с учебными заведениями ИКТ довольно быстро внедрили и в школу, а между школой и детскими садами наблюдается прямая преемственность, следовательно, необходимо внедрять ИКТ  и в ДОУ.

В связи с этим появилась проблема: педагоги не владеют достаточными знаниями в области ИКТ и в следствии не умеют использовать этот вид технологий в образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhokpo_komp_yuternoj_gramotnosti.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Общие положения.

1.1 Пояснительная записка.

            В последнее время происходит глобальное внедрение информационно-компьютерные технологии (в дальнейшем ИКТ). Наряду с учебными заведениями ИКТ довольно быстро внедрили и в школу, а между школой и детскими садами наблюдается прямая преемственность, следовательно, необходимо внедрять ИКТ  и в ДОУ.

В связи с этим появилась проблема: педагоги не владеют достаточными знаниями в области ИКТ и в следствии не умеют использовать этот вид технологий в образовательной деятельности.

Так как современные дети воспринимают компьютер как обыденность, им уже не очень интересны обычные занятия. Приходиться внедрять различные новшества. Тот воспитатель, который использует ИКТ на занятиях, делает образовательную деятельность более интересной, занимательной и доступной для воспитанника.

В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе. Решать задачи разной сложности помогает компьютер. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Компьютерная грамотность становится сейчас, необходима каждому человеку. Воспитание правильного отношения к техническим устройствам в первую очередь приходится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования.

Также для успешной подготовки к школе необходимо дать ребёнку основные знания компьютера. Так как в школе ребёнок столкнётся с вычислительной техникой. Поэтому я считаю, что необходимо заранее подготовить ребёнка к взаимодействию с ИКТ.

Школьный курс информатики ставит одной из своих задач формирование навыков работы на компьютере и освоение популярных компьютерных технологий, самое главное для эффективного применения компьютера – это развитое логическое, алгоритмическое и системное мышление. Но если навыки работы на компьютере с конкретными прикладными программами можно приобрести и в старшей школе, то опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. Поэтому и возникла необходимость в создании кружковой работы по компьютерной грамотности.

Эта разработка составлена по основным критериям (разделами) ИКТ. Срок реализации 1 год. Основа взята из программы по информатике и включает в себя авторскую наработку «Путешествие в компьютерную страну» и А.В. Горячева, Н.В. Ключ «Программа подготовки дошкольников к информатике», конспекты к данной программе возможно брать с книги «Дошколенок + компьютер» Л.А. Котч.

           В данной программе также предоставлена работа с родителями и мониторинг детей вначале и конце обучения.

1.2 Цель и задачи

Цель:

1.        Обучить дошкольников основам компьютерной грамотности.

2.        Расширить кругозор знаний об ИКТ.

3.        Научить пользоваться компьютером.

4.    Формирование мотивационной, операционной и интеллектуальной готовности ребёнка к использованию ИКТ.

Задачи:

  • Формирование знаний, умений и понятия о компьютерной грамотности.
  • Воспитание бережного и аккуратного отношения к технике.
  • Закрепить навыки ЗОЖ.
  • Развитие внимания, усидчивости, творчества, логического мышления, понятия, что компьютер не только для игр.
  • Формировать познавательный интерес к ИКТ, основные представления о построении логических моделей.
  • Учить оценивать результаты деятельности.
  • Развивать познавательные и психические процессы, интеллектуально-творческие способности.

В конце обучения ребёнок должен:

Знать:

  • Правила техники безопасности.
  • Главные части компьютера.
  • Иметь представление об основных носителях информации и о защите компьютера.
  • Знать рабочие программы.
  • Что такое алгоритм.
  • Основы работы в программах:
  1. Word
  2. Графический редактор.( Power Point)

 Уметь:

  • Работать с мышкой и клавиатурой, свободно ориентироваться на мониторе.
  • Пользоваться графическим редактором и Word.
  • Расширить знания о пользовании некоторыми программ.
  • Решать логические и математические задачи.
  • Сравнивать предметы, перемещать, группировать, делить их.
  • Определять последовательность событий.
  • Самостоятельно запускать компьютер и программы.
  • Свободно без психологических проблем работать за компьютером.

  1. Содержание образования

2.1 Методы и приёмы работы.

Методологической основой программы является деятельностный подход к применению новых ИКТ в детском саду, он состоит в том, что в результате обучения по данной программе дети приобретают нужные знания для овладения практическими умениями и навыками.

Основные методические подходы:

  • Организуемая деятельность имеет гибкую структуру.
  • На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации.
  • Создаются определённые ситуации общения, которые приводят ребёнка к тому что нужно проявить собственную инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  • Образовательный процесс должен строится на основе применения современных педагогических технологий.

Методы и приёмы:

  • Интерактивного общения.
  • Наглядный.
  • Словесный.
  • Практический.
  • Управление, экспериментирование.
  • Проблемный.

          Занятие проводится один раз в неделю по 30 минут с использованием компьютера и настольных игр.

  Сюда же входят физ.минутки. Время занятия за компьютером – 10-15 минут.

2.2 Формы и технологии.

Формы:

  • Интерактивные занятия.
  • Познавательные беседы.
  • Компьютерные и настольные игры.
  • Общение с родителями.
  • Физ. минутки.
  • Индивидуальные занятия.
  • Коллективная деятельность.

Используются технологии:

  • ИКТ.
  • Здоровьесберегающие.

Работа с родителями:

  • Собрания.
  • Анкетирование.
  • Знакомство с программой обучения ИКТ.
  • Акцентирование внимания родителей на сайт детского сада.
  • Консультация «Какие игры можно использовать для обучения детей».        
  • Консультация по интересующим их вопросам.

                 

3.1 Тематическое планирование.

№ Занятия

Месяц

Тема занятий

Количество часов

1

1

Октябрь.

Немного из истории.

1

2

2

Техника безопасности. Я компьютер.

1

3

3

Для чего я нужен.

1

4

4

Мышка.

1

5

5-6

Ноябрь.

Клавиатура.

2

6

7-8

Рабочий стол.

2

7

9

Декабрь.

Знакомство с понятием «Папка», «Файл», «Панель инструментов»

1

8

10

Съёмные носители.

1

9

11

Программа Word.

1

10

12

«Геометрический дом». Рисуем дом, используя только геометрические фигуры.

1

11

13

Январь.

Вирус и Антивирус.

1

12

14

Игры – и их разновидности.

1

13

15-16

Февраль.

Знакомство с инструментами «Заливка», «Распылитель».

2

14

17-18

Рисунок «Зимний лес», инструмент«Распылитель»

2

15

19

Март.

Знакомство с понятиями: «Копировать», «Вставить»

1

16

20

Отработка навыков (копировать, вставить)

1

17

21-22

Программа Power Point.

2

18

23-24

Апрель.

Составление задач в программе  Power Point.

2

19

25-26

Создание презентации.

2

20

27-28

Май.

Викторина «Части компьютера» (закрепление полученных знаний)

2

21

29-30

Задачи на развитие мышления.

2

Всего

30

30

Перспективное планирование учебного материала по информатике для подготовительной группы.

  1. Тема: Немного из истории.

Познакомить с происхождением компьютера.

Задачи: Развитие познавательных способностей.

  1. Тема: Техника безопасности. Я компьютер.

Задачи: Дать основные правила поведения при работе с компьютером, гимнастикой для глаз. Познакомить с Т.Б. и с составными частями компьютера, ноутбука.

Дать основные понятия для чего каждая составная часть нужна.

  1. Тема: Для чего я нужен.

Задачи: Формировать представления о том для чего нужен компьютер, о его работе.

  1. Тема: Мышка.

Задачи: Познакомить с устройством ввода – Мышь. Научить пользоваться ей. Развивать внимание, аккуратность.

  1. Тема: Клавиатура.

Задачи: Познакомить с устройством ввода – клавиатурой. Формировать основные умения пользоваться некоторыми кнопками.

  1. Тема: Рабочий стол.

Задачи: Формировать понятие – Рабочий стол. Научить преобразовывать его. Развивать внимательность, усидчивость.

  1. Тема: Знакомство с понятием «Папка», «Файл», «Панель инструментов»

Задачи: Познакомить с основным понятием «Папка», «Файл» Практика. Работа за компьютером.

  1. Тема: Съёмные носители.

Задачи: Познакомить с разновидностями съёмных носителей. Для чего нужны, и как ими пользоваться.

  1. Тема: Программа Word.

Задачи: Формировать основные понятия о программе Word. Познакомить с некоторыми возможностями программы.

  1. Тема: «Геометрический дом». Рисуем дом, используя только геометрические фигуры.

Задачи: Продолжить знакомство с программой  «Word» ,учить рисовать с помощью геометрических фигур.  Показать возможности программы. Развивать творчество, воображение.

  1. Тема: Вирус и Антивирус.

Задачи: Дать понятие Вирус и познакомить с программой Антивирус. Для чего он нужен.

  1. Тема: Игры – и их разновидности.

Задачи: Формировать представление о разновидностях игр. Показать, что игры не только для развлечения, но и для обучения.

  1. Тема: Знакомство с инструментами «Заливка», «Распылитель».

Задачи: Познакомить с основным понятием «Заливка», «Распылитель» Практика. Работа за компьютером. Развивать творчество, воображение.

  1. Тема: Рисунок «Зимний лес», инструмент «Распылитель», «Заливка»

Задачи: Упражнять в умении использовать инструменты «Распылитель», «Заливка».  Практическая работа.

  1. Тема: Знакомство с понятиями: «Копировать», «Вставить»

Задачи: Учить пользоваться командами «Копировать», «Вставить».

  1. Тема: Отработка навыков (копировать, вставить)

Задачи: Довести, полученные умения до автоматизма.

  1. Тема: Программа Power Point.

Задачи:  Формировать основные понятия о программе Word. Познакомить с некоторыми возможностями программы.

  1. Тема: Составление задач в программе  Power Point.

Задачи: Закреплять умения составлять задачи. Познакомить с новым способом решения задач. Упражнять в развитии воображения.

  1. Тема: Создание презентации.

Задачи: Познакомить с понятием презентация, для чего они нужны. Учить создавать презентации в программе Power Point.

  1. Тема: Викторина «Части компьютера» (закрепление полученных знаний)

Задачи: Закрепление полученных знаний.

  1. Тема: Задачи на развитие мышления.

Задачи: Развивать мышление, воображение. Учить решать задачи разной сложности (в соответствии со способностями детей).

3.2 Структура занятий.

  • В основе программы лежит дидактическая игра, и она создаёт мотивацию к деятельности.
  • Детям предлагаются игры, во время которых они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой. Каждый ребёнок должен принять участие в игре.
  •  Затруднение в игровой ситуации.
  • Во время игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднения в деятельности детей, которое они проговаривают. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из сложной ситуации.
  • Открытие нового знания или умения.
  • С помощью диалога на основе предметной деятельности детей подвести к обучению нового материала. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей проблему, и проходят её, используя новый способ действия.
  • Повторение и развивающие задания. Проводятся, если есть свободное время.
  • Итог занятия.

Дети фиксируют в речи, что нового узнали.

  • Примечание. Физ.минутки и зрительные гимнастики снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

  1. Список литературы.

  1. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам. пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., исп. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.
  2. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.
  3. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе. «Школа 2100», «Детский сад 2100»: www.school2100.ru/upload/download/programy/programy/program_pre.html Дата обращения: 20.05.2014г.
  4. Консультация для воспитателей «Игры, используемые на физминутках в детском саду»: ds-1.ru/uchitel_logoped/konsultatsiya_dlya_vospita..._v_detskom_sadu.html  Дата обращения: 13.06.2014г.
  5. Обучение информатике дошкольников. Майкова Светлана Алексеевна, зам. директора по УВР, учитель информатики: / Дата обращения: Дата обращения: 01.06.2014г.
  6. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/ URL: nsportal.ru/detskiy-sad/informatika/2012/09/27/avt...lnikov-s-kompyuterom  Дата обращения: 20.06.2014г.
  7. Социальная сеть работников образования nsportal.ru/ URL: nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/26/kartotek...gimnastika-dlya-glaz   Дата обращения: 13.06.2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОЖАРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЯТ

Материал поможет родителям напомнить детям правила пожарной безопасности в повседневной жизни...

Парциальная образовательная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности от 4 до 7 лет "Академия финансов для дошколят"

Данная Программа направлена на ознакомление обучающих среднего и старшего дошкольного возраста с основами экономической и финансовой грамотности, через игровую деятельность, чтение сказок и нахождение...

Программа по ранней финансовой грамотности «Экономика для дошколят»

Программа по ранней финансовой грамотности «Экономика для дошколят» разработана и предлагается для детей дошкольного возраста с 5–7(8) лет, рассчитана на два года обучения. Содержани...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»

Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...

Советы "Как развивать у дошколят красивую грамотную речь"

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...

Лэпбук по финансовой грамотности "Экономика для дошколят"

С миром экономики можно познакомить дошкольников с помощью лэпбука по финансовой грамотности, который наполнен экономическими играми, сказочными ситуациями, пословицами и загадками....