Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Пилипенко Анастасия Геннадьевна

Тема «финансовой грамотности» в дошкольной педагогике не нова. Но, то ли мало времени в своей работе с детьми мы уделяли ей раньше, то ли в стремительно меняющемся современном мире все чаще открываются новые реалии, оставить без внимания которые мы не вправе. В любом случае, в последнее время теме финансовой грамотности дошкольников стали уделять особое внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx175.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Гусевский городской округ

«Детский сад №14»

Проект

«Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

(для детей старшего дошкольного возраста)https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-05/1620285598_16-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-finansovaya-gramotno-16.jpg

                                                                                 Автор проекта: воспитатель

Пилипенко Анастасия Геннадьевна

Гусев, 2022

Информационная карта проекта

Название проекта: «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» 

Тип проекта: информационно-познавательный

Временные рамки проекта:  долгосрочный

Авторы проекта: Пилипенко А.Г.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители

Актуальность:

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: формирование у дошкольников начального представления о финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Способствовать развитию основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Расширять представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

  • Разработка проекта, постановка цели и зада;
  •  Консультации для родителей;
  • сбор информации;
  • анкетирование родителей

Основной этап - практический:

  • создание в группе условий для реализации проекта;
  • подборка иллюстрационного, наглядного и дидактического материала (картинки с изображением денег, профессий людей и т.д);
  • составление картотеки игр по теме проекта

Заключительный этап:

  • Анализ результата реализации проекта.
  • Подведение итогов проделанной работы.
  • Создание мультимедийной презентации проекта.

Этапы реализации проекта

I этап

Подготовительный

(разработка проекта)

Способы реализации

Цели

Участники

Сроки реализации

1. Постановка цели, задач.

2. Изучение методической литературы

3. Подбор дидактического материала, наглядных пособий,  иллюстраций, картинок.

5. Анкетирование «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

6. Обсуждение плана с семьями

(консультации для родителей  на тему:

«»

Погружение педагогов и родителей в ценностное содержание проекта с целью осмысления его содержания

воспитатели, родители, дети  

Сентябрь-октябрь

II этап

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Способы реализации

Цели

Участники

Срок реализации

1.Совместная деятельность педагога и детей вне занятий.

2. Участие в региональной олимпиаде

Воспитатели, дети

Ноябрь-декабрь

III этап

ЗАВЕРШАЮЩИЙ

Способы реализации

Цели

Участники

Срок реализации

Лепбук «Финансовая грамотность»

Презентация проекта

Анализ результатов проекта

Подведение итогов.

Воспитатели, дети

Январь-май

Системная паутинка проекта

Образовательные области

Задачи

Ценностное содержание

Методы и формы

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать чувства товарищества, дружеских отношений.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Дружба

Красота

Труд

Беседы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Почему все взрослые работают?»,

 «Товар. Результаты труда человека», «Откуда берутся деньги»

Познавательное развитие

Развивать познавательную активность, любознательность.  

Воспитывать  интерес к финансовой грамотности  

Любознательность

Наблюдательность

Активность

Просмотр презентации ««Из истории денег»

Беседа: «Что такое деньги», «Бюджет моей семьи», «Деньги любят счёт»

Взаимодействие с родителями:   анкетирование.

Консультация :

«Финансовая грамотность вашего ребенка»

Речевое развитие

Расширять и активизировать словарь по теме финансовой грамотности.  

Развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание.

Формировать навыки общения.

Речь

Культура общения Слово

Просмотр мультфильмов:

«Как старик корову продавал»;

 «Трое из Простоквашино»; «Азбука денег тетушки Совы»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Сказка литовская «Волшебный кошель»;

Художественно-эстетическое развитие

Воспитывать эстетическое отношение к деньгам.

Развивать   самостоятельность, активность, творчество детей.

Творчество

Труд  

Воображение  

Культура

Дидактические игры «Найди пару», «Назови элемент», «Собери целое»,

Угадай, где продаются»;

   «Кто что делает?»;

 «Доход-расход»;

 «Купи другу подарок»;

Сюжетно-ролевые игры «Магазин»;

 «Семья»;

 «Банк».

Конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования) «Кошелек»;

Пластилинография «Монета»;

Рисование «Купюра»

Физическое развитие

Формировать полезные финансовые привычки. Формировать умения действовать в команде.

Доверие

Согласие

Надежность

Подвижные игры

«Быстро возьми, быстро положи»;

«Самый быстрый»;

 «Убери и заработай»;

 «Кошелёк».

Ожидаемые результаты:

Ребенок сможет:

  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и т. д.);
  • контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и самого ребенка.

У родителей:

  • повышение интереса к теме проекта и к совместному сотрудничеству по теме «Формирование финансовой грамотности»

У педагогов:

  • приобретение опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников финансовой грамотности;
  • накопление практического материала;
  • проявление интереса к проектной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

1.Совместная работа с родителями (онлайн формат) рекомендации

     Просмотр мультфильмов: «Как старик корову продавал»; «Трое из Простоквашино»; «Азбука денег тетушки Совы»

Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

Сказка литовская «Волшебный кошель»;

 

2.  Анкетирование «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультации: «Финансовая грамотность вашего ребенка», «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности

Выступление на региональной конференции  «Организация мероприятий по повышению финансовой грамотности у детей: эффективный опыт». 29 ноября 2017...

консультация «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

laquo;Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»     Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Цель консультации состоит в том, что она может  широко использоваться педагогами дошкольного образования. Использование  консультации в образовательной деятельности позволит не только систем...

Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...

Проект "Первый шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с эти...

Электронный образовательный маршрут "Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности"

Данный маршрут разработан, как помощь родителям в организации финансово-экономического воспитания детей в дошкольном возрасте....