Интеллектуальная игра по финансовой грамотности «Что? Где? Когда?»
материал по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Ключникова Мария Андреевна

Повышение уровня финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_gde_kogda.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по финансовой грамотности «Что? Где? Когда?» для детей старшей группы

Цель: повышение уровня финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания о потребностях, благах, семейных доходах и расходах, свойствах и функциях денег;

- закрепить представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди;

- закрепить умение решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

Развивающие:

- развивать творческие способности и воображения детей, их способность участвовать в дискуссиях, учить выслушивать мнения других, вежливо отстаивать свою точку зрения.

- развивать самостоятельность, ответственность;

- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные:

- воспитывать социально - личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Методы и приемы: исследовательский метод, словесные, игровые, практические.

Предварительная работа:

  • Беседы, чтение рассказов, пословиц и поговорок, просмотр фильма: «Как появились первые деньги».
  • Проведение игр: «Магазин игрушек», «Ярмарка», «Семья», «Детское кафе».
  • Разработка рекламы.
  • Рассматривание денежных купюр и монет разных стран,
  • Настольные игры: «Монополия», «Магазин», «Банк».

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, презентация; стол для участников игры, игровой стол-круг, разделенный на  секторов с сектором и «музыкальная пауза»;  волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик, знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; жетоны (монеты), опознавательные знаки на столы команд (эмблемы); музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; муз.физминутка, черный ящик, игровое поле, волчок, деньги различного номинала, мешочек с монетами, кошелёк, медали для детей.

В игре принимают участие: ведущий, дети старших и подготовительной групп и команда зрителей.

Ход игры.

Добрый день! Мы рады приветствовать вас в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?». Сегодня у нас играет команда «Знатоки» в составе…, капитан команды. Против команды «Знатоки» играет команда «Умники» в составе…, капитан команды… И так же у нас есть третья команда: команда зрителей.

Во время игры мы будем смотреть за зрителями: самые активные зрители, которые будут отвечать на все вопросы в конце игры, получат специальный приз.

Ведущий: Уважаемые знатоки, за правильные ответы я вам буду давать монеты (жетоны) . А для этого нужно приложить все усилия, слушать внимательно вопросы, советоваться друг с другом и правильно выполнять задания.

Ведущий: Уважаемые знатоки, я напоминаю вам правила нашей игры. Вы видите игровое поле. Оно разбито на 12 секторов. В середине находится волчок со стрелкой, которая покажет на сектор, где лежит цифра с заданием. За выполненное задание команда будет получать жетоны. В каждой команде есть капитан, капитан команды назначает игрока, который будет отвечать на поставленный вопрос. Во время игры каждый участник команды должен ответить на один вопрос. Если команда, который задан вопрос, не отвечает, право ответа переходит второй команде. Но если и эта команда не даёт ответ, тогда ход переходит команде зрителей. Так что зрители слушают задания очень внимательно, потому что вас мы можем спросить в любой момент. И главное правило игры: никто не выкрикивает с места, даже если знает ответ, а ждёт когда ход перейдёт его команде!

 Счёт ноль-ноль, начинаем первый раунд. Знаток __ крутит волчок.

(ведущий помогает ребёнку, звучит музыка).

1 раунд (крутится волчок). Против вас играет Полторецкий Сергей Евгеньевич.

(Звучит вопрос (на экране изображение, вопрос зачитывает ведущий).

Вопрос: Добрый день, уважаемые знатоки. Профессия это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Все работы хороши! Все профессии нужны!

Внимание вопрос: догадайтесь, где и кем я работаю? (компьютер, деньги, сейф, хранилище для денег). Ответ: банкир

2 раунд (крутится волчок). Играет Печкин из Простоквашино. «Ребята, кажется моя птичка «Хватай-ка» заболела. Вот уже несколько дней подряд вместо «Кто там?», она кричит непонятное слово «бартер». Может вы скажите, что означает это слово?» (обмен товарами без денег)

3 раунд «Блиц!» (крутится волчок) - с вами играет ведущий. Время на подготовку не дается, отвечать сразу на 3 вопроса.

-Какие расходы бывают в детском саду? (питание, игрушки, книги, посуда)

    - В каком магазине приобретают игрушки для детского сада? (В магазине игрушек)

-Что такое заработная плата? (Это деньги, которые платят людям за работу)

4 раунд. К вам обращается Незнайка: «Ребята! Я прочитал в книге не знакомые слова «товар» и «услуги». Расскажите, что они означают? (Товар – то, что производят люди для продажи, услуга – действие, приносящее пользу, помощь другому в удовлетворении потребностей) Что можно отнести к товару? (Книга, продукты и т.д.). А что можно отнести к услуге? (стрижка у парикмахера, проезд в автобусе)

 5 раунд «Найди ошибку» Ведущий предлагает детям послушать рассказ, который предусматривает ошибку неоправданную для героя.

Задачи: а) найти ошибку в действиях; б) обосновать свой ответ.

Решила Маша постирать платье своей куклы. Выбрала она самую большую чашку, налила в нее воды доверху, взяла мыло и начала стирать. Очень старалась Машенька, и платьице стало чистым и красивым.

В чём ошибка Маши? (Ответ:  платье было одно, маленькое.  Маше надо было налить немного воды в небольшую ёмкость и постирать платье)

Игра со зрителями в зале

Ведущий: Пока команды обсуждают вопрос, мы поиграем со зрителями. Правила игры просты, если вы относите словосочетания к доходу, то дружно хлопайте, если к расходу, то топайте.

- получили родители зарплату;

- купили продукты;

- вам подарили деньги на день рождение;

- старший брат получил стипендию;

- вы потеряли кошелек;

- родители купили вам новую игрушку;

- вы нашли на улице 100 рублей;

- купили маме новые сапоги;

- папе купили запаску на машину;

- мама получила премию.

6 Раунд (крутится волчок) С вами играет ведущий. «У меня есть деньги, я хочу купить все что захочу, а Гном-Эконом мне говорит, что не все продается и покупается? Разрешите наш спор. Расскажите что я могу купить за деньги, а что нет?» (например, сладости – да, а хорошую погоду – нет)

7 раунд «Черный ящик» (крутится волчок) - вопрос задает Буратино «Без нас вы не сможете приобрести товар. Нас делают из бумаги и металла. У одних нас много, у других нас мало». Внимание вопрос - что в чёрном ящике? (деньги)

Дополнительный вопрос: скажите, как называются бумажные деньги? (Купюры, банкноты), а как называются металлические деньги (монеты)

Музыкальная пауза (физминутка под музыку со зрителями)

8 раунд (крутится волчок). И вопрос вам задаёт Дуденко Владимир. Внимание на экран.

(С экрана звучит видео-вопрос).

В старину люди жили в пещерах, добывали себе пищу охотой и рыбной ловлей и деньги им были не нужны. Со временем их потребности возрастали, и они вместо денег стали использовать это. Внимание вопрос – какие предметы в древности использовали вместо денег?

Ведущий: Внимание, правильный ответ: раньше деньгами был скот, драгоценности, морские ракушки, соль, меха.

Ведущий: (счёт … в пользу …)

  1. раунд «Чёрный ящик» (крутится волчок). Этот предмет есть у людей, в нём лежат деньги, женщины его носят в сумочке, а мужчины в кармане.

Внимание вопрос – что лежит в чёрном ящике?

Ведущий: Внимание правильный ответ – в чёрном ящике лежит кошелёк.

10. Внимание Блиц-игра (крутится волчок). Три вопроса по 10 секунд на каждый, отвечает один игрок из команды, которого выбирает капитан. За правильный ответ даётся монета (вопросы задаёт ведущий).

  1. Что такое бартер? (обмен)  
  2. Как называется место, где хранят деньги и дают кредит (банк)
  3. Как называются бумажные деньги? (купюра).

Игра со зрителями в зале

Мини - разминка. (Пантомима – дети под музыку выполняют задания.)

1. У вас в руках яблоко, большое-пребольшое. Вы широко открываете рот и кусаете яблоко. Фу! Оно горькое. Вы берете второе яблоко, откусываете. Ой! Оно кислое. Вы берете третье яблоко, откусываете – сладкое”.

2. Перед вами ваза с цветами. Вы вдыхаете аромат цветов. Ах, какая прелесть!

3. Изобрази ситуации из жизни :

-парикмахера, который делает стрижку, причёску, бреет бороду, заплетает косы, расчёсывает волосы; повара, который печёт пирожки, варит суп, чистит картошку.

4.«Покажи  походку  человека, у которого болит зуб, покажи походку человека, у которого радостное настроение ; у которого  грустное настроение

Ведущий: 11 раунд  (крутится волчок), в котором участвует капитан команды знатоков и ему задаёт вопрос Иванова Юлия. Внимание вопрос.

Дети любят мороженое. Вы пришли в магазин, чтобы купить мороженое, мороженое стоит 6 рублей. В вашей копилке есть монеты номиналом 5р, 2р, 1р. Подберите 2 варианта ответов, чтобы купить мороженое. Какие монеты нужно использовать?

Внимание правильный ответ - 5+1; 2+2+2; 1+1+1+1+1+1; 2+2+1+1; 2+1+1+1+1

Ведущий: (счёт … в пользу …)

12 раунд (крутится волчок): Задание от Гнома Эконома. Ребята, скажите пожалуйста, что такое Экономика?

Дети: Экономика - это наука, которая учит правилам ведения хозяйства. 

 Экономика учит нас правильно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни.

13 раунд (крутится волчок) :

 Этот вопрос задаёт вам Волкова Екатерина. (С экрана звучит вопрос).

ВопросРебята, расскажите пожалуйста, что такое доход, а что такое расход. И назовите что может относится к доходам , а что к расходамПравильный ответ: Доход-это поступление (получение) денежных сред, расход – трата денег.

 К доходам относятся – зарплата мамы и папы, пенсия, детские пособия, стипендия, если есть студенты; расходы – коммунальные, покупки, путешествия, оплата детского сада и т.д.

Ведущий: (счёт … в пользу …)

14 раунд ( крутится волчок) Загадка от ведущего:

Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (банкомат)

15 раунд: И с вами играет Ещенко Любовь (С экрана звучит видео-вопрос).

Здравствуйте ребята, я уверена, что вы знаете «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Ответьте на такой вопрос – почему старуха осталась у разбитого корыта?

Ведущий: Правильный ответ – её погубила жадность, она бесконечно увеличивала свои потребности, превращая их в желания ( желания: новое корыто, новая изба, стать столбовой дворянкой,  стать вольной царицей, стать владычицей морскою).

16 раунд: Задание от ведущего - вам  нужно собрать пазлы, которые лежат у вас на столе  и ответить на вопрос: какая профессия изображена на картинке? 

Уважаемые участники и зрители, пора подвести итоги нашей сегодняшней игры. Победила команда ……

Награждение активных зрителей.

Всем участникам (командам) игры вручается символ мудрости «Совушка». На этом мы прощаемся с вами, поздравляю всех с интересной и увлекательной игрой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры «Знатоки финансовой грамотности» для детей старшей группы (5 – 6 лет) с нарушением зрения

учить детей применять полученные ранее знания и умения по экономическому воспитанию, закрепить первичный экономический и финансовый опыт в условиях игры - соревнования, развивать экономическое мышлени...

«Умники и умницы» интеллектуальная игра по финансовой грамотности

Интеллектуальная игра по финансовой грамоте  для педагогов-родителей...

Конспект интеллектуальной игры по финансовой грамотности "Что, где, когда?

Развивающая игра для старших дошкольников, учит соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки.Цель : содействи...

Сценарий интеллектуальной игры «Знатоки финансовой грамотности» для детей старшей группы (5 – 6 лет)

Интеллектуальная игра «Знатоки финансовой грамотности»   позволит помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финанс...

Интеллектуально-познавательная игра «Знатоки финансовой грамотности» с участием родителей

Цель: вовлечение родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширить представление родителей об их роли в развитии финансовой грам...

Интеллектуально-развлекательная игра по финансовой грамотности "Что, где, почём? "

Интеллектуально- развлекательная  игра  по финансовой грамотности"Что, где, почём ? " предназначена для детей старшего дошкольного возраста . Игра может быть использована в об...