Формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии.
проект по теме

Носачева Светлана Геннадьевна

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики.

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazka_za_skazkoy.doc330.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                      "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки,                             фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок".

                                                                           Сухомлинский В.А.

1. Анализ ситуации.

Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

 

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики и т. д.

    Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, т.е. приобретением новых знаний и умений, но и возникновением новых потребностей и интересов. В известном смысле эти изменения являются основополагающими, поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной мере зависят от того, какие мотивы побуждают их к деятельности, к чему они стремятся, как они эмоционально относятся к окружающим людям и стоящим перед ними задачам.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем психологии является проблема социального развития и адаптации личности. Успешная адаптация является непременным условием полноценной жизнедеятельности человека.

Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т.

Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

 Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состоя ний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощуще ний приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психи ческие процессы и состояния человека. Любые проявления его ак тивности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

 Психическая сторона эмоций проявляется не только в переживании самой эмоции. Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на интеллектуальные процессы: представления, мысли, направление внимания, а так же на волю, действия и поступки, на все поведение.

При ослаблении эмоционального напряжения, например в исходных состояниях раннего слабоумия, наблюдаются ослабление воли, апатия. Влияние эмоций на интеллект и волю колеблется в очень широких пределах в зависимости от силы душевного волнения.

При сильных аффектах (испуг, большая радость, гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается, сознание бывает охвачено одним представлением, с которым связана эмоция, все другие исчезают, возникновение новых представлений, не связанных с эмоцией тормозится. Дальнейшее течение процессов неодинаково. При радости после первоначального "замирания" наступает наплыв множества представлений, находящихся в связи с обстоятельством, вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе возникшие вначале представления остаются в сознании на долгий срок. Аффект может разрешаться в бурных действиях и в столь сильных изменениях со стороны кровообращения и дыхания, что это иногда приводило к обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной смерти. Человек с достаточно развитыми процессами торможения, несмотря на нарушение течения представлений при эмоциях, способен правильно оценить окружающую обстановку, и управлять своими действиями. Такие аффективные реакции, свойственные здоровому человеку, носят название физиологических аффектов.

Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Понятие эмоционального интеллекта ввели Питер Стайер и Джек Майер в 1990 году. В отличие от привычного всем понимания интеллекта (IQ), является cпособность  правильно истолковывать обстановку и оказывать на нее влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным. В практическом понимании EQ - это "здравый смысл".

2. Проблема

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не  развита.  Коррекция речи для них длительный процесс. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.        

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. На сказках апробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими... Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей?

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира... Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно- образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.

        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Цель:

 формирование коммуникативных универсальных учебных действий через приобщение детей к  русской народной и художественной литературе.

Задачи:

1.Создание научно-методической и  материальной базы для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР.

2. Научить детей выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Формировать представления о морально-этических нормах, чувстве долга, ответственности с использованием сказок.

4. Развивать умение слушать собеседника.

Методы решения задач:

1.Исследовательские методы: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.

2.Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.

3.Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов.

4.Игровые методы: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования.

5.Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен.

6.Графические методы: диаграммы, таблицы, рисунки, схемы.

Участники проекта:

1.Дети.

2.Воспитатель.

3.Специалисты: логопед,  музыкальный руководитель, педагог-психолог.

3. Планируемые  результаты:

1.  Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.

2. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.

3.  Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

4. Развитие диалогической и монологической речи.

5. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

6. Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы ребенка.

7. Приобщение детей к русскому народному творчеству и художественной литературе.

4. Система работы.

1.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности специалистов.

2.Разработать комплексный план по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи».

3.Разработка практических материалов для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии.

4.Разработать консультации для родителей с целью обновления  качественного улучшения речевого  развития детей с использованием сказки.

Этапы реализации проекта:

     I этап подготовительный:

1.Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта.

2.Диагностика.

3.Анкетирование родителей.

4.Создание комплексной модели коррекционно-развивающей деятельности   специалистов.

5.Разработка комплексного плана взаимодействия  воспитателей,   специалистов по теме: «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми  имеющими нарушения речи».

6.Разработка практических  материалов для обеспечения педагогического процесса.

II этап – основной текущий:

1.Разработка конспектов занятий и их проведение.

2.Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).

3.Реализация комплексного плана взаимодействия воспитателя и специалистов «Метод сказкотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи».

III этап – заключительный:

1.Диагностика (Панасюк А.Ю., Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Тихомирова Л.Ф. Методика «Чтение сказки» на определение доминирующего игрового или познавательного мотива ребенка; «Понятливость», «Сочиняем сказку», «Разложи картинки», «Угадай из какой сказки герой», «Словарь», «Складывание объектов», «Недостающие детали»)

 2. Беседа с детьми.

3. Анкетирование родителей.

4.Анализ проделанной работы.

5.Вывод по теме.

6.Презентация опыта, видеоматериалы, фотосессия, выставка по теме проекта.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение.

В начале учебного года  провести первичную диагностику, с целью выявления детей с эмоциональной напряжённостью. В результате наблюдения, анализа результатов анкетирования родителей, диагностических методик  выявить группу детей с проблемами в эмоциональной сфере: тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи. Как известно, разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов.

Построить коррекционную работу  и предложить систему коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей .

В основе построения системы занятий положены следующие принципы:

    Принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.

    Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.

    Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

Занятия включают:

    игры: подвижные, дидактические, психологические;

    этюды на выражение эмоций, психогимнастика;

    тематическое рисование;

    беседа;

    релаксация.

Результативность и эффективность проводимой работы выявляется путём обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий и после окончания курса.

Занятие № 1

Тема: «Радость»

Цель:

    Первичное знакомство с чувством радости.

    Развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

    Развитие эмпатии, мимики, выразительных движений.

Ход занятия:

1.  Начало занятия

Цель: создание положительного эмоционального фона

Давайте поздороваемся, друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернётся к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

2. Знакомство с эмоцией радости.

- А теперь посмотрите на лицо этого человека .

- Как вы думаете, этот человек грустный?

- А может быть, он сердитый? Или весёлый, радостный?

- Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своём лице.

- Что для этого нужно сделать? (глаза прищурены, улыбка).

3. Этюд «встреча с другом»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.

У мальчика был друг. Настало лето и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе одному. Прошёл месяц. Однажды идёт мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же они обрадовались друг другу! (Выразительные движения - плечи опущены выражение печали на лице грусть, объятия, смех, радость).

- Попробуем разыграть эту сценку.

- У вас отлично получилось!

- А сейчас посмотрим на эти фотографии. Какое чувство испытывают эти люди?

- Как вы догадались? (глаза прищурены, улыбка)

- Если вы хотите можете принести на следующее занятие свои радостные фотографии.

- Что такое радость для вас?

Закончить предложение: «Я радуюсь, когда …»

4. Рисование картины «Радость» (под музыку)

Цель: рефлексия чувств.

- А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо рисовать картину на тему: «радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как ему хочется.

Затем садимся в круг и рассказываем о том, что нарисовали.

5. Мимическая гимнастика

Цель: изучение мимики, выражения в мимике эмоциональных состояний.

Сядем поудобнее: ноги твёрдо стоят на полу, спинка прямая. Начинаем гимнастику, но она не простая, а мимическая. Мы с вами будем выполнять упражнения для лица.

Вдох-выдох, вдох-выдох, ещё раз вдох-выдох. Вытянули губы трубочкой. Произнесли звук «у». Растянули губы в стороны. Произнесли звук «ы». Замечательно! Вдох-выдох. Расслабили все мышцы лица и улыбнулись друг другу. Скажите глазами и улыбкой, что вы рады видеть друг друга!

Упражнение «Через стекло»

Дети передают ситуации с помощью мимики и жестов:

    Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно

    Принеси мне стакан воды, я хочу пить.

    Ты не хочешь со мной порисовать?

    У меня болит горло.

6. Игра с платком

Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актёры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актёром, а кто зрителем, проведём небольшую артистическую разминку.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики изобразить:

    Бабочку,  принцесу, волшебника, бабушку, фокусника, морскую волну, лису, человека у которого юолит спина.

- Кто может показать (бабочку иначе)?

- Кто ещё хочет попробовать?

- У вас прекрасно получилось!

- Кому понравилось смотреть?

- Может быть, кто-то надумал сейчас изобразить ещё что-нибудь?

7. Релаксация «Полёт высоко в небе» (под музыку)

Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко .Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее тёплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орёл с гладкими и блестящими крыльями.

Птица свободно парит в небе, крылья её распростёрты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он птица. Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывёте в воздухе, и ваши крылья распростёрты в стороны.

Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полёта, которое сохранится на весь день.

8.  Окончание занятия «Свеча»

Наше занятие заканчивается. Я вас всех благодарю. Мне было очень приятно с вами работать. А сейчас я зажгу свечку, и все мы будем передавать её друг другу и говорить спасибо за совместную работу.

Очень хорошо! До свидания!

Занятие № 2

Тема: «Грусть»

Цель:

    Познакомить с чувством обиды и действиями, связанными с ним.

    Формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных с проявлением чувства обиды.

    Познакомить со способами управления негативными эмоциями; выражать негативные чувства в безопасной форме.

1.  Начало занятия

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу.

Пусть каждый из вас назовёт себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия.

Например: Я назову имя и прохлопаю его в ладоши, можно топать ногами или делать что-то ещё, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваши действия.

2. Проблемная ситуация

У Незнайки испорчено настроение – его обидел Знайка. Взрослый предлагает детям выяснить причину на примере стихотворения В.Орлова:

    - Кто кого обидел первый?

    - Он меня.

    - Нет, он меня.

    - Кто кого ударил первый?

    - Он меня.

    - Нет, он меня!

    - Вы же раньше так дружили…

    - Я дружил.

    - И я дружил.

    - Что же вы не поделили?

    - Я забыл.

    - И я забыл.

Вопросы:

    Из-за чего поссорились Незнайка и Знайка?

    Почему обиделись друг на друга?

    Почему друзья забыли причину своей ссоры?

3. Доверительная беседа на тему « Что такое обида»

    Что такое обида? (чувство, которое возникает, если тебя оскорбили или не дали осуществить задуманное, или не заметили твоей помощи, участия. Чем ближе тебе человек (родители, друг), с которыми, связано это чувство, тем сильнее обида.

    Из-за чего люди обижаются друг на друга?

    Приходилось ли вам обижаться?

    Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?

4. Знакомство с эмоцией обиды

Показ пиктограммы, рассматривание (брови опущены, рот опущен). (См. рис. 3, 4)

5. Тренинговое упражнение

Дети распределяются парами и с помощью мимики и пантомимики они должны изобразить роль обидчика и обиженного. Во время тренинга дети меняются местами.

Вопросы:

    Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?

    Что вам хотелось сделать?

    Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?

    Что вам хотелось сделать?

    Какая роль понравилась больше?

Вывод:

    Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение.

    Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым.

    Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть, и разрушить доброжелательные отношения.

    Человек, который попадает под власть негативных чувств, может причинить боль другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения).

6. Рисование «обиды» (под музыку)

Детям предлагается с помощью цветных клякс нарисовать свою обиду.

По окончании занятия спросить, помогала ли музыка и рисование почувствовать себя лучше?

7. Знакомство с советами Незнайки

Совет №1: Если ты очень рассержен на того, кто тебя обидел, напиши ему гневное письмо, а потом это письмо порви.

Совет №2: Когда на душе плохо, и ты чем-то раздражён, лучше уединиться в комнате и постараться поднять себе настроение, вспомнив о чём-то приятном.

Совет №3: Выразить все свои чувства, о которых ты не можешь сказать ни папе, ни маме, можно своему надёжному другу-животному: собаке или коту. Прижми его к себе, погладь, поговори с ним и станет легче.

Совет №4: Если же тебе обидно, что твоё желание не выполнено, ты можешь о нём помечтать, пофантазировать и даже, что ещё лучше, нарисовать своё желание, и поверьте, станет легче.

8. Упражнения

Обида - сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться. На душе становится неприятно, тяжело. Улучшить своё настроение помогут следующие упражнения:

Упражнение «Воздушный шарик»

Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».

    Представьте, что в вашей груди находиться воздушный шарик. Вдыхая воздух через нос, до отказа заполните лёгкие воздухом. Выдыхая воздух ртом, почувствуйте, как он выходит из лёгких.

    Медленно выдохните ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.

    Сделайте паузу и сосчитайте до 5.

    Снова вдохните и наполните лёгкие воздухом. Задержите его, считая до 3, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик.

    Выдохните. Почувствуйте, как тёплый воздух проходит через лёгкие, горло, рот.

    Повторите 3 раза, вдыхая и выдыхая воздух, представьте, что каждое лёгкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда вы выдыхаете.

    Остановитесь и почувствуйте, что вы полны энергии, а всё напряжение пропало.

Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им.

Упражнение «Небо»

Цель: oбучение расслаблению, переживанию ощущения покоя, приобретение способности управлять своими мыслями.

    Сядьте в кресло прямо, опираясь на спинку (но, не напрягаясь), ноги должны касаться пола. (Можно сесть на пол, скрестив ноги). Закройте глаза.

    Представьте голубое небо, по которому двигаются облака. Вы наблюдаете за ними. Если вы о чём-то думаете, пусть ваши мысли улетят вместе с облаками. Вы сосредоточены на небе.

    Вы ощущаете покой, тишину и радость.

    Откройте глаза, некоторое время посидите спокойно, затем медленно встаньте.

9. Окончание занятия.

«Подарки»

В конце занятия мы с вами поиграем в игру , которая называется «Подарки».Все мы любим получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы всё можем. Внимательно посмотрите на своих соседей справа , попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки .Кто получает подарок не забывает говорить «спасибо».

На этом наше занятие заканчивается. До свидания!

Занятие № 3

Тема: «Страх».

Цель:

    Знакомство с чувством страха.

    Изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.

    Развитие эмпатии, умения сопереживать.

1.  Начало занятия

Я рада приветствовать вас! Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло , которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: Миша, я рада тебя видеть!

2. Знакомство с пиктограммой «страх»

- Давайте вспомним, о каких чувствах мы с вами говорили на прошлых занятиях?

- Что нам помогало определить это чувство? (выражение лица, интонация голоса).

- А теперь посмотрите на эту пиктограмму (См. рис. 5, 6). Как вы думаете, какое чувство испытывает этот человек? Смотрите внимательно… У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит, брови приподняты.

- Какое же это может быть чувство?

- Да, это чувство страха.

Попытаемся изобразить его на своём лице, но для начала расслабим мышцы лица и поиграем в «Солнечного зайчика».

Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями па лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь его. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вдохнём и улыбнёмся друг другу. Теперь, когда наши мышцы расслаблены, посмотрите на картинку и попробуйте изобразить страх на своём лице. Молодцы! У вас хорошо получается.

3. Проигрывание ситуации

Цель: научить детей выражать с помощью движений эмоциональное состояние другого человека, различать выраженные в мимике эмоциональные состояния, дать опыт проживания негативной ситуации.

Сейчас я расскажу вам историю про девочку Галю. Вы её внимательно слушайте, а потом мы попробуем разыграть сценку.

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади неё кто-то зашипел: «Ш-ш-ш»! Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть». Бабушка успокоила Галю.

- Давайте подумаем, сколько человек нам нужно, чтобы разыграть эту сценку?

- Нам нужна девочка Галя. Кто может её изобразить?

Итак, Галя гуляла у реки, рвала цветы. Вдруг она услышала, как позади неё кто-то зашипел … Она обернулась, увидела гуся, испугалась и побежала домой…

В этой сценке есть гусь. Кто хочет изобразить гуся? Он появляется позади Гали, начинает шипеть. Шея у него вытянута, крылья сложены за спиной, или он широко ими размахивает.

И ещё нам нужна бабушка, которая успокоила Галю. Как она могла это сделать?

Проиграв роли отдельно, дети соединяют их в одно большое действие.

У вас отлично получилось!

4. «Гимнастика дружных»

Дети встают в пары.

    «Посмотрите на руки». Встать парой спиной друг к другу, взяться за руки. Поднимать и опускать руки.

    «Пружинки». Повернуться друг к другу лицом, соединить ладони. Попеременно сгибать и разгибать руки.

    «Качели». Расставить ноги на ширину плеч, держать руки в стороны (лодочкой). Наклоны вправо-влево.

    «Прыжок-хлопок». Первый партнёр прыгает, второй хлопает в ладоши. Затем упражнение выполняет наоборот.

    «Краны». Лёжа на спине, голова к голове, держась за руки. Поднять вверх прямые ноги и постараться коснуться носками ног носков товарища.

5. Игра «Гуси-лебеди»

Дети гуляют по группе, представляя, что они находятся на цветочной поляне (рассматривают цветы, нюхают, показывают друг другу). В середине поляны стоят стульчики по кругу. По сигналу ведущего «Гуси-лебеди летят» дети прячутся за спинки стульчиков. (3-4 раза).

6. Обсуждение поговорки «У страха глаза велики»

Отметить:

    Прямой смысл: когда боишься, глаза сильно открываются.

    Скрытый: страх кажется страшнее, чем на самом деле.

    Как вы понимаете смысл пословицы?

    Пугались ли вы когда-нибудь так, что страх вам казался значительно страшнее, чем на самом деле?

7.  Окончание занятия

Давайте теперь возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

На этом наше занятие заканчивается.

5. Диагностический инструментарий

   - Выявление уровня развития эмоциональной сферы детей.

Цель: провести диагностику эмоциональной сферы детей, сравнить с нормальными показателями. Выявить уровень эмоциональности детей.

Шаг 1. Изучение эмоционального отношения к моральным нормам

Методика позволит определить отношение детей к различным ситуациям, возникающим в их жизни. Это необходимо для того, чтобы выявить неадекватную реакцию детей и корректировать ее в ходе работы.

Картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке (сцены в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, девочка уступает место пожилой женщине). Приложение 1, таблица 1.

Шаг 2. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

Опрежелить, где у ребенка возникает ошибочная оценкамоционального состояния людей.

Картинки с изображением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние как основных эмоций (радость, страх, гнев,горе), так и их оттенков, сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых. Приложение 1, таблица 2.

Шаг 3. Изучение восприятия выразительной стороны рисунка.

Подобрать 10-14 репродукций картин, в которых эмоциональное содержание передается путем: показа мимики и жестов, позы героев, взаимоотношений персонажей друг с другом или их отношения к окружающим предметам. Приложение 1, таблица 3.

Шаг 4. Изучение эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений.

Читаем сказку, в протоколе фиксируем особенности эмоционального поведения: вхождение в сказочный сюжет, сопереживание и сочувствие персонажам, оценка событий. Приложение 1, таблица 4.

Шаг 5. Изучение социальных эмоций.

Первая серия. Задаем ребенку вопросы: Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему? и т.д.

Вторая серия. предлагаем закончить несколько ситуаций. Приложение 1, таблица 5.

   - Методика эмоционального развития детей с нарушением речи средствами сказки.

Цель: развитие эмоциональности детей. Воспитание социально правильного поведения. Формирование правильных представлений об отношениях между людьми.

Предлагаются авторские сказки, на которых опробируются психотерапевтические приемы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у детей. Проводится анализ, включающий нравственный урок, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения. Также предлагаются игры, этюды, стихи, формирующие эмоциональную сферу детей.

.

6. Список использованной и  рекомендуемой литературы:

  1. Большова Т.В. Учимся по сказке. СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 143с.
  2. Девянина И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ. // Дошкольное воспитание № 11. – 1998. – с. 9 – 31.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.  СПб.: ООО Речь, 2000 – 310с.
  3. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Науч. Рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001 – 288с. – (Здоровьесберегающая педагогика).
  4. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи . М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с   
  5. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78 — 86
  6. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57 — 65 
  7. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008. ISBN 978-5-17-039134-9
  8. Манфред Кэ де Ври Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта  — М.: «Альпина Паблишер», 2011. — С. 276.
  9. Агавелян О. К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск, 1999. 356
  10. Вачков В. И. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001. 144 с.
  11. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: Издательство ДНК, 2001. 152 с.  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь особому ребенку. СПб., 1998. 48 с.
  12. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству: Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

  1. http://www.logoburg.com/ - Пособие адресована логопедам, воспитателям и родителям.
  2. http://www.logoped-sfera.ru/ - журнал для все кто занимается с детьми, имеющими нарушение речи.

 

Приложение 1, таблица 1

Группа

Содержание картинки

Объяснения

Эмоциональная реакция

Первая

  Сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, девочка уступает место пожилой женщине.

Вторая

Приложение 1, таблица 2

Группа, ИФ

Первая серия, число правильных ответов

(из 10)       (%)

Вторая серия, число правильных ответов

(из 10)                        (%)

 Приложение 1, таблица 3

Группа, ФИ

Число правильных

ответов (из 10)              (%)

Приложение 1, таблица 4

ФИ

Эмоциональное проявление (мимика, жесты, выражение глаз) реакции на услышанное

Сопереживание героям (смех, слезы, возгласы и т.д.)

Обращение к другим детям, желание разделить эмоции, есть/нет

Приложение 1, таблица 5

Группа, ФИ

Отношение к сверстникам

Проявление сочувствия, заботы, сопереживания, оказание помощи при необходимости

Реакция на удачи и неудачи другого

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстн...

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

Формирование навыков социальной безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами народного творчества.

Одним из средств социальной адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть обращение к народному творчеству. Потешки, сказки, колыбельные, поговорки и пословицы являются не только тем примером,...

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации

Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциям...

Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон»

      Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, н...