Семинар - практикум "«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей с ограниченными возможностями здоровья»
материал по теме

Мудрая Екатерина Михайловна

 

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками происходит усвоение норм поведения и различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он – индивидуальность, осваивает социальные формы выражения чувств. В период дошкольного детства изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида

Семинар - практикум

для педагогов на тему

«Коррекция эмоционального развития конфликтных детей»

                                                                                  Подготовила: МУДРАЯ Е.М.,

учитель-дефектолог

 

г. Новочеркасск

2011 г.

Наиболее благоприятным периодом коррекции социальных качеств является дошкольное детство. В это время через общение с окружающими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками происходит усвоение норм поведения и различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он – индивидуальность, осваивает социальные формы выражения чувств. В период дошкольного детства изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение, чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными.

Внимательно наблюдая за окружающими людьми, дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Важное  значение в развитии социальных качеств имеют семья и дошкольное учреждение. Любовь родителей, отсутствие дистанции между ребенком и взрослыми, частые телесные контакты, семейные традиции, обычаи и многое другое составляют основу эмоционально комфортного фона воспитания.

Дошкольное учреждение обеспечивает условия для организации детского сообщества. В общении и взаимодействии с другими детьми нуждается каждый ребенок, так как без детского сообщества не может быть полноценного социального развития: овладения способами общения со сверстниками, познания самого себя через знакомство с возможностями и особенностями других детей, формирования оценки и самооценки.

Организуя взаимодействие детей, взрослый должен помочь им приобрести опыт совместного переживания успеха, радости от умения коллективно найти ответ, справиться с трудностями и достичь желаемого результата.

Если ребенок испытывает трудности в осуществлении совместной деятельности, не получает удовлетворения от общения с другими детьми, то снижается его эмоциональное состояние: возникает недоумение, растерянность, испуг, агрессия. Наиболее характерными причинами, способствующими возникновению отрицательных эмоций у дошкольников, являются:  отсутствие успеха в деятельности, столкновение интересов сверстников и др.

В работе с конфликтными детьми важно: научить их конкретным способам накопления опыта практических действий и преодоления своего эмоционального неблагополучия, побуждать к действиям, заключающим в себе проявление эмоциональной отзывчивости к сверстникам, разъяснять причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие в отношениях со сверстниками.

Коррекцию социально - эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста следует осуществлять в трех направлениях:

 - формирование уверенности в себе;

 - формирование контроля за собственными чувствами;

  - формирование правильного социального поведения.

Рассмотрим игры и упражнения для организации коррекционной работы в рамках каждого направления:

1. ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.

Игра – упражнение «Кто я?»

Цель. Развивать у ребенка внимание к самому себе.

Детям по очереди предлагается ответить на вопрос «Кто я?». Ответ должен начинаться с местоимения «Я» («Я мальчик. Я хороший. Я веселый. Я умный. Я люблю играть.»)

Игра – упражнение «Кто к нам пришел?»

Цель. Учить детей осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей.  

Взрослый предлагает одному из детей изобразить животное, уточняет, какое животное он будет изображать, помогает ему найти нужные движения. Остальные дети должны угадать изображаемое животное и ласково пригласить его в гости. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли гостя.

Игра – упражнение «Собери фигуру».

Детям предлагается собрать изображения людей, разрезанные на части. Изображения разрезаны таким образом, чтобы на них прослеживалась определенная часть тела.

Игра – упражнение «Шкатулка ласковых имен».

Взрослый предлагает детям придумать ласковые имена своим товарищам и себе. Побеждает тот из детей, кто придумает больше ласковых имен.

Игра – упражнение «Ты – лев».

Цель.   Способствовать формированию умений и навыков саморегуляции, снятию психоэмоцинального напряжения.

Воспитатель выполняет движения и дает ребенку инструкцию: «Закрой глаза, представь льва – царя зверей: сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив, выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки и ноги, тело. Лев – это ты!». Ребенок повторяет движения вслед за педагогом.

Игра – упражнение «Дерево».

Ребенку дается инструкция: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека». Ребенку необходимо осуществить движения в соответствии с инструкцией.

2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННЫМИ ЧУВСВАМИ.

 Игра – упражнение «Зеркало».

Цель. Учить детей осознавать индивидуальность других людей, копировать, имитировать движения сверстника.  

Детям предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы – «зеркала», другая – разные «звери». «Звери ходят мимо «зеркал», прыгают, строят разные рожицы. «Зеркала» должны точно повторять  

движения и выражения лиц «зверей».

Игра – упражнение «Качели».

Цель. Научить конкретным способам  преодоления своего эмоционального неблагополучия, накапливать опыт практических действий.

Детям предлагается сесть на ковер, обхватить колени руками, наклонить к ним голову. Ступни должны быть плотно прижаты к полу, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки ребенку на плечи и начинает его осторожно, медленно покачивать. Выполнять упражнение следует 2-3 минуты.

Игра – упражнение «Жмурки».

Цель. Развивать двигательную раскрепощенность и способность к снятию мышечного напряжения.

Один из детей выбирается водящим. Ему завязывают глаза, остальные дети свободно двигаются, издавая разные звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». Задача водящего – поймать одного из детей и назвать его имя. Если имя названо неправильно, то ребенок водит еще раз.

Игра – упражнение «Узнай по голосу».

Цель. Формировать понятие об уникальности каждого человека, о том, что люди имеют свои характерные особенности.  

Дети стоят полукругом. Один из детей выбирается водящим. Он становится спиной к детям. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу собираем грибы, ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково зовем его: «Ау, Сашенька!» Дети по очереди зовут ребенка, а ребенок угадывает, кто его позвал.

Игра – упражнение «Два барана».

ЦЕЛЬ. Способствовать  снятию психо-эмоционального  напряжения у детей, снижению агрессии, ослаблению негативных эмоций.

Дети разбиваются на пары. Им предлагается встать друг напротив друга, широко расставив ноги, наклонив туловище вперед, соприкоснуться ладонями и лбами. Задача дошкольников – попытаться сдвинуть с места товарища. Тот, кто первым сдвинется с места – проиграл.

Игра – упражнение «Штурм крепости».

Из различных небьющихся предметов (тапки, стулья, одежда и т.д.) строится крепость. По очереди каждому из детей предлагается мячом – «пушечным ядром» разбить крепость. Игра продолжается до тех пор, пока вся «крепость» не будет разрушена. Каждое удачное попадание мяча в крепость сопровождается громким одобрением ровесников.

3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

 Игра – упражнение «Комплименты».

ЦЕЛЬ. Дать понятие об индивидуальных особенностях людей. Привлекать застенчивых детей к общению, пробуждать желание находить и рассказывать хорошее о другом ребенке.

Дети сидят в кругу и держатся за руки. Взрослый предлагает одному из них, глядя в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Ребенок, которому говорят комплименты, должен поблагодарить за теплые слова, а потом сделать комплимент другому ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не скажут и не услышат добрые слова. (На первых порах взрослый помогает детям подобрать нужные слова).

Игра – упражнение «Возьми себя в руки».

Ребенку говорят: «Как только ты почувствовал, что забеспокоился или хочешь кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми к груди – это поза выдержанного человека».

Необходимо отметить, что взрослый человек, вводящий маленького ребенка в мир сложных человеческих взаимоотношений, сам должен быть уверен в себе, должен адекватно ориентироваться в чувствах, своих желаниях, взглядах, поступках, владеть навыками разрешения конфликтов, нормами этикета, а также способами стимуляции социально-эмоционального развития. Чтобы преобразовать человека, необходима любовь. Поощряйте детскую инициативу, чутко относитесь к жалобам детей, обучайте их социально приемлемым формам взаимодействия, поддерживайте эмоциональный комфорт каждого ребенка.

Литература:

  1. Башмакова С. Б. Особенности учебно - познавательной деятельности детей с ММД. Журнал «Дети с проблемами в развитии», 2005, №2.
  2. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют. Журнал «Воспитание и обучение дошкольников», 2005, №1.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

Формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российским...

«Особенности становления эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Л. С. Выготский высказал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка: «… мышление и аффект представляют собой части единого целого – человеческого сознания». Воздейств...

Рабочая программа по развитию эмоционально - волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация является основопологающим моментом при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети часто имеют заниженную самооценку. что формирует в них неуверенность в себе...

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья как средство успешной социализации

Эмоции сопровождают нас всю жизнь. Любое явление природы нейтрально, а мы раскрашиваем его красками своего восприятия. Один человек обрадуется дождю, а другой – снегу. Люди с негативными эмоциям...