Методическая разработка "Дидактические игры, как метод ознакомления детей с родным городом"
методическая разработка

Бельчанова Татьяна Станиславовна

Для изучения достопримечательностей Санкт- Петербурга разработано множество дидактических игр. Все они имеют несколько направлений

1 "Я люблю свой город"

2 " Я умею вести себя в городе"

3 "Я знаю свой город"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Игра как один из видов знакомства детей с родным городом.

   Для изучения достопримечательностей Санкт-Петербурга, разработано множество дидактических игр. Идея этих игр для детей не нова. Ещё в 1877 году в Петербурге были выпущены картинки для склеивания « Русские постройки», при склеивании ребенок получал самые разнообразные результаты (Исаакиевский собор, Мариинский театр и т.д.)

   Конечно, современные игры значительно богаче, и направлены на всестороннее развитие ребенка. С помощью этих игр ребенок может знакомиться с многообразием петербургской культуры. Играя, дети знакомятся с окружающим миром, легче и охотнее учатся новому. В этих играх город рассматривается, как источник и  среда развития ребенка. Главная задача игр – наладить отношения малыша с родным городом. Поэтому игра и игровые действия становятся важной формой обучения детей дошкольного возраста.

   Существует множество игр направленных на знакомство детей с достопримечательностями Санкт-Петербурга, развитие эмоционального бережного отношения к родным местам, на воспитание культуры поведения, которая всегда отличает истинных петербуржцев. Каждая игра имеет своё название, правила и направлена на развитие определенных черт характера, культуры поведения.

      Игры имеют несколько направлений:

  1. «Я люблю свой город»
  2. «Я умею вести себя в городе»
  3. «Я знаю свой город»

  Каждый раздел начинается с простых игр и заканчивается более сложными. Эти разделы дают ребенку возможность уже в школьном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности.

Основные разделы игр.

Первый раздел:

     «Я люблю свой город»

В этом разделе представлены игры на развитие у детей доброго и ласкового отношения к городу. Детская рифмовка: «Слово доброе людям скажу, я – петербуржец и город люблю» - раскрывает секрет таких игр. Дети рифмуют, ищут добрые, вежливые слова для выражения положительных эмоций по отношению к себе и другим людям, к любимому городу.

  Старшие дошкольники способны выразить свои чувства в простых рифмовках, эпитетах о Петербурге, о своем доме.

     Основные задачи проведения  таких игр:

  1. Воспитание интереса к родному городу.
  2. Воспитывать и развивать чувства сопереживания другим людям, городу, как живому существу.
  3. Воспитывать сознательное овладение речевыми средствами общения.
  4. Воспитывать и развивать творческие способности в процессе коммуникативной деятельности.
  5. Воспитывать у детей положительные черты характера, способствующих доброжелательному общению.

Сюда входит ряд разнообразных игр:

«Самые нужные слова»

«Фея вежливости»

«Знакомство»

«Закончил предложение»

«Продолжи название»

«Петербургские рифмы»

Второй раздел.

   «Я умею вести себя в городе»

   Воспитание культуры поведения – важное направление развития маленького горожанина.

   Дошкольный возраст – самое благоприятное время для приобретения хороших манер: все воспринимается впервые и при умелом руководстве быстро превращается в привычку

   Академик Д.С. Лихачёв сказал: «Хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют мгновенное стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее».

   Удобство проживания в большом городе, конечно, зависит от усилий людей в соблюдении определенных правил, внимания друг к другу, сопереживания другому человеку.

   Жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и современные маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками. В комплексе предлагаются некоторые игры, развивающие культуру поведения.

     Основные задачи проведения таких игр:

  1. Освоение правил поведения в общении с детьми, взрослыми, городом.
  2. Развитие речевых форм общения в разнообразных ситуациях, возникающих при контактах людей в городе.
  3. Воспитание у детей самостоятельности в решении в жизненных ситуаций.
  4. Развитие творческих способностей детей в преобразовании игровых сюжетов, отражающих их поведение в городе.

В этот раздел включено множество игр направленных на развитие культуры поведения в общественных местах города и т.д.

  Сюда входят игры:

«Как вести себя на улице?»

 «Мой дом»

«На дорогах города»

Третий раздел.

    «Я знаю свою город»

  Дети старшего дошкольного возраста могут освоить необычайно большое количество знаний. Иногда взрослые в погоне за престижностью, интересами и потребностям. В результате дети теряют интерес к предмету знаний, испытывают отрицательные эмоции, у них портится настроение, ухудшается здоровье.

  Поэтому очень важно провести отбор материала, который необходим дошкольнику: о ближайшем окружении, основных достопримечательностях, знаменитых жителях, важных событиях в жизни Петербурга. Не менее важно продумать, как будет этот материал преподноситься детям. Конечно, игровой путь в этом направлении самый успешный. Предложение игры помогут нам ввести ребёнка в мир петербургской культуры.

     При этом решаются такие задачи:

  1. Освоение понятий, связанных с городом (улица, проспект, город).
  2. Знакомство с основными достопримечательностями города.
  3. Развитие самостоятельности в придумывании игрового сюжета на петербургскую тематику.
  4. Воспитание любви к городу.

В этот раздел входит ряд разнообразных игр:

«Силуэт Петербурга»

«Петербургское лото»

«Лабиринты»

«Узнай по описанию»

«Путешествие по Санкт-Петербургу»

«Назови, одним ловом»

«Петербургская азбука»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методическое пос. "Использование мнемотехники по ознакомлению детей с родным городом "

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

Дидактические игры при ознакомлении детей с родным городом Воронежем

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордост...

Методические рекомендации для родителей "Ознакомление детей с родным городом."

Методические рекомендации для родителей по ознакомлению детей с родным городом....

Дидактическая игра по ознакомлению детей с родным краем "Думаем о родном городе".

Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитывать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкол...

Дидактические игры по ознакомлению детей с родным городом Брянском

Дидактическихе игры  помогают сформировать и закрепить знания детей об истории, природе и знаменитых людях  родного города, способствуют формированию патриотических чувств, воспитывают...