Конспект НОД "900 дней и ночей"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Нехаева Татьяна Владимировна

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД «900 ДНЕЙ И НОЧЕЙ»

для детей старшего дошкольного возраста

         Цель:

- Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.

- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы, альпинист.

- Узнавать на фотографии памятники архитектуры, называть их.

-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.

- Воспитывать любовь к Родине, гордость за нее.

- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.

Материал:

Стенд о блокаде, разрезные картинки, запись песни «Вставай, страна огромная», кусочек чёрного хлеба, слайды.

Подготовительная работа:

Чтение художественной литературы и стихов о блокаде; беседа с детьми о людях, переживших блокаду; рассматривание иллюстраций.

         Ход занятия:

Воспитатель. В городе Ленинграде жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.

- Как сейчас называется город? ( Санкт-Петербург )

И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.

Запись песни «Вставай, страна огромная».

На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война… Страшная, беспощадная. Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: «Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!»  И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры сняли и закопали в землю. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.

- Посмотрите (карта), на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.

Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды  и света.

Давайте подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом.

В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.  Город  погрузился в тишину, темноту, холод и голод. Вышла Танечка на улицу и не узнала свой  город. Что же  изменилось? (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён войны).

И даже тогда работали заводы, на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи. Часто артист или диктор теряли сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной. Сейчас послушаем стихотворение  Глеба Семёнова «Мужество» о людях, которые пережили эту страшную блокаду.

Мы рыли рвы - хотелось пить.

Бомбили нас - хотелось жить.

Не говорилось громких слов.  

Был дот на каждом из углов.  

Был дом – ни света, ни воды.  

Был хлеб – довесочек беды.  

Была судьба на всех одна.

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх.

Мы умирали на постах.

Мы умирали…..

Город жил - исполнен наших малых сил.

Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами Дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины, но дорога существовала.

Физкультминутка: 

«Перейди на другой берег» (дети перепрыгивают с льдинки на льдинку).

Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. Тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады.

Чтение стихотворения «Блокадные дни».

В блокадные дни

Под обстрелом, в снегу

Не сдался, не сдался,

 Наш город врагу.

Здесь гордые, смелые люди живут.

И славиться всюду их доблестный труд!

Многие здания в освобождённом здании были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.

Игра «Разрезные картинки»

На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм  город получил звание «Город – герой».

Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи людей, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины. За ней - гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем.

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай внимающий этим камням,

Никто не забыт и ничто не забыто.



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

на тему «Мы помним тебя, Ленинград!»

Цель:

воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с героическим прошлым города-героя Ленинграда.

Задачи:

 - Познакомить детей с историческими фактами блокады Ленинграда и военным прошлым этого города.

- Создать условия для представления полной картины обороны города.

- Формировать представление о героизме и мужестве советских солдат,                  защищавших город.

- Формировать гражданскую позицию, чувства любви к Родине.

- Воспитывать будущих защитников Отечества.

8 сентября 1941 года Ленинград (сейчас он носит название Санкт-Петербург) оказался со всех сторон окруженным врагами. В это время в городе находилось более трех миллионов человек, и среди них четыреста тысяч детей. Северная столица оказалась в очень тяжелом положении. К началу блокады продовольствия в городе осталось немного. К тому же немцам удалось разбомбить склады с продуктами. Поэтому в конце ноября 1941 года хлеб в Ленинграде выдавали только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба - та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

Пайка блокадного хлеба-

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках

Пайка блокадного хлеба —

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Мы не должны забыть!

Первая блокадная зима 1941 года выдалась необычайно суровой: с трескучими морозами, жестокими метелями, сильными ветрами. В Ленинграде не было ни топлива, ни электричества, не ходил транспорт. В квартирах было очень холодно, не горел свет. Чтобы обогреться ленинградцы жгли мебель, книги.Сотни тысяч ленинградцев погибло в ту зиму от холода и голода! Фашисты бомбили Ленинград с воздуха, обстреливали из пушек.В январе 1942 г. от голода и холода в Ленинграде умирало ежедневно от 3 до 4 тысяч человек. По занесенным снегом улицам ленинградцы везли на санках тела умерших родных и друзей, чтобы похоронить их в братских могилах. Блокада оставила страшную память о себе множеством таких братских могил, главной из которых в Ленинграде стало Пискаревское кладбище. Всего в первую блокадную зиму в Ленинграде погибло 550 тысяч жителей города.До наших дней чудом сохранился дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»... День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».Этот дневник красноречивее любых цифр и документов рассказывает об ужасах жестокой войны и блокады.

Но город все же не сдавался! Работали заводы, школы и даже театры.- Слышали ли вы о Дороге жизни, которая соединяла ленинградцев с большой землей?- Что это была за дорога?Зимой Ладожское озеро замерзло, и вот по льду шли грузовики. В Ленинград они везли продовольствие, медикаменты, боеприпасы для войск. А из Ленинграда вывозили обессиленных от голода и холода людей- женщин, детей, стариков.Перед вами воспоминания ветерана воины И.И. Зориной, которая рассказывает о Дороге жизни.«Мне доверили тяжелую грузовую машину. Привыкать к ледовой трассе было нелегко. Мне до сих пор не верится, какую страшную работу нам, шоферам легендарной «Дороги жизни» довелось выполнять. Мы трудились днями и ночами, в морозы и пургу, не жалея своих сил. Мы вывозили из осажденного Ленинграда обессилевших людей - взрослых, стариков, детей. На обратном пути доставляли бесценный груз - продовольствие осажденному городу, боеприпасы войскам и многое другое. В декабре морозы стали злее и крепче. Ветер обжигал лица, пронизывал одежду. Руки шоферов коченели. Смертельная опасность подстерегала нас на каждом шагу. Довольно часто мы видели, как над трассой в воздухе разгорались жаркие бои. Не на жизнь, а на смерть сражались с фашистскими стервятниками наши истребители и зенитчики. Однажды в сильную пургу был большой налет немецких самолетов. Возле моей машины разорвалась бомба, меня оглушило, а множество мелких осколков от лобового стекла поранило мне руки и лицо. Машина медленно опускалась под лед, а я, истекая кровью, выползла на льдину. Вскоре меня, обмороженную и окровавленную, подобрала и спасла женщина-врач».

Дорога жизни

Рвутся на Ладоге мины,

С треском рушится лед.

Всe же идет машина.

Хлеб в Ленинград везет.

Хлеба кусочек малый

Ребенка от смерти спас.

Дорогою жизни стала-

Эта дорога для нас!

900 дней блокадное кольцо сжимало Ленинград. 12 января 1943 г. Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Южнее Ладожского озера была построена железная дорога, и город стал снабжаться продуктами. Зимой 1943 г. Ленинград был полностью освобожден бойцами Красной Армии!

"Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил!"

ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ ДЕТЯМ:

1. Когда началась блокада Ленинграда?

2. Почему в городе сложилось тяжелое положение?

3. Что такое «Дорога жизни»?

4. Где она проходила? Что везли по «Дороге жизни»?

5. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?

6. Кто освободил ленинградцев?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "900 дней и ночей"

В презентации представлены стихи и фотоматериалы о Блокаде Ленинграда...

900 дней и ночей

Блокада Ленинграда...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "900 страшных дней и ночей" (старшая группа)

Конспект занятия приуроченного к дню снятия блокады Ленинграда...

Беседа о блокаде Ленинграда "Девятьсот страшных дней и ночей"

Познакомить детей  с понятием "Блокада", "Дорога жизни", "Ладога". Подвиги детей во время войны....

Двести двенадцать дней и ночей

Авторская песня, приуроченная ко Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков....

900 дней и ночей, скорее смерть испугает нас

Скорее смерть испугается нас  Звучит Первый концерт Чайковского для фортепиано, дети входят в залВедущий. 3 декабря 1941 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и...

"900 дней и ночей блокады Ленинграда"

Материал для детей старшего возраста...