Беседа о блокаде Ленинграда "Девятьсот страшных дней и ночей"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Никитина Елена Григорьевна

Познакомить детей  с понятием "Блокада", "Дорога жизни", "Ладога". Подвиги детей во время войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_blokade_leningrada.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа о блокаде Ленинграда «Девятьсот страшных дней и ночей»

                                                                          Провела: воспитатель Никитина Е.Г.

Цель:познакомить детей с понятием, «Блокада»«Ладога»«Дорога жизни», рассказать о войне, о горе, которое она принесла, о подвигах детей во время войны. Способствовать формированию чувств патриотизма, национальной гордости за Великую Победу и уважения к воинам-освободителям.

Задачи:

-продолжать развивать эмоциональную отзывчивость;

-стимулировать совместную музыкальную деятельность;

-расширять знания о государственных праздниках и истории нашей страны;

-развивать духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал художественно-эстетическими средствами; музыкальной культурой;

-воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти погибших во время блокады и на фронте.

Ход беседы

27 января 1944 года - Это особая страница Великой Отечественной войны. Весь мир узнал, что означают слова «Блокада»«Ладога»«Дорога жизни». Жители блокадного города и Ленинградской земли мужчины, женщины, дети и старики вместе с нашими воинами смогли выстоять и дать отпор врагу. Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Но жертвы были не напрасны. Если бы Ленинград не выстоял, то не выстояла бы и Москва.

Тема войны и блокады должны всегда стучать в наших сердцах.

Сегодня день особенный, ребята,

День памяти - торжественный, святой.

73 года со дня снятия блокады

Отмечает город наш родной.

В тот день, прорвав кольцо блокады,

Наш город из последних сил

Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,

И в яростных сраженьях победил.

Давайте вспомним о блокаде.

О ней никак нельзя забыть:

Тревожные те дни и ночи,

Что довелось всем пережить.

Тех, кто погиб под вражеским обстрелом,

С тобою мы запомним навсегда.

Боролись вы, чтоб одержать победу,

Чтоб не было фашизма никогда.

В память о погибших в блокаду, на полях сражений, трудившихся в тылу, не покладая рук, объявляется минута молчания.

Исполняется песня «О блокаде» подготовительная, старшая группа.

Звучит фоном тема «нашествия» симфонии № 7 Шостаковича.

8 сентября 1941г. гитлеровские войска вторглись на территорию Ленинградской области, и окружили город. Началась блокада, которая продлилась 900 страшных дней и ночей. Три зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выживали ленинградцы. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» не на час не прекращали работы заводы: умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест труженики. Стояли насмерть и бойцы,оборонявшие город.

На Ленинград, обхватом с трех сторон,

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье,

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли, готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом

Показ слайдов жителей блокадного города.

Дети

Враги окружили наш город,

В блокадном кольце Ленинград.

Над Литовским, Невским проспектом

Снаряды и пули летят.

Рано зима в этот год наступила.

Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев

Ворвалась нежданно беда.

БлокадаБлокадаБлокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

БлокадаБлокадаБлокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

(Звук метронома)

На фоне негромкого стука метронома дети читают стихи.

В городе воздушная тревога,

Вой сирены слышится опять.

Лишь бомбоубежище могло

Спасеньем ленинградцам стать.

Охваченный войною

Блокадный Ленинград.

На улицах трамваи

Замёрзшие стоят.

Разрушенные здания

И надпись на стене:

«Опасно при обстреле

На этой стороне»

В водопроводных кранах

Не вода, а лёд.

И только прорубь невская

Горожан спасёт.

Ведущий и ребёнок.

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки белые, как мел.

«Где твоя мама, мальчик?»

«Дома.»

«А где твой дом, сынок?»

«Сгорел.»

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет.

Под шелестом опущенных знамен

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На пискаревских плитах нет имен,

На пискаревских плитах только даты.

Исполняется танец «Дети войны» подготовительная группа

Слайды о пайке хлеба и воде.

Цену хлеба знает каждый ленинградец.

Маленькие кусочек – 125 грамм.

Не сдаётся Ленинград.

Город выживает,

Урок отваги, мужества преподносит нам.

Ведущий

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия

на человека приходилось по 125 г хлеба в день. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день

Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод. от которого к концу февраля 1942 умерло более 300 тыс. человек.

Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах от голода- люди шли куда- то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Умирали так, как будто засыпали. Трупы долго лежат, так как некому их убирать».

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Но самый сильный голод был,

Когда Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война - это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

:

Есть поговорка«На воне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством в обычном мирном смысле этого слова.

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детски кроватки Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, видеть, запомнить дети?

Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны.

 «Об отце». Началась война. Отец остался на захваченной территории по служебному заданию командира, но дома он не жил. Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать в сердце: это фашисты или полицейские, опять будут допытываться об отце. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть. Как-то поздно ночью пришел отец. Отец был холодный, уставший, постаревший, но такой свой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел в дверь вломись каратели. Вытолкнули отца на улицу. Он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним до самой речки и кричала«Папочка, папочка.» Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме никого больше не осталось».

Исполняется танец «Птицы белые» подготовительная группа

Да, трудно поверить, но это факт – даже в условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды… многие ленинградские дети учились.: Да, они учились, несмотря ни на что… Нередко дети-подростки шли работать на заводы, вставали в строй и воевали наравне со взрослыми. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями за оборону Ленинграда.

Жили давно эти девочки, мальчики.

Бегали, прыгали резво, как зайчики.

Часто коленки они разбивали,

Старшим по дому они помогали.

В годы тяжёлые, годы войны

Дети с врагами сражаться пошли.

Разведчиками, связистами дети были.

Важные сведения в отряд приносили.

Продукты и воду бойцам доставляли,

Раненых с поля боя спасали.

Был красный галстук у них на груди,

У пионеров Великой войны.

В небе, на море, в подпольях, отрядах

Храбро сражались эти ребята.

Знали слова«За Родину-мать!»

Жизнь свою не боялись отдать!

Помнить и знать всегда их должны

Пионеров-героев Великой войны:

Марата Казея, Валю Котика, Лёню Голикова. Зину Портнову, Лару Михеенко, Юту Бондаровскую, Валю Зенкину, Надю Богданову, Галю Комлеву, Костю Кравчука. Васю Коробко, Сашу Бородулина, Володю Казначеева, Витю Хоменко и многих других.

Детям, пережившим ту войну,

Поклониться нужно до земли!

В поле, в оккупации, в плену,

Продержались, выжили, смогли!

В этот день и горестный, и светлый,

Поклониться от души должны

Мы живым и недожившим детям

Той большой и праведной войны!

Слава детям-героям Великой Отечественной войны!

Но на помощь ленинградцам поднялась вся страна. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». По ней под огнём противника перевозили хлеб,муку и лекарства в город, а обратно - эвакуировали стариков, детей, раненых.

Чтобы жизнь спасти ленинградцам,

Зимой в сорок первом году

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду.

Бомбёжки, метели, заносы.

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

“Дорогой жизни” Ладогу назвали,

Надеждой на спасение людей.

Раненых, больных и истощённых

Везли полуторки из города по ней.

Шофёр за руль держался крепко,

Свою он песню напевал.

Прорыв блокады в январе 1943 года начала 45-я гвардейская стрелковая дивизия с территории Невского пятачка.

Это участок небольшого размера: 2 км вдоль Невы и 800 метров от береговой линии на левом берегу реки Невы, который удерживали советские войска во время Великой Отечественной войны в 1941-1943 годах. За сутки на эту землю падало 52 тысячи бомб и снарядов.

В г. Кировске Ленинградской области, находится музей Прорыва Блокады Ленинграда. На площадке перед музеем установлены танки времен Великой Отечественной войны. Там есть КВ-1, КВ-1С,

БТ-5, Т-38, Т-26 и Т-34-85. Большинство танков были подняты со дна Невы в районе Невского пятачка.

Затонувший танк

В аду кромешном, под обстрелом

Переправлялся батальон

На «пятачок», на берег левый.

И танк пустили на понтон.

Ещё темно, но спозаранку

Нет нам привычной тишины:

Бьют сверху, спереди по танку

- Дела обычны для войны.

Под миномётной грозной лавой

Он шёл на долгую стоянку.

Через полвека с лишним слава

Пришла к израненному танку.

Не левом берегу поставлен,

Как назидание врагам.

Дорогами войны прославлен,

Стоять он вечно будет там.

За город шли жестокие бои.

За Родину солдаты воевали

И в январе, разбив врага,

Кольцо блокадное прорвали.

Спасибо тем, кто город отстоял,

Кто выжил в страшную блокаду,

Кто восстанавливал, из пепла возрождал,

Спасибо вам герои Ленинграда.

Ленинградский салют

В холода, когда бушуют снегопады,

В Петербурге этот день особо чтут,

- Город празднует День снятия блокады,

И гремит в морозном воздухе салют.

Это залпы в честь свободы Ленинграда!

В честь бессмертия не выживших детей.

Беспощадная фашистская осада

Продолжалась девятьсот голодных дней.

Но блокаду черных месяцев прорвали!

И, когда врага отбросили назад,

Был салют! Его снаряды возвещали:

Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!

Есть салют у нас весной - на День Победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды

Тот салют в голодно-белом январе.

Пусть будет мир на всей планете,

И войны не знают дети.

Пусть дети учатся, мечтают,

Ни горя, ни беды не знают!

Наш город дорогой, любимый,

Ты гордый, сильный и красивый.

Этот город над Невой

Очень любим мы с тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "900 дней и ночей"

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "900 дней и ночей"

В презентации представлены стихи и фотоматериалы о Блокаде Ленинграда...

900 дней и ночей

Блокада Ленинграда...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию "900 страшных дней и ночей" (старшая группа)

Конспект занятия приуроченного к дню снятия блокады Ленинграда...

"900 дней и ночей блокады Ленинграда"

Материал для детей старшего возраста...

Буклет "Блокада Ленинграда - 900 дней 900 ночей".

Необходимо напоминать о мужестве и героизме людей в годы Великой Отечественной войны, кокой ценой досталась людям Победа. Благодаря кому, мы живем в мирное , благополучное время. Этот буклет поможет р...

Блокада Ленинграда 900 дней- 900 ночей

Тема блокады Ленинграда очень важна для объяснения детям  в детском саду, но и очень сложна одновременно. Важность темы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда,как пример человеческой же...