Главные вкладки

    Статья "Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе".
    статья (средняя группа) по теме

    Статья рассказывает, как в простой и доступной форме, используюя игровые ситуации, вопитывать у детей чувство толерантности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            Т. И. Бабаева

    ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ И ДРУЖБЕ

    воспитатель И.В. Егорова

    г.о. Тольятти, 2013 – 2014 гг.

    Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.                

                                                                                                          Аристотель

          Первые впечатления о взаимоотношениях между людьми ребенок получает в раннем возрасте в семье. И от того, какими они будут, зависит последующее отношение ребенка к самому себе и к окружающим.   С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, нужно поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащению личного практического опыта.

         Для воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе, программой «Детство» предусмотрен раздел «Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания»,  а также программно - методический комплекс. Для детей 2 младшей группы мы выделили источники воспитания у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе:

    1. Взаимодействие ребенка и семьи
    2. Взаимодействие ребенок – воспитатель – сверстники.

    Задачи воспитания и развития детей.

    1. Способствовать установлению добрых отношений между детьми; помогать дошкольникам лучше узнать друг друга, налаживать контакты, основываясь на общих интересах к действиям с предпочитаемыми игрушками, предметами и возникающей взаимной симпатии.
    2. Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
    3. Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных.
    4. Развивать умение передавать эмоциональные состояния в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, совместных праздниках.
    5. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и прочее).
    6. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.
    7. Формировать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, об отдельных, ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
    8. Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.

    Главное в решении этих задач состоит в организации воспитателем личного опыта ребенка, в постоянном приучении его к положительным поступкам.

                      Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка.

                      В современном обществе при наличии большого количества развивающих центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребенка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственности родителя. Часто современные родители, желая для ребенка разностороннего развития, раннего обучения для его дальнейшей успешности в жизни, с самого раннего детства насыщают будни ребенка многочисленными занятиями, посещением школ раннего развития, занятиями со специалистами, тем самым, ограничивая ребенка в общении с ними. С самого раннего детства, приводя ребенка в подобные центры, родители обращаются к специалистам с запросом изменения нежелательных качеств и формирования желательных, сами же нивелируют собственную значимость в подобных вопросах, ссылаясь на отсутствие психологического, педагогического образования.

    А ведь именно родители составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребенка.

    Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Очень важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

    В общении взрослый проявляет любовь и заботу, тем самым, демонстрируя принятие ребенка, а это основное условие формирования базового доверия к миру. Необходимым условием развивающего общения является взаимодействие взрослого и ребенка. Именно в ситуации взаимодействия, когда родитель ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка, поддержание его интереса, ребенок ощущает собственную значимость, осознает свои возможности. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее

    Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

    Большую роль в воспитании у ребенка представления о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе играет коллектив детского сада, т.к. именно через общение со сверстниками ребенок познает себя.

    Непосредственное участие воспитателя в детских играх, в общении и практических делах позволяет младшим дошкольникам увидеть, повторить и затем самостоятельно воспроизвести новые игровые умения, способы общения и действия с предметами. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей.

    Основными методами выступают:

    1. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
    2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;
    3. Общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
    4. Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
    5. Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
    6. Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных и прочее;
    7. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье);
    8. Сюжетные игры, объединяющие детей общим смыслом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк.

    В своей работе мы придерживаемся следующих принципов взаимодействия с ребенком:

    1. Четко продумывайте организацию жизни в группе, установите общие для всех детей понятные правила поведения.
    2. Не создавайте ситуаций, в которых ребенок может проявлять негативное поведение (долгое ожидание, неорганизованность, столкновение интересов и т. п.).
    3. Одобряйте не только правильные поступки, но и попытки ребенка самостоятельно сделать что-то хорошее и полезное. Выражайте доверие к детям.
    4. Давайте понять каждому ребенку, что он для вас дорог и интересен.
    5. Проявляйте интерес к внутреннему миру и переживаниям детей. Не забывайте периодически разговаривать с каждым ребенком о его личных проблемах, интересах, достижениях.
    6. Не провоцируйте своими оценками или словами отрицательные действия ребенка. Например: «Смотри не вздумай опять девочек толкать на горке!»
    7. Не будьте резки и несдержанны по отношению к другим людям в присутствии детей. Подавайте своим поведением только положительные примеры.
    8. Если ребенок обижает сверстников, нарушает своими действиями порядок или покой других, спокойно и убедительно объясните, почему это нельзя делать. Выразите уверенность, что больше это не повторится. Найдите причины такого поведения.
    9. Проявляйте терпение. Не ждите мгновенных результатов. Помогайте детям совершать добрые поступки.
    10. Активно подключайте детей к общим делам: уборка игрушек, украшение группы, выставки, конкурсы рисунков и пр. Поддерживайте положительную детскую инициативу.

    Взаимодействие ребенка и коллектива детей.

          В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то в дошкольном она уже становится одной из главных. Ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочитает общество сверстников, оно становится важной составной частью жизни ребенка.

          Межличностные отношения детей в отличие от общения не всегда выражают себя во внешних действиях и являются стороной сознания и самосознания ребенка. На протяжении дошкольного возраста отношение ребенка к сверстнику имеет определенную возрастную динамику, которая связана с развитием самосознания ребенка.

         Для того, чтобы придать положительную динамику отношениям детей в детском саду и воспитывать представление о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе, воспитатель может использовать следующий  методический инструментарий:

    1. Ситуация «Радостная встреча».

    Цель: развивать доброжелательность и внимание детей друг к другу, создавая игровые ситуации.

    1. Игра «Волшебник».

     Цель: создание благоприятной психологической обстановки  в группе, развивать стремление  у детей принимать участие в  играх.

    1. Ситуация «Мы смотрим в зеркало».

    Цель: побуждать  ребенка осознавать особенности  своей внешности и ответить на вопросы: какого цвета у тебя глаза? Волосы? Какой нос, рот, брови? Какая у тебя прическа? Поддерживать  стремление сравнить у зеркала себя со сверстниками: что у нас похожее, а что разное? Чем мы отличаемся друг от друга?

    1. Упражнение «Помиримся».

    Цель: давать знания детям о рациональных способах разрешения конфликтных ситуаций.

    Ход: дети мирятся самым продуктивным способом – «мирилками», и обещают друг другу не обижаться больше.

    1. Игровая ситуации «Мы выбираем подарки».

    Цель: развивать у детей умение учитывать при выборе подарка интересы мальчиков или девочек. Осваивать правила культуры общения, вежливые обороты речи, проявлять доброжелательность.

    1. Игровая ситуация «Почему Маша загрустила?».

    Цель:  пробудить эмоциональную отзывчивость, желание разобраться в трудной ситуации и оказать помощь; вызвать удовлетворение детей от совместного разрешения проблемы.

    1. Имитация «Друзья».

    Цель: побуждать детей замечать эмоциональное состояние сверстника, вызывать желание у детей помочь.

    Совместная деятельность воспитателя и детей:

    • Трудовая (на улице и в группе)
    • Образовательная
    • Игровая

    Трудовая деятельность (на улице и в группе).

    Цель: вызвать интерес к труду взрослого, желание присоединиться к деятельности, видеть результаты своего труда.  Воспитатель предлагает детям определенные трудовые операции, рассказывая для чего эта деятельность, и какие результаты она принесет. Важна положительная оценка воспитателем деятельности каждого ребенка.

    Образовательная деятельность. 

    Цель: вовлекать детей в образовательную деятельность, используя доступные  методы и средства.

    Игровая деятельность.

    Сюжетно – ролевая игра «Семья». Игровой сюжет «Собираемся на прогулку».

    Цель: помочь ребенку в игре освоить принятые обществом правила.

    Ситуация «Угостим воспитателя чаем».

    Цель: Развивать у детей сопереживание, готовность оказывать конкретную помощь взрослому. Ориентироваться в выборе предметов для удовлетворения потребностей взрослого.

    Т.о. приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны.

    Именно семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу. Только через единое взаимодействие родителей, воспитателей и сверстников возможно воспитать у ребенка представление о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе.

    ЛИТЕРАТУРА.

    1. Кашапов Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004.-320 с.  – 261 – 266.
    2. Куценко Т.А., Медянова Т.Ю. 365 веселых игр для дошколят (2-е изд.).-Ростов Н/Д: «Феникс», 2005.- 224 с.
    3. Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с. – 343 – 346.
    4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.-528 с. С. 47-53


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад из опыта работы "Воспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе"

    Доклад на тему: " Воспитание у детей представлений о том, что люди на земле должны жить в мире и дружбе"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира". Тема: "Дружат люди всей Земли"...

    Сценарий экологического спектакля для детей подготовительной к школе группы Все живое должно жить

    Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. В совреме...

    Дети должны жить в мире игры, музыки, фантазии и творчества!

    Инструкторам по физкультуре предлагается разнообразить свою работу в ДОУ с использованием творческих двигательных упражнений под музыку (комплект гимнастик на воздухе и в зале)....

    Тематический день «Должны мы мирном мире жить!»

    В сегодняшнем многонациональном обществе,  неспокойном мире очень полезно и важно поговорить с детьми о самом главном – о мире на планете.День мира  посвящен тому, чтобы еще раз понять, что ...

    Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе.

    Воспитание у детей представления о том, что люди на Земле должны жить в мире и дружбе....

    "Толерантность-это искусство жить в мире людей и идей."

    Толерантность- это искуство жить в мире людей и идей...