проект "Мы - жители земли Каргапольской"
проект (подготовительная группа) по теме

совместная проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста и их родителей по изучению корней своей семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_zhiteli_zemli_kargapolskoy.docx211.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

р.п.Каргаполье

Проект:

«Мы – жители земли Каргапольской»

        Подготовила: А.В.Сирченко

2014 г.

Цель:

Воспитывать у ребёнка любовь к семье, такой, какая она есть, к родным и близким; развивать интерес к старшему поколению семьи, её корням.

Задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим (родным и близким);
  • воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи;
  • расширять представления детей о семье (у семьи есть история, традиции);
  • воспитывать интерес к своей родословной;
  • формировать представления о семейных традициях.

Актуальность:

        Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни и частью которого является. Необходимо учить ребёнка любить своих родителей с первых лет его жизни, поскольку эти качества не являются врожденными и не возникают сами собой. Исследователи отмечают, что у старших дошкольников преобладает потребительское отношение к родителям. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен понять, что любовь выражается в заботе о своих родных и друзьях, в сочувствии и помощи им. Если у него целенаправленно не формируют социальные и нравственные качества, то биологически врождённые потребности, развиваясь, перерастают в потребительское отношение к окружающим людям, родным и близким, к обществу в целом. Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к его семье, такой, какая она есть, к родным, близким. Очень важно принять, полюбить свою семью, своих родственников, знать их, проявлять к ним терпение, заботу и уважение.

Гипотеза:

         При помощи проекта мы хотим привлечь внимание детей к своей семье, её корням и традициям.

Длительность:

        Одна  неделя.

Тип проекта: 

        Поисково-творческий

       Проект реализуется внутри ДОУ, с семьями старших дошкольников.

Проблема:

        Привлечь внимание детей и их родителей к истории своей семьи; дать возможность детям и их родителям вместе интересной поисковой работой.

Планирование работы

№ п/п

День недели

мероприятие

1

Понедельник

С/р игра «В гостях у бабушки»

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Конструирование «Дом для большой семьи»

2

Вторник

С/Р игра «Профессии моей семьи»

Рисование на тему «Я и моя семья»

Беседа с родителями «Работа над проектом «Мы – жители семьи Каргапольской» «Наш герб» -придумать и нарисовать вместе с детьми герб своей семьи», составить генеалогическое древо».

3

Среда

Занятие по ФЦКМ «Генеалогическое древо»

Лепка «Как мы отдыхали у бабушки»

Беседа с детьми «Я из Каргаполья»

4

Четверг

Театрализованная игра «Это вся моя семья»

Пальчиковая игра «Братцы»

С/р игра «Семейный праздник»

5

Пятница

Занятие по развитию речи «Моя семья»

КДД «Создание газеты «Это всё про нас!»».

Презентация совместной с родителями работы «Генеалогическое древо моей семьи» - оформление выставки работ

Театрализованная игра «Это вся моя семья»

Лепка «Как мы отдыхали у бабушки»

Рисование на тему «Я и моя семья»

С/р игра «Профессии моей семьи»

          Цель: формировать представление о семейных профессиях, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

         Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда,инструменты, вещи и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

        Ход игры: Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем занимаются их родители на работе, и  поиграть в семью. Роли распределяются по желанию. Мама – учитель, папа – полицейский, дедушка – таксист и т.п. Все работают, приносят пользу обществу, зарабатывают деньги для получения семьёй различных благ. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

С/р игра «В гостях у бабушки»

          Цель: формировать представление о семейных взаимоотношениях, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

         Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

        Ход игры: воспитатель предлагает детям «съездить в гости к бабушке». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки собрались все её дети с внуками. Все помогают Бабушке: одни Члены семьи закупают продукты, убирают дом, третьи помогают во дворе и огороде. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

С/р игра «Семейный праздник»

           Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семей ном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

         Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5–6 лет.

          Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Конструирование «Дом для большой семьи»

Цель: формировать умение создавать замысел конструкции в соответствии с конкретными условиями, учить анализировать эти условия и на основе анализа строить и контролировать свою практическую деятельность.

Задачи:

-рассмотреть  и проанализировать образец постройки;

-провести беседу с целью уточнения представлений детей о назначении дома, различных его конструкциях, чем они отличаются, что в них общего, рассмотреть фотографии;

-задать  детям  условия для строительства;

-по окончании детьми самостоятельной работы по конструированию обсудить готовые постройки, отметить их соответствие заданным условиям.

Оборудование   (на каждого ребенка): строительный материал, фигурки людей.

Демонстрационный материал: фотографии различных домов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).

Правильно, это дом. Посмотрите, какой дом я для вас построила.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть построенный им из строительного материала дом, проводит с ними  анализ постройки, спрашивает, из каких деталей построен дом. Затем проводится краткая беседа о домах, рассматриваются фотографии домов.

Воспитатель: Вспомните, какие дома вы видели? (одноэтажные, многоэтажные, дачные, деревенские, административные, общественные и пр.)

Чем они отличаются и что в них общего? (). Какой дом  построила я?

Воспитатель: Расскажите о домах, которые будете конструировать. Из какого материала они будут построены? В какой последовательности вы будете  создавать свои постройки? ( Во время рассказа детей необходимо следить, чтобы они правильно называли детали, словесно обозначили местоположение частей).

Самостоятельная работа. Дети воспроизводят конструкцию дома-образца, но при этом самостоятельно определяют, как увеличить его длину, высоту, чтобы преобразовать данную конструкцию с учетом заданных им условий.

По окончании работы над изготовлением домов проводится физкультминутка.

Физкультминутка «К зайцу на новоселье»

 Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем по кругу)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

По сугробам мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям - поклонись.

(Наклониться  вперед)

Прыгнем мы через канаву,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

К зайцу мы идём в дубраву!

(Шагаем по кругу)

Подведение итогов:

Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня говорили, что конструировали? (Ответы детей). Какой строительный материал использовали в работе? (Ответы детей). Что узнали нового, чему научились? (Ответы детей).

Пальчиковая игра «Дружная семья»

         Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!

Игра на пальцах (Л.П.Савина) «Братцы»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Пошли два братца вместе прогуляться.

А за ними еще два братца..

Ну а старший — не гулял, очень громко их позвал

Он за стол их посадил, вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Отодвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей.

—  Ребята, кто из вас любит кашу? Какую кашу вы любите? Какая каша вам не нравится? (Ответы детей.)

Конспект занятия «Генеалогическое древо»

Программное  содержание:

      Дать детям представление о жизни и быте русских людей - славян, их душевных качествах – доброте, отзывчивости, почтение к людям, сострадания к ним.

     Вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам,

     Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра)

     Способствовать развитию доброжелательности, терпимости,  взаимопомощи в семейной жизни.

      Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.  

      Оборудование: семейные  фото, детские рисунки семьи, выставка семейных альбомов, слайды о быте славян, исторические документы отдельной семьи.

   

     Ход занятия:                                                 

« Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были только поля, да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли села, деревни в которых жили славяне. Так раньше называли людей  русских, украинцев, белорусов. Славяне были трудолюбивы, они охотились, ловили рыбу, работали в поле. Они хорошо, бережно и ласково обращались со своими друзьями, бедными, стариками. Каждая семья жила в избе (так называли дома).   Это были большие дружные семьи, со своими обычаями и традициями (далее- показ мультимедийной презентации):

- 1 слайд – Взрослые работали в поле, а дети помогали  им, старшие играли и заботились о младших детях.

- 2 слайд – В избе центральное место занимала  печь. Дети помогали взрослым и дрова принести, и поленницу сложить, и печь растопить.

- 3 слайд - За столом собиралась вся семья.  Во главе стола сидел отец, он глава семьи, а  девочки помогали матери накрывать на стол.

-4 слайд – Долгими зимними вечерами старшие женщины учили дочерей и внучек рукоделию, прясть, вышивать, шить, пели песни, рассказывали сказки.

- 5 слайд – старшие дети в семье присматривали за младшими.

 Вот так раньше жили наши предки- славяне.

  Сегодня я вам покажу старинные фотографии, некоторым из них уже около ста лет.     У вас так же есть семьи, вы дружно живете.

 Расскажите, как вы заботитесь о своих близких (рассказы детей).

     Послушайте  стихотворение о  семье:           

                 В семейном кругу мы с вами растём

                  Основа основ – родительский дом.

                  В семейном кругу все корни твои

                  И в жизнь ты входишь из семьи.

                  В семейном кругу мы жизнь создаем,

                  Основа основ – родительский дом!

     Ну а сейчас я хочу послушать рассказы о вашей семье.

     - Молодцы, очень интересные рассказы! Скажите, а вы помощники в своей семье?

- Я предлагаю поиграть в игру «Мы помощники».  

 Мы разделимся на две команды-  нужно разобрать все предметы:  мальчики -для ремонта дома, а девочки - всё для приготовления пищи и уборки в доме.

(дети выполняют задание).

Отлично все справились, молодцы!

- Скажите, а какие поговорки о семье вы знаете?

 « Вся семья вместе- и душа на месте»

 « При солнышко тепло, при матушке добро»

« Нет лучше дружка, чем родная матушка»

« Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»

 

А сейчас я хочу пригласить вас на нашу выставку, которая так и называется «Моя семья». С какой  любовью вы нарисовали всех членов своей семьи!

 

- И как напутствие всем нам  я хочу прочитать еще одно стихотворение

             Семья – это счастье, любовь и удача,

             Семья – это летом поездки на дачу,

             Семья – это праздник, семейные даты,

             Подарки, покупки, приятные траты.

             Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

             Мечты о хорошем, волненье и трепет.

            Семья – это труд, друг о друге забота,

            Семья – это много домашней работы,

            Семья – это важно!

            Семья – это сложно!

            Но счастливо жить одному невозможно!

            Всегда будьте вместе, любовь берегите,

            Обиды и ссоры подальше гоните,

            Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

            Какая хорошая Ваша семья!!!

Конспект занятия по развитию речи «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

Коррекционно-развивающие:

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

- закреплять знания о родственных связях слов;

- развивать понимание логико-грамматических конструкций;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.

- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.

Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.

Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.

Ход занятия

Организационный момент.

 "Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."

Объявление темы.

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.

- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).

- А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).

- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.

Вводная беседа.

Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш - одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.

Развитие лексико-грамматических категорий.

- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).

- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.

Дидактическая игра "Подбери признаки"

- А какие же они, родные и дорогие нам люди?

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа - строгий, умный, сильный:

Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка - старый, мудрый, седой:

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Составление генеалогического древа.

- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.

Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.

Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )

- Я покажу вам дерево моей семьи. (Рассказ воспитателя о членах своей семьи)

- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)

- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.

Физминутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Рассказы детей о членах семьи.

Мама.

Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
 
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)

(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)

Папа.

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).

Бабушка.

Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)

(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).

Дедушка.

Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)

(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).

Младший брат.

Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)

(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).

Пальчиковая гимнастика.

Игровое упражнение "Кто пришёл?"

Кто пришёл?
Мы - мы - мы,
Папа, папа, это ты?
Да - да - да,
 
Мама, мама, это ты?
Да - да - да,
Братец, братец, это ты?
Да -да - да,
Ах, сестрица, это ты?
Да - да - да,
Все мы вместе?
Да - да - да.

Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. (Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).

"Детский сад - моя вторая семья".

- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.

- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).

- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).

- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).

- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).

Итог занятия.

- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы “Мы – жители планеты Земля”

Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о планете Земля и жизни людей на плане...

"Жители планеты Земля".

Занятие для детей средней группы по воспитанию интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности....

Конспект организованной образовательной деятельности «Маленькие жители Земли».

Конспект организованной образовательной деятельности о насекомых для детей старшего возраста....

Презентация "Растения- жители Земли"

Презентация предназначена для просмотра на занятии по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной к школе группы....

Мини - музей "Я - житель Земли"

В нашей группе стало доброй традицией создание мини - музеев....

Тема занятия: "Подземные жители Земли"

В ознакомлении детей с природой по теме: «Подземные жители Земли» было проведено интересное занятие.Вначале мы с детьми изучили «подземных» жителей нашей области. Создали колла...

Экскурсия в мини-музей "Планета Земля". "Аммониты древнейшие жители Земли"

Мини-музей "Планета Земля" функционирует в учреждении уже несколько  лет. Экспонаты достоверно отражают его тематику. Раздел «Природные богатства недр Земли» включает в себя...