Этнокультурное образование старших дошкольников: опыт и перспективы
статья по теме

Кучерова Татьяна Петровна

      Целью образования в многонациональной республике является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений.  Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этнокультурное образование старших дошкольников: опыт и перспективы  

      Целью образования в многонациональной республике является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений.  Воспитывая детей в духе народных традиций, можно развить у них национальное самосознание, а значит, и уважение к своему народу. Человек, познавший ценности национальной культуры, научившийся думать целостно, будет нравственно действовать во благо Отечества.

                                                  Земли есть и красивей -

                                           Мне не надо иной:

                                                                         Ты ведь тоже Россия,

                                                        Край мордовский родной.

        М. Бебан

     Во все времена система образования была основным хранилищем и транслятором народных культурных традиций, участвуя в формировании менталитета личности, в воспитании патриотизма и культуры межэтнического общения.    Сегодня перед дошкольным образованием стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.

    Этнокультурное образование – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства . Этнокультурное образование определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции российского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира; иностранный язык [4].

Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа. Безусловно, важную роль в этнокультурном воспитании детей занимала игрушка. Положительную роль в раскрытии воспитательных возможностей игрушек сыграла книга «Игрушка – радость детей» под редакцией Н. Д. Бартрама , где были собраны и обобщены материалы о многонациональном составе жителей Российского государства, помещены фотографии кукол в национальных костюмах, представлены этнографические тексты. Игры с куклами, воплотившими в себя черты, свойственные разным народам, могли удовлетворить пробуждавшийся интерес детей к особенностям их быта, труда, национальному костюму, играм, были чрезвычайно полезны в воспитательном отношении. Несмотря на огромные воспитательные возможности игрушек, педагоги прошлого, в основном рассматривали их как обучающее средство, подчеркивая их роль в расширении детских представлений о России, ее жителях и о других странах.

Содержание этнокультурного воспитания в практике первых детских садов России дифференцировалось в зависимости от типа дошкольного учреждения.

 В частных детских садах, открываемых в крупных городах, планы воспитательной работы включали в себя достаточно широкое использование произведений русского народного творчества: сказок, народных песен, подвижных игр, игр с пением на сюжеты русских народных сказок. Происходило и приобщение дошкольников к культуре других народов, но в основном зарубежных: немецких, английских, французских. Детям читали сказки братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, на музыкальных занятиях звучала музыка французских, немецких композиторов. В народных дошкольных учреждениях детей приобщали в основном к русской культуры. Однако там, где была необходимость, воспитатели при организации своей работы исходили из национального состава детей группы. В национальных детских садах воспитательная работа строилась на основе двуязычия, с широким использованием народного творчества, народных праздников. К средствам этнокультурного воспитания в изучаемый период нами отнесены: детские издания (журналы, книги), народные игры, игрушки, дидактические пособия, экскурсии, изучение иностранных языков.

Содержание и подходы к этнокультурному воспитанию в советский период меняются в соответствии с новой идеологией. 

С постепенным нарастанием социально-политического влияния на образовательный процесс меняется педагогическая терминология, используемая в образовательном процессе. Термин «нравственное воспитание», как отмечено в исследовании Л. М. Казарян, не отвечал классовым задачам воспитания и носил аполитический характер. В 20-е гг. XX в. основное внимание акцентируется на социальном, общественно-политическом воспитании. В это понятие входило и воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности [3]. В связи с этим этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в этот период можно рассматривать через призму интернационального воспитания, которое стало занимать ведущее место в теории и практике дошкольного образования. Этнокультурная составляющая образовательного процесса в дошкольных учреждениях раскрывалась через такие принципы, как:

  • принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;
  • построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;
  • принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

Наблюдается тенденция в преемственности с прошлым веком средств и форм этнокультурного образования детей. Однако их содержательная составляющая определялась решением задач интернационального воспитания, действенными формами и средствами которого признавались: общественно-политический праздник (Октября или Первого мая), книги, количество которых было сравнительно мало (А. Барто «Братишка»), и ощущалась явная необходимость их создания; общение детей разных национальностей как непосредственное, так и опосредованное при помощи переписки; яркие события политической жизни страны: выборы в Верховный Совет, трудовая активность трудящихся разных национальностей. В этот период в практике дошкольных учреждений появились игры-путешествия, в которых ставилась задача уточнения детских представлений о жизни народов; игры-драматизации по содержанию детских книг и рассказов, освещавших жизнь, труд разных национальностей, национальные обычаи. С середины 1930-х гг. стали создаваться новые типы кукол, воплотившие интернациональные образы; игрушки, знакомившие детей с историей своей страны. Национальные куклы стали занимать почетное место в игровых уголках дошкольных учреждений.

Этнокультурное воспитание в данный период реализовывалось за счет использования музыкального и танцевального, устного народного творчества, которое входило в повседневную жизнь, быт детского сада. Народное творчество в 1940–60-е гг. рассматривалось в нескольких аспектах: и как средство воспитания любви к Родине, к своему народу, и как средство воспитания нравственных качеств личности, развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов.

В начале 80-х гг. XX в. общество все больше ощущает потребность в реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса, который связывали с введением в него этнокультурного содержания. Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами Г. Н. Волкова, который ввел в научный аппарат сам термин «этнопедагогика», выделил гуманистические основы народной педагогики, обозначил ее проблемы, выделил факторы и средства воспитания.

Этнокультурное образование на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания. Проводимая экспериментальная работа по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста позволила нам определить ряд значимых положений:

-смыслообразующими компонентами этнокультурного содержания являются основные компоненты этноса;

-в образовательном процессе необходим учет этнокультурной специфики социального окружения;

-важна гармонизация национальных и общечеловеческих моментов в образовательном процессе;

-необходима взаимосвязь семейного и общественного воспитания;

-важно учитывать особенности детского мышления, специфику становления «образа мира» у дошкольников;

-этнокультурное воспитание строится с учетом цикличности народного календаря;

-в процессе ознакомления с народными культурами целесообразно использовать принцип сравнительного обобщения (отмечая специфическое, характерное лишь для культуры одного народа, важно подчеркнуть то общее, что объединяет все этносы).

В старшем дошкольном возрасте этнокультурное образование направлено на развитие этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность дошкольника – формирующееся личностное качество, развитие которого осуществляется последовательно. От познания своей национальной культуры, понимания и принятия этнокультурных различий – к убеждению, что этнокультурное многообразие – это позитивное, прогрессивное явление, и затем к выстраиванию положительного взаимодействия с другими людьми. К основным показателям этнокультурной компетентности дошкольников могут быть отнесены:

  • наличие представлений об этнокультурной действительности. Формирование представлений идет в соответствии с общей логикой развития: от общего к частному через дифференциацию понятий. Ребенок способен сравнивать, обобщать, находить общее и специфическое в культуре разных народов. Ребенок старшего дошкольного возраста знает о культурном многообразии народов, об их историческом прошлом, о геральдических символах, об особенностях (климатического, географического) проживания народов, о видах деятельности, об общности исторического и культурного прошлого (когнитивный компонент этнокультурной компетентности). Наличие представлений характеризует сформированность элементов национального самосознания старших дошкольников;
  • развивающийся интерес к познанию мира этнокультур своего и других народов, эмоционально-положительное отношение к людям разных этнических групп, к результатам их деятельности в сфере быта, труда, культуры;
  • развитие социальных способностей и навыков поведения. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, участвует в совместных мероприятиях, общается с людьми разных национальностей, успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные) формы самовыражения, умеет конструктивно разрешать конфликты.

      Проведенное исследование позволило отметить положительную динамику в развитии данных компонентов этнокультурной компетентности: дети не только смогли назвать народы, проживающие в Поволжье, выделить элементы национальной одежды, основную идею народного праздника, но и творчески применять полученные знания в своей деятельности.

      Важным моментом в нашей работе явилось использование прогрессивного опыта прошлого и его дальнейшее развитие в современных социокультурных условиях.

      Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.

Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры мордовского народа, с уважением относиться к его прошлому – все это воплощено в учебно-воспитательный процесс дошкольного образования в нашем ДОУ

.   По-прежнему значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются народные праздники и игры, устное народное творчество, танцы, дидактические игры этнокультурного содержания. Похожие климатические условия проживания, традиционная трудовая деятельность, интегративные процессы проецируют схожие элементы в структуру и содержание народных праздников разных народов. В связи с этим при выборе народных праздников для проведения целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста по приобщению к этнокультуре должен учитываться ряд положений:

  1. гармонизация фольклорного материала разных этнокультур;
  2. принцип сезонности;
  3. ориентир на единую тему, идею, что осуществляет гармонию национальных (специфических) и общечеловеческих элементов культуры.

Характеристика сезонных народных праздников

 Время года        Основная идея праздника

Осень:        Уборка и сохранение урожая, благодарность земле, природе. Ярмарочные гулянья. Владение ремёслами, мастерство и творчество народа

Зима:          Народные гулянья. Рождественские забавы. Ряженье, гадание,                        народные игры

Весна:        Проводы зимы, встреча весны, пробуждение природы, встреча птиц, подготовка к полевым работам, обрядовые действия

Лето:          Прославление берёзы. Пожелание хорошего урожая, прибыли скота, богатства и здоровья семьям. Молодёжные игрища, хороводы

 

       Народные танцы как элемент народной культуры – важное средство этнокультурного воспитания детей. Народный танец – способ выражения символичности взглядов народа посредством движений и жестов. Образцы народной хореографии восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Танцы отражают специфику мировидения каждого этноса, и их появление исторически обусловлено . Предлагаемая методика ознакомления детей с танцевальным фольклором предусматривает определенные этапы: эмоционально-познавательный – познание культурных ценностей народа (отношение к природе, людям, миру в целом на основе ознакомления с праздниками, сказками, традициями). Второй этап – «игровой», дети постигают основы танцевальной культуры через игры, в которых используется инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы, этюды для образной передачи сути движений. Третий этап – «постановочный», изучение и исполнение народных танцев.

        Закрепление этнокультурных представлений осуществляется в дидактических играх этнокультурного содержания. Они обеспечивают процесс простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур. Содержание, игровые действия, игровая задача дидактических игр этнокультурного содержания в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников.

      Таким образом, этнокультурное воспитание и образование  детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:

  • введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;
  • использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;
  • применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.);
  • внедрением методов, в большей степени развивающих активность личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях.

     Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

                                                  Литература

1. Бартрам Н. Игрушка – радость детей. М., 1912. 143 с.

2. Гачев Г. Д. Национальные образы мира : курс лекций. М. : Академия, 1998. 429 с.

3. Казарян Л. М. Проблема формирования представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста в советской педагогике (20–30-е годы) : дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. 173 с.

4. Каптерев П. Ф. Обучение детей дошкольного возраста // Народная школа. 1874. № 6–7. С. 19–42.

5. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2007. 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

модель приобщения к этнокультурным традициям старших дошкольников, как фактор социализации

В современной теории и практике познания, метод моделирования становится все более значимым. Говорят даже, что понять - это значит представить в виде абстрактной модели.Моделирование отража...

Опыт работы экологического образования старших дошкольников.

Технология экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в ДОУ и повседневной жизни,  в условиях сельского детского сада....

«Образование старших дошкольников в преемственности с начальной школой как стратегическое направление развития образования России»

Выступлениена региональной конференции в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования с  докладом«Сотрудничество логопеда и родителей»...

Народные праздники в этнокультурном воспитании старших дошкольников

Народные праздники в этнокультурном  воспитаниистарших дошкольниковПетрова Тамара ПавловнаМДОУ «Детский сад № 4 «Вис – вис» общеразвивающего вида» д. Полевая Волжского  районаВ современной Р...

Обобщённый опыт работы по теме: «Техническое конструирование как средство политехнического образование старших дошкольников»

В настоящее время возникает необходимость приобщать детей к инженерным наукам начиная со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте ребенка можно увлечь основами технических наук.Я считаю, ...

программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"

Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...