Использование русской народной игры в гендерном воспитании дошкольников
консультация (старшая группа) по теме

Даничкина Татьяна Владимировна

Русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств гендерного воспитания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С № 6 п.САФОНОВО

«Использование русской народной игры в гендерном воспитании дошкольников»

Подготовил: воспитатель МБДОУ д/с № 6

Даничкина Татьяна Владимировна

ЗАТО г. Североморск

2014 г.


Выступление

     (слайд №1)Тема моего сегодняшнего выступления «Использование русской народной игры в гендерном воспитании ребенка».

Актуальность (слайд № 2)

    Проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста актуальна как никогда.  Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, к разрушению традиционных представлений о семье (большой процент разводов в обществе; преобладание неполных семей; главенствующая роль матери в семье; пассивное  участие мужчин в воспитании детей).

     На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.      Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

      (слайд № 3) Что же такое гендерное воспитание?  Чтобы иметь правильное представление о гендерном воспитании, необходимо знать основные  понятия, которые выведены на слайде.  И с которыми вы уже ознакомились.      

      Гендер– социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). 

     Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

     В соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ д/с  6, разработанной на основе программы воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой были сформулированы следующие цели и задачи. (слайд №

Цель: (слайд № 4 читать)

  • Способствовать благоприятному протеканию процесса гендерной социализации мальчиков и девочек  дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи: (слайд №5 не читать)

  • обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи;
  • закрепить у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочек (женщин); о различии полов (физических, поведенческих, нравственно-ценностных и т.д.);
  • заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу;
  • накопить опыт позитивного поведения, соответственно своему гендеру;
  • воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров.

     (слайд № 6) Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов должна быть сформирована гендерная компетентность, то есть  педагог должен обладать необходимыми знаниями о   физиологических и психологических процессах, присущих  мальчикам и девочкам и девочек. На данном слайде представлена сравнительная таблица, а для всех педагогов я хочу предложить более подробную информацию, памятки «Психологические портреты мальчиков и девочек».

Девочки

Мальчики

Движения  спокойные, пластичные, выразительные.

Более подвижны, их движения просты, угловаты, рискованны.

Для девочек в игре важнее поддержание хороших отношений.

В играх мальчиков присутствует конфликтное и соревновательное начало, для них важна победа .

Игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

Игры опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель.

Чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы

Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны. Трудновоспитуемые — их чаще ругают.

Лучше развита беглость речи, мелкая моторика рук.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше. Лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска.

Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к жизненным ситуациям.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации.

В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»

     (слайд № 7) Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом гендерных особенностей может оказать народная игра, которая является неотъемлемой частью национального богатства и способствует гендерному воспитанию детей в той его части, где рассматриваются вопросы  быта,  обычаи, труд мужчин и женщин. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, собирательство, ведение домашнего хозяйства, взаимоотношения между членами семьи.  Так же народные игры помогают развить нравственно-волевые качеств и качества личности, характерные  для мальчиков и  девочек.  По своему содержанию все народные игры  доступны и девочкам и мальчикам и создают равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Игры для мальчиков (слайд № 8)

 «Салки», «Перетяжки» (каната, на палках), «Гуси», «Бой петухов», «Муха», «Рыбаки и рыбки», «Лапта» и т.д.

 Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать   у мальчиков такие необходимые мужские качества, как  ловкость, смелость, выносливость, быстрота, мужественность, упорство, меткость, волю к победе.

Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Яша».

     Игра  «Яша»

    Цель этой игры: развивать у мальчиков такие качества, как ловкость, быстрота, активность; воспитывать умение выражать симпатию к противоположному полу; повышение самооценки.

Сиди, сиди, Яша,

В ракитовом кусте;

Грызи, грызи, Яша,

Ореховы зерны.

Лови себе, Яша,

Кого тебе надо;

Лови девку

За русую косу,

Лови красну

За алую ленту.

Яша  встает  и выбирает себе девицу с русою косою, с алою лентою.  Та девица, которую он выбрал, убегает от Яши за игроками, стоящими в кругу. Если Яша поймает девицу, пока она обежит один круг, он ведет ее в круг,  все приговаривают:

Держи, держи Яша девицу за рученьки.

Танцуй, танцуй Яша на радость всем ребятушкам.

( Яша и его избранница танцуют)

Если Яша не поймал девицу, то игра начинается снова.

Народные игры для девочек (слайд № 9)

«Надень и попляши», «Кострома», «Заря - зарница», «В хороводе были мы»,  «Аленький платочек», «Золотое колечко» и т.д.

     Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать основные физические качества; развивать выразительность и пластику движений; воспитывать чувство симпатии к противоположному полу.

    Игра «Аленький платочек».

    Цель игры: развивать у девочек плавность и выразительность движений, умение действовать в соответствии с текстом игры; воспитывать чувство симпатии к противоположному полу; повышение самооценки ребенка.

Дети идут по кругу, в центре круга -  девочка (ведущий) с платочком в руке.

Девочка:

Я с платочком хожу

Всем платочек покажу.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши, хором проговаривают слова:

Твой платочек аленький,

Твой платочек маленький.

Девочка идет по кругу и незаметно роняет платочек.

Девочка:

Кто платочек найдет,

Тот со мной гулять пойдет.

Тот, кто поднимет платочек, выходит плясать. Игра повторяется. 

Народные игры – симпатии (слайд № 10)

«Сахаринка», «Яшка», «Аленушка и Иванушка», «По-загородом гуляет», «Золотые ворота» и т.д.

 Цель игр: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми;  воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров, проявлять чувства симпатии к противоположному полу, повышение самооценки ребёнка.

     Игра «Сахаринка»

С помощью считалки выбирают водящего:

По селу идет Иван,

Потерял он свой кофтан.

А кафтан на улице,

Его склевали курицы,

Курицы – наседки,

Добрые соседки.

Дон-дон-дон,

Начинай играть свой кон!

Водящий (девочка) идет противоходом внутри круга и помахивает платочком над головой. Дети образуют круг, берутся за руки, идут по кругу и поговаривают слова игры:

Сахаринка, сахаринка на полу.

Я возьму и сахаринку подниму.

Сахар съела, песню спела,
Целовать дружка хотела,

Целовать дружка хотела!

Так целуй!

С окончанием слов дети останавливаются. Водящий выбирает мальчика (если водящий  - мальчик, то выбирает девочку). Подходит к мальчику берет за руку и ведет в центр круга, трижды целует по русскому обычаю, передает платочек и встает в хоровод. В центре остается мальчик и игра продолжается.

(слайд №11) Вывод:

Таким образом, русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств гендерного воспитания дошкольников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование народной игры в гендерном воспитании дошкольников» Подготовила : воспитатель МБДОУ д /с № 6 Даничкина Т. В. ЗАТО г. Североморск МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 6

Слайд 2

Гендер (англ. Gender – род) – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. Гендерное воспитание – организация педагогического процесса с учетом половой идентичности особенности развития детей в ходе полоролевой социализации.

Слайд 3

Цель : Способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Слайд 4

Задачи : обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи; закрепить у детей представления об особенностях мальчиков (мужчин) и девочек (женщин) ; о различии полов (физических, поведенческих, нравственно-ценностных и т.д.) ; заложить основы для понимания детьми своей социальной роли с учетом принадлежности к конкретному полу ; накопить опыт позитивного поведения, соответственно своему гендеру ; воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками с учетом специфических черт их характеров.

Слайд 5

Особенности мальчиков и девочек Девочки Мальчики Движения спокойные, пластичные, выразительные. Более подвижны, их движения просты, угловаты, рискованны. Для девочек в игре важнее поддержание хороших отношений. В играх мальчиков присутствует конфликтное и соревновательное начало, для них важна победа . Игры опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы Более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны. Трудновоспитуемые — их чаще ругают. Лучше развита беглость речи и мелкая моторика рук. До 8 лет острота слуха у мальчиков выше. Лучше решают задачи на сообразительность, требующие умственного поиска. Девочки биологически запрограммированы на большую устойчивость к жизненным ситуациям. Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. В.Д. Еремеева , Т.П. Хризман «Девочки и мальчики — два разных мира»

Слайд 6

Народная игра - средство решения задач по гендерному воспитанию дошкольников

Слайд 7

Народные игры для мальчиков Цель : воспитывать у мальчиков такие необходимые им мужские качества, как сила, ловкость, смелость, выносливость, быстрота, мужественность, упорство, меткость, волю. «Салки», «Перетяжки» (каната, на палках), «Гуси», «Бой петухов», «Муха», «Яша» и т.д.

Слайд 8

Народные игры для девочек Цель : Познакомить детей с игрой, отражающий быт русского народа, повседневное занятие предков. Развивать выразительность движений.

Слайд 9

Народные игры - симпатии Цель : воспитание у девочек и мальчиков нежных отношений друг к другу.

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании старших дошкольников

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой де...

Русские народные игры , как средство приобщения дошкольников к обычаям и традициям русского нрода.

Народные игры являются неотъемлемой частью культуры народа, в них заключены обычаи и традиции прошлого и настоящего.  Моя задача заключалась в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятел...