Консультация для родителей «Русские народные игры как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры».
консультация (старшая группа)

Мария Сергеевна Тарасова

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_razvitiya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

«Русские народные игры как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры».

В настоящее время актуальным является проблема приобщения молодого поколения к национальной культуре, что трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы, устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки; а так же народные игры, в которые радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Народные игры являются одним из средств полноценного развития ребенка.

Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные игры детей представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически.

Народные игры для дошкольников - это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи с чудными мелодиями, исполненными подлинно родным языком; они приближают ребенка к прекрасному, в естественной форме ненавязчиво учит ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями. Все коллективные народные игры учат детей внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у учащихся способность к пониманию, социальному чувствованию другого человека, способность к сотрудничеству, развивают нравственные качества: честность, справедливость, выдержку, дисциплину и товарищество.

Вовлекая ребенка в яркий мир народных игр, соревнований и национальных праздников, мы воспитываем детей физически и духовно здоровыми.

К сожалению, многие народные игры для дошкольников сегодня почти исчезли из детства, в большинстве случаев мы идем по наиболее простому пути в нашей работе - отдаем предпочтение современным играм под современные аудиозаписи, с движениями, которые нам диктует время и мода. Что не есть правильно. В своей работе я с большим интересом использую народные игры, они присутствуют в каждом досуге и утреннике, так же педагоги с удовольствием переносят эти игры в свою образовательную деятельность в группе. Так же я считаю, что именно в процессе приобщения к народным традициям и народному творчеству средствами народных игр возможно повысить уровень развития творческих способностей у дошкольников, в комплексе с другими воспитательными средствами сформировать гармонически развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Особенно это касается старших дошкольников, стоящих на пороге новой, школьной, жизни. Глядя, на то с каким любопытством, интересом и желанием дошкольники знакомятся с народными играми, разучивают их, с удовольствием передают образы и действия я с уверенностью могу сказать, что мы двигаемся в правильном направлении.

Народные игры для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для нас педагогов истинную педагогическую кладезь.

Анкетирование

Одной из наиболее удачных форм работы мы считаем анкетирование воспитателей и родителей. Результаты анкетирования помогли нам составить план работы консультаций, семинаров, практических занятий. В процессе исследования были затронуты самые разные темы. Но прежде всего нас интересовало следующее.

. Считают ли родители нужным воспитание ребенка с привлечением традиций, обычаев и обрядов русского народа? -. Знают ли их дети народные игры?

. Играли ли родители в детстве в народные игры? -

. С кем сегодня больше общается ребенок дома (бабушка, дедушка, старший брат или сестра)? -

. Знают ли дети народные игры? -: от бабушек, старших сестер, братьев или узнали на летних каникулах в деревне.

. Какие игры помнят из своего детства?

. С какого возраста надо начинать играть в народные игры с детьми? - С точки зрения педагогов - чем раньше, тем лучше. Родители считают, что с 2-3 лет, но обязательно нужно.

. Нужны ли специальные пособия и атрибуты для народных игр?

. Могут ли быть полезными просмотр видеокассет о быте русского народа, проведение праздников с участием профессиональных коллективов?

Анкетирование «Игры моего детства» (для воспитателей)

ФИО

Профессия

Возраст

Образование

. С кем Вы росли в семье (братья, сестры, бабушка, дедушка)?

. Где родились и провели детство?

. О какой игре из своего детства можете рассказать?

. Опишите три игры из своего детства.

. С кем Вы играли, в какие игры и игрушки?

. Назовите свои любимые игры и игрушки?

. До какого возраста Вы играли?

Анкетирование «Как мы играем с ребенком» (для родителей)

ФИО

Состав семьи

. Есть ли друзья у Вашего ребенка?

. Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?

. Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочки, глиняные свистульки)?

. В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?

. С кем он играет дома?

. Убирает ли ребенок игрушки (сам, вместе с Вами)?

. Как часто Вы покупаете игрушки?

. Что делаете, если игрушка сломалась?

. Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»)?

. В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, кубики, пазлы)?

Заключение

Народные игры несут в себе неоценимое национальное богатство, где радость достижения сочетается с духовным обогащением детей, формируя у дошкольников устойчивое отношение к культуре родной страны.

Народные игры являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины и товарищества.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

Консультация  "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"...

Консультация для педагогов и родителей "Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры"

laquo;Народные традиции как средство приобщения дошкольников  к истокам национальной культуры»...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.

Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...

«Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития твор...

«Народные традиции как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры»

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития твор...