Блокада Ленинграда
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Михайлова Юлия Николаевна
Рассказ и показ презентации детям на тему "Блокадный Ленинград".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_2011.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 63

Санкт – Петербург

«Блокады памятный мотив»

Вечер досуга, посвящённый  празднованию70 годовщине

со дня снятия блокады Ленинграда

(для детей  подготовительной к школе группе)

подготовила  

 Михайлова Юлия Николаевна

воспитатель

Санкт - Петербург

2014 год

Всё дальше и дальше уходят от нас те  дни, когда пылала наша земля, шла жестокая и страшная война, а город наш, Ленинград, находился в блокадном кольце. И всё сложнее с каждым годом рассказывать нашим маленьким детям о тех  тяжёлых, далёких  900 блокадных  днях.

   Коллектив детского сада старается донести до детских душ,  какой ценой было завоёвано  их счастливое детство. Мы стараемся воспитывать в детях любовь к родному городу, его истории, чувство гордости за  наш Великий город с более чем трёхсотлетней историей. В группах ведётся большая предварительная работа: детям читают книги, они слушают песни военных лет, рассматривают рисунки детей блокадного города из книги Д. Колпакова, В.Суслова «Был город фронт, была  блокада», сами рисуют, стараясь передать свои впечатления от увиденного и прослушанного. Устраиваются выставки рисунков и поделок. Дети посещают детскую районную библиотеку, работники которой рассказывают о жизни блокадного города, о детях в блокадном Ленинграде.  На вечера досуга приглашаются ветераны войны, дети блокадного Ленинграда, труженики тыла.

Все эти мероприятия направлены на воспитание в детях достойного  гражданина  великой России.  

Задачи:

  •  Закрепить представления  детей о  героическом прошлом нашего города.
  • Воспитывать любовь к родному городу, его традициям.
  •  Передавать характер и настроение в песнях, эмоционально исполнять их.
  • Закрепить представления, полученные ранее по этой теме.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказов из книги Д. Колпакова и В. Суслова «Был город – фронт, была блокада».
  • Рассматривание рисунков детей из книги Д. Колпаковой и В. Суслова «Был город – фронт, была блокада».
  • Разучивание стихов о героической обороне города, о прорыве блокадного кольца, о городе.
  • Разучивание песен и танцев к празднику.
  • Слушание  фрагментов из Седьмой симфонии «Ленинградской», Д. Шостаковича.
  • Тематическое оформление зала.
  • Рассматривание плаката  «Блокада Ленинграда».
  • Беседа об улицах района, которые названы в честь героев войны.
  •  Создание «Книги памяти».
  • Подготовка вставки рисунков и поделок посвящённых Дню снятия блокады Ленинграда.
  • Изготовление поздравительных открыток для гостей-ветеранов.

 

Дети заходят в зал,  садятся на  места.

Ведущая:

 

Сегодня день особенный, ребята, день Памяти - торжественный, святой.

67 лет со дня снятия блокады отмечает наш город родной.

В этот день, прорвав кольцо блокады, наш город из последних сил,

Дал бой врагам, отбросив их от  Ленинграда, и в яростных сраженьях победил.

Мы отмечаем памятную дату: 67 лет со дня снятия блокады. В июле-сентябре 1941 года немецко-фашистские войска, имея превосходство в силах, преодолели упорное, героическое сопротивление  советских войск и вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, отрезав город от страны.900 дней город Ленинград находился во вражеском кольце. Как  выдержали люди? Как выжили? Что помогло пережить самое трудное, впавшее на долю человека?

 Конечно, любовь к Родине, уверенность в победе и вера в будущее.

Сегодня на нашем вечере присутствуют гости – участники обороны Ленинграда, дети блокадного города, участники боевых действий.

Ведущая представляет гостей.

Ведущая:

Много трудностей выпало на долю всех присутствующих гостей на нашем празднике.

Страшная и жестокая была война. Фашисты пытались стереть Ленинград с лица земли, а он продолжал жить и бороться.

Звучит  пьеса  П.И.Чайковского «Июнь». Дети читают стихи под музыку.

В Ленинграде белые ночи, июнь сорок первого года.

Выдалось жаркое лето,  к утру отдыхает природа.

Спит Летний сад, свет зари над Невой, розы, фиалки цветут.

И кто мог подумать, что бомбы, обстрелы  вмиг тишину оборвут.

Напали фашисты на нашу страну. Шли танки, летели снаряды

Отцы, деды, братья ушли на войну сражаться с фашистской армадой.

.

Война. Она ворвалась в мирную жизнь  людей. Город наш тогда назывался Ленинградом, а его жители – ленинградцами. Наступал на нашу страну враг, это были  фашисты. Шла война. Лютая, беспощадная. Гибли люди, рушились города, горели деревни, взрывались мосты. В первые годы войны родилась замечательная песня. А.Александрова

Звучит  первый куплет песни «Священная война», музыка А. Александрова.

Ведущая:

И встала страна на защиту Родины.

И от моря и до моря поднялись большевики,

И от моря и до моря встали русские полки.

Против общего врага, все,

Кому мила свобода и Россия дорога.

Дети:

Хотели враги Ленинград уничтожить, стереть этот город с земли,

Но захватить и прорвать оборону фашисты никак не смогли.

Враги окружили наш город, в блокадном кольце Ленинград.

Над  Лиговским, Невским проспектом снаряды и пули летят.

Рано зима в этот год наступила. Морозы пришли, холода.

И в мирную жизнь ленинградцев ворвалась нежданно беда.

Песня «  Мой город – герой», музыка Н. Бобковой

Ведущая:

Сколько испытаний принесла блокада! Город был изолирован от Большой земли. В городе не было продуктов, нормы  выдаваемых продуктов уменьшились.

Цену хлебу знает каждый ленинградец, маленький кусочек – 125 грамм, а как много он значил для каждого ленинградца.

(Показывает  блокадную норму хлеба для служащих, детей).

Не сдаётся Ленинград. Город выживает,

Урок отваги, мужества  он преподносит нам.

«Песня  о блокаде», музыка Н. Соломыкиной

Ведущая:

Блокада не смогла остановить творческую жизнь города. В труднейших условиях проходили концерты, актёры играли спектакли, художники выпускали плакаты, операторы снимали кинохроники. Одной из любимых песен была песня «Синенький платочек».

Девочки исполняют танец «Синенький платочек», музыка Е.Петербургского

Дети:

Смерти назло и блокаде музыка не молчит.

За  пультом стоит Шостакович, Симфония в  зале звучит.

Её прерывают бомбёжки, но музыку  не удержать.

И в темноте музыканты смогли до конца доиграть.

Эта музыка жить будет вечно, как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской», по праву гордимся мы ей.

Звучит фрагмент Седьмой симфонии Д. Шостаковича

Ведущая:

Как застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по льду назвали «Дорогой жизни».

Дети рассматривают карту, на которой изображена  «Дорога жизни» и окружённый Ленинград.

Ведущая:

 Мы никогда не забудем мужество и стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, регулировщиков – всех тех, кто под бомбёжками и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни»

Танец «Сигнальщики», композиция Т. Суворовой, музыка В. Косма.

Дети:

Пусть ветер Ладоги поведает народу,

Как летом баржу за баржой,

Грузили  мы и в шторм, и в непогоду,

Забыв про отдых и покой.

Зимой машины мчались вереницей

И лёд на Ладоге трещал –

Возили хлеб для северной столицы,

И Ленинград нас радостно встречал.

Отрывок из стихотворения  П.Богданова  «Песня о Ладоге».

Ведущая:

Много бед выпало на плечи женщин Ленинграда, но вера в победу, в будущее давала им силы.

Звучит песня в исполнении воспитателей «Ленинградки», музыка В.Плешака.

Ведущая:

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев. 14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944 года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады.

На Пулковских высотах, на  Синявинских  болотах бойцы сложили головы свои

За Ленинград они отважно воевали, приближая победные дни.

 

Ведущая:

Давайте встанем, помолчим, почтим героев Ленинграда,

Всех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

Минута молчания.

Дети:

Пусть будет мир на всей планете, и пусть войны не знают дети.

Пусть дети учатся, мечтают, ни горя, ни беды не знают!

Наш город дорогой, любимый, ты гордый, сильный и красивый.

Этот город над Невой – очень любим мы с тобой.

Песня «Мой боевой Петербург», музыка  М. Сидоровой

Ведущая предоставляет слово гостям.

Дети дарят цветы и поздравительные открытки, выполненные в группах во время совместной деятельности.

Ведущая:

В честь снятия блокады  сегодня в небе вспыхнет праздничный салют.

Дети:

В небеса взлетают яркие ракеты,

 Словно  расцветают пышные букеты.

Вспыхивают астрами голубыми, красными,

Жёлтыми, лиловыми - каждый раз всё  новым!

А потом рекою  золотой текут,

Что  это такое?

Все дети:

Праздничный салют!

Танец   «Праздничный салют», музыка А.Даргомыжского

Ведущая:

Пусть летят столетья, пусть летят года –

Город наш  великий будет жить всегда.

Ленинград, Петербург – ты наш город родной.

Мы любуемся с детства твоей красотой.

Ты – слава России, город – герой.

Расти, процветай – мы гордимся тобой!

Песня  «Петербург», музыка О. Девочкиной.

После праздника дети идут возлагать цветы к памятнику  защитникам Ленинграда находящемуся на проспекте Ветеранов.

Размещение репертуара

1. В.Косма «Сигнальщики», композиция Т.Суворовой.  

   Сборник «Танцевальная ритмика для детей № 4, СПб, «Suvorova», 2006

2.А.Даргомыжский  «Вальс», сборник материалов к организации и проведению праздника города с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Праздник города», СПБ: ООО «Музыкальная палитра»,2003

3. М.Сидорова «Мой боевой Петербург». «Патриотические праздники», журнал «Колокольчик» № 45, СПб: ООО «Колокольчик», 2010

4. О.Девочкина «Петербург», «Праздник города», сборник материалов к организации и проведению  праздника города с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, СПб:  ООО «Музыкальная палитра», 2003.  

5. Н.Соломыкина, «Песня о блокаде». «Патриотические праздники», журнал «Колокольчик» №45, СПб: ООО «Колокольчик», 2010

6. Н.Бобкова, «Мой город – герой». «Патриотические праздники», журнал «Колокольчик» № 45, СПб: ООО «Колокольчик», 2010

7. Д.Колпакова, В.Суслова «Был город – фронт, была блокада», Ленинград: «Детская литература», 1984

9. В.Плешак «Ленинградки». Сборник «Парад Победы», Ленинград: «Детская литература»1984 год.

11. Ю.Дмитриев «Города – герои. Ленинград», М.: издательство «Малыш», 1970

12.А.Александров «Священная война». Диск 1945-2005 «60 лет Великой Победы».

Издательство ООО «Ник и компания»,  2005

13.Д.Шостакович «Симфония № 7.Диск. Лондонский филармонический оркестр.2000 год, AGUARIS.

14. П.Чайковский «Июнь» из цикла «Времена года» в исполнении М.Плетнёва.

15.  Танец  «Синенький платочек», композиция Т.Суворовой.  

   Сборник «Танцевальная ритмика для детей № 4, СПб, «Suvorova», 2006

Используемая литература:

1. Т.Суворова «Танцевальная ритмика для детей № 4 , сборник, СПб, «Suvorova», 2006

2. «Праздник города», сборник материалов к организации и проведению праздника города с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, СПБ: ООО «Музыкальная палитра»,2003

3. Журнал «Колокольчик» «Патриотические праздники», № 45, СПб: ООО «Колокольчик», 2010

4. Д.Колпакова, В.Суслова, «Был город – фронт, была блокада», Ленинград: «Детская литература», 1984

5. В.Плешак «Парад Победы», сборник, Ленинград: «Детская литература»1984 год.

6. Ю.Дмитриев «Города – герои. Ленинград», М.: издательство «Малыш», 1970

Используемые аудиозаписи

 1. «60 лет Великой Победы», СПб, ООО «Ник и компания», CD, 2005

 2. «Лондонский филармонический оркестр», AGUARIS, CD,2000

 3. П.И. Чайковский «Времена  года», аудиокассета, «ТВИК», 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ о блокаде Ленинграда детям старшего дошкольного возраста (с использованием иллюстраций альбома «27 января 1944 года День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»)

Цель:-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.Задачи:- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;- формировать любовь к родному городу;-...

Блокада Совместная деятельность с детьми подготовительной группы (ко Дню снятия Блокады Ленинграда)

Данный материал создан с целью расширить представление дошкольников о ВОВ, о трагической странице в истории страны и родного города, о героизме защитников Ленинграда.Он  объясняет понятие "Блокад...

Презентация "Блокада Ленинграда" к занятию " Снятие блокады Ленинграда"

Презентация полностью раскрывает всю тяжесть и горе жителей Ленинграда. Дети смогут прочувствовать переживания за жизнь людей, гордость за стойкость и героизм не только взрослых. но и детей, работающи...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"

Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др....

"ДЕТЯМ О БЛОКАДЕ ЛЕНИНГРАДА" - к 75-летию снятия блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

  27 января исполнилось 75 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества длилась 871 день. В в...