Главные вкладки

    Конспект занятия к дню снятия блокады Ленинграда для подготовительной группы "Блокада Ленинграда"
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Сидорова О.А.

    Материал может быть использован на занятиях по познавательному развитию, при проведении досуга по данной теме и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detyam_o_blokade_leningrada.docx22.51 КБ

    Предварительный просмотр:

     О блокаде Ленинграда детям.

    Конспект беседы с детьми подготовительной группы.

    Цель: воспитание патриотизма и любви к истории родного города.

            Для всех жителей нашего города, ныне называющегося Санкт-Петербург, 29 января - это памятная дата, великая дата. В этот день в далекий 1944 год была снята блокада Ленинграда, так назывался в то время Санкт-Петербург. Шла Великая Отечественная война, война с фашистами. Фашисты хотели захватить весь мир, сделать рабами многие национальности, чтобы они служили немцам, а некоторые национальности они хотели истребить, т.е. убить. Это страшно!

            Немцы хотели захватить Ленинград и думали, что им это легко удастся. Но встретили яростное сопротивление. Тогда Ленинград был взят в блокаду.

    - Ребята, как вы понимаете, что такое блокада? (Ответы детей.)

            Да, блокада – это кольцо своего рода. Город был окружен со всех сторон, так, что в него было не попасть нашим людям и не выйти из него. (Слайд 2,3)

            Ленинградцы были отрезаны от всего. Они практически не могли получить помощи от своих. Единственной связью с остальной землей было Ладожское озеро и зимой, когда оно замерзало, отважные воины, водители машин спасали ленинградцев от голодной смерти. Дорогу эту назвали Дорогой жизни. Много машин провалилось под лёд или было подбито фашастами.  (Слайды 4,5) Но продолжали доставлять в блокадный Ленинград пропитание и эвакуировать детей, женщин, больных. (Уточнение слова «эвакуировать».) В память и благодарность всем не пережившим блокаду и всем кто там сражался есть памятник. (Слайд 6,7)  Наши войска продолжали сражаться за Ленинград и продолжать сражаться за всю нашу страну. Блокада Ленинграда продолжалась почти 900 дней! Это очень долго – более 2х лет! Люди стойко переносили холод, голод, трудности. Взрослые работали, дети, несмотря на обстрелы, учились. Еды не хватало. Хлеба было положено детям 125 гр (слайд 8) Это вот столько…(нагляный показ). Многие из вас съедают столько за раз, помимо другого множества еды. Ленинградские дети должны были растянуть этот кусочек на весь день и могло больше ничего не быть из еды. Да и этот хлебушек был не такой как наш с вами.

    125 гр в день черного по цвету и горького на вкус хлеба. 50% муки, остальное – бумага, клей, целлюлоза (т.е. бумага) и жмых (выжимки чего-то).

                    Многие дети остались без родителей. Их собирали и отправляли в детские дома – приюты. (Слайд 9,10)

            Дети перестали быть детьми в это жуткое время. Они вместе со взрослыми тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы после бомбежек, работали в госпиталях и на заводах. Специально для них делались маленькие скамейки-подставки, чтобы ребята могли доставать до станков. Школьники, действительно, сыграли важную роль. Мальчишки и девчонки тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках. Те, кто был помладше, отстаивали очереди за хлебом. Ребята, несмотря на морозы, носили ведра воды из прорубей на Неве, потому что водопровод не работал, также не было ни электричества (света) и тепла в квартирах.(Слайд 11) Люди были обессилены, но выживали благодаря помощи друг другу и вере в победу наших войск. Благородные и добрые мальчики прятали недоеденный сухарь в кармане и подкармливали своих младших сестер и братьев. Те, в свою очередь, делали тоже самое, только по отношению к совсем малышам.

            К сожалению много ленинградцев не дожили до радостного дня снятия блокады. Большинство умерло даже не от бомбежек немцев, а от голода и холода. Мы должно помнить об этом! Это страшно! Но благодаря этим смелым людям наш город был сохранен, а не отдан на растерзание фашистам. Принято чтить помять погибших минутой молчания. …

    Ребята, мы с вами разучили песню о ленинградцах. Давайте, в память о тех смелых людях исполним её.

    (Исполнение песни «Ленинградцы»)

            Также написано много книг об этих суровых годах. Читая их мы лучше можем понять, что люди пережили, мы скорбим, иногда плачем и помним об их подвиге.

    (Слайд 12) Юрий Герман. «Вот как это было»

            Маленький Мишка живёт в Ленинграде. Предельно просто, по-детски непосредственно он описывает свою жизнь. Вот папа, он пожарный. Почему-то он не носит форму дома, и друзья во дворе не верят мальчику, когда тот рассказывает об отце. Вот мама, она учится на курсах противовоздушной обороны, и в тетрадке у неё нарисованы бомбы, и Мишка однажды пририсовал к ним огонь. Вот перекрёсток, где стоит Мишкин дом, через дорогу – школа, а на перекрёстке – милиционер, Иван Фёдорович, который козыряет мальчику каждый раз, когда тот отправляется учиться.

    Всё привычно, всё просто, незыблемо и хорошо, как и должно быть в мире ребёнка. Есть те, кто его любит, есть привычные вещи, есть порядок, который нужно соблюдать. И в этот тёплый и спокойный мир врывается война.

    А Мишка лежит в больнице, лечится от скарлатины. А потом его ранит осколком, и, очнувшись, он обнаруживает себя в другой палате, а рядом – военного лётчика, который, по иронии судьбы, тоже лечился от этой детской болезни.

     «Фашисты в нашу детскую больницу бомбу с самолёта сбросили. Пробила она потолок, пол и угодила в бомбоубежище.

    Поранило, говорит, кое-кого.

    Рассказал и отвернулся.

    Я стал спрашивать, кого поранило; он молчал, молчал, потом ответил:

    – Нас с тобой.

    – А ещё?

    Молчит.

    – Где же все остальные? – спрашиваю.

    Молчит.

    Потом поднялся и стал ходить. Никогда я не думал, что может человек столько по комнате ходить из угла в угол…»

    «Вот и кончилось твоё детство, Мишка», – грустно резюмирует мама, когда он выходит с костылём из госпиталя. Но Мишка – ребёнок, мыслит и чувствует он как ребёнок. Смотрит из окна на знакомый перекрёсток – и думает о том, как он изменился. В школе теперь госпиталь, на крыше дома стоят зенитки, не ходят троллейбусы. А мама и папа становятся такими повседневными героями.

    Мама обезвреживает бомбы, ежедневно рискуя собой, обессилевший от голода папа тушит пожары. А исхудавшие и ослабевшие ребята – Мишка, его друг Геня с сестрой Леночкой – отправляются в госпиталь, чтобы устроить концерт раненым бойцам.

    Голодные дети думают не о себе, осознают, что кому-то ещё хуже, и помогают, и преодолевают себя

    Это кажется удивительным сегодня: голодные дети, которые думают не о себе, которые осознают, что кому-то ещё хуже, и помогают, и преодолевают себя. Но это так – через все книги, посвящённые Ленинградской блокаде, переходит эта мысль: я должен терпеть ради общего дела, я должен помочь, потому что тому, кто рядом, хуже. Мишка рассказывает о школе, о том, как трудно было учиться, как постоянно хотелось есть, какое стихотворение написал один из учеников:

    Над Ленинградом нависла блокада.
    Мороз крепчает. На улице ни души.
    В это время в школах Ленинграда
    Сидят ученики, стиснув карандаши.
    Лица опухшие, руки иззябшие –
    Плохо слушать урок.
    Уши отмёрзли. Но не сдаются ребята,
    А с ними и их педагог.

    А финал у книги самый что ни на есть счастливый. Освобождённый Ленинград, марширующие по проспектам полки, ликующие горожане. Только вот пережитое никуда не делось – затаилось навсегда в этом рано повзрослевшем мальчишке.

             Мы с вами говорим о тех страшных событиях, чтобы почтить память всех погибших и сражавшихся за наш город. Мы им благодарны за мирную жизнь! Мы не хотим больше войны! Белый голубь считается символом мира и я вам предлагаю изготовить белых птичек (сдайд 13) и прикрепить их на мирное голубое небо.

    Изготовление птичек в технике оригами под руководством воспитателя и прикрепление к голубому листу.

    https://pravoslavie.ru/121959.html       книги о блокаде

    https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/chto-takoe-blokada-leningrada-dlya-detej.html

    https://zen.yandex.ru/media/id/5c8f530909148900b5c9009c/malenkie-jiteli-blokadnogo-leningrada-5ca89b5590e0af00b4b14ef4

    https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/detyam-o-voyne-1941-1945-dlya-detskogo-sada.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда "900 дней" (подготовительная группа)

    Конспект помогает в доступной для детей форме рассказать о страшных днях блокады Ленинграда....

    Открытое занятие, посвященное полному снятию блокады Ленинграда

    сценарий открытого занятия,презентация "Посвящение",презентация мой гррод,(презентации не закачиваются, пишите stratienko3@gmail.com...

    Никто не забыт, ничто не забыто! Сценарий праздника, посвященный дню полного снятия блокады Ленинграда. Для подготовительной группы.

    Никто не забыт, ничто не забыто! Сценарий праздника, посвященный дню полного снятия блокады Ленинграда. Для подготовительной группы....

    Отчёт о проведении занятий, посвящённых Дню снятия Блокады Ленинграда. В подготовительной группе «Радуга»

    Блокада Ленинграда - один из трагических периодов в истории Великой Отечественной войны. Для старшего поколения, которое носит в себе эти  воспоминания, это часть жизни, которое они никогда не за...

    Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда.

    Конспект ко дню снятия блокады Ленинграда....

    Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

    Конспект занятия ко дню снятия блокады Ленинграда в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ЗПР), дополненный визуальными и звуковыми материалами (презентацией). Из-за невозможности разм...

    План – конспект тематического занятия, посвященного Дню снятия БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА «НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!» для старшего дошкольного возраста.

    Сценарий вечера досуга или тематического занятия на тему "Блокада Ленинграда", подходит для детей старшей и подготовительной группы. В процессе занятия включены музыкальные номера и стихи, а...