Использование национальных традиций в практике работы кружка «Сяткине» (выступление на педсовете)
консультация по теме

Дёмина Ольга Васильевна

методические материалы для воспитателей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование национальных традиций в практике работы кружка  «Сяткине»

(выступление на педсовете)

 Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культурообразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса ребенка играет приобретение знаний по национальной культуре. О какой гармонии развития личности может идти речь, если человек, будущий взрослый член общества, забыл свои исторические корни, национальную культуру. И даже если этот  человек  другой национальности, но живет на этой земле, я думаю ему просто необходимо знать, кем и чем славится этот край.

 Роль детского сада в этом многотрудном и длительном процессе особенно велика. Именно до школы необходимо  начать изучение языка, фольклора, национальной литературы и искусства, закладывая тем самым основу духовной культуры.

Я думаю, воспитывать у детей интерес и любовь к национальной культуре и традициям очень важно. Потому  что, во-первых, это познавательно, а во-вторых, интересно. И именно  с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. И пусть он не знает мордовского языка, но видит иллюстрацию, замечает там девочку в красивом платье с необычным орнаментом. Ребенок сравнивает свою одежду  с  её одеждой и обязательно у него созревает  познавательный интерес.

Интерес к национальной культуре воспитывается не только во время занятий. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наметилась тенденция обучения детей мордовским языкам.

В нашем детском саду создан  кружок «Сяткине» по обучению детей мордовскому языку. Главной целью является:

- обучение мордовскому языку;

- познание национальных традиций;

-изучение культуры мордовского народа.

В нем занимаются не только дети мордвы, но и других национальностей, желающих изучать мордовский язык.

В кружковой работе используется программа А. И. Исайкиной «Обучение мордовским (мокшанскому, эрьзянскому) языкам в ДОУ  Республики Мордовия», а также программу «Валдоня», написанную авторским коллективом МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

Начинается обучение с воспитания устойчивого интереса к языку. Ведь то, что интересно усваивается лучше, прочнее и глубже. Я считаю, что этому способствует игра, создание игровых ситуаций. Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, я в своей кружковой работе уделяю большое внимание и время на небольшие инсценировки сказок «Колобок», «Репка», «Теремок» с использованием кукол, масок.  Дети любят изображать сказочных героев, которые говорят по-мордовски. Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомление, а многократное повторение в различных вариантах запечатлеется в памяти.

Народные праздники мордвы были тесным образом связаны со всем укладом её жизни. Они привлекали людей не только своим  магическим, утилитарным назначением, но и зрелищностью, интересом к определенному сюжетному ходу и, конечно, желание каждого человека повеселиться, показать свои исполнительские способности  в индивидуальных и массовых плясках, хороводах и песнях. Общая радость, веселье вызывает у ребенка  уважение, любовь к своей малой родине и гордость за историю своего родного края.

Проводя работу  в данном направлении, я могу определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины.

Конечно, некоторые традиции видоизменяются, пополняются новым содержанием, а в других случаях исчезают совсем или  заменяются другими. Наша задача сейчас, чтобы люди помнили о традициях своего народа.

Итак, культура мордвы не должна являться мертвым историческим наследством или только предметом изучения. Она должна представлять  собой живую действительность, часть целостной системы культуры. Именно традиционная народная культура придает специфические черты культуре всего этноса  и служит укреплению его национального самосознания. Поэтому на сегодняшний день возрождение и развитие черт народной культуры просто необходимо. Ведь, чем сильнее связи людей с родной землей и природой, со своим прошлым и с культурным наследством, тем шире и сильней их привязанность к Родине.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособие по использованию дыхательной гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.

В этом методическом пособии собраны и переработаны различные комплексы и упражнения по дыхательной гимнастике,а так же упражнения на расслабление с сосредоточением на дыхании....

Использование национально-регионального компонента в работе с детьми

Использование национально-регионалного компонента в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ (из опыта работы)

В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере, что и побудило меня к проведению целенаправленной работы по воспитанию детей на матер...

Роль инновационной деятельности в работе современного педагога (выступление на педсовете)

Будущее России, наши успехи зависят от образования.Путь развития к 2020 году определён – это инновации.В.В.Путин...

"Личностно-ориентированная технология в работе с дошкольниками" Выступление на педсовете

Личностно-ориентированная технология - это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему ...

Презентация "Формы работы с семьей". Выступление на педсовете

Мастер-класс как форма работы с родителями. Презентация-отчет...

"Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы).

quot;Использование здоровьесберегающих технологий в практике работы музыкального руководителя" (Опыт работы)....