«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»
статья (младшая группа) на тему

Тимофеева Надежда Анатольевна

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nravst-patriot.vospitanie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 Фрунзенского района

Статья

Тема: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Воспитатель I квалификационной категории

Чубко Надежда Анатольевна

Город Санкт-Петербург

Теме: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» я уделяю особое внимание не случайно, так как считаю, что на сегодняшний день это одно из самых важнейших направлений образовательной политики, что и подтверждает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 год», поэтому, начиная с 2009 года, я углублено работаю над этой темой.

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • учить детей ориентироваться в природной среде обитания используя краеведческий принцип образования дошкольников;
  • приобщать детей к духовно – нравственным традициям русского народа.

 Воспитательные:

  • зажечь искорку любви и интереса к жизни своего народа в разное историческое время, к его истории, природе, к возрождению национальной культуры России;
  • воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважения к семейным традициям;
  • формировать чувство толерантности – уважения к другим народам, их традициям;

   Развивающие:

  • Развивать у дошкольников интеллект, образно – наглядное мышление, творческие способности, навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Эти задачи я решаю через все виды деятельности: на занятиях, в игре, в труде, в быту. Так как нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, которые начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому я, прежде всего, наладила тесный контакт с родителями своих воспитанников, беседуя с которыми я пришла к выводу, что в современных условиях стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. И именно сегодня, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как  род, родство, Родина. А любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Воспитывая детей на событиях тесно связанных с историей родного края, с его природой, культурой, бытом людей живущих рядом, мы тем самым, формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости за свой край.

На протяжении всего пребывания воспитанников в детском саду, я формировала у них потребность в использовании национального фольклора в повседневной жизнедеятельности. Начиная с младшего возраста, я использовала в своей работе фольклор во всех режимных моментах, до сих пор пою им колыбельные песни во время укладывания спать. И уже сейчас мои воспитанники поют их своим младшим братишкам и сестренкам, что приятно удивляет и радует их родителей. Присутствуя на фольклорных праздниках, дети слушают русские народные песни, очень любят играть в русские народные игры, с удовольствием водят хороводы, поют народные песни в свободной деятельности.

Работая над решением этих задач я создала в своей группе такую предметно – развивающую среду, которая определяется особенностями личностно – ориентированной модели воспитания. В своей работе с детьми я придерживаюсь положения: «не рядом», «не над», «а вместе!», цель которого - содействовать становлению ребенка как личности.

Я не являюсь сторонником использования в группах тематических зон, имеющих своим наполнением содержание определенной игры («Больница», «Театр», «Уголок ряжения»), так как считаю, что стабильная пространственная локализация таких уголков мешают детскому воображению выйти за рамки заданной темы. А дети старшего возраста уже отдают предпочтение реальному миру и не принимают организованного игрового пространства. В этом возрасте игра, как процесс, развивающие творческие способности ребенка, начинается с моделирования им ситуации по выбранному сценарию, с момента наделения определенными качествами, нужными для игры, предметов, до этого этими качествами не обладавших. Именно само моделирование игровой ситуации и является для ребенка главным фактором его творчества. Поэтому в нашей группе преобладают игры и игрушки динамического, вариабельного, многофункционального характера, а также множество разнообразных предметов- заменителей: природного материала, обрезка тканей, меха, веревочек, картона, бумаги, пуговиц, камешков и т. д., которые обладают наиболее развивающим эффектом и позволяют ребенку активно манипулировать ими, стремительно меняя сюжет игры, причем без особых материальных затрат. Все эти игры, игрушки, предметы хранятся в доступных местах и любой ребенок в любое время может свободно взять все, что ему нужно, не обращаясь за помощью к воспитателю. Поэтому я и  учитываю условия, стимулирующие творческую активность дошкольника, а именно:

  • возможность манипуляции с предметами и изменение пространства по своему желанию и потребности.

В нашей группе отсутствуют преграды в отношении спонтанности и инициативы воспитанникам: если по ходу игры им надо отгородить нужное им пространство, они свободно могут использовать для этого имеющийся в нашей группе крупный строительный материал, или детскую мебель, располагая все это так как им подсказывает их фантазия. Так же охотно дети используют для этих целей ширму и стойки, материал с которых может одновременно служить как занавесом, так и покрывалом и нарядом для артистов - в зависимости от развития сюжета. Для детей в группе созданы такие психологические условия, благодаря которым у них формируется чувство внутренней безопасности и свободы за счет поддержки педагогом их творческих начинаний. Я даю своим детям возможность участвовать в организации и оформлении предметно-пространственной среды своей групповой комнаты. В течение дня дети рисуют замечательные рисунки, делают поделки, чертят схемы и планы, под впечатлением от услышанного от воспитателя или общения со сверстниками, они  приносят  их  из дома  с целью порадовать своих товарищей или воспитателей. И чтобы этот замечательный душевный порыв не иссяк, мы с детьми решили размещать плоды этого творчества на свободной стене в спальне. И теперь наши глаза постоянно радуют яркие рисунки детей, выполненные со старанием и любовью.

Каждое свое занятие я провожу в форме игры, соединяя «Дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка», и тогда я уверена, играя, дети не только многому обучатся, не только сохранят свое здоровье, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интерес и выполнять её с желанием, то есть со стремлением  к качеству.

 В каждом занятии я поддерживаю атмосферу постоянного поиска, создаю ситуации, побуждающие детей к творческому решению проблемы, предоставляю им возможность различных решений предложенной проблемы.

Выполняя задания, дети постоянно двигаются, многократно меняя место  выполнения, обязательным элементом каждого занятия являются физминутки, позволяющие детям снять напряжение, если таковое имелось, или переключиться с одного вида деятельности на другой, что и позволило мне добиться в образовательной деятельности высоких и стабильных результатов.

По результатам  диагностик  

2009 – 2010 учебном году показатель высокого уровня составил 27%, среднего 30% - младшая группа.

2010 – 2011 учебном году соответственно 30% и 32% - средняя группа.

2011– 2012 учебном году 64% и 29% - старшая группа.

2012– 2013(февраль) учебном году 88,6% и 9,7% - подготовительная группа.

Свободная деятельность детей моей группы осуществляется с большой двигательной активностью. Обязательной частью прогулок является подвижная игра. Также для укрепления здоровья своих воспитанников я обязательно использую закаливающие процедуры: утренняя гимнастика и гимнастика после сна, в которую органично входят рефлекторные дорожки разных видов. Они позволяют повышать устойчивость организма ребенка к погоде и воздушной среде, укреплять организм и его иммунную систему. В течение дня  несколько раз я разрешаю детям ходить по группе в одних носках, чтобы дать возможность ножкам «подышать», отдохнуть от обуви. В младших группах во время сна мы использовали ароматерапию,  в зимнее время обязательно включаем в меню детей лук и чеснок, поим детей травяными чаями, мажем носики оксолиновой мазью. Эта систематическая работа привела к снижению заболеваемости.

В 2009 – 2010 уч. году с 45% в начале учебного года до 30% в конце.

В 2010 – 2011 уч. году соответственно с 32% до 28%.

В 2011 – 2012 уч. году с 24,6% до 14%.

В 2012 – 2013(февраль) уч. году с 16% до 8%.

Будучи убежденной, в том, что большое влияние на становление ребёнка оказывает его семейное окружение, с первых дней пребывания ребёнка в ДОУ я  налаживала тесный контакт с родителями своих воспитанников, что позволило  решать сразу несколько задач для становления ребёнка как личности:

  • развитие детского доверия к миру;
  • чувство радости существования;
  • формирование начал личности;
  • развитие индивидуальности ребёнка.

Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Девизом группы являются слова : «Родитель в группе не гость, а полноправный член коллектива»

В группе проводится планомерная работа с родителями, подчинённая единой цели – созданию единого образовательного и воспитательного пространства «детский сад – семья».

При этом решаются следующие задачи:

  • повышение педагогической компетентности родителей;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • приобщение родителей  к участию в жизни группы через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

В работе с родителями  используются различные методы:

  • целенаправленные наблюдения за детьми и родителями;
  • составление характеристик на детей;
  • педагогические беседы с родителями (индивидуальные, групповые, общие);
  • опросные методы (анкеты, тесты);
  • индивидуальные консультации;
  • дни открытых целевые посещения детей в семье;
  • дверей;
  • ролевые игры с родителями;
  • использование информационных стендов, папок-передвижек, библиотечек для родителей.

Взаимодействуя с родителями я работаю в тесном контакте с узкими специалистами ДОУ: психологом, логопедом, инструкторами по физкультуре, музыкальными руководителями, медицинскими работниками, которые помогают мне моделировать программы занятий с родителями, составлять планы взаимодействия с ними, учитывая их интересы и потребности. Совместно со специалистами приобщаю родителей к самостоятельному чтению литературы по семейному воспитанию, что помогает решать многие негативные проблемы воспитания детей.

Участие родителей в жизни детского сада помогает им ближе увидеть мир с позиции ребёнка, позволяет преодолеть авторитаризм и относиться к ребёнку, как к равному; заметить изменения в развитии своего ребёнка и понять, что не следует сравнивать его с другими детьми; знать сильные и слабые стороны своего ребёнка, учитывать их, радоваться личному росту сына или дочери; установить доверительные отношения с ребёнком, проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Выстраивая таким образом совместную деятельность с родителями воспитанников мне  удалось  достичь следующих результатов:

  • установлены партнёрские и доверительные отношения  с родителями;
  • родители проявляют искреннюю заинтересованность жизнью ребёнка в детском саду;
  • принимают активное участие в жизни группы и детского сада;
  • являются активными партнёрами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям;
  • оказывают финансовую поддержку в создании предметно-развивающей среды группы.

Все это способствует созданию единого пространства для нормального развития ребёнка.

Подводя итоги своей педагогической деятельности, я могу сказать, что образовательные задачи мной решены на высоком уровне, что подтверждается результатами диагностик, решая воспитательные задачи, я старалась научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике –  труду любви, умению трудиться душой.  Глядя на них сегодня, я уверена – мне это удалось. Я уверена в том, что как бы ни сложилась их жизнь, каждый из них станет настоящей ЛИЧНОСТЬЮ.

Свой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников я предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги.