Авторская разработка педагогического мероприятия старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" на тему "Любопытные козлики"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дастан Чимис Доржуевна

 Любопытные козлики.

Цель: познакомить детей с редкими животными - горными козлами (те- эри, чунма-кыс, анай) сравнивая с домашним животным – козой.

Образовательная задача: познакомить и расширить знания  детей о редких животных – горными козликами сравнивая домашним животным – козой.

Развивающая задача: развивать связную речь; память, воображение; обогащать словарный запас детей.

Воспитывающая задача: воспитывать интерес и любовь к природе родного края,  к редким  животным, которые  занесены в Красную книгу.

Интеграция образовательных областей: образовательная область чтение художественной литературы (чтение сказки «Волк и семеро козлят», «Козлик – медные рожки», казахская сказка «Легенда о злом охотнике», стихи и потешки про козлят); Образовательная область коммуникация (рассматривание картин, иллюстраций о домашних животных; беседа о редких животных родного края)

Методы и приемы:

Наглядные методы - просмотр слайдов,  картинок.

 Практические методы – упражнение для глаз, работа с карточкой-схемой, ритмические движения, метод сравнения.

 Словесные методы: пальчиковая гимнастика, отгадывание загадки.

Игровой метод:  пальчиковая игра.

Словарная работа: те, чунма, самец, самка, рысь, браконьерство.

Материалы: ТСО; демонстрационные материалы: плоскостное изображение козлика, карточки-схемы.

Раздаточные материалы: атрибуты.

Ход педагогического мероприятия:

I.                  Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть! У нас сегодня гости, давайте, поздороваемся,  вместе играя пальчиками.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга пальчиками.

II.               Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите и назовите, что находится под тканью (зеркало покрытое тканью). Я открою вам маленький секрет: это ворота в волшебный мир. Кто пройдет через них, тот окажется в волшебной стране. Сначала отгадаем загадку. Если справимся, зеркало пустит нас в волшебную страну. (зеркале висит загадка):

Загадка

Рогатый – не зверь, (Мыйыстыг  – ан эвес)

Бородатый – не старик, (Салдыг – ашак эвес)

Серьгами – не баба, (Сыргаларлыг – кадай эвес)

Парнокопытный – не корова!  (Дуюглуг – инек эвес) (Коза, козлик)

-  Правильно вы отгадали  (ткань падает с зеркала, педагог слегка сдергивает ткань с зеркала. Дети по одному подходят, смотрятся в зеркало и надевают  атрибуты. Таким образом, осуществляется «переход» в волшебный мир). Вот мы и превратились в маленьких, любопытных козлят и  отправимся в волшебный мир, где живут горные козлики.

- Дети вы должны по одному подходить, смотреться в зеркало и надеть «шапочки» и превратится в любопытных козликов. Итак, я предлагаю вам отправиться в путь. (Звучит музыка)

-  Пойдем по горным тропинкам, идти мы будем внимательно глядя под ноги. Путь начинается с мягкой «травки». Идем друг за другом, не мешая товарищам.

Упражнение «Сенсорная тропа»

Дети идут друг за другом, сначала по тропинке с мягкой поверхностью, затем с камешками, после через водопад «сухой душ».

Воспитатель:  В волшебном мире нас встречает козлик! Вот он, смотрите! Козлик очень любит бегать по скалам. Не двигая головой, проследите взглядом за движением козлика. Налево, направо, вверх, вниз (упражнение для глаз)

Просмотр слайда о горном козле.

1.     Это горный козел-внешне напоминает домашнего козла, отличаясь крупным, мускулистым телосложением. Самцов (те) легко узнать по бороде и массивным рогам. Дугообразные большие рога – грозное оружие. У самок (чунма) тоже рога, но они меньше.

2.     Питаются – травами, листьями деревьев, молодыми побегами кустарников. Зимой выживают за счет скудной травы на более солнечных склонах гор. При высоком снежном покрове животному приходится копать снег передними копытами, чтобы добраться до сухой травы.

3.     Горный козел – ловкое и сильное животное, движения его стремительны. Без особого труда они могут забраться на высокую скалу.

4.     Козлята горного козла и козы после рождения 3-4 дня они уже скачут по камням.

5.     Враги – серые волки,  рыси.

6.     Потенциальная опасность представляет – человек – это неконтролируемая охота и браконьерство.

 Физминутка -   музыкально-ритмические движения «Козлик»

1.     Козлик стоит на скале, гордо подняв голову (стоять на месте, подняв голову)

2.     Козлик смотрит налево, направо; (голову поворачивать налево и направо)

3.     Козлик готовится напасть на волка (пальцы ставить как рога)

4.     Козлик прыгает из камня в камень; (прыгать, ноги вместе)

5.     Козлик копает траву из-под снега; (движение, как копание ногами)

6.     Козлик трясет бородой (качает голову из стороны в сторону)

Воспитатель:  сказки вы знаете про козликов (Волк и семеро козлят; Козлик медные рожки и другие)

Казахская народная сказка Легенда о злом охотнике (Показ сказки…)

Жил когда-то давным-давно на свете искусный охотник, кормивший мясом диких животных все свое племя. За это люди были благодарны охотнику. Он с каждым разом приносил все больше и больше добычи. Однажды, охотясь на стадо диких куланов, охотник загорелся неутолимой жаждой крови и стал стрелять во все живое без разбору. Его друзья, не сумев остановить стрелка, в ужасе покинули его, а он в жестоком азарте продолжал убивать.

Когда охотник увидел белую хромую матку горного козла, он тут же погнался за ней, уверенный в легкой добыче. Но коза, как заговоренная, ускользала от его стрел, поднимаясь по скалам все выше и выше в горы и уводя охотника за собой.

Неожиданно она скрылась из виду, точно растворилась в воздухе, а охотник обнаружил себя на вершине высоченной горы, покрытой льдом. Спуститься с нее он не смог и вскоре погиб от голода и страха.

Люди же его племени рассеялись по всему миру, а местность эта до сих пор остается покинутой даже животными.

 Закрепление:

Мнемотехника

1.      Это коза.  Какое животное коза?  (домашнее животное)

2.     Почему вы думаете, что домашнее животное?  (потому что, живет около человека)

3.     Горный козел. Какое это животное?  (дикое животное) Почему? (горный козел живет в горах)

4.    Что нам дает коза?  (молоко, шерсть, мясо)

5.  Что мы должны делать, чтобы они не исчезли? (заботится, охранять)

- Песок у подножия гор, давайте греем песок руками (в песке зарыты картинки горного козлика и домашней козы)

- Вы нашли картинки? Давайте повторим: коза – домашнее, горный козлик – дикое животное.

- На этом путешествие любопытных козлят заканчивается. Давайте попрощаемся с волшебным миром горных козликов и вернемся назад домой, в свой детский сад.

Дети смотрят в зеркало и снимают атрибуты «До свидания!» и  выходят.

Расскажите, что вам запомнилось и понравилось?  (Ответы детей)

 

Литература:

1.     Белек-кыс М.М. Тыва уруглар ясли-садтарынга номчулга ному. – Кызыл-2001г.

2.     Вершинина С.Е., Деркунская В.А. Технология организации интегративной деятельности старших дошкольников.-М.-2013г

3.     Сборник методических разработок. – Кызыл-2010г.

4.     Янчук М.В. Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Волгоград, 2013г.

5.     Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. М, 2006 г.

6.     Интернет-ресурс.

7.     www.skazki.yaxy.ru ©®§¥