Авторская разработка педагогического мероприятия в старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) тема "Веселые путешественники"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дастан Чимис Доржуевна

«Веселые путешественники»

Задачи:

Образовательные - Расширить представления детей о малой родине-Тыве. Познакомить детей самой высокой горой Монгун-Тайга, с  редким животным-яком, который занесен в Красную Книгу Тывы.

Развивающие - Развивать мелкую моторику руки детей; поднять интерес к камням, сенсорные ощущения, умения обследовать камни, шишки. Называть их свойства и особенности (гладкий, неровный, твердый, тяжелый, шероховатый, легкий).

Воспитательные – Воспитывать бережное отношение к природе и к животным. Прививать любовь ко всему живому.

Оборудование: ТСО, фотографии, аудиозапись, атрибуты, карта Республики Тыва, Красная книга. Для опыта – шишки, камни, банка с водой.

Методы: наглядный – показ картин иллюстраций, слайды; словесный – беседа, художественное слово; практический, игровой метод - игровая ритмика, ритмические движения.

Словарная работа: Красная книга, як, ледник.

Предварительная работа: подготовить слайды, фотографии, фонограммы, беседа, рассматривание картины, фото яка, горы на экране.

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Очень рада вас видеть. Меня зовут Чимис Доржуевна, я приехала из самого далекого села Мугур-Аксы.  (Показываю на карте Республики Тыва, показывает ребенок).

Мы находимся в городе Кызыле, из Кызыла отправимся в далекое село Мугур-Аксы. Хотите отправиться в село Мугур-Аксы?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда, приглашаю вас отправиться вместе со мной в веселое путешествие.

Звучит музыка сыгыт-хоомей.

Воспитатель: Звучит волшебная музыка. Нам нужно найти волшебный сундучок. Давайте поищем вместе.

Дети ищут волшебный сундучок.

-Что это? (сундучок)

-Да, это не простой, а волшебный сундучок.

-Что может храниться в сундучке? (ответы детей)

-Волшебный сундучок поможет нам узнать интересные, удивительные вещи. А давайте, откроем его!

В сундучке находится картина горы Монгун-Тайга.

Рассматривание слайдов.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на экран, и поговорим о природе.

- Что вы видите на экране? (горы, снег на горах, деревья)

- Какая погода? (пасмурная, ясная)

- Лес какой? (зеленый)

- А как вы думаете, какое время года? (лето)

-А сейчас на улице какое время года? (весна)

Воспитатель: Монгун-Тайга самая высокая гора Тувы, поэтому на вершине горы, даже летом бывает снег. Потому что, на вершине горы очень холодно. Эти нетающие снега – ледники, по-тувински называется – менги.  Давайте все повторим: мен-ги. И это гора называется Монгун-Тайга. Все повторим: Мон-гун-Тай-га, в переводе Серебряная гора.

Вывод: Монгун-Тайга какая гора?

-Самая высокая гора Тувы.

-Теперь вы знаете, что в Туве есть такая гора Монгун-Тайга!

Воспитатель: Мы веселые путешественники, давайте немножко отдохнем, поиграем.

1. «Солнышко». Представьте, что вы – деревья. Деревья тянуться к солнышку. (Дети вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки, шевелят пальцами).

2. «Ветерок».  Подул ветерок, веточки и листики шевелятся и раскачиваются. (Дети раскачиваются, раскачивают вытянутые вверх руки вправо и влево)

3. «Весенний дождик» Пошел весенний дождик, и капли застучали по листикам и веточкам. (Дети встают друг за другом и пальцами похлопывают по спине впереди стоящего ребенка)

4. «Пожалеем!» Деревьям жалко друг друга (Дети поглаживают друг другу)

Звучит сыгыт-хоомей.

Воспитатель: Опять зовет нас волшебный сундучок, давайте посмотрим, что еще интересного приготовил нам на этот раз!

Дети найдут в сундучке камни и шишки.

Воспитатель: Что это, кто знает? (камень, шишки)

- Давайте, посмотрим  эти камни и шишки.

Опыт с камнями.

-Рассматриваем камни и сравниваем с шишками:

1.Сначала погладим камней, какие они? (гладкий, неровный, холодный)

2. А теперь погладим шишек, какие они? (шероховатые)

3. Теперь взвесим на руках, какие они? (камень-тяжелый, шишка-легкая)

4.Давайте, опустим камни и шишки в банку с водой и понаблюдаем: что случилось с камушками и шишками? (камни падают на дно, потому что они – тяжелые, а шишки плавают над водой, потому что они-легкие)

Вывод: Камни тяжелые, неровные, холодные. Шишки легкие, шероховатые.

Звучит сыгыт-хоомей.

-Посмотрим еще один сюрприз волшебного сундучка!

Достаем из сундучка картинку яка.

Знакомство с яком.

-На какое домашнее животное похоже? (корова). Это животное похоже на корову, но его зовет як, а по-тувински сарлык.

Як – домашнее животное. У него самая длинная «юбка» из длинных жестких волос, спускающих с боков, брюха и ног до самой земли. Яки живут высоких, снежных горах, как Монгун-Тайга, где дуют сильные холодные ветры, выпадают глубокие снега. Вот шерстяная «юбка» для защиты от холода.

Хвост у яка длинный и состоит из жестких волос. У яка высокая холка, а в голове огромные рога.

Як питается травой, зимой добывает из-под снега, разгребает копытами передних ног. Утоляет жажду снегом.

Работа со схемой.

1.     Як-домашнее животное (рисунок яка). Почему вы думаете, что домашнее животное? Потому что живет около человека (рисунок юрты).

2.      Як дает нам молоко, курут, ааржы (рисунок молоко в бутылке)

3.     Из шерсти яка люди вяжут теплые носки, коврики, (рисунок носков, ковриков)

4.     Як-редкое животное, поэтому должны его беречь и защитить (рисунок яка)

Игра «Яки»

-Давайте поиграем. Все превратимся в яков.

-Яки ходят гордо, медленно. Смотрят по сторонам (ходьба полуширокими шагами, руки перед грудью)

-Яки едят траву, разгребая копытами снег.

-Яки играют и бегают (легкий бег по кругу)

Рисование методом тычка.

-Ребята, давайте «оденем» яка. Чтобы «одеть» яка, мы воспользуемся необычным для рисования предметом-палочкой из поролона. Кончик палочки окунем в гуашь, а потом сделаем тычок о бумагу. Работаем аккуратно, красиво.

Работа детей.

-Ну вот, и подошло к концу наше путешествие. Давайте вернемся в детский сад.

Закрепление.

-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

-Кто запомнил самую высокую гору? (Монгун-Тайга)

-Что мы узнали из опыта? (камень – тяжелый, шишка-легкая)

-Как называется книга, которая занесены редкие животные? (Красная книга)

Итог.

-На занятии все активно играли, слушали, отвечали вопросы, молодцы!

Мне было очень приятно заниматься с вами.

-На память дарю вам эти фотографии яка, Монгун-Тайги.

 Спасибо! До свидания!

Литература

1.     Горбатенко О.Ф Физкультурно-оздоровительная работа. М-2008 г.

2.     Гризик Т.И «Познаю мир» М-2003г.

3.     Майнак С.О «Монгун-Тайгам, онзагай сен».

4.     Николаева С.Н Ознакомление дошкольников с неживой природой М-2000г

5.     Сосновский И.П «Редкие животные мира» М-1997г.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка педагогического мероприятия старшей группе. Образовательная область "Познавательное развитие" на тему "Любопытные козлики"

Любопытные козлики.Цель: познакомить детей с редкими животными - горными козлами (те- эри, чунма-кыс, анай) сравнивая с домашним животным – козой.Образовательная задача: познакомить и расширить ...

Авторская разработка педагогического мероприятия в образовательной области "Познавательное развитие" (познавательно-исследовательская деятельность в природе) в старшей группе на тему "Сарлык малым онзагай сен"

«Сарлык малым - онзагай сен»Ооредиглиг сорулгазы: Уругларнын торээн черинин ховар, онзагай малы- сарлык дугайында билиин калбартыры. Оон кижиге ажык –дузазын билиндирип, суттен кылган чемнерни, кежинд...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности по теме «Суда»

Конспект непосредственно образовательнойдеятельности  в старшей группеОбразовательная область: «Познание»(развитие познавательно-исследовательской ипродуктивной (конструктивной) деятельностипо ...

Монтазери О.Н. Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста//Актуальные проблемы научной мысли:сб.статей МНПК, 2014. - с.139-143

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности и основные задачи развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяет...

Педагогический проект по развитию познавательно-исследовательской организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

Педагогический проектпо развитию познавательно-исследовательскойорганизованной образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Молочная страна» в старшей группе.Вып...

Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...

Собственные методические разработки на тему: «Развитие познавательно- исследовательской продуктивной (конструктивной) деятельности»

Детское конструирование – это  продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой, дети моделируют конструкции разнообразных  объектов (дома, машины, мосты, елочные игрушки, по...