Практикум по воспитанию нравственных качеств личности и приобщения дошкольников к патриотическим ценностям
проект на тему

Мельникова  Ирина Владимировна

Обобщение опыта работы коллектива ДОУ по воспитанию и приобщению дошкольников к патриотическим ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot_5.doc239.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.4    Комплексные проекты патриотического воспитания

 подрастающего  поколения

Практикум   по  воспитанию нравственных качеств личности и приобщения дошкольников к  патриотическим  ценностям  

 «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца»  

                                                                                                     В. Сухомлинский.

      В современных условиях, когда происходят  изменения в жизни общества, одним  из направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.  Назрела  необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

     Воспитание чувство патриотизма так многогранно по содержанию, что не может быть определено в одном понятии. Оно оформляется и складывается постепенно в процессе накопления опыта, знаний и представлений об окружающем,   прививается семейными традициями, вырастает из любви к родному краю.  

      Это сложное чувство возникает  в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к  родным и близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования  нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.   В основе этого сложного нравственного  процесса лежит развитие чувств. Чувственно-нравственный  подход к содержанию обуславливает воспитание целостной личности  через интеграцию видов детской деятельности, через средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.   В детские годы формируются основные качества  личности человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка  человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.  Детство, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования  социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться?  Прежде, чем ребёнок будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен проникнуться, напитаться  чувствами. Восхищение просторами страны, ее красотами и богатствами возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.

           В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов   в системе  патриотического воспитания, реализация которых способствовала бы  качественному уровню   организации такой деятельности дошкольников. Коллектив нашего детского сада находится в постоянном поиске таких подходов.

 Комплексный практикум   по реализации воспитания нравственных качеств личности и приобщения дошкольников к  патриотическим  ценностям  в нашем учреждении  можно представить  в таблице.

Направления деятельности

 Моя Россия

Москва - столица

 Мой Кузбасс,

г. Новокузнецк

Спортивное движение

23 февраля

8 марта 

9 мая – День Победы

 Год,

Даты

Русские  традиции.

Народное творчество

События столицы, памятники, даты

 70-летие Кузбасса.

 История родного города 

 Олимпиады, ЧР,

Сочи -14, ЧМ

События

 События

2008-2009

Год Семьи

Год Молодежи

Выставки «Моя семья»,

«Моя родословная»

Развлечение

 «Собрал урожай  и плясать начинай!»

Целевые экскурсии в музей народного творчества

Экскурсии по городу.

Лекционные мероприятия «Есть такая профессия».

Составление макета микрорайона.

Знакомство с видами спорта, информирование о результатах игр. Выпуск газеты «Спортивная страничка»

Праздники «Лучший папа», «Магазин для мамы».

Соревнования « Я, папа и  мама – семья деловая».

Состязания,  праздники: «Смотр песни и строя»,

«Дети войны»

2010-2011

Год Учителя

Занятие по теме «Береза».

Колядки,  рождественские посиделки.

Пасхальные радости, Масленица

50-летие  полета в космическое пространство (поход в планетарий).

Ю.А. Гагарин - гражданин СССР

Совместные мероприятия «День Открытых Дверей»  

Поздравления жителей района с праздниками (открытки, листовки)

Целевые прогулки по городу, по темам

Спортивные соревнования.

 Праздники «Гимнастический вечер», «Игры народов мира»

Круглый стол

Групповые газеты

Праздники: «Про то, как Баба Яга внука в армию провожала»

 «Самая, самая – моя мамочка прекрасна»

Презентация «Отголоски военного времени»

Ежегодное участие

во Всероссийской акции «Георгиевская лента»

2012-2013

Год Истории

200-летие Бородинскому сражению

Литературная гостиная «О Пушкине А.С.»

Праздник

«Крапивные состязания», «Пусть всегда буду я!»,

 фольклорные вечеринки

Выставка  «Город – сад»

Создание фотоальбома «Их имена носят улицы города»

Турпоходы,

 Сезонные Малые Олимпийские Игры

Спортивная галерея  

(выставка фото олимпийцев)

Праздники

«Богатырские состязания»

«Состязания отважных»

 Марш-парад Акция «Бессмертный полк»

Создание альбома памяти «Наш Бессмертный полк»

  Содержание практикума призвано обеспечить воспитание у ребёнка дошкольного возраста гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям, государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ).  В процессе реализации  нравственно- патриотических ценностей  развиваются гуманные чувства, формируются дружеские чувства, коллективные взаимоотношения, создаются благоприятные условия для отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты.

Цель практикума. 

Воспитание  нравственных качеств личности  и  приобщение  к патриотическим общечеловеческим ценностям   детей дошкольного возраста.

Задачи практикума.

Моя Россия.  Москва – столица.

  • Прививать чувство гордости  за русский народ и уважения  к традициям русского народа, подвигам и достижениям людей.  
  • Воспитывать   чувство любви к Родине посредством воспевания и восхищения  красотой  её природы.  
  • Пропагандировать красоту, традиции, героизм людей, живущих в России.
  • Формировать активную жизненную и гражданскую  позицию.
  • Способствовать уважительному отношению к государственной символике (гимну, флагу, гербу РФ, столице).  Расширять словарный запас детей (держава, могучая, великая, достояние и т.д.).
  • Знакомить с элементами  русского  народного творчества, промысла и производства, как части исторического наследия и становления столицы.

Мой Кузбасс.   Мой город - Новокузнецк.

  • Знакомить с традициями Кузбасса, с людьми, героями и тружениками.
  • Воспитывать   чувство гордости за малую Родину,  город Новокузнецк, коллективизма, дружбы и взаимовыручки.
  • Прославлять родной край,  изучать и представлять его значимость.
  • Знакомить с элементами  местного   народного творчества, промысла и производства, как  этнического разнообразия  Кузбасса.
  • Обобщать знания о родном городе, его истории, людях и профессиях.

Спортивное движение.

  • Популяризировать Российский спорт, здоровый образ жизни и  занятия спортом.
  • Развивать  физические качества и способности, совершенствовать  физические возможности  детей.
  • Формировать знания о  разных  видах спорта.
  • Воспитывать  положительные  личностные качества (смелость, волю, силу,  дружелюбие,  стремление к достижениям целей).
  • Вызывать уважение  к спортсменам и желание быть похожими  на них.
  • Способствовать проявлению двигательных интересов средствами физической культуры, спорта и музыки.
  • Показывать важность физкультуры, спорта  и  значение их  в жизненных ситуациях.

23 февраля, 8 марта.

  • Расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину.
  • Знакомить с разными родами войск, боевой техникой.
  • Формировать гендерные представления, семейные ценности и традиции.
  • Развивать  у  мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.
  • Воспитывать у девочек уважение к мальчикам, как к будущим защитникам Родины.
  • Прививать  чувство уважение к девочкам, мамам, бабушкам, старшему поколению и старым людям.
  • Повышать статус семьи.
  • Развивать способность понимать эмоциональное состояние людей,  учить выражать свои мысли и чувства (испытывать эмоциональный отклик).

9 мая – День Победы.

  • Вызывать уважение и желание быть похожими на мужественных и готовых к подвигам воинов, защитников Родины.
  • Продолжать знакомить детей с историей страны, её героическим прошлым.
  • Прививать любовь к Родине и чувство гордости за свой народ.                 
  • Воспитывать чувства  уважения и  положительного отношения к ветеранам войны и труда.

    Традиционными мероприятиями в ДОУ остаются праздники, развлечения, досуги и вечера встреч.   Но и они предоставляют  возможности  для развития  личностных качеств  детей.  Ведь праздник – это направление совместной деятельности взрослых и детей, в ходе которой решаются задачи развития личности, доступными для ребёнка способами и средствами.  Создавая благоприятную эмоционально-чувственную атмосферу, обогащая жизнь детей запоминающимися впечатлениями, педагоги  используют эту  возможность пропаганды общечеловеческих ценностей  и воспитания нравственных качеств.  

  В  дошкольном возрасте  приобщение  к общечеловеческим ценностям происходит через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам,  через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности, через  нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое воспитание.  В процессе  разностороннего  комплексного взаимодействия  зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.  

  Привлечение родителей к проведению и подготовке  праздников, развлечений, вечеров встреч предоставляет большие возможности для развития общих  и индивидуальных способностей детей и формирования общественных навыков взаимодействия   детей, родителей и социума.   Родители  совместно с педагогами  участвуют в проведении прогулок и экскурсий с  целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств и т. д.   Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями принимают  участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны.  Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья:  любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная жизнедеятельность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.  Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Каждый дошкольник должен знать, что все близкие его трудятся, что государство оказывает помощь детям, больным и престарелым, что русские  люди не бросают друзей в беде.

      Педагоги использую продуктивные виды деятельности для развития чувственно-нравственных качеств в лепке, рисовании и  аппликации. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и создание фотоальбомов по темам: «Моя семья», «Наш город», «Дорога в детский сад», «Это наша Родина» формирует первые впечатления о родной  стране, природе,  людях.  Плетение венков из одуванчиков и кукол из травы во время проведения  организованной совместной деятельности «Весенние Гуляния» взывает у детей  большой эмоциональный отклик.  Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, посёлка. Изучать с детьми места, где они живут, ходят  по знакомым улицам, узнают, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу условиям детского сада и  позволяет обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни.  Дошкольники  знакомятся с городом, родной страной на целевых прогулках, экскурсиях,  которые будут интересны и полезны детям всех возрастов: «Праздничная улица», «Наш  город - сад», «Новый сквер». Воспитанники посещают с  интересом местную  картинную  галерею и выставки в Музее Искусств. В краеведческом музее для посещения выбираются  разделы: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края». Педагоги  и дети принимают участия в акциях, вручают Георгиевские  ленты всем  родителям, взрослым  на прилегающей территории, во время целевых прогулок.   Стало традицией поздравлять жителей микрорайона с праздниками. Дети оформляют  поздравительные открытки и развешивают их по домам с педагогами по микрорайону, где проживают и работают их родители. Такая совместная работа объединяет, сближает всех участников и дарит  им радость общения.

  Знакомство дошкольников с культурными истоками Кузбасса становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Педагоги  передают  детям культурные ценности прошлого и настоящего,  способствуют их познанию и сохранению, чтобы дети, узнавая  конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной край  является частью страны.  Воспитатели так организовывают  пополнение материала  и наблюдение окружающей действительности о родном крае, что вызывают у детей интерес,  чувство гордости, уважение к жителям и труду Кузбасса.

Учет  особенностей  детей с ограничением здоровья важен при отборе форм и методов работы с воспитанниками  нашего учреждения. Они всегда готовы откликнуться (эмоционально) на все окружающее, новое в жизни, что может преподнести педагог, предавая  эмоциональной окраске каждое путешествие в окружающий мир.

   Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому наследию. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.   Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство  с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором России и Кузбасса. Педагоги поставили задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, организованная  совместная деятельность, участие в обрядах,  хороводах, прослушивание народной музыки и обучение игре на народных инструментах.

   Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств  дошкольников  является  игра. Игра, начатая детьми после наблюдения,  под влиянием понравившегося им художественного произведения  или сюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задача педагогов - поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.  Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим  защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У детей появляется желание учиться метать в цель снежки, прыгать, подлезать под препятствия, бегать на лыжах на определённые дистанции, разбивать палатки, прятаться и т.п.  Проводимые туристические походы, марш-парады, Дни Здоровья, малые Олимпийские Игры, соревнования и эстафеты, игры народов мира способствуют формированию  положительных  личностных качеств.

 Дошкольники выполняют  постоянные поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём  этот труд действительно имеет реальную значимость для окружающих. Выращивают рассаду цветов в группах, высаживают их на участках, готовят клумбы для посадок, ухаживают за посадками -  всё это приучает детей  добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.  Детям  не безразлично то, что они делают, и   тем самым они чувствуют ответственность за своё дело и радость за  свой  труд на общественное благо. Дошкольники  принимают активное участие в защите природы: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и др. Формирование бережного отношения к природе сочетается с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).

  Так, в заключении можно отметить, что постепенно дошкольники воспринимают себя, как  частицу большого коллектива - детского сада, семьи, а затем и всей нашей страны. Поэтому педагоги, воспитывающие будущих граждан страны, формируют представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.  

После проделанной нами работы и получения отзывов, мы пришли к выводу, что   практикум дает положительный  результат в реализации воспитания нравственных качеств личности и приобщения дошкольников к  патриотическим  ценностям, зарождается тот фундамент, на котором будет построена  целая система патриотического воспитания подрастающего  поколения.

Литература.

  1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990
  2.  Государственная программа. - Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2002 годы. - Российская газета. 2001 год.  
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург,- 1999 год.
  4.  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005.

5. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. 2003.
6. Аронов А. Воспитываем патриотизм // Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.- С. 10-13.
7. Атоева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в детском саду. – 2001.- №5.
8.  Воспитание нравственных чувств у дошкольников. (Под ред. А.М. Виноградовой). – М., 1988
9.  Герб, флаг и гимн России: Изучение гос. Символов Рос. Федерации в школе: метод. Рекомендации / Сост. М.К. Антошин. – М.: Айрис-пресс, 2003.
10. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».- М.: АРКТИ, 2003. – (Развитие и воспитание дошкольников)
11. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание,2004.-№1/.-С.60-68.
12. Дурнина В. Воспитание интернациональных чувств в сюжетно-ролевой игре // Дошкольное воспитание,1983.-№8.-С.16-18.
13. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч, 2003.№6.-С.8-
14. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. – сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – (Развитие и воспитание дошкольника).
15. Кркуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.- (Развитие и воспитание)
16. Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. – М.: Педагогика, 1986.
17. Метечко А.А. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: опыт работы // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области. – Пермь, 2001.–С.52-65.

18. Социальная сеть работников образования htt:// nsportal.ru